КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. Ласлетт
Л. Февр Для представителей общественных наук история вообще является социальной, независимо от того, называют ли ее историки социальной, политической, экономической или историей религии.
История исторической науки – это, прежде всего, история поисков, дискуссий по поводу «территории» историка, ее самоопределения и расширения. Все парадигмы исторического познания на протяжении всей истории исторической науки так или иначе выражали свое отношение к этой проблеме. А для основателей школы «Анналов» она являла собой одним из ключевых эпистемологических положений. В предыдущем параграфе в самом общем виде отмечалось, что новые взгляды на историю основателей школы «Анналов» представляло собой концепцию истории как целостной науки, выявляющей взаимосвязи всех сторон общественной жизни, изучающей жизнь людей во всем ее разнообразии, иначе говоря, историю человечества во всей полноте. Отсюда - и название «тотальная история». К.А. Агирре Рохас находит определенную перекличку между парадигмой «тотальной» истории «Анналов» и марксовым подходом к истории222. Условность подобных утверждений очевидна. Не следует забывать, что для теории под названием материалистическое понимание истории, претендующей на всеохватывающую теоретическую реконструкцию истории общества, признание «только одной науки, науки истории» должно считаться естественным, и никоим образом не должно оцениваться как стремление к целостному видению истории в проповедуемом «Анналами» смысле, ибо формационная теория выделяла лишь один аспект истории - социально-экономический и в исследовательской практике акценты расставлялись только на экономическую историю, а цементирующей основой являлась материальная жизнь общества. Принцип «тотальной истории», провозглашенный школой «Анналов», значительно отличается и, по мнению А.Я. Гуревича, «предполагает прежде всего - и в этом существо дела - новое исследование взаимоотношений между разными сторонами исторической действительности, и в особенности соотношения материальной и идеальной сторон жизни. Такие сферы общественной реальности, которые традиционно рассматривались как не связанные между собой и независимые друг от друга, например, богатство и религия или отношения собственности и магия, могут при новом подходе оказаться внутренне тесно переплетенными»223. Вызывает возражение также попытка И.Л. Честнова оправдывать и подкреплять постулат о том, что «история права... невыполнима по определению», что право не имеет собственной истории224, со ссылкой на высказывание Л. Февра о том, что «экономической и социальной истории не существует. Существует история как таковая во всей своей целостности»225. Должен сказать, что здесь 1рзе сИхй явно не срабатывает. Замечу, что в цитированном положении, как видно из контекста, Л. Февр речь ведет о научном способе познания прошлого, т.е. о познавательном аспекте истории как таковой 226, еще точнее о предмете самой исторической науки в целом, который несмотря на затянувшиеся дискуссии в течение нескольких последних столетий не нашел своего удовлетворительного решения. В разные времена предпочтение отдавалось тем или иным сторонам жизни общества: долгое время она была преимущественно историей войн, политической историей, затем экономической и, наконец, ей присвоили название «экономическая и социальная история». Возражая именно против подобного положения вещей, Л. Февр отстаивал историю, предметом которой является «не какой-нибудь фрагмент действительности, не один из обособленных аспектов человеческой деятельности»227, а все сферы исторического бытия, включая и самого человека. Именно в этом, по мнению ученого, и состоит смысл эпитета «социальный». И в этом плане, конечно, нельзя не согласиться с тезисом Л. Февра о том, что «история... является социальной в силу самой своей природы»228. ____________________________________ 222 Агирре Рохас К.А. Указ. соч. - С. 102. 223 Гуревич А.Я. Об истории ментальностей к историческому синтезу. - С. 22. 224 См.: Честное Л.И. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. - С. 34. 22 Февр Л. Как жить историей // Февр Л. Бои за историю. - С. 25. 226 См.: Там же. - С. 24-26. 227 Там же. - С. 27. 228 Там же. - С 25. Основатели школы «Анналов» с самого начала стремились добиться для истории привилегированного положения на поле общественных наук. «Отстаивая поворот истории в сторону других общественных наук, утверждая их глубинное единство и необходимость взаимосвязи, - пишет А. Про, - они («Анналы». - М.Д.) в то же время постановляли, чтобы местом такой связи была именно история. Они таким образом признавали за ней своего рода превосходство: будучи единственной наукой, способной обеспечить конвергенцию общественных наук, история становилась главенствующей дисциплиной - та!ег е! та§151га... внешняя стратегия Анналов в отношении других общественных наук укрепляла их внутреннюю стратегию в отношении иных форм истории»229. Именно в таком ключе и следует воспринять недоброжелательное отношение основателей школы «Анналов» к специализации в рамках исторической науки230. Между тем они подобной специализации вовсе не исключали. В этом плане значительный интерес составляют взгляды М. Блока. По его мнению, «каждому типу явлений присуща своя, особая мера плотности измерения» 231, что и по всей очевидности может быть достаточным основанием для выделения специальных исторических дисциплин. Неслучайно ряд работ самого М. Блока посвящен отдельным аспектам, явлениям истории экономических отношений. Это нетрудно заметить, обратив внимание даже на название этих работ: «Характерные черты французской аграрной истории», «Очерк истории денег в Европе» и т.д. «Чтобы следовать жизни в ее постоянном переплетении действий и противодействий, - писал М. Блок, - вовсе нет надобности пытаться охватить ее всю целиком, для чего требуются силы, намного превосходящие возможности одного ученого. Самое оправданное и нередко самое полезное - сосредоточиться при изучении общества на одном из его частных аспектов или, еще лучше, на одной из четких проблем, возникающих в том или ином его аспекте: верованиях, экономике, структуре классов или групп, политических кризисах... При таком разумном выборе не только проблемы будут поставлены более четко, но даже факты связей и влияний получат более яркое освещение. Конечно, при условии, что мы пожелаем их раскрыть (курсив мой. - М.Д.)»232. Французский историк, косвенно признавая необходимость специализации в рамках исторической науки (что явно видно из приведенной цитаты), между тем опасался другой крайности: «Наука расчленяет действительность лишь для того, чтобы лучше рассмотреть ее благодаря перекрестным огням, лучи которых непрестанно сходятся и пересекаются. Опасность возникает только с того момента, когда каждый прожектор начинает претендовать на то, что он один видит все, когда каждый кантон знания воображает себя целым государством»233. Хотя в основу разделения истории права как самостоятельной дисциплины М. Блок кладет умственную деятельность юристов (с чем, конечно, нельзя согласиться безоговорочно), он не отрицал познавательное значение истории права, ибо она «проливает свет на очень различные, но подчиненные единой человеческой деятельности феномены, свет, хотя неизбежно и ограниченный определенной областью, но многое проясняющий (курсив мой. - М.Д.)» 234. Итак, мы уточнили отношение мэтров школы «Анналов» к специализации в рамках исторической науки, обусловленной главным образом программным положением этой школы о тотальной истории, которая выступала чаще всего под эгидой социальной истории, что нашло свое отражение в изменении названия журнала с «Анналы экономической и социальной истории» (1929-1938) на «Анналы социальной истории» (1939-1941). Теперь опять вернемся к вопросу о «территории» историка. Надо заметить, что интенция к тотальности всегда присутствовала в историографии начиная с древности, с ее отца-основателя. Как известно, в сферу изучения исторической науки включается общество в целом, все составляющие его подсистемы: политическая, экономическая, социальная (в узком смысле), духовная и т.д. Однако, как уже отмечалось, в разные времена, различными авторами предпочтение отдавалось тем или иным сторонам жизни общества. А в современных дискуссиях вокруг «территории»
_____________________________________ 229 Про А. Указ. соч. - С. 44. 230 Известно пренебрежительное отношение «Анналов» к отдельным аспектам истории (например, к политической, биографической и т.д. истории) со времен ее основателей (см.: Бессмертный Ю.Л. Кризис «Анналов»? // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 109). 231 Блок М Апология истории или ремесло историка. - С. 99. 232 Там же. - С. 85. Сходные же положения находим у Л. Февра. В частности, он пишет: «Человек в нашем понимании является средоточием всех присущих ему видов деятельности; историку позволительно с особенным интересом относиться к одному из этих видов, скажем, к деятельности экономической. Но при единственном условии: нельзя забывать, что любой из этих видов всегда затрагивает целиком всего человека - в рамках обществ, созданных им самим» (Февр Л. Как жить историей. - С. 27). 233 Блок М. Апология истории или ремесло историка. - С. 82. 234 Там же. историка центральное место занимают проблемы определения предмета социальной истории, что связано, по всей очевидности, с тем, что термин «социальная» в силу своей емкости нередко воспринимается в предельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все явления социальной реальности, выступая как синоним понятия «общественная». При этом импульсами, вызвавшими к жизни социальную историю, по мнению Т. Зелдина, в нижеуказанной исторической последовательности являлись: первое - стремление к демократизации истории (история, отвлекая внимание от «гениев» - королей, политиков и т.д., сосредоточивается на изучении истории других людей, т.е. «массы»); второе - попытка подорвать господство политической истории (господство политической истории заменяется господством экономической истории); третье - бунт против выделения истории в особую дисциплину (в связи с конструированием истории как самостоятельный дисциплины в XIX в. она, с одной стороны, становится корпоративным духом для всех гуманитарных наук, а с другой - способствует закреплению консервативных стереотипов; это вызывает протест у независимых умов; с бурным развитием социальных наук в начале XX в., в период первой мировой войны история начинает терять популярность из-за ее боязни переходить к обобщениям, в связи с чем начинаются призывы историков бросить вызов общественным наукам, превратить историю в синтезирующую дисциплину, в роли которой могла бы выступать социальная история)235. Требование целостности исторической науки неоднократно выдвигается и на протяжении XX в., причем не только основателями школы «Анналов», но также их последователями236 и историками других течений. Однако опыт исторических исследований показывает, что оно не было реализовано, исследовать прошлые общества в целом, нерасчлененно оказалось непосильной задачей для историков, и развитие ее пошло другим путем, путем жесткого разграничения отдельных исторических дисциплин, вследствие чего микроистория вышла на первый план237. Тем не менее, и в наши дни поиски по конструированию социальной истории продолжаются. Замечу, что в разных странах традиции социальной истории развиты в разной степени238. В современной историографии в понимании «социальной истории» нет единства среди историков239 и она понимается, как минимум, двояко: в узком и широком смысле240. В узком смысле она воспринимается как одна из дисциплин исторической науки, однако предмет ее трактуется по-разному. В частности, согласно немецкому ученому Ю. Кокку, социальная история «в более узком смысле» занимается «историей социальных общностей (сословий, классов, групп и т.д.); их положением и составом, опытом, позициями, ___________________________ 235 См.: Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая // ТНЕ515. - 1993. - Т. 1. - Вып. 1. - С 155-156. 236 Попытки основателей школы «Анналов» сделать социальную историю целостной историей - главным стержнем гуманитарных наук не увенчались успехом. Даже у такого мэтра, как Ф. Бродель, его знаменитый труд о Средиземноморье, хотя охватил почти все аспекты изучаемой темы (географию, демографию, экономическую и социальную жизнь, политические структуры), но и он не дотягивает до уровня тотальной истории, поскольку, как утверждают многие критики, различные аспекты, подходы не интегрированы здесь друг с другом, а находят отражение в его отдельных частях (см.: Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / Пер. с англ. - М., 2000. - С. 126). Третье поколение «Анналов» в редакционной статье 1989 г. журнала «Анналы» вновь заговорило о первостепенной важности изучения целостной истории, выступая за понимание истории в виде «всеобщих систем», где взаимодействуют различные явления общественной жизни. При этом предполагалось осуществить исторический синтез через расширение числа исследовательских объектов (Ье$ Аппа1е$. ТеШопз 1/ехрепеше // Аппа1е§: Е.5.С - 1989. - № 6. - Р. 1321). Ж.Ле Гофф считал, что история - наука об общественном человеке во времени, поэтому должна охватить все аспекты человеческой жизни, причем одним из важнейших средств в постижении общего хода исторического процесса является, по его мнению, изучение ментальностей, т.е. совокупности образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы, она и представляет собой то «посредствующее звено», связующее социальные процессы и духовную жизнь, которое должно было привести к целостному пониманию истории (см.: Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 9). А. Бюргьер в своей статье «О понимании истории» также подчеркивал первостепенную важность уяснения исторической целостности, изучения конкретных феноменов прошлого в общем социальном контексте (см.: Виг$шйге А. Ве 1а сотргеЬепзюп еп Ы$(о1ге // Аппа1ез: Е.5.С. - 1990. - № 1). А другие последователи этого направления считали (и считают) социальную историю лишь одной областью истории. 237 См.: Савельева ИМ., Полетаев А.В. Указ. соч. - С. 39-40. 238 Подробно об этом см.: Зидер Р. Указ. соч. - С. 163-175; Огурцов А.П. Социальная история науки: две стратегии исследований // Философия, наука, цивилизация / Под ред. В.В. Казютинского. - М., 1999. - С. 66-68. 239 Как справедливо отмечают И.М. Савельева и А.В Полетаев, «предмет социальной истории едва ли поддается определению, ибо в рамках самой общей дефиниции (социальная история - это история общества или история социальных структур, процессов и явлений) диапазон ее тематики то безгранично расширяется, то оказывается предельно узким. В какой-то мере это объясняется характером самого понятия «социальный». В нем уже заложена способность к почти неограниченному распространению» (Савельева И.М., Полетаев А.В. Указ. соч. - С. 114-115). 240 Сm.: Ritter G.A Die neuere Sozialgeschichte in der Bundesrepublik Deutschland // Kocka J. (Hg.) Sozialgeschichte im internationalen Überblick. Ergebnisse und Tendenzen der Forschung. - Darmstadt, 1989. - S. 19-88.
поведением; такими институтами, как семья, производство, партии, союзы; социальными отношениями -родством, условиями труда, коммуникативными отношениями, социальными альянсами и конфликтами; процессами урбанизации, индустриализации и рационализации, социальными движениями, различнейшими аспектами социального неравенства и мобильности, а также социальными предпосылками и последствиями политических, культурных и экономических явлений и их многообразными связями с хозяйственной, политической и культурной историей»241. В широком смысле социальная история - это вся история с социальной точки зрения или история общества. Например, по мнению американского историка Редфорда, «социальная история - это не часть историй. Это вся история с социальной точки зрения»242. То же самое имел в виду, на мой взгляд, английский историк Э. Хобсбоум, когда размышлял о необходимости перехода от социальной истории к истории общества243. По его мнению, «социальная история никогда не сможет стать специализированной дисциплиной, как, например, экономическая или любая иная история, так как ее предмет невозможно изолировать»244. Потому и он считает резонным говорить об истории общества, с чем и полностью солидарен автор этих строк. Неслучайно, что и тотальная история, согласно мнению французского медиевиста А. Буро, выступает сегодня чаще всего под эгидой социальной истории, назначение которой состоит не в анализе какой-то особой социальной сферы, а в описании отношения между объектами и между различными сферами исторического 6ытия245. Иногда некоторые ученые опасаются того, будто существование отдельных исторических дисциплин приводит к утрате предмета исторической науки. В этой связи А. Гуревич совершенно верно подчеркивает: «Странно сказать, традиционная историческая наука в процессе естественной и неизбежной внутренней дифференциации утратила свой главный предмет. В самом деле, социальная история (несомненно, здесь «социальная история» подразумевается в узком смысле. - М.Д.) изучает общественные структуры, экономическая история занята производством и распределением, история искусства сосредоточена на эстетических идеях и произведениях, история религии углубляется в догматику и доктрину и т.д.»246. Дополняя приведенный перечень, отмечу: а история права занята изучением своего предмета. Поэтому нет оснований для опасения по поводу утраты предмета исторической науки. Другое дело - соотношения отдельных исторических дисциплин с общеисторической наукой. В этой связи историческое изучение права резонно рассматривать двояко: (1) как тип исторических исследований, с точки зрения исторической науки и (2) как тип правовых исследований, с точки зрения правоведения, в рамках специальных правовых наук исторического профиля. Несмотря на то, эти два типа знания соединяют единые познавательные цели, они отличаются. В первом случае историческое исследование права наряду с другими социальными явлениями входит в объект исторической науки. Классическим образцом подобного рода исследования может считаться мастерски выполненное сочинение М. Блока «Феодальное общество», где пятая глава («Основы права») второй книги первой части первого тома посвящена историческому изучению права247. Однако необходимо заметить, что в исторической науке при моделировании объекта познания (общества) историки вынуждены заниматься анализом преимущественно какой-то отдельной подсистемы той или иной эпохи, как пишет английский историк Э. Хобсбоум, «выбрать один из комплексов отношений как центральный и характерный для данного общества, а весь остальной материал группировать вокруг него»248. Этот момент подметил и сам М. Блок: «И все же у любого исследования есть своя собственная ось»249. В таком качестве он выбрал для своего исследования «Феодальное общество» анализ экономики и психологии250. ______________________________ 241 Цит. по: Зидер Р. Указ. соч. - С 172. 242 Цит. по: Савельева ИМ., Полетаев А.В. Указ. соч. - С. 114. 243 См.: Хобсбоум Э.Дж. От социальной истории к истории общества // Философия и методология истории. Сборник переводов. - Благовещенск, 2000.-С. 289-321. Э.Дж. Хобсбоум выделяет три, иногда, по его мнению, перекрывающихся смысла термина «социальная история», использующихся в современной исторической науке: (1) история низших классов или история движений бедноты («социальные движения»); (2) исторические исследования по самым разнообразным вопросам человеческой деятельности; (3) исторические исследования, где термин «социальная история» используется в совокупности с термином «экономическая история», причем экономическая половина в такой комбинации явно доминировала (Там же. - С. 290-291). 244 Там же. - С. 295. 245 См.: Буро А. Предложения к ограниченной истории ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 66. 246 Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу. - С. 28. 247 См.: Блок М. Феодальное общество // Блок М. Апология истории или ремесло историка. - С. 159-169. 248 Хобсбоум ЭДж. Указ. соч. - С. 305. 249 Блок М. Феодальное общество. - С. 115-116. 250 Там же. Историк при исследовании отдельных подсистем общества, хочет он этого или нет, должен использовать теории, категориальный аппарат и методы общественных наук. Однако этот момент, подмеченный П. Ласлеттом в его работе «История и общественные науки», не всегда имеет место. Его замечание, сделанное еще в 1968 г., что большинство традиционных исторических исследований осуществляется в отрыве от соответствующих теорий, понятий и исследовательской техники общественных наук251, все еще остается актуальным в отношении исследования права в рамках исторической науки. С точки зрения правовой науки историческое изучение права, которое оформилось в качестве самостоятельных правовых наук исторического профиля или историко-правовых наук, что одно и то же, для изучения своего объекта - относительно обособленной области социальной реальности - правовой реальности, прежде всего основывается на специфике своего объекта и зависящем от него своеобразии логического аппарата, и стремится к тому, чтобы использовать теорию и метод правовой науки, ибо «в определение любой признанной общественной науки (таковым, безусловно, является и правоведение. - М.Д.) входит требование, чтобы она обладала своей собственной теорией и методом исследования»252. Как и всякая специальная дисциплина исторического профиля, историко-правовые науки опираются на характерные для них типы исторических источников (памятников права) и эти источники нуждаются в специальной обработке историко-правовыми науками, прежде чем они могут быть использованы историком общеисторической науки253. Исследуя специфическую сферу социальной реальности, историки права со своей стороны содействуют решению задач исторической науки. Ведь историки общеисторической науки только с помощью историков права смогут выявить весь спектр важных вопросов, которые необходимо поставить при анализе источников - памятников права. Право и другие подсистемы общества объединяются в рамках общеисторической науки благодаря их качеству социальности. Ибо социальная история (в ее широком смысле) рассматривает все социальное, а не только определенные сферы и аспекты социальной реальности. Но право и в рамках историко-правовой науки должно изучаться как составная часть социальной реальности. Здесь хороший повод, на мой взгляд, для перехода к рассмотрению вопроса об одном измерении онтологического статуса объекта историко-правового познания. Право - прежде всего явление социальное в широком смысле этого слова, соответственно, социальна вся правовая реальность. Нет права вне социума. 11Ы 5оае*а$, 1Ы)Ш ез! (где есть общество, там есть и право) - гласит древнеримское изречение. Принадлежность к обществу - необходимое условие существования права. С другой стороны, и без права невозможно нормальное существование цивилизованного общества. «Мы живем и действуем, рождаемся и умираем, радуемся и страдаем окруженные „воздухом права"; в этом смысле право проникает во все поры общественной жизни»254. Под социальностью права при этом понимается его особое качество как среза социального мира, как структуры социеталь-ной системы, где оно связано с нерасторжимыми узами с другими социальными явлениями. Это означает, что независимо от того, перед словосочетанием «правовая реальность» (и значит «историко-правовая реальность») будем употреблять (подобно, например, профессору Эдинбургского университета Э. Хардин-гу25) или нет слово «социальная», она по существу таковой является. Это понимание онтологического статуса объекта историко-правового познания позволяет констатировать, что история права (в широком смысле, как правовая история) - это всегда социальная история права. Этот вывод совпадает с мыслью П. Ласлетта, выбранной эпиграфом для настоящего параграфа о том, что «для представителей общественных наук история вообще является социальной, независимо от того, называют ли ее историки социальной, политической, экономической или историей религии»257. Повторю еще раз: история права - это всегда социальная история права. Таким образом понимаемая история права предстает перед нами в совершенно ином образе: не просто как история «законов», «законодательства», а как наука, постигающая свой объект в широком социально-историческом контексте - как реалия, тесно связанная разнообразными зависимостями с окружающими ее всеми социальными (а не только с отдельными, выбранными в качестве основных по тем или иным критериям) феноменами в _______________________________ 251 См.: Ласлетт П. История и общественные науки // Философия и методология истории. - Благовещенск, 2000.- С. 209. 252 Там же. - С. 205. 253 См. об этом подробнее: Питц 3. Исторические структуры (К вопросу о так называемом кризисе методологических основ исторической науки) // Философия и методология истории. - Благовещенск, 2000. - С. 172. 254 Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. - Ярославль, 1919. - С. 29. 55 В социологической науке социетальной считается система, которая на высшем (общественном) уровне объединяет в единое функциональное целое социальные структуры и объекты, социальные связи и отношения между индивидами и группами индивидов (см.: Осипов Г.В. Социология и социализм. - М., 1990. - Гл. 3,4) 256 См.: Нагс1гп$А.А. 5ос1а1 Ызйэгу ог"Еп§Н$Ь 1а\у. - ВаШтоге, 1966. 257 Ласлетт П. Указ. соч. - С. 199. пределах социальной реальности; как наука, способная улавливать механизмы исторических изменений права в реальной жизни. Такой подход позволит избавиться от фактографической, описательной историко-правовой науки, «коллекционирующей», «расклеивающей» отдельные положения нормативно-правовых актов. Поскольку историко-правовая реальность, как и любой срез социально-исторической реальности, может быть всестороннее познана лишь с учетом системных связей, историю права можно понять как часть истории общества, и историк права, игнорирующий историю общества, «может получить только самые тривиальные результаты в своих исследованиях»258. Одна из важных задач историко-правового познания - это уточнение места права в общей истории человечества, истории цивилизаций. Право является многомерным явлением, что обусловливает другие измерения онтологического статуса объекта историко-правового познания, о которых речь пойдет ниже.
2.3.3. Предметное поле историко-правового познания в свете антропологизации в правопознании
Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники - помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник, философемы, а не реакцию на них современников.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |