КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г.Р. Яусс
Ян Ромен
Как отмечалось в предшествующей главе, несмотря на то, что объект и предмет науки в объектном смысле один для всех конкурирующих парадигм, предмет науки в субъектном смысле у разных парадигм различается: привлекаются новые объекты исследования из круга объекта науки, происходит постоянное обновление проблематики. Еще раз хочу выразить свою твердую уверенность в том, что ученый почти бессилен изменить или отменить границы предмета науки, заданные объективной реальностью. Но изменить, ставить новые задачи в рамках предмета науки (в его субъектном значении) во власти ученого. В этом плане рассмотрение проблемы объекта и предмета историко-правового познания в контексте современной историографической ситуации, постмодернистского дискурса представляется заслуживающим особого внимания, а в условиях отказа от «единственно верного метода» и утверждения методологического плюрализма является необходимым205. Итак, теперь будем рассуждать о предмете историко-правового познания в субъектном смысле сквозь призму понимания его в современной историографической ситуации, как бы продолжая тему. Речь в данном случае пойдет, естественно, не обо всех проблемах, а прежде всего о тех, которые неадекватно заявлены и разрешены в современной историографии, но от правильного решения которых зависит в немалой степени дальнейшее развитие современного историко-правового познания.
_________________________ 205 Попутно замечу, что в постсоветской правовой науке еще достаточно не осознано то положение, что развитие современной социально-гуманитарной науки, каковой является и правовая наука, возможно лишь на базе междисциплинарных штудий и в этом плане перед ней стоят колоссальные задачи. Правда, здесь имеются некоторые наработки отдельных ученых. Но в деле концептуального исследования проблемы права в указанном ракурсе следует воздать должное санкт-петербургскому ученому-правоведу ИЛ. Чест-нову. Именно ему, пожалуй, принадлежит, насколько мне известно, пальма первенства в постсоветском юридическом интеллектуальном пространстве в расширении поля исследования с использованием достижений современного гуманитарного знания. 2.3.1. Общая картина современной историографической ситуации
Призрак бродит по Европе - призрак постмодернизма.
Не вдаваясь здесь в подробности, предварительно постараюсь очертить в самом общем виде ситуацию, создавшуюся на современном этапе развития историографии и зачастую характеризующуюся как кризисная. При этом правильным будет, на мой взгляд, отправиться от того «эпистемологического рубежа», который связан с основанием школы «Анналов», ибо, несмотря на то что после выхода первого номера журнала «Аппа1е$ АЪгзШге ёсопотг^ие ег $осга1е» («Анналы экономической и социальной истории», 1929 г.)> вокруг которого возникла это школа, прошло более 70 лет, она продолжает свою авангардную роль и в наши дни. Положения программы, составленной ею, являют собой и сегодня методологическую базу для многих плодотворно работающих историков206. Действительно, у истоков современной историографической ситуации стоят школа «Анналов»207 (или «новая историческая наука»208) и создавшиеся в данном направлении близкие историографические школы в различных странах Европы и США. Знаменем данного этапа стали получившие всемирную известность работы М. Блока «Апология истории или ремесло историка» (1946), Р.Дж. Коллингвуда «Идея истории» (1946), а также многочисленные новаторские труды представителей школы «Анналов». В этих работах авторы призывали историков отказаться от сухой описательности, «историзирующей», событийной истории, от «истории-рассказа», от истории «ножниц и клея», занятой одним лишь сбором и «расклеиванием» текстов, а взамен предлагалось докопаться до глубинных пластов исторической действительности и воссоздать не отдельные ее стороны, а целостное представление о ней. Бои за новую историческую науку шли по всем стержневым проблемам исторической эпистемологии. На страницах журнала «Анналы» авторы выступали за «историю во всей полноте», за создание единой науки о человеке посредством междисциплинарных контактов историков с представителями других социальных наук. Тем самым позитивистская методология, ставившая на первый план исторические источники (известны такие формулы этой методологии, как «история создается по источникам; их нет - нет и истории» - Ш.В. Ланглуа и Ш. Сеньобос; «там, где молчат источники, нема и история» - Л. Альфан), постепенно уступает место методологии, ратующей за признание приоритета субъекта познания: нет истории без историка209. В ряду революционных положений методологического плана первых «Анналов» особо указывается, в частности, на видение истории: 1) как науки, изучающей тотальную целостность, т.е. как истории глобальных масштабов и перспектив, конструируемой на основе осмысления социальной целостности, включая все пласты человеческой истории210; 2) как науки открытой, постоянно находящейся в процессе становления, «в развитии, которая постоянно уточняет свои представления о структуре своего предмета, о характере своих методов, технических приемов и результатов»; 3) как науки, основывающейся на ___________________________ 206 С именем «Анналов» связывается и последняя историографическая революция в истории исторической науки (см.: Варг МЛ. «Анналы» и междисциплинарные методы исторического познания // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 65). 207 К.А. Агирре Рохас различает три этапа в истории школы «Анналов»: 1) «первые „Анналы"», руководимые М. Блоком и Л. Февром - в этот период совершается революция в исторической теории, связанная с их именами (1929-1939); однако с началом второй мировой войны существует долгий переходный период (1939-1956); 2) «вторые „Анналы"», или «броделевские», нацеленные на изучение преимущественно экономических отношений, существующих во времена «большей длительности» (1956-1969) и 3) «третьи „Анналы"», т.е. современные последователи «отцов-основателей», считавшие своим методологическим идеалом открытость для любых подходов (с 1969 г.) (см.: Агирре Рохас К.А. «Анналы и марксизм (Десять тезисов о методологических парадигмах) // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 101-102). 208 Следует иметь в виду, что эти названия обычно употребляются как синонимы. В этой связи один из мэтров этой школы Ж. Ле Гофф выражение «новая историческая наука» предлагает использовать в узком и широком смысле. В широком смысле подразумевается обновление, которое началось с основанием журнала «Анналы». В узком смысле оно указывает на появление, главным образом за последние 20 лет, новых научных ориентации и исследований, т.е. современной «новой исторической науки», которая в свою очередь является продолжением течения, созданного журналом «Анналы», иначе говоря, представителей третьего поколения «Анналов» (см.: Гофф Ж. Ле. «Анналы» и «новая историческая наука» // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 90). 209 Р.Дж. Коллингвуд так объясняет свой отказ от позитивистского подхода: «Историки ножниц и клея изучали периоды; они собирали все существующие свидетельства об ограниченной группе фактов, тщетно надеясь извлечь что-то ценное. Научные историки изучают проблемы - они ставят вопросы и, если они хорошие историки, задают такие вопросы, на которые можно получить ответ» (Коллингвуд Р.Дж. Указ. соч. - С. 268). 210 В этой связи верна оценка А. Про, что «новизна «Анналов заключается не в методе исследования, а в новых объектах и новых вопросах» (Про А. Двенадцать уроков по истории. - М., 2000. - С. 42). парадигме мультидетерминированной истории и т.д.211 Ученые, группировавшиеся вокруг журнала «Анналы», умели диалектически сочетать методы истории и других социальных наук. При этом особое значение они придавали междисциплинарному подходу. Задача историка, по Л. Февру, «не просто переписывать источники, а воссоздать прошлое, прибегая для этого к помощи смежных дисциплин, подкрепляющих и дополняющих одна другую;... долг историка в том и состоит, чтобы поддерживать, всемерно развивать и закреплять их совместные усилия»212. С точки зрения основателей школы «Анналов», взоры историка должны охватить целостное представление о жизни людей, людей «из плоти и крови». Идея отцов-основателей о невозможности «истории без людей» сама по себе говорила о том, что это течение с самого начала несло в себе «антропологический заряд». Методологические дискуссии, развернувшиеся на Западе вокруг указанных идей, содействовали значительйому изменению образа традиционной исторической науки и дальнейшему развитию этой части интеллектуального поля человеческой мысли. С середины XX века (60-е годы) на расширение темпоральных, пространственных, и прежде всего культурологических горизонтов гуманитарного знания оказывает внушительное влияние историческая антропология. Именно с этого времени входит в широкий научный оборот и название истории ментальностей. Социальная и культурная антропология, говоря словами Ж. Дю-би, обретшая широкую известность благодаря трудам К. Леви-Строса, бросила историкам форменный вызов. Она способствовала обогащению эмпирической базы и расширению проблематики всего комплекса социально-гуманитарного знания, в том числе исторической науки; теперь в изучении традиционных типов к тщательному исследованию привлекаются не только культуры первобытных, «холодных» обществ (выражение К. Леви- Строса), но и европейских, «горячих» обществ, а также самые разные стороны жизни людей - семья, быт, трудовые процессы, ритуалы, традиции, верования и т.п. В 70-х годах совершается переход от исследования истории материальных структур к изучению истории менталъностей, которая находится в центре внимания основных течений современной историографии (это движение особенно ярко проявляет себя в трудах представителей третьего поколения «Анналов», «микроистории»213 и социокультурной антропологии). Примерно к этому времени относится и пришествие на авансцену истории постмодернизма 214, в связи с чем современная историографическая ситуация получила название «постмодернистская». Термином «постмодернизм» прежде всего обозначается состояние культуры постиндустриального общества, иначе говоря, им ассоциируется современная социокультурная ситуация215, но не только. Первая работа, в названии которой присутствовало понятие «постмодернизм», принадлежит Ж.-Ф. Лиотару («Ситуация постмодернизма», 1979). По мнению автора, «по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной (речь идет об обществе, начало которого связывается с концом 50-х гг., т.е. об информационном обществе. - М.Д.), а культуры - в эпоху постмодерна, изменяется статус знания»216. Изменение природы знания под влиянием информационных технологий породило в свою очередь недоверие к старому знанию. Вот это тотальное недоверие к старому знанию, функционирующему в форме ______________________________ 211 См.: АгирреРохасК.А. Указ. соч. - С 101-107. 212 Февр Л. История современной России. За синтез, против «картинной истории» // Февр Л. Бои за историю. - М., 1991. - С. 63. 213 Это направление современной историографии формировалось в Италии, в настоящем широкое распространение получило в других странах Западной Европы (особенно во Франции и Испании). Представители данного направления в своих исследованиях делают акцент не на крупные исторические события или процессы, а на локальные объекты, на уникальное и неповторимое в истории, на отдельные факты, частные явления жизни «простых» людей. Наиболее известным образцом работы, выполненной в русле этого направления, является «Сыр и черви. Образ мира у мельника XVI века» К. Гинзбурга (1976). Не менее известны также такие микроисторические исследования, как «Монтайю» Э. Ле Руа Ладюри, «Возвращение Мартена Герра» Н.Э. Де-виса и т.д. < 214 Дата рождения постмодернизма как массового интеллектуального течения М. Мюллером указывается 1968 г. - год массовых студенческих выступлений. Мировозренческие основы постмодернизма раскрыты в работах Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ж. Лиотара и др. В историографии его начало связывается с выходом в свет книги X. Уайта «Макроистория» (1973 г.). Чаще понятия «постмодернизм» и «постструктурализм» употребляются как синонимы. Это связано с тем, что в программе постмодернизма обнаруживаются попытки одновременно сохранить и преодолеть мировоззренческий потенциал структурализма. 215 Постмодернизм заключает в себе радикальное изменение отношений культуры и природы, культуры и общества, человека и культуры, Запада и Востока. Диалог культур должен помочь преодолению нетерпимости Запада и Востока (см.: Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Минск, 2001. С. 385-386. А также см.: КозловскиП. Культура постмодерна. - М., 1997). О6 идейных истоках и эволюции постмодернизма подробнее см.: Ильин И.П. 1) Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996; 2) Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа.-М., 1998. 216 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.; СПб., 1998. - С. 14.
«метанарративов», больших (мета) рассказов 217, т.е. базовым объяснительным схемам обусловило характеристику постмодернизма в науке как разрыв с предшествующей традицией и пристрастие к радикальному релятивизму, хаотическому плюрализму218. В кратчайшем обобщении к доминантам философского постмодернизма, в частности, относятся: дискретность (а не прерывность и прогресс), множественность (а не единство), нестабильность (а не стабильность), локальность (а не пространственная всеобщность), фрагментарность (а не целостность), случай-нослъ (а не системность), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), поверхностность (а не глубина), лабиринт (а не линейность), неопределенность (а не определенность) и т.д.219 Главный нерв философского постмодернизма - бытие как текст или их совокупность - обусловил основную черту постмодернистского историографического дискурса: перефокусирование с традиционного объекта историографии (прошлая реальность) на язык исторических дескрипций. К ключевым характеристикам постмодернистского дискурса в историографии в сжатой форме помимо тотального недоверия к «метанарративам» относятся: так называемый «лингвистический поворот», или «семиотический вызов» в историографии, т.е. применение к историческому нарративу (повествовательному тексту) методологии исследования литературно-художественных текстов; выход на первый план микроуровня, микропроцессов, индивидуализации; неопределенность, снятие всех и всяческих границ в познании истории и т.д. Однако подобная смена парадигм у многих традиционных историков не могла не вызвать возражение, а некоторые из них выбрали путь полного неприятия и отрицания новых идей постмодернизма. В результате появились две парадигмальные крайности, что позволило в академических кругах охарактеризовать создавшуюся ситуацию в историографии как кризисную. Здесь в самой общей форме отмечу, что для лингвистического подхода не существует иной реальности, кроме исторического текста, который не адекватен прошедшей реальности и дает только ее образ. Применительно к обсуждаемой в настоящей работе проблеме это означает, что объект историко-правового познания, т.е. историко-правовая реальность как таковая не может стать объектом познания, иными словами, подвергаются сомнению основы самого историко-правового познания, поэтому оно станет далее предметом отдельного рассмотрения. Резюмируя этот краткий обзор современной историографической ситуации, отмечу, что постмодернистский вызов ставит перед историческим познанием много новых эпистемологических проблем, от осмысления которых историк права не может стоять в стороне. Оптимистически относясь к ним, должен заметить, что дискуссии, эпистемологические поиски при этом ведутся вокруг двух основных параметров - отправных категорий любой науки (предмет и метод)220. Но наше исследование в данном случае, естественно, интересует лишь первый параметр. Однако, как уже отмечалось во введении работы, вряд ли можно успешно решить проблему предмета, не затронув при этом и второй параметр – метод. Очерченная картина современной историографической ситуации позволяет выделить среди многих сдвигов, новых идей, значимых для обновления образа истории, переосмысления объекта и предмета исторической науки вообще, и историко-пра-вовой в частности, только три наиболее важных аспекта для подробного анализа в рамках настоящего исследования: (1) современные дискуссии вокруг «территории историка»221 и историко-правовая наука, (2) антропологизация в правопознании и предмет историко-правового познания и (3) постмодернистский историографический дискурс и объект историко-правового познания. Завершит рассмотрение проблемы предметного поля в свете методологического плюрализма. _______________________________ 217 Там же. - С 10. 218 Польский философ 3. Бауман пишет: «Для наших дней наиболее характерна внезапная популярность множественного числа - частота, с которой теперь в этом числе появляются существительные, некогда выступающие в единственном... Сегодня мы живем проектами, а не проектом... Постмодернизм и есть в сущности закат проекта - такого Суперпроекта, который не признает множественного числа» (Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 73). 219 См.: Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М., 2000. - С. 121. 220 См.: Варг МЛ. «Анналы» и междисциплинарные методы исторического познания. - С. 65. 221 Кстати, А. Гуревич в своей статье «Территория историка» приписывает авторство этого выражения Ле Руа Ладюри, так как у последнего имеется двухтомный сборник трудов под названием «Территория историка» (I т, 1973, II т., 1978). В действительности же оно было использовано еще до этого - в начале XX в. - Ш. Сеньобосом (см.: 5ег$поЪо5 Ог. Ьа Мё1пос1е Ы$1:опдие арр^иёе аих заепсез 5оаа1е$. - Р., 1901. - Р. 2). А. Гуревич это понятие рассматривает под несколько иным углом зрения, чем тот, которым пользуется обычно, т.е. в значении предметного поля. Вот как звучит новый смысл понятия «территория историка» по Гуревичу: «Взаимодействие сигналов, сообщений, идущих из прошлого, с вопросами и моделями, которые посылает в прошлое исследовательская мысль современного историка для того, чтобы получить необходимые ей ответы, - оба эти уровня совмещаются на специфической «территории историка». Встреча двух культур происходит в особом интеллектуальном пространстве. Это и есть, собственно, пространство истории» (Гуревич А.Я. «Территория историка» // Одиссей. Человек в истории. - М., 1996. - С. 107). 2.3.2. «Анналы», современные дискуссии вокруг «территории» исторической науки и историко-правовая наука
История... является социальной в силу самой своей природы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |