КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г.В.Ф. Гегель 2 страница
И потом, не следует забывать, что «определение предмета науки - это, в сущности, определение диапазона и характера ее исследовательских задач»40, которое нельзя осуществить после научного познания. Предмет науки как целое никогда не становится предметом конкретного исследования; в начале конкретного исследования каждый раз определяется только предмет научного исследования, а не предмет науки в целом. С описанной точки зрения, думается, более точной является трактовка предмета всякой науки И.Д. Ковальченко, согласно которой это «определенная целостная совокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению, вовлечена в научно-познавательный процесс... (курсив мой. - М.Д.)»41. Таким образом, исходя из вышеизложенного, в указанной трактовке предмета науки («то, что мы знаем после научного познания») можно сделать существенную корректировку, а именно: «предмет науки - это то, что находится в процессе научного познания».
_____________________________ 33 См.: Грязное Б.С, Дынин Б.С, Никитин Е.П. Указ. соч. - С. 228.; 34 Несомненно, прав В.М. Сырых, когда он, не соглашаясь с высказанным в литературе мнением о том, что научный анализ «начинается не с непосредственно эмпирических данных социальной действительности, а с определенных абстракций, отражающих социальные явления, отдельные стороны действительности» (Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. -М„ 1965. - С. 74), пишет: «Отдельный познающий субъект имеет перед собой два компонента: объективную реальность и систему теоретических и эмпирических знаний, отражающих ее. Поэтому, чтобы субъект мог дать новые теоретические знания, он должен усвоить знания, полученные его предшественниками... Однако это вовсе не означает, что начало его познавательных актов находится в теоретических знаниях, а не в самом конкретном явлении...» (СырыхВ.М. Указ. соч. - С. 100). 35 См., например: Нерсесянц Б.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. - М., 1998. - С. 58. 36 Там же. 37 «Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 29. - С. 177). 38 Косарева Л.М. Указ. соч. - С. 129. 39 См.: Там же. - С. 128. По этому поводу ИЛ. Павлов писал: «...во всякий момент требуется известное общее представление о предмете,... для того чтобы было с чем двигаться вперед, для того чтобы было что предполагать для будущих изысканий. Такое предположение является необходимостью в научном деле» (Цит. по: Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996. -С. 17). 40 Ковальченко И.Д. Место истории в системе общественных наук // Вопросы истории. - 1987. - № 7. - С. 4. 41 Там же. Следовательно, в самом общем виде отличие предмета и объекта познания (науки) может быть сформулировано следующим образом: объект науки — это то, на что направлено научное познание; а предмет науки - это то, что познается, подлежит изучению, постоянно находится в процессе научного познания. Коль скоро предмет науки - это находящиеся в научном производстве, в процессе познания закономерности, существенные связи объекта науки, поэтому между ними (объектом и предметом науки) должно быть определенное соответствие42. На мой взгляд, предмет науки соотносится с объектом науки следующим образом. Во-первых, предмет науки находится в рамках объекта науки; предполагается соответствие контуров границ предметной области границ объекта. Здесь требуется одно уточнение. Если учесть уже отмеченное положение о том, что каждой науке, по меньшей мере, классу наук соответствует определенный системный объект, то становится неправомерной и некорректной в отношении данного класса наук первая часть распространенного в литературе утверждения о том, что несколько наук могут иметь общий объект познания, но каждая из них должна иметь свой предмет. Спрашивается, какой резон тогда выделять категорию «объект науки» в отношении данного класса наук? Кстати, так обычно поступают те ученые, для которых термины «объективная реальность» и «объект науки» равнозначны, и в этой связи необходимость выделения последней категории отпадает сама собой. Представляется, что корректное решение проблемы должно быть иным. Суть авторской позиции в общих чертах может быть изложена следующим образом. Если взять такие самые большие комплексы знаний (наук), как обществоведение и естествознание, то им будут соответствовать такие системные объекты, как общество и природа. Известно, что как в системе естествознания, так и в системе общественных наук выделяются общие и частные науки. Например, для обществоведения общими науками являются социальная философия, социология, психология, история и т.п., а частными - политология, правоведение, экономическая наука и т.п. Поскольку первые (общие общественные науки) изучают общие закономерности движения общества, постольку их объектом является общество в целом. Иначе дело обстоит с частными общественными науками. В этом случае очевидна условность высказывания о том, что все общественные науки изучают общество. Правда, общество постигается и экономической наукой, и политологией, и правоведением и т.д., но не целиком (соотношение обществоведения и этих наук подобно соотношению системы и ее подсистем), поэтому вряд ли можно говорить, что объектом каждой из этих наук является общество в целом. Применительно к указанным комплексным наукам правильнее говорить о специальных системных объектах - подсистемах общества. Поэтому о наличии собственных объектов познания указанных наук не должно быть сомнения. (На этом аспекте проблемы применительно к объекту правовой науки, вследствие его важности для настоящего исследования мы остановимся в следующем параграфе подробнее). Во-вторых, предмет науки не совпадает полностью с объектом науки в том смысле, что не охватывает его целиком; существуют отдельные закономерности, существенные связи объекта, не входящие в предмет науки (в субъектном смысле) на определенном этапе ее развития, но охватываемые предметом закономерности, существенные связи, не входящие в объект данной науки, невозможны; следовательно, в этом плане последний шире первого, а не наоборот43. Другой недостаток в связи с обсуждаемой проблемой, наблюдаемый в юридической литературе, да и в других отсеках обществознания, как уже отмечалось, является неразличение, замена или смешение объекта науки и объекта исследования, с одной стороны, предмета науки и предмета исследования - с другой; а в тех редких случаях, когда такое различение проводится, превалируют недостаточная четкость и неясность. Тем не менее такое разграничение имеет немаловажное значение. Поскольку любое конкретное исследование не в состоянии охватить объект (предмет) науки в целом44, постольку в нем (конкретном исследовании) формулировка объекта и предмета исследования - очень важный момент; от четкого установления этих компонентов зависит во многом успех проводимого исследования. Следует исходить из того, что объект и предмет науки и объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Объект научного исследования вычленяется из объекта науки, а предмет _______________________________ 42 Верно положение, отмеченное в философской литературе, что «одним из характерных моментов современного представления об объектах и предметах наук является их реальное, взаимообусловленное единство» (Чепиков М.Г. Указ. соч. - С. 114). 43 В этой связи нельзя согласиться с утверждением, что «предмет научного познания... шире реально существующего объекта» (см.: Козлов В.Л. Указ. соч. - С. 29). 44 «Субъект научного познания не только не может во всей полноте охватить объект своей познавательной деятельности, но и не стремится к этому. Не стремится потому, что задача науки - выявить существенное и закономерное в том классе реалий (или целостности), который выступает в качестве объекта данной науки», - пишет В.А. Демичев (Демичев ЯЛ. Указ, соч. - С. 130). научного исследования - из предмета науки. Поэтому на характеристику объекта и предмета исследования распространимы в известной степени общие характеристики соответственно объекта и предмета науки. Отсюда - объект научного исследования - это часть объекта науки (явление или процесс), порождающая проблемную ситуацию и избранная для конкретного исследования45; а предмет научного исследования -это выделенные аспекты и стороны в избранном для исследования объекте, их существенные, закономерные связи и отношения, заданные специфическим ракурсом рассмотрения объекта. Предмет исследования находится в границах объекта исследования, подобно тому, как предмет науки - в рамках объекта науки. Тем не менее, между объектом науки и объектом исследования, с одной стороны, предметом науки и предметом исследования - с другой, имеются различия. Во-первых, по отношению к целям и задачам научно-познавательной деятельности субъекта: если объект и предмет науки определяются исходя из цели и задачи научного познания в целом, то необходимость выделения объекта и предмета исследования помимо объекта и предмета науки связана с уточнением объекта и предмета научного познания применительно к целям и задачам конкретного исследования. Во-вторых, по степени зависимости от субъекта познания. Ведь от познающего субъекта зависит - быть или не быть чему-либо объектом и предметом конкретного исследования; иными словами, они несут на себе печать субъективности ученого в большей степени, чем объект и предмет науки, а в последних, наоборот, преобладает объективность. Вынужден это еще раз подчеркнуть, что свобода субъекта по выбору объекта и предмета науки относительна в силу детерминированности самой объективной реальности. Зависимость от субъекта исследования особенно характерна для предмета исследования, нежели для объекта его. (Этот момент сближает в известной степени понятие «предмет исследования» с понятием «предмет науки» в субъектном смысле). Видимо, и поэтому с одним и тем же объектом исследования может быть связано несколько различных предметов исследования. Практика научного исследования показывает, что по мере изменения задачи и средства исследования относительно одного и того же объекта исследования появляются и новые предметы исследования. При таком раскладе формируется категориальный ряд: объективная реальность - объект научного познания - предмет научного познания - объект научного исследования - предмет научного исследования - научное знание. Удельный вес зависимости от субъекта познания, т.е. «объективности» и «субъективности» в каждой из указанных категорий, начиная от объекта науки к предмету исследования, варьируется с некоторой долей условности, в порядке убывающей «объективности» и возрастающей «субъективности»: если в первых преобладает «объективность», то в последних - «субъективность». Итак, проведенный анализ, хотя и не может считаться исчерпывающим, поскольку нуждается в дальнейшей проработке, однако вполне приемлем и будет играть существенную роль для дальнейших построений в рамках настоящего исследования. В этой связи хотелось бы подчеркнуть особую важность выводов, сделанных в настоящем параграфе, о системности объекта познания и соответствии каждой комплексной общественной науке определенного системного объекта. Как уже было отмечено во вводной части работы, собственно исследовательское поле историко-правовая наука черпает из тех областей, к которым она принадлежит и примыкает, и прежде всего из правоведения. Дело в том, что фундаментальная проблема определения объекта и предмета в правоведении относится к числу наиболее дискуссионных, и по существу недостаточно разработана. Особенно своего решения ждет проблема так называемого дуализма ее объекта. Поэтому следующим шагом в исследовании явится более детальное рассмотрение именно этого ракурса проблемы.
2.1.2. Проблема так называемого дуализма объекта правовой науки в контексте системности объекта
Как известно, традиционный подход к предмету правовой науки исходит из дуализма государства и права. В данном случае речь идет прежде всего о двойственности объекта правовой науки46. Ученые-юристы, среди которых распространено мнение о такой двойственности, считают, что два объекта познания - государство и право – тесно взаимосвязаны между собой и функционируют в неразрывном единстве, и ______________________________ 45 Ср.: «Объектами, образующими онтологическую систему исследования, являются феномены, с которыми исследователь непосредственно имеет дело в процессе решения исследовательской задачи» (Ракитов А.И. К вопросу о структуре исторического исследования // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. - С 174). 46 Не следует смешивать дуализм объекта науки и дуалистическую концепцию, которая существует в качестве методологического подхода к вопросу о соотношении государства и права, наряду с этатистской, естественно-правовой, позитивистской, либерально-демократической (подробнее об этом см.: Гойман ЕМ. Соотношение права и государства // Общая теория права и государства / Под. ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд. - М., 1999. - С. 81-86). В то же время не нужно забывать, что в основе признания дуализма объекта правовой науки лежит дуалистическая концепция соотношения государства и права. нельзя постигнуть их, исследуя в отдельности, т.е. в рамках отдельных наук. По этой же причине существует единая отрасль науки, которая изучает их в неразрывном единстве47. Правда, на этот счет высказано и другое мцение, к сожалению, только на уровне учебных пособий по общей теории права48, пока еще не получившее своего научного обоснования и признания49. Концептуальное решение вопроса о дуализме объекта правовой науки имеет принципиальное методологическое значение не только для определения предмета правоведения, но также и для всей системы общественных наук, так как классификация общественных наук в настоящее время не столь совершенна. Яркое свидетельство тому - часто наблюдаемая в последнее время размытость граней указанных наук, особенно таких, как политология, государствоведение, правоведение и т.д.50 Это объясняется, во-первых, сложностью и многообразием самой социальной реальности, выступающей «в форме деятельности, где субъективное переходит в объективное»51, во-вторых, тем, что при классификации общественных наук, как подчеркивалось выше, преобладает субъективизм, объективному признаку не отводится должная роль, т.е. связи данных наук не выводятся из связей самих объектов научного познания. Решение указанной проблемы весьма важно и потому, что оно «поможет избежать, с одной стороны, распыления сил в процессе научных исследований, а с другой - их взаимной подмены, дублирования и известной неопределенности»52. Учитывая важность проблемы также для настоящего исследования, хотелось бы изложить свое видение данной проблемы, отличающееся от традиционного представления о дуализме объекта правовой науки. Правда, как уже было сказано, проблема, которая обсуждается здесь, вообще говоря, не нова53, но требует своего особого рассмотрения. При этом необходимо сразу же оговорить, что задача здесь будет ограничена, скорее всего, лишь анализом науковедческой стороны проблемы. Наука - это организованная система знаний об объективной реальности. Здесь налицо два начала: во-первых, объективное начало, поскольку наука есть система знаний об объективной реальности, т.е. объективно существующих объектах, во-вторых, субъективное начало, поскольку она - система знаний, организованная субъектом познания. Речь здесь должна идти, на мой взгляд, о лучшем способе сочетания этих двух начал с учетом определяющего значения объективного начала. Следуя очерченному в предыдущем параграфе пути, нужно отметить, что постулируемые там положения о том, что выделение объекта науки означает выделение отдельного образования объективной реальности как системы, что каждой науке, по меньшей мере, классу наук, точнее каждой комплексной общественной науке соответствует определенный системный объект, предполагают применение системного подхода и рассмотрение данной проблемы в контексте системности объекта. Этого требуют как процессы дифференциации и интеграции науки (в силу системности научного знания в основе этих процессов лежит именно системный подход), так и создания целостной картины мира.
______________________________ 47 С отрицательными последствиями подобного подхода на примере ис-торико-правовой науки читатель уже ознакомился в первом разделе настоящей работы. Искусственность подобного «брака» видна невооруженным глазом при ознакомлении с учебниками по теории государства и права, где «теория государства» и «теория права» составляют совершенно самостоятельные части; подобное положение характерно и для исследовательской практики. Указанный подход также приводил к отрицанию самостоятельности науки о государстве. 48 См., например: Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. - Н.-Новгород, 1993. - С. 37; Общая теория права. Учебник / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1996. - С. 4. 49 Отрадно, что, что в последнее время число сторонников самостоятельности предмета правовой науки заметно увеличивается (см, в частности: Обсуждение учебника по общей теории права // Государство и право. -1994. - № 5. - С 82-107). 50 Как справедливо отмечает В.В. Копейчиков, «неопределенность предмета науки никогда еще не повышала ее авторитета, эффективности ее выводов» (Копейчиков В.В. О предмете юридической науки и науки общей теории государства и права // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. - М., 1974. - С. 41). 51 Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. - С. 100. 52 Политология: Курс лекций / Под. ред. М.Н. Марченко. 2-е изд., пере-раб.идоп. -М., 1997.-С. 19. 53 Как неоднократно отмечалось, вопросы об объекте и предмете в юридической литературе относятся к разряду дискуссионных; интерес к ним со стороны ученых-правоведов никогда не ослабевал, а иногда, время от времени, указанные вопросы приобретали необычную остроту, впрочем, внимание уделялось в основном лишь предмету данной науки, а ее объект либо не рассматривался вообще, либо рассматривался поверхностно. Попытки обосновать идею самостоятельности предмета, главным образом теории права, а не правоведения в целом, предпринимались в некоторых работах, изданных в 1970-1980-х гг. См., напр.: Алексеев СС. Общая теория права. - В 2-х томах. - Т. I. - М, 1981. - С. 9-22; Явич Л.С. Общая теория права. - Л., 1976. - С. 4-19. Работы, где вопрос ставился в отношении правоведения в целом, являлись редкими исключениями: Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. - С. 42-63; Зиманов С.З. Правовая наука: сфера и предмет. -С. 42-49. Считаю своим долгом воздать должное в решении данной проблемы во многом удачной попытке, предпринятой С.З. Зимановым.
. Вопросы, связанные с теорией систем, достаточно широко освещены в философской литературе54. Опираясь на положения, отраженные в этих работах, можно в самом общем виде дать следующую характеристику системного объекта. Системный объект является таковым, если он обладает целостной, устойчивой структурой и может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие части - элементы, которые являются неразложимыми далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонентами системы. С другой стороны, под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложном комплексе, другими словами, понятие «элемент» берется как относительное. В зависимости от способа рассмотрения в одной и той же сложной системе могут выделяться в качестве ее элементов самые разные «единицы». Эти части, в свою очередь, как правило, обладают собственной структурой (части) и потому могут быть представлены как подсистемы исходной, большей системы. Выделенные, таким образом, подсистемы в свою очередь могут быть разбиты на подподсисте-мы второго и последующих уровней. Для системных объектов типична иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня. Причем внутри одной и той же системы можно выделить целый ряд связей. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы), так и по вертикали. Вертикальная структура предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней. Сверх того, система может быть понята как нечто целое лишь в соизмерении со средой - ее окружением. «Объект познания следует рассматривать как систему, функционирующую в среде и взаимодействующую с другими системами»55. Как известно, в рамках системных представлений были развиты два независимых подхода: системно-структурный (или просто структурный) и системно-функциональный (или просто функциональный)56. Первый из указанных подходов предполагает рассмотрение объекта путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов и раскрытием их закономерных связей. Как справедливо отмечает В.Г. Афанасьев, «чтобы составить целостное научное понятие об объективно существующей системе, недостаточно только вычленить и перечислить ее отдельные элементы, стороны. Важно раскрыть их внутреннюю закономерность, связь, взаимосвязь, выявить взаимодействия компонентов целого и отыскать адекватное ему логическое выражение»57. Главная роль в познании объекта как целого, его отношений и связей с окружающей средой принадлежит функциональному подходу. В философской литературе указанные достоинства функционального подхода характеризуются следующим образом: «В рамках функционального подхода система рассматривается исключительно с позиции ее внешнего аспекта. Теперь нас интересуют отношения системы как целого с другими, лежащими вне ее объектами, т.е. со средой»58. В другой работе тот же автор отмечает: «... функциональный подход с самого начала отказывается от принципа структурной замкнутости, стремясь поставить в центре внимания всю ту совокупность взаимосвязей, которая существует между выделенным предметом и остальной средой»59. Очерченные характеристики функционального подхода позволяют сделать вывод, что системные объекты, как бы они ни были взаимосвязаны, не только могут быть, но и должны исследоваться в отдельности. Следовательно, при таком раскладе системность объекта исключает его дуализм. _________________________________ 54 Более конкретные концепции системности разработаны А.А. Богдановым (тектология - 20-е годы) и Л. Берталанфи (общая теория систем - 50-е годы). По этой проблеме имеется огромное количество литературы. См., напр.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973; Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М., 1974; Уемое А.И. Системный подход и общая теория систем. - М., 1978; Афанасьев В.Г. 1) Системность и общество. -М,, 1980; 2) Общество: системность, познание и управление. - М., 1981; Аверьянов А.Н. Указ, соч.; Паньков А,Ф. 1) Теория развития систем и системная теория логики. - Кн. 1. - Пермь, 1993; 2) Теория развития систем и Логика. Системный метод. - Кн. 2. - Пермь, 1995; Могилевскип В.Д. Методология систем: вербальный подход. - М., 1999; ЦофнасА.Ю. Теория систем и теория познания. - Одесса, 1999 и др. 55 Могилевский В.Д. Указ. соч. - С. 5. 56 Особый интерес для настоящего исследования представляет конструкция системного исследования социального объекта, предложенная М.С Каганом, согласно которой признается необходимость рассмотрения социальной системы в трех плоскостях: предметной (или статической), функциональной и исторической (или генетической). Первый аспект изучается с помощью структурного анализа, второй - функционального (при этом выделяется два среза: (1) внешний, показывающий прямую и обратную связь объекта со средой и (2) внутренний - движение элементов системы в ее обусловленности внутренней структурой и внешней функцией), а третий -собственно исторического и прогностического (см.: Каган М.С Человеческая деятельность. - М., 1974. - С. 30-31). 57 Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - С. 53. 58 Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. - Новосибирск, 1982. - С. 14. 59 Марков Ю.Г. Структурные и функциональные схемы представления научного знания // Вести. Моск. ун-та. Сер. философия. - 1983. - № 3. - С. 22. К сожалению, многие из тех, кто признают указанные гёодхо-ды относительно общества, социальной реальности, не делают из них надлежащих выводов для применения к решению вопроса о дуализме объекта правовой науки. Если рассмотреть под выше очерченным углом зрения интересующую нас область, то нетрудно зафиксировать следующее. Известно, что с точки зрения системного анализа общество является наиболее сложным объектом изучения по сравнению с объектом естествознания, и его подсистемы можно рассматривать как более или менее постоянные образования, функционирующие в рамках более широкой среды. Они характеризуются как целостные системы, состоящие из определенного комплекса взаимозависимых элементов, которые можно вычленить из системы и исследовать. В социальной форме движения, в функционально дифференцированном обществе как целостном организме общепринято выделение различных взаимосвязанных образований, представляющих собой разные формы организации социальных систем, относительно самостоятельных подсистем: экономическая, социальная, политическая, духовная и т.д. Подойдя с точки зрения системного подхода и определения системного объекта как отдельных фрагментов, «срезов» объективной реальности, в социальной реальности можно выделить также государственную реальность и правовую реальность (ведь и право, и государства обладают функциональной спецификой). Это означает, что когда мы имеем дело с такими общественными явлениями, как государство и право, то имеем дело со сложившимися самостоятельными системами, которые являются подсистемами системы более высокого уровня - общества61. Если говорить об уровнях и структуре систем «общество-государство» и «общество-право», то следует исходить из того, что и государственная и правовая реальность62 находят свое проявление как в области общественного бытия, так и в области общественного сознания63. При таком раскладе государство и право как институциональные явления входят в систему общества, соответственно через политическую систему и систему социального нормативного регулирования (нормативную систему), а также государственная и правовая идеология как явления общественного сознания являются составными частями духовной сферы общества, первая через политическую идеологию, а вторая - непосредственно. В то же время, как и любое социальное явление, и право, и государство, являются своеобразными многофакторными, многоуровневыми явлениями и, соответственно, государственная реальность и право- ______________________________ 60 См. подробнее: Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. 61 В этой связи примечательна критика различных теорий единой политико-правовой системы Н. Луманом (см.: ЬиНтапп N. Баз КесЬ* с!ег СезеШсЬап. - РгапкйШ а./М, 1995). Кстати, П.М. Рабинович совершенно справедливо отмечая, что «предмет любой науки не может состоять из качественно различных частей; напротив, он всегда един, поскольку представлен одной, однородной областью», вместе с тем предмет юридической науки обозначает посредством такой неоднородной по своему составу конструкции как «государственно-правовые закономерности» (Рабинович П.М. К вопросу о специфических государственно-правовых закономерностях как предмете юридической науки // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. - М., 1974. - С. 45). 62 Важно отметить, что в юридической литературе для обозначения объекта правоведения и вообще всего того, что входит в правовое поле, употребляются самые разные понятия: «правовая реальность», «правовое бытие», «правовая материя», «правовая действительность», «правовая надстройка», «правовая система», «правовая сфера общества», «правовая жизнь общества» и т.д. (Подробнее об этом см., например: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 47; Зиманов С.З. Правовая наука: сфера и предмет. - С. 42-49; Кери-мов Д.Л. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. -С. 52; Козлов В.А. Указ, соч.; МалъкоА.В. 1) «Правовая жизнь» как важнейшая категория юриспруденции // Журнал российского права. - 2000. - № 2. - С. 50-60; 2) Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. - 2001. - № 5. - С. 5-13; Тиунова Л.Б. 1) О понятии правовой системы // Правоведение. - 1985. - № 1. - С. 23-30; 2) О системном подходе к праву // Советское государство и право. - 1986. - № 10. - С. 46-52; 3) Системные связи правовой действительности: Методология и теория. -СПб., 1991; Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5. - С. 7-15; Фаткуллин Ф.Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки. - Т. 1. - Казань, 1980 и т.д.). Не вдаваясь в подробный анализ каждой из указанных категорий (это увело бы нас в сторону от основной проблемы), лишь отмечу, что, во-первых, для определения всех этих категорий исходной является именно категория «правовая реальность» (как производная от фундаментального философского понятия «реальность») и поэтому все они охватывают, по мнению авторов, комплекс правовых явлений общества (что зачастую и затрудняет их различение), во-вторых, все они характеризуют «различные аспекты одного и того же момента реальности» (Тиунова Д.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. - С. 53.) и поэтому, если могут заменить друг друга, то не всегда, в-третьих, в разных ракурсах тот или иной из них может иметь преимущества перед другими. Таким образом, из этих синонимов, каждый из которых имеет свой оттенок, следуя сложившейся в философии традиции, я ставлю на первое место «реальность» как наиболее абстрактный термин, выражающий то, что есть, что существует. Именно «правовая реальность, представляя собой наиболее емкое и многогранное понятие обобщающего порядка, охватывает все без исключения значимые с точки зрения права явления в данном... обществе, в чем бы они ни выражались» (Фаткуллин Ф.Н. Указ. соч. - С. 85).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |