КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Копре
Русская пословица ПОЗНАНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО
Все вместе, но каждый на своем месте. Каждая наука сама по себе есть система; к ней следует подходить как к самостоятельно существующему строению, архитектонически рассматривать ее не как пристройку или часть другого построения, а как целостность для себя, хотя впоследствии можно совершать подход из одной системы в другую. Я. Кант
Выше была отмечена комплексность историке-правовых наук. Комплексность в том смысле, что всестороннее изучение предмета возможно лишь при условии привлечения соответствующего комплекса наук к его познанию. Сложность объекта историко-правового познания, который в своем составе имеет большое количество компонентов и подсистем, приводит к тому, что он в историческом ракурсе изучается не одной, а несколькими науками. Иными словами, вопросы, которые включаются в предмет историко-правового познания, составляют костяк предмета отдельных историко-правовых наук и научно-исследовательских направлений. До сих пор мы рассуждали о предмете историко-правового познания в целом. Хотя подобный широкий подход способствует интеграции знаний о праве, создавая благодатную почву для этого, тем не менее, при этом не различается по своей сути специфика отдельных отсеков историко-правового знания. В этом, собственно говоря, и есть необходимость дифференцированного подхода, дающего возможность углубить познавательные процессы и выделить новые направления исследования исторического познания права.
3.1. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ПОЗНАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Храм науки - строение многосложное. А Эйнштейн Специализация является платой за прогресс.
Историко-правовое познание, как и всякое научное познание, - это целостная развивающаяся система, имеющая достаточно сложную структуру, характеризующуюся единством устойчивых взаимосвязей между компонентами данной системы. Поскольку всякое познание предполагает несколько «срезов», постольку структура историко-правового познания может быть представлена в различных ее срезах, в иерархии познавательных уровней. Читатель уже имел возможность ознакомиться на предыдущих страницах настоящей работы с некоторыми структурными элементами историко-правового познания (в частности, такими как объект и предмет научного познания, эмпирические и теоретические уровни его структуры). Теперь задача заключается в их систематизации. Структура историко-правового познания и знания может быть рассмотрена, на мой взгляд, по меньшей мере в следующих аспектах: структура историко-правового познания и знания (1) как вопрос о структуре научного познания и знания вообще, и (2) как структура особой разновидности научного познания и знания: (а) структура историко-правового познания как познавательного процесса, и (б) структура историко-правового познания как система историко-правовых знаний. В структуре научного познания вообще выделяются разные «срезы» и соответственно разные структурные единицы в зависимости от того, какой критерий классификации мы заложим в основу выделения различных структурных подразделений в рамках научного познания в целом. В специальной литературе несколько таких срезов. Так, в одном срезе структуры научного познания выделяются такие компоненты, как объект науки, предмет науки, субъект науки, метод науки, специфический язык науки, которые являются составляющими среза, в основе которого лежит взаимодействие объекта и субъекта, иначе говоря, объектно-субъектные отношения1.
____________________________ 1 См.: Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д., 1999. - С. 30-32.
Согласно другой классификации структура научного познания (науки) как система знаний может быть представлена в виде совокупности таких компонентов, как факты, проблемы, теория, метод2. Некоторые из этих компонентов входят в структуру научного познания как движение научно-познавательного процесса, и в данном случае эта структура представляется в виде следующей гносеологической цепочки: вопрос - проблема - гипотеза - теория - концепция3. В структуре научного познания по критерию основания науки, благодаря которому все разнородные знания организуются в целостность, определяется стратегия научного поиска и обеспечивается во многом включение результатов научных поисков в культуру соответствующей исторической эпохи, различаются три такие главный структурные единицы (точнее - блоки): (1) специальная научная картина мира (дисциплинарная онтология), которая вводит обобщенный образ предмета в его главных системно-структурных характеристиках; (2) идеалы и нормы исследования, которые определяют обобщенную схему метода научного познания; (3) философские основания науки, которые обосновывают принятую картину мира. Каждый из этих блоков, в свою очередь, имеет достаточно сложную внутреннюю структуру4. Интересен подход к анализу структуры научного познания В.В. Кима, предлагающего выделить в структуре научного познания три типа элементов: субстратные - объекты, субъекты и средства познания; релятивные - условия и факторы, которые определяют научно-познавательную ситуацию; дипольные - результаты познавательной деятельности, имеющие материально-идеальный характер. Соответственно автор в системе научного познания выделяет три подсистемы, три основных уровня: субъ-ективации, объективации и реализации5. В соответствии с наиболее распространенным в теории познания подходом к структурированию научного знания могут быть выделены два структурных уровня: эмпирических и теоретических исследований. Кроме того, в структуре научного познания могут быть выделены и иные структурные срезы и соответствующие единицы, в частности, по типу исследований, по типу рациональности и т.д. В рамках обсуждаемого вопроса важно также отметить, что научное познание представляет собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации (исследовательские направления как в структуре сложившихся наук, так и на междисциплинарных основах). Все указанные срезы и соответствующие структурные единицы экстраполируемы в структуры историко-правового познания и знания как особой разновидности научного познания и знания, причем иногда они специфически преломляются в структуре историко-правового познания и знания. Говоря о первом аспекте структуры историко-правового познания в предложенной мной схеме, т.е. как о структуре научного познания и знания вообще, следует еще иметь в виду, что в данном случае все структурные компоненты так или иначе соотносятся с последующими аспектами, поскольку всякое научное познание включает в себя как минимум процесс получения знания, т.е. деятельность познающего субъекта и результаты этого процесса, этой деятельности. Что касается второго аспекта вопроса, то поскольку в данном случае речь идет о структуре историко-правового исследования в конкретных историко-правовых дисциплинах, т.е. о последовательных этапах историко-правового познавательного процесса, этапов познавательной деятельности историка права, которая по своей природе является проблемой (причем одной из актуальных на сегодняшний день) методологии историко-правового познания и рассмотрение ее как таковой не входит в задачу настоящего исследования, постольку специально на нем мы не будем останавливаться6. Именно поэтому здесь и далее мы ограничимся рассмотрением лишь последнего аспекта структуры историко-правового познания, т.е. структуры историко-правового познания как системы историко-правовых знаний. ________________________ 2 См.: Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. – С.116. 3 См.: Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001. -С. 100. 4 Подробнее об этом см.: Степин В.С. 1) Научное познание и ценности техногенной цивилизации. - С. 7-11; 2) Теоретическое знание. - М., 2000. - С. 188, 706. 5 См.: Ким В.В. Семиотические аспекты системы научного познания: Фи-лософско-методологический анализ. - Красноярск, 1987. - С. 85-86. 6 Структура исторического познания в данном аспекте изложена, в частности, в следующих работах: Козин Н.Г. Познание и историческая наука (Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука). - С 88-147; Ракитов А.И. 1) К вопросу о структуре исторического исследования // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. -С. 161-185; 2) Историческое познание: Системно-гносеологический подход. ~ С. 93 и след.; Французова Н.П. Исторический метод в научном познании (вопросы методологии и логики исторического исследования). - М., 1972. -С. 140-297; Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. - Новосибирск, 1990. - С. 63-66 и т.д.
В этом последнем случае резонно говорить главным образом о дисциплинарном срезе («главным образом» говорю потому, что имеются и другие срезы), иначе говоря, о дисциплинарной структуре историко-правового познания, причем, имея в виду, что здесь речь идет преимущественно о структуре научного познания, наиболее значимой структурной единицей которого являются научные дисциплины как специализированные области историко-правового знания. Более того, все структурные единицы научного познания так или иначе соотносятся с научной дисциплиной, а такие структурные компоненты, как научное направление, исследовательская область предстают как фазы развития научной дисциплины; научнаядисциплина является таким феноменом, который включает в себя не только когнитивные (познавательные), но и социально-организационные и социально-коммуникативные характеристики и процессы7. Научные дисциплины как относительно устойчивые структуры знания, как формы систематизации научного знания и организации исследований являются результатом процесса дифференциации научного знания, которая всегда «была исторически прогрессивным явлением, ибо знаменовала переход к более углубленному изучению различных сторон действительности»8. С другой стороны, сама «интеграция наук ныне реализуется все больше через их дифференциацию»9. Здесь, думается, есть необходимость четкого разграничения научной и учебной дисциплины. Несомненно, как показывает история науки (в чем убеждает нас и история самой историко-правовой науки), организация дисциплинарной структуры науки во многом обусловлена специфическими условиями функционирования знания в системе образования, когда она обретает форму учебной дисциплины. Однако не следует при этом преувеличивать роль последней; нельзя дисциплинарную структуру науки связать лишь с учебными дисциплинами, недопустимо также и отождествление научной и учебной дисциплин. В этой связи я не могу безоговорочно согласиться также с мнением о том, что дисциплинарно-организованное знание находит свое изложение лишь в учебниках10. В данном вопросе я солидаризируюсь с мнением, что учебная дисциплина, хотя и базируется на соответствующей науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина имеет предназначение подготовить специалистов по соответствующему профилю; она ничего не изучает, изучается сама11. Если цель науки - накопление новых знаний, то цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых уже добытых наукой знаний; посредством последней усваивается основное содержание соответствующей науки, которое на данном этапе ее развития считается более или менее истинным, и поэтому учебник не может и не должен быть отражением всей науки. Если предмет науки обусловлен реальностью изучаемых явлений, то предмет учебной дисциплины (условность самого понятия «предмет учебной дисциплины» очевидна!) зависит от целей обучения и учебных программ. Поэтому последняя более субъективна и в этом плане научные дисциплины незаменимы для построения соответствующих учебных дисциплин. Как показывает проведенный анализ обсуждаемого вопроса в рамках настоящей работы, отождествление научной и учебной дисциплины, особенно в вопросе определения их сМегепйа зресШса, оказалось во многом пагубным в практике самих научных исследований. Поэтому в вопросе определения предмета научной и учебной дисциплины необходим дифференцированный подход. Изложенное вовсе не должно восприниматься как умаление роли и значения учебных дисциплин и учебников. Учебники, курсы лекций, пожалуй, нужны, но они в науке, по меткому выражению М. Блока, «вернейшие средства для развития склероза». К сожалению, даже лучшие умы в области правовой науки (да и не только в ней), люди, в чьих руках находится судьба Науки с большой буквы, сегодня, подчиняясь общему веянию времени, заняты работой над учебниками, курсами лекций; монографические исследования стали редкими явлениями. Вернемся к рассмотрению вопроса о дисциплинарной структуре историко-правового познания. Выявление дисциплинарной структуры историко-правового знания, как и структуры всякого научного знания, изучающего определенный системный объект должно учитывать как объективные характеристики системы, так и субъективные цели исследователя. Другим исходным моментом при этом является множественность и многоуровневость классификации, т.е. процедуры, с помощью которой осуществляется ___________________________ В юридической литературе структура, основные стадии исторического исследования как познавательного процесса, как интерпретационной деятельности применительно к истории политико-правовых учений стала предметом рассмотрения Д.И. Луковской. См.: Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - С. 139-159. 7 См.: Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование // Автореф. дис.... докт. филос. наук. - М., 1990. - С. 3, 5. 8 Чепиков М.Г. Указ. соч. - С. 111. 9 Кедров Б.М. О синтезе наук // Вопросы философии. - 1973. - № 3. - С. 77. 10 См.: Огурцов АЛ. Указ. соч. - С. 19. 11 См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - 2-е изд. - М., 2001. - С. 27.
расчленение дисциплинарной организации историко-правового знания, обусловленное наличием в одном и том же системном объекте большого разнообразия реальных структур, иерархических уровней и возможностью различных исследовательских целей, причем классификация иерархических систем допускает изменение исходного критерия при переходе с одного Уровня системы на другой12. Все правовые явления имеют историческое измерение и в этом смысле входят в объект историко-правового познания. Явления эти чрезвычайно разнообразны. Соответственно и истори-ко-правовая наука - наука многоотраслевая, она слагается из ряда самостоятельных отраслей историко-правового знания. Представляется, что основным классификационным критерием для выделения дисциплинарной структуры историко-правового познания является объект познания. Как уже отмечалось в настоящей работе, сообразно выделенным двум основным смыслам истории в объекте историко-правового познания самыми большими подсистемами, срезами объекта историко-правового познания являются: (1) историко-правовая реальность и (2) историческое познание самой этой реальности, т.е. историческая рефлексия, самопознание. Следовательно, выделяются две группы историко-правовых наук, которые отличаются по объекту познания. Подобная дифференциация лежит в основе первичной классификации историко-правовых знаний. Внутри выделенных двух групп науки можно выделить конкретные историко-прабовые науки на основе того же классификационного критерия (объект познания), а также дополнительного набора признаков (глобальность/локальность объекта познания, уровень абстрактности (обобщенности) получаемого знания, аспекты и уровни познания, цель исследователя и т.д.), особенно в тех случаях, когда совпадает объект познания13. При дифференциации наук по объекту познания, а равно определении внутренней структуры отдельных историко-правовых научных дисциплин ведущая роль принадлежит системному подходу. Не вступая тут в обсуждение вопроса о конкретизации дисциплинарной структуры историко-правового познания (это задача следующих глав данного раздела работы), отмечу, что в настоящее время наиболее четко вырисовываются две основные отрасли историко-правовой науки: история права (и государства) и история правовых (и политических) учений. По устоявшейся в правоведении традиции в рамках первой выделяют следующие историко-правовые научные дисциплины: история права (и государства) отдельных стран, всеобщая история права (и государства), или история права (и государства) зарубежных стран. К этому же циклу примыкают римское и мусульманское право. К историко-правовым дисциплинам относятся также правовая этнография, изучающая правовые быт и культуру народов, и правовая археология, изучающая историю права на его ранних этапах развития по вещественным памятникам древности. В дисциплинарной структуре историко-правового познания и знания определенный отпечаток оставляет иерархия познавательных уровней. Как и всякое научное познание, историко-правовое познание можно представить как взаимосвязанную иерархию двух уровней: эмпирический уровень и теоретический (метатеоретический) уровень. Следует иметь в виду определенную условность такого разграничения, поскольку сочетание эмпирического и теоретического уровней является характерной чертой любого научного, в том числе историко-правового познания. В зависимости от пропорции распределения теоретического и эмпирического и структуре историко-правового знания мы можем говорить о преимущественно эмпирической или теоретической ориентации научных дисциплин и проводимых в их русле исследований. В первом случае мы имеем дело с исследованием, в основе которого - сбор и первичное обобщение эмпирических данных об историко-правовых фактах. Во втором случае речь идет об исследовании, в ходе которого осуществляется глубокое теоретическое обобщение имеющегося фактического материала. На теоретическом уровне осуществляются процессы научного объяснения и понимания. Для теоретического в историческом (и в историко-правовом) познании характерным является понимание и объяснение истории через абстрактное мышление. Абстракции, в свою очередь, бывают разных уровней обобщения. Чем выше уровень, на который выходит исследователь, тем более отвлеченной становится воссоздаваемая им картина исторической реальности. Оставляя пока в стороне теоретическое обоснование (оно будет дано в ходе дальнейшего изложения), в виде постановки вопроса, отмечу возможность классификации историко-правового познания и знания по типу рациональности, исходя из того, что научная мысль человечества выработала три основные формы научно-познавательного отношения к истории: научно-историографическую (или конкретно-историческую), теоретико-историческую и философско-историческую. Однако подобная классификация ___________________________ 12 См.: Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. - С. 93-94. 13 В этой связи Д.А. Керимов пишет: «Отграничение предмета одной науки от предмета других должно идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и по аспектам и уровням исследования в случаях совпадения их объектов» (Керимов Д.А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. - С. 42).
исторического знания не считается пока общепризнанной в самой исторической эпистемологии, потому и в отношении специфической области требует дополнительной аргументации. Поскольку историко-правовая наука как комплексная наука представляет собой систему наук, каждая из которых имеет свой специфический объект и предмет, в рамках следующих глав работы необходимо рассмотреть, конкретизировать объект и предмет отдельных историко-правовых наук, их статус, структуру, взаимодействие с другими отсеками историко-правового познания, а также с другими смежными разделами.
3.2. ИСТОРИЯ ПРАВА КАК НАУКА - ЯДРО ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ПОЗНАНИЯ
История должна служить нам как несравненное средство образования и проверки, и в истории мы хотим быть дома, как в нашем мире, на нашей родине, где мы воспламеняем наш энтузиазм и наше отвержение великих обликов. В истории мы и бросаем наш якорь, и отваживаемся сняться с него, держа курс в открытое море.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |