КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т. Зелдин 1 страница
М, Хайдеггер ИЛ. Покровский
В предыдущей главе была предпринята попытка определить понятие объекта и предмета науки и исследования, их соотношение в общенаучном аспекте и применительно к правовой науке в самом общем виде. Используя эти представления в качестве предварительной схемы для анализа объекта и предмета истори-ко-правового познания, рассмотрим сначала этот вопрос в общем плане, а затем, на основе полученных результатов, детализируем его в последующих главах, а в следующем разделе работы - применительно к отдельным историко-правовым научным дисциплинам.
2.2.1. Действительно ли право не имеет своей собственной истории? Объект историко-правового познания
... человек прежде всего и главным образом может искать только тогда, когда с самого начала предполагает наличие искомого. Мы рассматриваем историю как некое событие, которое имело место и которое в качестве объективно существующего доступно исследованию и, по общему мнению, познаваемо. 1С. Ясперс Можно воскрешать прошлое, но можно и показывать, что в действительности прошлое живо.
Как уже отмечалось, самая широкая категория, охватывающая все без исключения правовые явления, - это правовая реальность. В этом качестве она и является исходной для определения объекта историко-правового познания. При этом объект историко-правового познания резонно обозначить как правовую реальность в ее историческом ракурсе, т.е. как историческую правовую реальность или историко-правовую реальность, и все сказанное о правовой реальности экстраполировать на историко-правовую реальность с учетом специфики данного ракурса108. Прилагательное «историческая» в данном словосочетании уточняет как раз эту специфику. Дело в том, что данная специфика благодаря однажды заявленному тезису, что «право не имеет своей собственной истории» подвержена сомнению. Буквальное понимание, точнее, механическое, упрощенное истолкование данного тезиса чуть ли не возводит «китайскую стену» между правом и историей, а порой приводит к удалению их друг от друга, а в ином прочтении становится камнем преткновения на пути целостного познания права. __________________________ 106 АгАаШРИ. 1п$ШШюш роИ&)ие$ е{ <1го11: сошпгипоппе!. - Р., 1989. - Р. 16. 107 О самостоятельном статусе и системе государствоведения подробнее см.: Дамирли М.А. Государствоведение: понятие, предмет и система // Актуальные проблемы теории права и государства: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / Под общ. ред. А.Н. Соколова. - Калининград, 2001. -С. 22-30. 108 Необходимо заметить, что в юридической литературе вместо слова «реальность» зачастую как синоним используется слово «действительность», хотя они не всегда тождественны (см.: Сырых В.М. Указ. соч. - С. 125-126). И в работах по исторической эпистемологии, хотя иногда встречается словосочетания «историческая действительность», наиболее распространенным является употребление «историческая реальность» (см., например: Есип-чукИ.М. Историческая реальность как предмет познания. - Киев, 1978; Ра-китов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход; Стерн А. Историческая реальность? // Современные тенденции в буржуазной философии и методологии истории. - М., 1969 и др.). Итак, действительно ли право не имеет своей собственной истории? Отвечая на этот вопрос в самом сжатом виде, можно было бы констатировать, что согласно принципу историзма неопровержимым фактом есть то, что каждое явление социальной жизни развивается во времени и проходит в своем движении определенные этапы, имеет свое прошлое, свои закономерности развития, а, следовательно, свою историю. Право - социальное явление109, а значит, все сказанное относится и к нему, т.е. оно имеет свою историю110. Это утверждение, при всей его важности, недостаточно и может быть понято как результат поверхностного наблюдения, поэтому и требует более детального рассмотрения. Отрицательный ответ на вопрос, имеет ли право свою собственную историю, впервые дан К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846)111. Поскольку формирование материалистического взгляда на общество проходило несколько этапов и тезис о том, что «право не имеет своей собственной истории» был выдвинут на начальном этапе научного творчества основоположников марксизма, а затем подобные мысли повторялись ими при изложении своего материалистического учения, постольку резонно будет ответить на вопрос: насколько обсуждаемое утверждение в его аксиоматическом восприятии согласуется с этим учением в целом. Такой подход, требуя нового прочтения марксизма, позволит критически подойти к приведенной мысли, а также к ее трактовкам. Отвлекаясь на время от поставленного вопроса, выясним другой, второстепенный, но имеющий прямое отношение к нему, вопрос: какой именно смысл категории «история» основатели марксизма и^ели в виду при выдвижении вышеприведеннЪго тезиса. Поневоле забегая вперед, отмечу два наиболее распространенных истолкования истории: история как процесс и история как познание этого процесса (в частности как наука)112. В свете сказанного привлекает внимание отношение к данному вопросу самих «классиков» марксизма, которые «неоднократно подчеркивали две стороны в анализе понятия „история": объективную - исторический процесс, как он в действительности развертывается, и познавательную - исторический процесс, каким он предстает в познании (курсив мой. - М.Д.)»113. Известно также, что основоположники марксизма при обосновании ведущей роли историзма не акцентировали внимание на проблеме специализации определенных отраслей обществознания114, в то же время, не заявляя своего отрицательного отношения, несогласия с их существованием (в том числе истории права как отдельной отрасли науки). По всей очевидности, в вышеуказанном утверждении речь идет об объективной, онтологической стороне понятия «история». (Как мы увидим ниже, именно этот аспект и стал предметом обсуждения большинства исследователей, рассуждающих на данную тему). Ибо отрицание истории права как формы исторического познания права явилось бы отрицанием самого принципа историзма (которому марксистская доктрина придавала значение как универсальному методу научного исследования115), исторического подхода к изучению права и тем самым потребности и необходимости исчерпывающего и целостного отображения правовой реальности. Тут же обнаруживается противоречие: отрицание истории права как процесса ставит под сомнение и историю права как науки, лишая ее тем самым объекта познания (и важность рассмотрения данной проблемы в рамках параграфа, посвященного объекту историко-правового познания, обусловлена именно этим моментом). Замечу попутно, что столь категорично сформулированная мысль марксизма уже на первых порах советской власти в юридической науке была воспринята, к сожалению, еще более безапелляционно некоторыми приверженцами марксизма. Для иллюстрации таких жестких позиций приведу один пример из журнала «Революция права» 1928 г. Автор статьи, оценивая тезис «право не имеет своей собственной ___________________________ 109 «...нет более общепризнанного положения, как то, что право есть социальное явление», - писал еще Б.А. Кистяковский (см.: Кистяковскип Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук общей теории права. - М., 1916. - С. 341). 110 «В действительности есть много способов понять, что право - это продукт истории. Можно, конечно, думать, что оно полностью детерминировано исторической эволюцией или наоборот, ограничиться констатацией того, что юридический порядок помимо прочего включает историческое измерение, но в той мере, в какой он несет на себе печать прошлого» (Бер-жель Ж.-Л. Указ. соч. - С. 202). 111 «(Не надо забывать, что право точно так же не имеет своей собственной истории, как и религия)», - писали они (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. - С. 64). В этой же работе они утверждали, что «...мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития; люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления» (Там же. - С. 25). 112 Известный русский историк В.О. Ключевский, отвечая на вопрос, что такое история, писал: «На научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) Как движение во времени, процесс, и 2) Как познание процесса» (Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1987. - С. 33). 113 Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984. - С. 42. 114 См.: Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - С. 92. 115 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - Т. 13. - С. 497.
истории» как основную истину марксизма, полагает, в соответствии с ним, что право не имеет своего самостоятельного бытия, что «исторические переходы от одной правовой системы к другой не могут иметь какой-то своей самостоятельной закономерности»116. Ученый более позднего периода В.М. Катрич, отрицая саму возможность существования особых специфических закономерностей в развитии права, мотивировал это тем, что оно прямо и непосредственно связано с экономическим строем общества117. Подобной позиции в советской марксистской правовой науке придерживались многие ученые118. И сегодня среди исследователей порой находятся адепты отрицательного ответа на поставленный вопрос119. Итак, возникают дополнительные вопросы: как же право не имеет своего бытия, а развитие права своей специфики?! И вообще: как же реальный процесс становления и развития права не является историческим процессом? Постараюсь сначала найти ответы на эти вопросы в самом марксизме. Основополагающие теоретические установки исторического материализма даны К. Марксом в знаменитом предисловии «К критике политической экономии» (1859), которое содержит ключевые положения марксизма, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам. Так, марксистская доктрина при познании процесса развития общества исходила из определяющей роли «базиса» (материального бытия) по отношению к «надстройке» (идеального, духовного бытия), объясняя при этом «надстроечные» элементы через материальную жизнь людей120. Поэтому и не случайно, что уничтожение собственности в марксистском учении по сути предопределяет и судьбу права. Право предстает в этой доктрине как воля господствующего класса и средство регулирования экономических отношений в сфере производства и распределения121. В том же предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс пишет: «...правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях... (курсив мой. - М.Д.)»122. В другой работе - «Критика Готской программы» (1875) - он утверждает: «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»123. Что сразу же бросается в глаза в свете процитированных положений, так это абсолютизация экономического детерминизма. Как видим, здесь не только право, но также и культура определенным образом «экономизирована», она ставится в ряд ниже экономики среди детерминант общественного развитии. В соответствии с таким детерминистским объяснением история становления и развития «надстроечных» элементов объясняется исключительно через историю развития «базиса»124. Именно в этом ракурсе имеет под собой основание, на мой взгляд, вывод о том, что в тезисе «право не имеет своей истории» имелась в виду «подчиненность развития права движению экономических отношений»125. Представляется, что именно указанные положения марксизма дали основание к заметному упрощению сложного характера взаимоотношений различных социальных явлений, их взаимовлияния. К сожалению, впоследствии подобное рассмотрение стало привычным, и по сей день оно находит своих адептов, хотя, как мы увидим ниже, в своих последних сочинениях классики марксизма поняли ____________________________ 116 Революция права. - 1928. - № 4. - С. 111. 117 См.: Методологические проблемы советской юридической науки / Под ред. Бабий Б.М. и др. - Киев, 1965. - С. 127-128. 1 8 См., например: Денисов ЮЛ., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. - Л., 1987. - С. 118. 119 Совсем свежим примером подобного рода являются работы И.Л. Честнова, вышедшие в 2000 г., где автор своеобразно отрицает не только онтологический, но и познавательный аспект возможности истории права (см.: Честное Л.И. I) Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. - СПб., 2000. - С. 15; 2) Онтологический статус юриспруденции в современном мире // Место юриспруденции в системе общественных наук (Первые спиридоновские чтения): Труды теоретич. семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП / Науч. ред. И.Л. Честнов. - Вып. 3. - СПб., 2000. - С. 9). 120 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 13. - С. 6-7. 121 «Ваше право, - говорят К. Маркс и Ф. Энгельс в адрес буржуазии, -есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 4. - С. 443). 122 Маркс К. К критике политической экономии // Там же. - Т. 13. - С. 6. 123 Маркс К. Критика Готской программы // Там же. - Т. 19. - С. 19. 124 В этой связи небезынтересна критическая трактовка марксистской доктрины Л. Мизесом, который суммирует ее следующим образом: «В самом начале существуют „материальные производительные силы", т.е. технологическое оборудование человеческих производственных усилий, инструменты и механизмы. Никакие вопросы об их происхождении не допускаются; они есть - и все; мы должны предположить, что они упали с неба. Эти материальные производительные силы заставляют людей вступать в определенные производственные отношения, которые не зависят от их воли. Эти производственные отношения далее определяют правовую и политическую надстройку общества, а также религиозные, художественные и философские идеи» (Мизес Л. фон. Теория и история: Интерпретация социально- экономической эволюции / Пер. с англ. Под ред. А.Г. Грязновой. - М., 2001. - С. 85). 125 Лапаева В.В. Вопросы права в «Капитале» К. Маркса. - М., 1982. - С. 9.
излишнюю категоричность указанного тезиса и пришли к признанию определенной степени самостоятельности развития «надстроечных» явлений. Привлекает внимание (и это кажется самым важным) направленность обсуждаемого тезиса против идеалистических представлений, исходящих из определяющей роли идеального («надстроечных» явлений) по отношению к материальному («базису») и автономности истории первых. Если же учесть, что вопрос об определении соотношения «материального» и «идеального» для всякой философской системы, марксистской в частности, традиционно считается основным126, то становится вполне объяснимой категоричность утверждения «классиков» марксизма, что «право не имеет своей собственной истории». Это утверждение, как мне кажется, выступает как бы одной из формул отличия материализма от идеализма, неся на себе отпечаток этой конфронтации. Известно также и то, что тезис «право имеет историю» высказан одним из представителей исторической школы права - школы идеалистической по сути127. По всей очевидности, основоположники марксизма тем самым хотели подчеркнуть концептуальный, эпистемологический разрыв с прежней философией и противоположность материализма идеализму128, убедить оппонентов в правильности своего учения129. Здесь и кроются, на мой взгляд, действительные мотивы отмеченной абсолютизации роли экономического фактора. По этой причине, думается, нет оснований догматизировать обсуждаемый тезис марксизма. Важно отметить, что в своих последних сочинениях К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к признанию правовых, политических, религиозных явлений как активных продуктов общественного развития, оказывающих обратное воздействие на экономику. Подтверждением сказанному может быть подобное рассмотрение «надстроечных» явлений (в особенности государства и права) К. Марксом в первом томе «Капитала» (1867), а равно следующее пояснение Ф. Энгельса, сделанное уже после смерти Маркса: «Согласно материалистическому пониманию истории, в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является единственным определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу»130. Правда, Энгельс признавал за государством и правом только «видимость самостоятельной истории» 131. Тем не менее, он не принимал и считал «нелепым»
________________________________ 126 В философской литературе в последние годы уже высказывалось мнение об отказе «от примитивной схемы «надстройка-базис», ориентирующий на то, что последний всегда главный, а первая - второстепенная в развитии общества. Действительный исторический процесс неизмеримо более сложен. Достаточно напомнить, что в отдельные периоды на первый план выходят, например, политические факторы» (Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки // Вопросы истории -1992.-№8-9.-С. 165). «Объявив одни предметы идеальными, а другие - материальными, они (основоположники марксизма. - М.Д.) закрыли себе дорогу к дальнейшему развитию познания», - пишет А.Ф. Паньков (Паньков А.Ф. Теория развития систем и системная теория логики. - С. 179) По его мнению, «то, что Маркс называл „материальными отношениями" в обществе, есть не что иное, как проявление физических, химических, биологических свойств человека, обладающего иерархией логических систем. Если попытаться из этих „материальных отношений" удалить мышление, т.е. „идеальное", то мы получим не общество, а животный мир. То есть деление на „материальное" и „идеальное" - это деление живого организма на части, ведшее к смерти последнего» (Тамже.-С. 181). Оригинальный подход к этому вопросу находим у Г. Бермана: «Что бы там ни говорили философы о материализме и идеализме, с исторической точки зрения тот факт, что Гегель ошибался, думая, что сознание определяет бытие, вовсе не означает, что прав был Маркс, утверждая, что бытие определяет сознание. В истории, в реальной жизни, ни одно из них не «определяет» другое, они обычно идут вместе. Ну а если это не так, то решающую роль играет по очереди то одно, то другое» (Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - С. 57). Примерно так же рассуждает Дж. Сорос, когда говорит о синтезе гегелевской диалектики и диалектического материализма. «Когда я говорю о синтезе, - пишет он, - то имею в виду, что не идеи, как у Гегеля, и не материальные условия, как у Маркса, диалектически развивающиеся сами по себе, а взаимодействие между ними - вот основа диалектического процесса» (Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. Пер. с англ. - М., 2001. - С. 142-143). 127 Пухта Г.Ф, Из работы «Энциклопедия права» / История философии права. - СПб., 1998. - С. 349. 128 «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью», - писал К. Маркс, критикуя гегелевскую методологию (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23.-С. 21). 129 Примечательно, что этот момент уже после смерти Маркса признавал соратник его по перу Ф. Энгельс, когда писал, что они с Марксом «сами виноваты в том, что молодежь иногда придает большее значение экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать главный принцип, который они отвергали, и не всегда находилось время, место и возможность отдавать должное остальным моментам. Но как только дело доходило до анализа какого-либо исторического периода, то есть до практического применения, дело менялось, и тут уже не могло быть никакой ошибки» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 37. - С. 395). 130 Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху в Кенигсберг от 21-22 сентября 1890 г.//Там же. - Т. 37. - С. 394. 131 Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу в Берлин от 14 июля 1893 г. // Там же. -С. 83.
представления тех идеологов, по мнению которых марксизм «не признавая самостоятельного исторического развития различных идеологических областей, играющих роль в истории», отрицал «и всякую возможность их воздействия на историю» 132. «В основе этого, - отвечал им Энгельс, - лежит шаблонное, недиалектическое представление о причине и следствии как о двух неизменно противостоящих друг другу полюсах, и абсолютно упускается из виду взаимодействие. Эти господа часто почти намеренно забывают о том, что историческое явление, коль скоро оно вызвано к жизни причинами другого порядка, в конечном итоге экономическими, тут же в свою очередь становится активным фактором, может оказывать обратное воздействие на окружающую среду и даже на породившие его причины»133. Энгельс также говорит о существовании помимо общих закономерностей, обусловленных экономическими условиями, и собственных закономерностей развития самого права, в свою очередь оказывающих влияние на «базисные» отношения, и показывает это на конкретном историческом материале: «Основа наследственного права - экономическая, если предположить одинаковую ступень развития семьи. Несмотря на это будет очень трудно доказать, что, например, в Англии абсолютная свобода завещаний, а во Франции сильное ее ограничение объясняется во всех частностях только экономическими причинами. Но и то, и другое оказывает очень значительное обратное действие на экономику благодаря тому, что влияет на распределение имущества»134. Здесь мы становимся свидетелями признания, хотя и ограниченного135, детерминистического статуса «небазисных» явлений136. Таким образом, в свете вышесказанных положений представляется излишним доказывать, что, несмотря на определенные теоретические бреши марксизма, высказывание о том, что «право не имеет своей истории» отнюдь не нацелено на отрицание собственного исторического бытия права, специфики правовых явлений и собственных закономерностей их исторического развития, и, стало быть, из него были сделаны ошибочные, упрощенные выводы. Для того чтобы развеять всякие сомнения по поводу обсуждаемого вопроса, попытаюсь отделить зерна от плевел и подкрепить дополнительными аргументами тезис о том, что право имеет свою собственную историю. Уже отмечалось, что объективной реальностью являются как отношения материальные, так и духовные. Применительно к праву это означает, что право, вернее, правовая реальность представляет собой объективную реальность. То, что «право обладает объективным существованием», признавал и марксизм137. Более того, основатели его акцентировали внимание на историчности социальной реальности как в ее прошлом, так и в настоящем138. Ведь прошлое как «реальность существовала сама по себе безотносительно, т.е. как некогда „настоящее", обладавшее собственным содержанием и значением... Однако как реальность, содержание которой задается объективно, прошлое „закрыто" только относительно (каждое настоящее становится прошлым)...»139. Принимая во внимание сказанное, если историю понимать как единый процесс, включающий не только прошлое, но и настоящее, т.е. исходить из историчности социальной реальности в ее прошлом и настоящем, то принятие высказывания «право не имеет своей истории» будет равнозначно признанию того, что право не имеет не только прошлого, но и настоящего. Если историю понимать лишь как прошлое, а прошлое есть совокупность множественных настоящих прошлого, и допустить, что право не имеет истории, т.е. объективной реальности в прошлом, то тогда это будет означать, что право не имеет объективной реальности и в настоящем. Или, напротив, если мы признаем в настоящем правовую, экономическую, политическую и т.д. реальности, то почему же не __________________________ 132 Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу в Берлин от 14 июля 1893 г. // Там же. -С. 84. 133 Там же. 134 Энгельс Ф. Письмо к Конраду Шмидту в Берлин от 27 октября 1890 г. //Там же.-Т. 37.-С. 418. 135 Тут уместно вспомнить справедливое замечание итальянских ученых о том, что в марксизме «даже с учетом самых эластичных формулировок возобладала именно классовая теория с обоснованием примата экономических отношений» (Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - СПб., 1997. - С. 131-132). По оценкам Э. Трёльча, указанные уступки в пользу идеологической «надстройки», в сущности, подрывают всю систему, а многие выражения Энгельса, высказанные им после смерти Маркса, «должны быть признаны просто как желание выпутаться из затруднительного положения» (Трёльч Э. Историзм и его проблемы / Пер. с нем. - М., 1994. - С. 287, 546 (прим. 79)). 136 Подробнее об отношении марксизма к обсуждаемой проблеме и вообще о роли права в истории см.: Кечекьян С.Ф. К вопросу о роли права в истории // Вопросы истории. 1961. № 7. - С. 21-32. Самощенко Я. С. Вопросы государства и права в первом томе «Капитала» К. Маркса // Правоведение. -1968. - № 2. - С. 15-17; Манов Г.Н., Гулиев В.Е. Ф. Энгельс об относительной самостоятельности государства и современная реальность // Ф. Энгельс о государстве и праве. - М., 1970. - С. 110-135; Лукашева Е.А., Халфина Р.О. Ф. Энгельс о праве и законности // Там же. - С. 136-163; Лапаева В.В. Вопросы права в «Капитале» К. Маркса. 137 См.: Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право, - С. 38. 138 Яуковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теорети-ческий аспект. - С. 92. 139 Варг МЛ. Категории и методы исторической науки. - С. 93. должны признавать историческую, прошлую, когда-то существовавшую реальность правового, экономического, политического и т.д.140. Значит утверждать, будто право не имеет своей истории, означает то же самое, что сказать: настоящего у права также нет! А это нонсенс, и никто с этим не согласится. Как говорили римские юристы - иЫ 8оае1аз, 1Ы ]ш е§1 (где есть общество, там есть и право). Из сказанного не трудно заключить, что право имеет свою собственную историю (т.е. прошлое, как реальность историческая) в такой же степени, в какой оно имеет свою объективную реальность в настоящем. Другое дело, дана ли нам эта реаль-ность141. Другой путь рассмотрения данной проблемы, как представляется, может быть основан на применении системного подхода, что дотоле не принимали во внимание ее исследователи. Это позволит также дать полную характеристику объекта историко-правового познания.
___________________________ 140 «Право, - писал еще П.Г. Виноградов, - так же мало может отсутствовать в совокупности исторического изучения, как оно не может быть пропущено в действительной жизни - его вес и значение в истории прямо пропорциональны его роли в современной действительности» (Виноградов П.Г. История правоведения (Курс для историков и юристов). - М., 1908. - С. 9). 141 По вопросу о реальности в настоящем исторических, в том числе историко-правовых, «вещей» нет единого мнения среди исследователей. Ненаблюдаемость прошлой реальности в настоящем, невозможность непосредственного контакта субъекта с объектом познания составляет одну из основных особенностей исторического познания. Дело в том, что большинство исследователей данной проблемы, исходя из указанного обстоятельства, отмечают, что объект всякого исторического познания принадлежит прошлому (см., например: Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. - М., 1974. - С. 11; Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. - С. 64; Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1999. - С. 269). В частности, М.Хайдеггер пишет: «Предметной история может стать только, когда она ушла в прошлое» (Хапдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие / Пер. с нем. - М., 1993. - С. 45). С подобным утверждением нельзя согласиться безоговорочно, оно неполно, а в ином ракурсе и крайне условно. Прежде всего следует отметить, что при этом авторы исходят из узкого толкования истории (т.е. истории как завершенного бытия), что и вполне понятно по той простой причине, что в научном плане именно подобное понимание истории во многом обусловило конструирование истории как специфической области научного знания (поэтому и в указанном утверждении есть определенная доля правды). Однако при этом упускается из виду ее другое - широкое толкование, согласно которому история представляет собой единый процесс, совершенный и совершающийся, т.е. включающий не только прошлое, но и настоящее и будущее (соответственно история в самом широком смысле - наука не только о прошлом, но и о настоящем и будущем), где прошлое рассматривается как элемент единого исторического процесса, совершившееся в истории продолжает оставаться моментом объективной реальности в форме исторической реальности. Такое положение вещей отмечал в свое время X. Ортега-и Гассет, правда, в духе своего «рациоисторизма»: «История - систематическая наука о радикальной реальности, каковой является моя жизнь. Поэтому она является наукой о самом актуальном, действительном и подлинном „настоящем". Если бы она не была наукой о настоящем, то где бы мы искали то прошлое, которое обычно предписывается ей как ее предмет? Противоположное, привычное нам утверждение равносильно тому, чтобы сделать из прошлого абстрактную и нереальную вещь, оставшуюся неподвижной там, в своем времени; но ведь прошлое -это живая и действенная сила, поддерживающая наше „сегодня". Нет асйоп т с1г$Шп$ (лат. - воздействие на расстоянии. - М.Д.). Прошлое находится не где-то там, в своем времени, а здесь, во мне. Прошлое - это я, это моя жизнь» (Ортега-и Гассет X. История как система // Вопросы философии. -1996. - № 6. - С. 99). По другой характеристике, история есть коллективная память людей о прошлом и в таком качестве имеет объективную реальность, ибо память о прошлом - это уже не прошлое. Таким образом, слова «прошлое» и «историческая реальность» не всегда тождественны.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |