Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.В.Ф. Гегель 2 страница




И потом, не следует забывать, что «определение предмета нау­ки - это, в сущности, определение диапазона и характера ее ис­следовательских задач»40, которое нельзя осуществить после на­учного познания. Предмет науки как целое никогда не становит­ся предметом конкретного исследования; в начале конкретного исследования каждый раз определяется только предмет научного исследования, а не предмет науки в целом.

С описанной точки зрения, думается, более точной является трактовка предмета всякой науки И.Д. Ковальченко, согласно ко­торой это «определенная целостная совокупность наиболее су­щественных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению, вовлечена в научно-познавательный про­цесс... (курсив мой. - М.Д.)»41.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в указанной трактовке предмета науки («то, что мы знаем после научного по­знания») можно сделать существенную корректировку, а именно: «предмет науки - это то, что находится в процессе научного по­знания».

 

_____________________________

33 См.: Грязное Б.С, Дынин Б.С, Никитин Е.П. Указ. соч. - С. 228.;

34 Несомненно, прав В.М. Сырых, когда он, не соглашаясь с высказан­ным в литературе мнением о том, что научный анализ «начинается не с не­посредственно эмпирических данных социальной действительности, а с оп­ределенных абстракций, отражающих социальные явления, отдельные сто­роны действительности» (Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. -М„ 1965. - С. 74), пишет: «Отдельный познающий субъект имеет перед со­бой два компонента: объективную реальность и систему теоретических и эмпирических знаний, отражающих ее. Поэтому, чтобы субъект мог дать новые теоретические знания, он должен усвоить знания, полученные его предшественниками... Однако это вовсе не означает, что начало его позна­вательных актов находится в теоретических знаниях, а не в самом конкрет­ном явлении...» (СырыхВ.М. Указ. соч. - С. 100).

35 См., например: Нерсесянц Б.С. Юриспруденция. Введение в курс об­щей теории права и государства. - М., 1998. - С. 58.

36 Там же.

37 «Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объ­екту» (Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 29. - С. 177).

38 Косарева Л.М. Указ. соч. - С. 129.

39 См.: Там же. - С. 128.

По этому поводу ИЛ. Павлов писал: «...во всякий момент требуется из­вестное общее представление о предмете,... для того чтобы было с чем дви­гаться вперед, для того чтобы было что предполагать для будущих изыска­ний. Такое предположение является необходимостью в научном деле» (Цит. по: Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996. -С. 17).

40 Ковальченко И.Д. Место истории в системе общественных наук // Вопросы истории. - 1987. - № 7. - С. 4.

41 Там же.

Следовательно, в самом общем виде отличие предмета и объ­екта познания (науки) может быть сформулировано следующим образом: объект науки — это то, на что направлено научное по­знание; а предмет науки - это то, что познается, подлежит изу­чению, постоянно находится в процессе научного познания.

Коль скоро предмет науки - это находящиеся в научном про­изводстве, в процессе познания закономерности, существенные связи объекта науки, поэтому между ними (объектом и предме­том науки) должно быть определенное соответствие42.

На мой взгляд, предмет науки соотносится с объектом науки следующим образом.

Во-первых, предмет науки находится в рамках объекта науки; предполагается соответствие контуров границ предметной облас­ти границ объекта.

Здесь требуется одно уточнение. Если учесть уже отмеченное положение о том, что каждой науке, по меньшей мере, классу наук соответствует определенный системный объект, то стано­вится неправомерной и некорректной в отношении данного класса наук первая часть распространенного в литературе утвер­ждения о том, что несколько наук могут иметь общий объект познания, но каждая из них должна иметь свой предмет. Спра­шивается, какой резон тогда выделять категорию «объект науки» в отношении данного класса наук? Кстати, так обычно поступают те ученые, для которых термины «объективная реальность» и «объект науки» равнозначны, и в этой связи необходимость вы­деления последней категории отпадает сама собой.

Представляется, что корректное решение проблемы должно быть иным. Суть авторской позиции в общих чертах может быть изложена следующим образом. Если взять такие самые большие комплексы знаний (наук), как обществоведение и естествозна­ние, то им будут соответствовать такие системные объекты, как общество и природа. Известно, что как в системе естествознания, так и в системе общественных наук выделяются общие и частные науки. Например, для обществоведения общими науками явля­ются социальная философия, социология, психология, история и т.п., а частными - политология, правоведение, экономическая наука и т.п. Поскольку первые (общие общественные науки) изучают общие закономерности движения общества, постольку их объектом является общество в целом. Иначе дело обстоит с частными общественными науками. В этом случае очевидна ус­ловность высказывания о том, что все общественные науки изу­чают общество. Правда, общество постигается и экономической наукой, и политологией, и правоведением и т.д., но не целиком (соотношение обществоведения и этих наук подобно соотноше­нию системы и ее подсистем), поэтому вряд ли можно говорить, что объектом каждой из этих наук является общество в целом. Применительно к указанным комплексным наукам правильнее говорить о специальных системных объектах - подсистемах об­щества. Поэтому о наличии собственных объектов познания ука­занных наук не должно быть сомнения. (На этом аспекте про­блемы применительно к объекту правовой науки, вследствие его важности для настоящего исследования мы остановимся в сле­дующем параграфе подробнее).

Во-вторых, предмет науки не совпадает полностью с объек­том науки в том смысле, что не охватывает его целиком; сущест­вуют отдельные закономерности, существенные связи объекта, не входящие в предмет науки (в субъектном смысле) на опреде­ленном этапе ее развития, но охватываемые предметом законо­мерности, существенные связи, не входящие в объект данной науки, невозможны; следовательно, в этом плане последний шире первого, а не наоборот43.

Другой недостаток в связи с обсуждаемой проблемой, наблю­даемый в юридической литературе, да и в других отсеках обществознания, как уже отмечалось, является неразличение, замена или смешение объекта науки и объекта исследования, с одной стороны, предмета науки и предмета исследования - с другой; а в тех редких случаях, когда такое различение проводится, превали­руют недостаточная четкость и неясность. Тем не менее такое разграничение имеет немаловажное значение. Поскольку любое конкретное исследование не в состоянии охватить объект (пред­мет) науки в целом44, постольку в нем (конкретном исследова­нии) формулировка объекта и предмета исследования - очень важный момент; от четкого установления этих компонентов за­висит во многом успех проводимого исследования.

Следует исходить из того, что объект и предмет науки и объ­ект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Объект научного исследования вычленяется из объек­та науки, а предмет

_______________________________

42 Верно положение, отмеченное в философской литературе, что «одним из характерных моментов современного представления об объектах и пред­метах наук является их реальное, взаимообусловленное единство» (Чепиков М.Г. Указ. соч. - С. 114).

43 В этой связи нельзя согласиться с утверждением, что «предмет науч­ного познания... шире реально существующего объекта» (см.: Козлов В.Л. Указ. соч. - С. 29).

44 «Субъект научного познания не только не может во всей полноте ох­ватить объект своей познавательной деятельности, но и не стремится к это­му. Не стремится потому, что задача науки - выявить существенное и зако­номерное в том классе реалий (или целостности), который выступает в ка­честве объекта данной науки», - пишет В.А. Демичев (Демичев ЯЛ. Указ, соч. - С. 130).

научного исследования - из предмета науки. Поэтому на характеристику объекта и предмета исследования распространимы в известной степени общие характеристики со­ответственно объекта и предмета науки. Отсюда - объект науч­ного исследования - это часть объекта науки (явление или про­цесс), порождающая проблемную ситуацию и избранная для конкретного исследования45; а предмет научного исследования -это выделенные аспекты и стороны в избранном для исследова­ния объекте, их существенные, закономерные связи и отношения, заданные специфическим ракурсом рассмотрения объекта. Предмет исследования находится в границах объекта исследова­ния, подобно тому, как предмет науки - в рамках объекта науки.

Тем не менее, между объектом науки и объектом исследова­ния, с одной стороны, предметом науки и предметом исследова­ния - с другой, имеются различия.

Во-первых, по отношению к целям и задачам научно-позна­вательной деятельности субъекта: если объект и предмет науки определяются исходя из цели и задачи научного познания в це­лом, то необходимость выделения объекта и предмета исследо­вания помимо объекта и предмета науки связана с уточнением объекта и предмета научного познания применительно к целям и задачам конкретного исследования.

Во-вторых, по степени зависимости от субъекта познания. Ведь от познающего субъекта зависит - быть или не быть чему-либо объектом и предметом конкретного исследования; иными словами, они несут на себе печать субъективности ученого в большей степени, чем объект и предмет науки, а в последних, наоборот, преобладает объективность. Вынужден это еще раз подчеркнуть, что свобода субъекта по выбору объекта и предме­та науки относительна в силу детерминированности самой объ­ективной реальности.

Зависимость от субъекта исследования особенно характерна для предмета исследования, нежели для объекта его. (Этот мо­мент сближает в известной степени понятие «предмет исследова­ния» с понятием «предмет науки» в субъектном смысле). Види­мо, и поэтому с одним и тем же объектом исследования может быть связано несколько различных предметов исследования. Практика научного исследования показывает, что по мере изме­нения задачи и средства исследования относительно одного и того же объекта исследования появляются и новые предметы исследования.

При таком раскладе формируется категориальный ряд: объ­ективная реальность - объект научного познания - предмет на­учного познания - объект научного исследования - предмет на­учного исследования - научное знание. Удельный вес зависимо­сти от субъекта познания, т.е. «объективности» и «субъективно­сти» в каждой из указанных категорий, начиная от объекта науки к предмету исследования, варьируется с некоторой долей условности, в порядке убывающей «объективности» и возрастающей «субъективности»: если в первых преобладает «объективность», то в последних - «субъективность».

Итак, проведенный анализ, хотя и не может считаться исчер­пывающим, поскольку нуждается в дальнейшей проработке, од­нако вполне приемлем и будет играть существенную роль для дальнейших построений в рамках настоящего исследования. В этой связи хотелось бы подчеркнуть особую важность выводов, сделанных в настоящем параграфе, о системности объекта по­знания и соответствии каждой комплексной общественной науке определенного системного объекта.

Как уже было отмечено во вводной части работы, собственно исследовательское поле историко-правовая наука черпает из тех областей, к которым она принадлежит и примыкает, и прежде всего из правоведения. Дело в том, что фундаментальная про­блема определения объекта и предмета в правоведении относит­ся к числу наиболее дискуссионных, и по существу недостаточно разработана. Особенно своего решения ждет проблема так назы­ваемого дуализма ее объекта. Поэтому следующим шагом в ис­следовании явится более детальное рассмотрение именно этого ракурса проблемы.

 

2.1.2. Проблема так называемого дуализма объекта правовой науки в контексте системности объекта

 

Как известно, традиционный подход к предмету правовой науки исходит из дуализма государства и права. В данном случае речь идет прежде всего о двойственности объекта правовой нау­ки46. Ученые-юристы, среди которых распространено мнение о такой двойственности, считают, что два объекта познания - государство и право – тесно взаимосвязаны между собой и функ­ционируют в неразрывном единстве, и

______________________________

45 Ср.: «Объектами, образующими онтологическую систему исследова­ния, являются феномены, с которыми исследователь непосредственно имеет дело в процессе решения исследовательской задачи» (Ракитов А.И. К воп­росу о структуре исторического исследования // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. - С 174).

46 Не следует смешивать дуализм объекта науки и дуалистическую кон­цепцию, которая существует в качестве методологического подхода к во­просу о соотношении государства и права, наряду с этатистской, естествен­но-правовой, позитивистской, либерально-демократической (подробнее об этом см.: Гойман ЕМ. Соотношение права и государства // Общая теория права и государства / Под. ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд. - М., 1999. - С. 81-86). В то же время не нужно забывать, что в основе признания дуализма объекта правовой науки лежит дуалистическая концепция соотношения государства и права.

нельзя постигнуть их, ис­следуя в отдельности, т.е. в рамках отдельных наук. По этой же причине существует единая отрасль науки, которая изучает их в неразрывном единстве47. Правда, на этот счет высказано и другое мцение, к сожалению, только на уровне учебных пособий по об­щей теории права48, пока еще не получившее своего научного обоснования и признания49.

Концептуальное решение вопроса о дуализме объекта право­вой науки имеет принципиальное методологическое значение не только для определения предмета правоведения, но также и для всей системы общественных наук, так как классификация обще­ственных наук в настоящее время не столь совершенна. Яркое свидетельство тому - часто наблюдаемая в последнее время раз­мытость граней указанных наук, особенно таких, как политоло­гия, государствоведение, правоведение и т.д.50 Это объясняется, во-первых, сложностью и многообразием самой социальной ре­альности, выступающей «в форме деятельности, где субъективное переходит в объективное»51, во-вторых, тем, что при класси­фикации общественных наук, как подчеркивалось выше, преобладает субъективизм, объективному признаку не отводится долж­ная роль, т.е. связи данных наук не выводятся из связей самих объектов научного познания. Решение указанной проблемы весь­ма важно и потому, что оно «поможет избежать, с одной сторо­ны, распыления сил в процессе научных исследований, а с другой - их взаимной подмены, дублирования и известной неопреде­ленности»52.

Учитывая важность проблемы также для настоящего иссле­дования, хотелось бы изложить свое видение данной проблемы, отличающееся от традиционного представления о дуализме объ­екта правовой науки. Правда, как уже было сказано, проблема, которая обсуждается здесь, вообще говоря, не нова53, но требует своего особого рассмотрения. При этом необходимо сразу же оговорить, что задача здесь будет ограничена, скорее всего, лишь анализом науковедческой стороны проблемы.

Наука - это организованная система знаний об объективной реальности. Здесь налицо два начала: во-первых, объективное на­чало, поскольку наука есть система знаний об объективной ре­альности, т.е. объективно существующих объектах, во-вторых, субъективное начало, поскольку она - система знаний, организо­ванная субъектом познания. Речь здесь должна идти, на мой взгляд, о лучшем способе сочетания этих двух начал с учетом оп­ределяющего значения объективного начала.

Следуя очерченному в предыдущем параграфе пути, нужно отметить, что постулируемые там положения о том, что выделе­ние объекта науки означает выделение отдельного образования объективной реальности как системы, что каждой науке, по меньшей мере, классу наук, точнее каждой комплексной общест­венной науке соответствует определенный системный объект, предполагают применение системного подхода и рассмотрение данной проблемы в контексте системности объекта. Этого тре­буют как процессы дифференциации и интеграции науки (в силу системности научного знания в основе этих процессов лежит именно системный подход), так и создания целостной картины мира.

 

______________________________

47 С отрицательными последствиями подобного подхода на примере ис-торико-правовой науки читатель уже ознакомился в первом разделе нас­тоящей работы. Искусственность подобного «брака» видна невооруженным глазом при ознакомлении с учебниками по теории государства и права, где «теория государства» и «теория права» составляют совершенно самостоя­тельные части; подобное положение характерно и для исследовательской практики. Указанный подход также приводил к отрицанию самостоятель­ности науки о государстве.

48 См., например: Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. - Н.-Новгород, 1993. - С. 37; Общая теория права. Учебник / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1996. - С. 4.

49 Отрадно, что, что в последнее время число сторонников самостоя­тельности предмета правовой науки заметно увеличивается (см, в частно­сти: Обсуждение учебника по общей теории права // Государство и право. -1994. - № 5. - С 82-107).

50 Как справедливо отмечает В.В. Копейчиков, «неопределенность пред­мета науки никогда еще не повышала ее авторитета, эффективности ее вы­водов» (Копейчиков В.В. О предмете юридической науки и науки общей теории государства и права // Актуальные проблемы теории социалистиче­ского государства и права. - М., 1974. - С. 41).

51 Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. - С. 100.

52 Политология: Курс лекций / Под. ред. М.Н. Марченко. 2-е изд., пере-раб.идоп. -М., 1997.-С. 19.

53 Как неоднократно отмечалось, вопросы об объекте и предмете в юри­дической литературе относятся к разряду дискуссионных; интерес к ним со стороны ученых-правоведов никогда не ослабевал, а иногда, время от вре­мени, указанные вопросы приобретали необычную остроту, впрочем, вни­мание уделялось в основном лишь предмету данной науки, а ее объект либо не рассматривался вообще, либо рассматривался поверхностно.

Попытки обосновать идею самостоятельности предмета, главным обра­зом теории права, а не правоведения в целом, предпринимались в некото­рых работах, изданных в 1970-1980-х гг. См., напр.: Алексеев СС. Общая теория права. - В 2-х томах. - Т. I. - М, 1981. - С. 9-22; Явич Л.С. Общая тео­рия права. - Л., 1976. - С. 4-19.

Работы, где вопрос ставился в отношении правоведения в целом, явля­лись редкими исключениями: Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. - С. 42-63; Зиманов С.З. Правовая наука: сфера и предмет. -С. 42-49. Считаю своим долгом воздать должное в решении данной пробле­мы во многом удачной попытке, предпринятой С.З. Зимановым.

 

.

Вопросы, связанные с теорией систем, достаточно широко ос­вещены в философской литературе54. Опираясь на положения, отраженные в этих работах, можно в самом общем виде дать следующую характеристику системного объекта.

Системный объект является таковым, если он обладает цело­стной, устойчивой структурой и может быть расчленен на взаи­мосвязанные и взаимодействующие части - элементы, которые являются неразложимыми далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонентами системы. С другой сторо­ны, под элементами понимают любые объекты, связанные с дру­гими объектами в сложном комплексе, другими словами, поня­тие «элемент» берется как относительное. В зависимости от спо­соба рассмотрения в одной и той же сложной системе могут вы­деляться в качестве ее элементов самые разные «единицы». Эти части, в свою очередь, как правило, обладают собственной структурой (части) и потому могут быть представлены как подсисте­мы исходной, большей системы. Выделенные, таким образом, подсистемы в свою очередь могут быть разбиты на подподсисте-мы второго и последующих уровней. Для системных объектов типична иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня. Причем внутри одной и той же системы можно выделить целый ряд связей. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными, однопорядковыми ком­понентами системы), так и по вертикали. Вертикальная структу­ра предполагает выделение различных уровней системы и нали­чие иерархии этих уровней. Сверх того, система может быть по­нята как нечто целое лишь в соизмерении со средой - ее окруже­нием. «Объект познания следует рассматривать как систему, функционирующую в среде и взаимодействующую с другими системами»55.

Как известно, в рамках системных представлений были разви­ты два независимых подхода: системно-структурный (или просто структурный) и системно-функциональный (или просто функ­циональный)56. Первый из указанных подходов предполагает рассмотрение объекта путем внутреннего расчленения самой сис­темы с выделением ее элементов и раскрытием их закономерных связей. Как справедливо отмечает В.Г. Афанасьев, «чтобы соста­вить целостное научное понятие об объективно существующей системе, недостаточно только вычленить и перечислить ее от­дельные элементы, стороны. Важно раскрыть их внутреннюю закономерность, связь, взаимосвязь, выявить взаимодействия компонентов целого и отыскать адекватное ему логическое вы­ражение»57.

Главная роль в познании объекта как целого, его отношений и связей с окружающей средой принадлежит функциональному подходу. В философской литературе указанные достоинства функ­ционального подхода характеризуются следующим образом: «В рамках функционального подхода система рассматривается ис­ключительно с позиции ее внешнего аспекта. Теперь нас интере­суют отношения системы как целого с другими, лежащими вне ее объектами, т.е. со средой»58. В другой работе тот же автор от­мечает: «... функциональный подход с самого начала отказыва­ется от принципа структурной замкнутости, стремясь поставить в центре внимания всю ту совокупность взаимосвязей, которая существует между выделенным предметом и остальной сре­дой»59. Очерченные характеристики функционального подхода позволяют сделать вывод, что системные объекты, как бы они ни были взаимосвязаны, не только могут быть, но и должны иссле­доваться в отдельности. Следовательно, при таком раскладе сис­темность объекта исключает его дуализм.

_________________________________

54 Более конкретные концепции системности разработаны А.А. Богдано­вым (тектология - 20-е годы) и Л. Берталанфи (общая теория систем - 50-е годы). По этой проблеме имеется огромное количество литературы. См., напр.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхо­да. - М., 1973; Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М., 1974; Уемое А.И. Системный подход и об­щая теория систем. - М., 1978; Афанасьев В.Г. 1) Системность и общество. -М,, 1980; 2) Общество: системность, познание и управление. - М., 1981; Аверьянов А.Н. Указ, соч.; Паньков А,Ф. 1) Теория развития систем и сис­темная теория логики. - Кн. 1. - Пермь, 1993; 2) Теория развития систем и Логика. Системный метод. - Кн. 2. - Пермь, 1995; Могилевскип В.Д. Методо­логия систем: вербальный подход. - М., 1999; ЦофнасА.Ю. Теория систем и теория познания. - Одесса, 1999 и др.

55 Могилевский В.Д. Указ. соч. - С. 5.

56 Особый интерес для настоящего исследования представляет конст­рукция системного исследования социального объекта, предложенная М.С Ка­ганом, согласно которой признается необходимость рассмотрения социаль­ной системы в трех плоскостях: предметной (или статической), функцио­нальной и исторической (или генетической). Первый аспект изучается с помощью структурного анализа, второй - функционального (при этом вы­деляется два среза: (1) внешний, показывающий прямую и обратную связь объекта со средой и (2) внутренний - движение элементов системы в ее обусловленности внутренней структурой и внешней функцией), а третий -собственно исторического и прогностического (см.: Каган М.С Человече­ская деятельность. - М., 1974. - С. 30-31).

57 Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - С. 53.

58 Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном позна­нии. - Новосибирск, 1982. - С. 14.

59 Марков Ю.Г. Структурные и функциональные схемы представления научного знания // Вести. Моск. ун-та. Сер. философия. - 1983. - № 3. - С. 22.

К сожалению, многие из тех, кто признают указанные гёодхо-ды относительно общества, социальной реальности, не делают из них надлежащих выводов для применения к решению вопроса о дуализме объекта правовой науки.

Если рассмотреть под выше очерченным углом зрения инте­ресующую нас область, то нетрудно зафиксировать следующее.

Известно, что с точки зрения системного анализа общество является наиболее сложным объектом изучения по сравнению с объектом естествознания, и его подсистемы можно рассматри­вать как более или менее постоянные образования, функциони­рующие в рамках более широкой среды. Они характеризуются как целостные системы, состоящие из определенного комплекса взаимозависимых элементов, которые можно вычленить из сис­темы и исследовать. В социальной форме движения, в функционально дифференцированном обществе как целостном организ­ме общепринято выделение различных взаимосвязанных образо­ваний, представляющих собой разные формы организации соци­альных систем, относительно самостоятельных подсистем: экономическая, социальная, политическая, духовная и т.д. Подой­дя с точки зрения системного подхода и определения системного объекта как отдельных фрагментов, «срезов» объективной ре­альности, в социальной реальности можно выделить также госу­дарственную реальность и правовую реальность (ведь и право, и государства обладают функциональной спецификой). Это озна­чает, что когда мы имеем дело с такими общественными явле­ниями, как государство и право, то имеем дело со сложившимися самостоятельными системами, которые являются подсистемами системы более высокого уровня - общества61.

Если говорить об уровнях и структуре систем «общество-го­сударство» и «общество-право», то следует исходить из того, что и государственная и правовая реальность62 находят свое проявление как в области общественного бытия, так и в области обще­ственного сознания63. При таком раскладе государство и право как институциональные явления входят в систему общества, со­ответственно через политическую систему и систему социально­го нормативного регулирования (нормативную систему), а также государственная и правовая идеология как явления обществен­ного сознания являются составными частями духовной сферы общества, первая через политическую идеологию, а вторая - не­посредственно.

В то же время, как и любое социальное явление, и право, и го­сударство, являются своеобразными многофакторными, много­уровневыми явлениями и, соответственно, государственная ре­альность и право-

______________________________

60 См. подробнее: Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни.

61 В этой связи примечательна критика различных теорий единой поли­тико-правовой системы Н. Луманом (см.: ЬиНтапп N. Баз КесЬ* с!ег СезеШсЬап. - РгапкйШ а./М, 1995).

Кстати, П.М. Рабинович совершенно справедливо отмечая, что «предмет любой науки не может состоять из качественно различных частей; напро­тив, он всегда един, поскольку представлен одной, однородной областью», вместе с тем предмет юридической науки обозначает посредством такой неоднородной по своему составу конструкции как «государственно-право­вые закономерности» (Рабинович П.М. К вопросу о специфических государ­ственно-правовых закономерностях как предмете юридической науки // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. - М., 1974. - С. 45).

62 Важно отметить, что в юридической литературе для обозначения объ­екта правоведения и вообще всего того, что входит в правовое поле, упот­ребляются самые разные понятия: «правовая реальность», «правовое бы­тие», «правовая материя», «правовая действительность», «правовая надст­ройка», «правовая система», «правовая сфера общества», «правовая жизнь общества» и т.д. (Подробнее об этом см., например: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 47; Зиманов С.З. Правовая наука: сфера и предмет. - С. 42-49; Кери-мов Д.Л. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. -С. 52; Козлов В.А. Указ, соч.; МалъкоА.В. 1) «Правовая жизнь» как важней­шая категория юриспруденции // Журнал российского права. - 2000. - № 2. - С. 50-60; 2) Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Госу­дарство и право. - 2001. - № 5. - С. 5-13; Тиунова Л.Б. 1) О понятии правовой системы // Правоведение. - 1985. - № 1. - С. 23-30; 2) О системном под­ходе к праву // Советское государство и право. - 1986. - № 10. - С. 46-52; 3) Системные связи правовой действительности: Методология и теория. -СПб., 1991; Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5. - С. 7-15; Фаткуллин Ф.Н. Про­блемы общей теории социалистической правовой надстройки. - Т. 1. - Ка­зань, 1980 и т.д.). Не вдаваясь в подробный анализ каждой из указанных категорий (это увело бы нас в сторону от основной проблемы), лишь отме­чу, что, во-первых, для определения всех этих категорий исходной является именно категория «правовая реальность» (как производная от фундамен­тального философского понятия «реальность») и поэтому все они охваты­вают, по мнению авторов, комплекс правовых явлений общества (что за­частую и затрудняет их различение), во-вторых, все они характеризуют «различные аспекты одного и того же момента реальности» (Тиунова Д.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. - С. 53.) и поэтому, если могут заменить друг друга, то не всегда, в-третьих, в разных ракурсах тот или иной из них может иметь преимущества перед другими. Таким образом, из этих синонимов, каждый из которых имеет свой оттенок, следуя сложившейся в философии традиции, я ставлю на пер­вое место «реальность» как наиболее абстрактный термин, выражающий то, что есть, что существует. Именно «правовая реальность, представляя собой наиболее емкое и многогранное понятие обобщающего порядка, охватыва­ет все без исключения значимые с точки зрения права явления в данном... обществе, в чем бы они ни выражались» (Фаткуллин Ф.Н. Указ. соч. - С. 85).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.