КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г.В.Ф. Гегель
Д. Гош Р. Шартье Ю. Хабермас Историей движет интенция и принцип истины; прошлое, которое она полагает своим объектом, есть реальность, внеположная дискурсу, и познание его поддается проверке. Если мы полностью откажемся от стремления познать прошлое, мы никогда не поймем, как возникло настоящее. Постмодернистская программа истории – явление очень сложное, здесь и много новых эпистемологических проблем, и столь же противоречивых суждений. Не имея возможности сделать предметом рассмотрения весь комплекс проблем, возникающих в рамках данной программы, представляется необходимым остановиться на некоторых, причем основных, непосредственно связанных с настоящим исследованием. Уже в начале данной главы в самом общем виде отмечалось, что главный вызов постмодернизма нацелен против представления традиционной историографии об объекте исторического познания - исторической реальности. Сейчас же, продолжая тему, отмечу, что пересмотр содержания понятия реальности как исходной точки познания привел постмодернистов к опровержению самодостаточности реальности281, т.е. к антиобъективизму и признанию самодостаточности текста. _____________________________ 280 См.: Гуревич А.Я. Подводя итоги... // Одиссей. Человек в истории. - М., 2000. - С. 133. 281 По мнению Г.И. Зверева, именно установка на отрицание аксиомы объективной исторической реальности обусловила сохранение внутренней целостности данного сообщества (см.: Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. 1996. - М., 1996. - С. 16). 282 Следует отметить, что постмодернистское движение новых интеллектуалов разворачивается в русле феноменологии Э. Гуссерля, которая, в отличие от позитивистского подхода, принимающего фрагмент реальности (объект) как непосредственную эмпирическую данность и от неокантианской философии, воздвигающей на первый план познавательной деятельности субъекта, обращена к анализу самого феномена взаимодействия субъекта с познаваемым объектом. Цель познания при этом - отношение между сознанием и бытием, а импульс должен исходить от объекта. Сознание обращено не столько внутрь себя (как в неокантианстве, когда, например, история рассматривается как воспроизведение прошлого опыта в сознании историка), сколько к реальности объекта, «которая и есть то, чем она представляется, которая и может только существовать, предъявляя себя, ничего при этом не скрывая, не искажая, ни к какой инаковости не отсылая» (Стрелков В.И. К онтологии исторического текста: некоторые аспекты философии истории Ф.Р. Анкерсмита // Одиссей. - 2000. - С. 143). В пределах постмодернистского дискурса язык, текст есть такого рода феномен, который отсылает только к себе самому (см.: Там же. - С. 143). Поэтому для литературоведения, опирающегося на это положения феноменологии, изначальным преимуществом является то, что оно Подобный антиобъективизм постмодернистского дискурса отчетливо проявляет себя в рассуждениях таких его представителей, как X, Уайт, Д. Ла Капра, X. Келлнер, Л. Минк, Л. Госсмен, в особенности в деконструкти-визме Ж. Деррида и в работах Ф.Р. Анкерсмита Изменение отношения историков к историческому тексту как реальному объекту282, а не просто как средству для получения информации, говоря словами Ж. Дюби, «стремление видеть в документе, свидетельстве, т.е. в тексте, самостоятельную научную ценность», «единственно доступную им реальность»283 является одной из характерных черт постмодернистской историографии. В толковании постмодернистов историческая реальность сводится к истории текстов, тем самым игнорируется находящаяся за текстом реальность - объект исторического познания. Для лингвистического подхода не существует иной реальности, кроме текста исторического нарратива, т.е. повествовательного текста, который не адекватен прошедшей реальности и дает только образ реальности284. Представители постструктурализма для демонстрации неподлинности социальной реальности вводят в научный оборот термин «симулякр», означающий видимость, подобие реальности285. Поэтому главная тема для историков-постмодернистов - не «вещи», которые вспоминаются, а воспоминания о «вещах». Важно отметить, что текст у критиков-постмодернистов понимается достаточно широко. Основатель деконструктивизма, известный также как ниспровергатель онтологии Ж. Деррида констатирует: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность... „Нет ничего вне текста" - это означает, что текст - не просто речевой акт. Допустим, этот стол для меня - текст. То, как я воспринимаю этот стол, - долингвистическое восприятие, -уже само по себе для меня - текст»286. Таким образом, объективное свойство любого человеческого произведения нести в себе для другого человека сообщение, которое может быть воспринято другим человеком, рассматривается в широком смысле как «текст». Деконструкция287, которая выбрана Деррида в качестве главного девиза его концепции метакритики, рассматривается не как метод в традиционном его выражении, а как особый способ анализа изучаемого объекта - текста, вернее как способ текстуального бытия. При деконструктивистском анализе текста непосредственный или «поверхностный» смысл отбрасывается ради менее очевидного. В отличие от традиционной критики, метакритика деконструктивистов стремится отрешиться от желания раскрыть первосмысл, тем самым утвердить свою власть над текстом. Возведя в абсолют соссюровское разделение означающего и означаемого, постмодернисты приходят к выводу о том, что не существует никаких ограничений спектра возможных прочте-ний288. Текстуальный анализ деконструктивистов предполагает выявление структуры и жанровых свойств исторического наррати-ва, типов и особенностей исторического дискурса, голосов в тексте и т.д. Изучение подобно понимаемого текста требует применения приемов критики художественной литературы. Вообще, утверждение о родовой общности истории и литературы, признание исторических трудов как разновидности литературного произведения, соответственно, распространение приемов критики художественной литературы на анализ собственно исторических источников является одним из лозунгов современных критиков исторической науки. Хейден Уайт в своей знаменитой «Ме-таистории» показывает, что историческое повествование, как и художественное произведение, подчиняются законам риторики. Представители «лингвистического поворота» по-новому размышляют о критериях объективности, истинности, научности исторического познания. Они считают, что историки не раскрывают прошлое, а его изобретают, выдумывают. Релятивизм у историков-постмодернистов наиболее выпукло проявляется в тезисе о принципиальной невозможности проникнуть в глубины истории. Так, у голландского философа Ф.Р. Анкерсмита целостный исторический процесс уподобляется стволу дерева, а специальные исторические концепции - ветвям. Отсюда делается вывод: поскольку само дерево и ветви исчезли безвозвратно, постольку историки имеют дело лишь с беспорядочно опавшими листьями деревьев - разрозненными сообщениями об отдельных событиях и феноменах. _________________________________ ориентировано на объект. Но для нее ключевой проблемой является соотношение произведения и текста, хотя все представители говорят о тексте. 283 Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. Человек в истории. - М., 1991. - С. 52. 284 См.: Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 392-400; АпЪегзтХ Р. ТЬе КеаНгу Ейес* т иге \\>пип§ ог" ШзИогу: ТЬе Оупат1с5 оГ ШзЮпоргарЫса! ТороЬ^у. - Атз1ег-(1ат; Ы.У., 1989. 285 См., напр.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть - М., 2000. -С. 111 и далее. 286 Интервью с Ж. Деррида // Мировое древо. - 1992. - № 1. - С. 74. 287 Слово «деконструкция» по своему корню восходит к хайдеггеровско-му требованию о деструкции, т.е. пересмотру истории онтологии (см.: Хай-деггер М. Бытие и время. - С. 19). Учитывая, что на французском языке слово «деструкция» означает негативное разрушение, Деррида избрал термин «деконструкция» (см.: Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 53-57). Деконструкция с позиции постмодернизма - это разрушение несущих конструкций традиционного здания философии, науки. Неслучайно, что деконструкция современными исследователями оценивается как визитная карточка постмодернизма. 288 См.: Тош Д. Указ. соч. - С 171. Критикуя традиционную (модернистскую) историографию, Анкерсмит отмечает, что она исходила из «постулата двойной прозрачности» исторического текста, иными словами, исторический текст представлялся «прозрачным», - т.е. допускающим любые манипуляции с ним, - во-первых, по отношению к находящемуся «позади него» историческому бытию, во-вторых, для самого автора текста. Тем самым признавалась способность языка историка пропускать через себя как само прошлое, так и концептуальное настоящее самого исследователя289. Постмодернистский исторический дискурс в противоположность модернистскому исходит из признания непрозрачности исторического текста как по отношению к описываемому в нем историческому бытию, так и по отношению к намерениям автора. При этом язык, с помощью которого оформлялся всякий исторический текст, и является границей человеческого познания, за которую познающий субъект в принципе не может выйти290. Таким образом, прошлое не имеет никакого смысла вне той языковой формы, с помощью которой о нем нечто высказывается. Прошлое как таковое не может стать объектом познания. В лучшем случае оно предполагается в связи со способами функционирования текста. Стало быть, прошлое отождествляется с его описанием. В отличие от модернистской историографии, где онтологическим фундаментом и определяющим рамки всякого текста является само прошлое, в постмодернистском дискурсе из-за того, что прошлая реальность отождествляется с его описанием, нарративом, уподобляется, как у П. Рикёра, тексту, написанному на иностранном языке, имеющему те же лексические, грамматические, синтаксические и семантические параметры291, историческая интерпретация оказывается возможной, если есть другая интерпретация. При этом предполагается, что мы никогда не в состоянии верифицировать наши выводы, соотнеся выбранный текст с самой прошлой реальностью; тексты - это все, что у нас есть, и мы можем интерпретировать их только в отношении другого текста. Научный язык, как утверждает Ф. Анкерсмит, более не представляет собой «зеркало природы», а предстает частью самой реальности292. Онтология постмодернистского текста - это лингвоонтология. История превращается в субсистему лингвистических знаков. Исторический текст есть единственно для нас доступный способ существования прошлого. Следовательно, предмет познания - это онтология текста, содержание формы (по выражению X. Уайта; таково название одной из его работ). Для представителей «лингвистического поворота» отдельный текст открыт для множества прочтений и в них можно находить любые смыслы. Правда, по мнению большинства представителей «лингвистического поворота», свобода «прочтения» текстов несколько ограничивается воздействием «интертекстуальности». Однако не меняет ситуацию, по сути, и это их предложение. Хотя интертекстуальность предполагает, что тексты, созданные в прошлом, не должны рассматриваться в изоляции, но при этом имеются в виду «дискурсивные» связи текстов (поскольку каждый текст является частью «дискурса»), а не причинные связи между событиями. Отсюда и другая характерная особенность постмодернистского историографического дискурса: последовательный отказ от каузальных объяснений и подходов к истории и соответственно обращение к детали, замене понятия причинности понятиями процесса и преобразования, отрицании идеи эволюции. Для историков-постмодернистов не существует никакого логического подчинения причины и следствия; каждая ситуация целостна сама по себе и не может быт выведена из предшествующей. Таким образом, как мы видим, постмодернистский историографический дискурс действительно поставил под сомнение «священные коровы» историографии: 1) само понятие об исторической реальности, а с ним и профессиональный суверенитет историка (стерев казавшуюся нерушимой грань между историей и литературой); 2) критерии достоверности источника (размыв границу между фактом и вымыслом); 3) веру в возможность исторического познания, ее объективности293. Конечно, эти и другие крайне критические взгляды не могли не вызвать негативной реакции у большинства традиционных историков. В этой связи, безусловно, правы те авторы, которые отмечают, что последовательное проведение постмодернистского проекта в историографии способно привести к утрате ________________________________ При признании приоритета языка над опытом постмодернизм опирается на теории языка, впервые сформулированной Ф.де Соссюром в начале XX в. Основные положение этой теории сводятся к следующему: язык не пассивное средство выражения, он имеет собственную внутреннюю структуру; связь между словом («означающим») и объектом («означаемым») является произвольной; язык (речь и письмо) следует рассматривать как лингвистическую структуру, определяющую наше представление о реальности, а не как отражение ее; смысл текста связан со структурой языка больше, чем с намерениями автора; эти положения приводят в итоге к понижению статуса автора текста, что и позволило впоследствии Р. Барту говорить о «смерти автора» (см.: Тош Д. Указ. соч. - С. 170). 289 См.: АпЪегзтг* Р. Ор. ей. - Р. 5-6. 290Пж1-Р.9. 291 ШсоеигР. ШзЮге е* Уеп*е. - Р., 1955. - Р. 29. 292 АпЪегзтиР. Шз^опо^гарпу апс! РозШюёегшзт. - Шез1еу, 1989. - Р. 59. 293 См.: Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой куль турной и интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. - 1996. - М., 1996. - С. 26. собственно прошлого, к дезинтеграции времени, оборачивающегося в серию моментов настоящего, не связанных между собой294. В результате создается не достоверно научное знание, а миф, вымысел, мнимая история, скорее затемняющие, чем объясняющие. Вот почему, «доведенные до предела постмодернистские критические построения грозят разрушить основы исторической науки»295. Указанные положения имеют прямое отношение к историко-правовому познанию как разновидности исторического познания. Если учесть, что постмодернистский исторический подход получил свое применение в историографии права (например, в работах представителей школы критических правовых исследований в США296), а также растущую тенденцию, говорящую о том, что постмодернистская парадигма в социально-гуманитарном знании современности занимает все больше и больше позиций, становится очевидным, что не только историко-правовая наука, но и правоведение вообще, уклониться от этого течения не сможет, ибо угроза разрушения фундаментальных принципов познания права в целом налицо297. В рамках постмодернистского дискурса предполагается, что познающий субъект, скажем, историк права, воспроизводит ушедшую правовую реальность в своем сознании и затем в своем произведении конструирует эту реальность, как бы придавая ей онтологический характер, объективируя свое видение прошлого права. Не соглашаясь с такой постановкой вопроса, отмечу, что для историко-правовой науки, как и для всякой социально-гуманитарной науки, самодостаточность объекта принципиально важна. Взгляд на правовой универсум, юридический мир может быть научным, если опирается на объективную правовую реальность. Вполне очевидно, что в любом познании наряду с ценностными представлениями субъекта отражается природа его объекта и если нет объекта, то тогда невозможным становится сам процесс познания. Если мы не изучаем то, что имеет и имело место в действительности, то, как предполагал Ф.Бродел в своей статье «История и долговременность», мы не историки. Понятия, которыми оперируют постмодернистские критики историографии, - метафора, снегдоха, комедия, ирония... - имеют отношение не к ремеслу историка, а к стилистике литературного дискурса, что и приводит к растворению исторического дискурса в литературном298. А «история, - как заметил еще М.Блок, - большей частью получает собственный словарь от самого предмета своих занятий»299. В современной науке поиски ответа на вызов постмодернизма ведутся в рамках различных научных направлений, в числе которых имеют право быть названными макроистория, микроистория, новая культурная история и интеллектуальная история, синергетика; формами этого ответа являются также применение диалогической методологии, формальных и количественных методов и т.д.300. В плане ответа ____________________________ 294 См.: 2а$рпп Р. Н1$1:опо§гарпу апс! Ро5гтос1егт5т: Кесоп5к1ега1юп5 // ШзЮгу апа ТЬеогу. - 1990. - № 3. - Р. 266. 295 Гуревич А.Я. Историк конца века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. - М., 1996. - С. 7. 296 О школе критических правовых исследований см.: Ргеетап М.Ю.А., 11оус1 Л. Поу<Г$ шггосЬсиоп 1о)ипзргис1епсе. - Ь., 1985. - Р. 709-716; Син-ха С.П. Юриспруденция. Философия права. - М., 1996. - С. 245-250; Сметанников Д.С. 1) Критические правовые исследования в США // Правоведение. - 1999. - № 3. - С. 215-221; 2) Школа критических правовых исследований // Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - СПб., 2000. Библиографию критических историко-правовых исследований см.: Ваитап К.№. СгШса! Ье§а1 51исНе$: А СиЫе й> ЛйегаШге. - У/езМеРгезз, 1996. - Р. 25-33. Как отмечают исследователи данного вопроса, хотя рассуждения адептов деконструктивистского подхода в американской правовой историографии сводятся к необходимости более или менее жесткой критической, разрушительной работы, подрывающей основы традиционной юриспруденции, но такова крайняя точка зрения. В основном сфера деконструктивистского анализа ограничивается критическими исследованиями некоторых институтов и отраслей права (см.: Рги$ С.Е. ТЪе Ыео1о§у ог" Вигеаисгасу т Атепсап 1а\у // Спйса! Ье§а1 ЗгисИез / Ес1. Ьу НхисЫпзоп А. То*о\уа, 1989. - Р. 181-194). 297 В этой связи интересны суждения французского философа и историка А. Мару. Он пишет: «Идет ли речь о современном тексте, представляющем различные специфические трудности, или об историческом документе, - механизм понимания совершенно одинаков» (Цит. по: Гобозов И.Л. Введение в философию истории. - С. 278-279). 298 Гуревыч А.Я. «Территория историка». - С. 87. 299 Блок М. Апология истории или ремесло историка. - С. 86. 300 См., напр.: БородкинЛ.И. I) Методология моделирования в зарубежной клиометрике: новые тенденции // Проблемы исторического познания. -М., 1999. - С. 130-140; 2) История, альтернативность и теория хаоса // Одиссей. Человек в истории. - М., 2000. - С. 21-26; Вжозек В. Интерпретация человеческих действий. Между модернизмом и постмодернизмом // Проблемы исторического познания. - С. 152-161; ГуревичА.Я. Апории современной исторической науки - мнимые и подлинные. - С. 233-250; Зверева Г.И. Указ, соч. - С. 11-24; Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и «историческая механика» // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2; Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории; Хвостова К.В. Современная эпистемологическая парадигма в исторической науке // Одиссей. Человек в истории. - М., 2000. - С. 10-13, а также статьи в кн.: Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов», и др. Обстоятельный анализ возможности и пределы в ответе на вызов постмодернизма трех направлений (история ментальностей, микроистория и диалогическая методология) см.: Честное И.Л. Постмодернистский вызов историко- юридической науке и диалогическая методология как возможный ответ на него // Состояние и методология историко- на вызов постмодернизма, всего комплекса вопросов, затронутых этой парадигмой, каждое из указанных направлений имеет свои преимущество и трудности. Однако применительно к теме настоящего исследования наиболее предпочтительным видится так называемая «средняя позиция», формируемая в рамках нового культурологического подхода к истории, разделяемых новой культурной и интеллектуальной историей - направлений в исторической науке, возникших в последней трети XX в. и имеющих много общего301. «Средняя позиция» отличается от сугубо лингвистической (для которой не существует никакой внеязыковой реальности) и научно-объективистской (полностью отрицающей новые тенденции) позиций. Сторонники этой позиции (Л. Стоун, Р. Шартье, Г. Спигел, Р. Дарнтон, Дж. Иггерс и др.) исходят из существования реальности вне дискурса, независимой от представления субъекта познания о ней и воздействующей на эти представления, однако переосмысливают свою критику в свете новых перспектив и позитивно воспринимают благотворное влияние «лингвистического поворота», «семиотического вызова» в истории, а именно активной роли языка, текста и нарративных структур в созидании и описании исторической реальности постольку, поскольку он не доходит до того крайнего предела, за которым факт и вымысел становятся неразличимыми и отрицается само понятие истории, отличное от понятия литературы302. По мнению представителей «средней позиции», отсутствие возможности «прямого восприятия реальности» отнюдь не означает, что никакого реального прошлого вообще не существовало, и поэтому репрезентация этой реальности историком не может быть произвольной. Эти и другие основные постулаты рассматриваемой позиции наиболее ярко были выражены в Международном конгрессе исторических наук в Монреале в 1995 г.303 Несомненно, что подлинное историческое исследование от работ фальсификатор отличает только установка на верифицируемую истину. В этой связи весьма трезвыми представляются взгляды крупнейшего французского культуролога Р. Шартье, полагающего, что постмодернистской парадигме, в рамках которой исторический дискурс полностью лишается своей научной специфики, следует противопоставить сознание эпистемологического статуса истории. «Историей движет, - совершенно верно подчеркивает он, - интенция и принцип истины; прошлое, которое она полагает своим объектом, есть реальность, внеположная дискурсу, и познание его поддается проверке»304. Позиция новой культурной и интеллектуальной истории примечательна (и это ее преимущество перед другими направлениями), пожалуй, еще тем, что в ее рамках отвергается жесткое противопоставление элитарной и массовой культуры, создания, производства и потребления, присвоения культурных смыслов и ценностей, между общим и единичным, индивидуальным и коллективным, что, между прочим, является проблемой для других направлений, в рамках которых тоже предпринимаются попытки дать ответ на вызов постмодернизма, таких, как история мен-тальностей, микроистория, которые, в свою очередь, эти апории стремятся решать, обращаясь к подходам новой культурной и интеллектуальной истории. Другое уязвимое место в постмодернистской исторической программе, непосредственно связанное с первым - это абсолютизация роли исторических текстов, изучение их без связи с реальной жизнью, иначе говоря, их изоляция от исторического контекста. Возможность абсолютизации роли исторических текстов предчувствовал еще М. Блок, когда заметил: «Нам скажут, что между прошлым и нами в качестве первого фильтра выступают источники. Да, они часто отфильтровывают совсем не то, что надо. И напротив, они почти никогда не организуют материал в соответствии с требованиями разума, стремящегося к познанию. Как ученый, как всякий просто реагирующий мозг, историк отбирает и просеивает, т.е., говоря коротко, анализирует»305.
________________________________ юридической науки: Труды теоретического семинара юридического факультета СП6ИВЭСЭП. -Вып. 1. - СПб., 2000. - С. 17-21. О диалогической методологии применительно к праву также см.: Честное И.Л. 1) Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности; 2) Диалогическая онтология права в ситуации постмодерна // Правоведение. - 2001. - № 3. - С. 45-52. 301 В центре внимания новой культурной и интеллектуальной истории находятся проблемы соотношения произведения историка («исторического нарратива») с объективной исторической реальностью, возможности объективности исторического познания и способы ее достижения. 302 «Мое возражение в отношении работ историков, ослепленных соблазнами „дискурса", возникает только тогда, когда они доводят свое утверждение автономии „дискурса" до признания его совершенно независимым историческим фактором...», - пишет Р. Стоун (Згопе I. ШзЮгу апс! Розйпоаегшзш // Раз! агк! Ргезет. - 1992. - № 135. - Р. 191. Цит. по: Репина ЛЛ. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории. - С. 28). 303 См.: 181Ь 1п1:егпайЪпа1 Соп§ге$$ оШ151:опса1 5аепсе8. 27 Аи§и51 - 3 5ер-1етЬег 1995. РгосеесКпф. - МоШгеа!, 1995. - Р. 159-181; Репина ЛЛ. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории. - С. 27 и след. 304 СНагПег К. Аи Ьогс! ее 1а йЫзе: Ь'ЫзЫге еп!ге сегйШёез е! Рапе, 1998. - Р. 16. 305 Блок М. Апология истории или ремесло историка. - С. 79.
Даже и «интертекстуальность», выводимая постструктуралистами для преодоления изоляции текстов, не в состоянии помочь преодолению разрыва между текстами и историческим контекстом. В этой связи представляются весьма убедительными суждения Д. Тоша, исходящего из признания определяющей роли социокультурного контекста. По мнению британского историка, смыслы, связывающие слова и предметы, отнюдь не являются произвольными и они соответствуют установлениям, порожденным реальной социокультурной средой. В этом случае выявление этих установлений в исторической специфике и полный учет их в ходе интерпретации источников есть главная задача исследования. «И если сторонники лингвистического подхода рассматривают контекст как понятие, обозначающее лишь другие тексты, и проблема усложняется, поскольку они также предполагают множество прочтений, то историки настаивают на том, чтобы тексты помещались в общий контекст своего времени. Это означает серьезное внимание не только к возможностям языка, но и к личности и происхождению автора, обстоятельствам создания текстов, предполагаемой читательской аудитории, культурным взглядам того времени и социальным отношениям, в рамках которых существовали автор и читатели. Каждый текст социально локализован в конкретной исторической обстановке... Уважение к историчности источника - фундаментальный принцип научной работы; там, где оно нарушается, пути историка и деконструктивистов расходятся»306. Историки не претендуют на универсальность своей методики применительно к раскрытию всех смысловых нюансов текста. При выполнении своей задачи им «достаточно продемонстрировать, что часть первоначального смысла может быть воссоздана, и мы можем преодолеть рамки дискурса и взглянуть на материальный мир и социальную обстановку, в которых создавался текст. Проверка фактов и строгое следование историческому контексту означают, что исследователь может провести различие между подлинными событиями и дискурсом, в рамках которого они представлены»307. В самом деле, текст, интерпретированный методами традиционной историографии, сообщает нам лишь то, что прошло через рефлексию его творца - историка, законодателя, судьи, нотариуса, и потому неизбежно несет на себе отпечаток его взгляда, интереса, психологии; он уже содержит истолкование фактов, о которых повествует, которое, в свою очередь, в плане социально-культурном относительно, т.е. всегда несет в себе установки, предпочтения, предрассудки своей эпохи. Поэтому историк должен проникнуть в духовный мир создателя текста. Не учет фактора социальной ориентированности познающего субъекта (в роли которого выступает и создающий текст, источник) представляет угрозу для объективности. Когда же историку удается заговорить прошлое, он вступает (по крайней мере должен вступать) в непосредственный контакт с изучаемым им обществом, с историческим контекстом изучаемых явлений и получает неотфильтрованные фрагменты подлинной исторической реальности, которые и делают историю наукой. А это значит, что важнейшим элементом исторического познания является внимание не просто к отдельным текстам или их комплексам, но также и к широкому социокультурному историческому контексту, в рамках которого разрозненные свидетельства исторического бытия объединяются и могут обрести свой смысл. Через учет этих факторов и лежит путь к истине в историческом познании. Еще О. Шпенглер,.имея в виду изучение древнего права юристов, заметил, что «истолкованием текстов здесь не отделаешься. Необходимо уяснить, в каком отношении находится текст к правовому мышлению и судопроизводству. Может оказаться и так, что одна и та же книга приобретет в бодрствовании двух разных групп народов значение двух принципиально различных творений»308. В изучении социокультурного контекста, в особенности преодолении дихотомии между литературой и реальностью, индивидуального и коллективного, контекстами социальной и дискурсивной практики перспективным представляется использование возможности диалогической методологии. При этом историческое познание предстает как диалог культур современного исследователя, с одной стороны, автора исторического источника - с другой. Согласно программе двойной критики (рефлексии) в рамках диалогической методологии, во-первых, рассматривается диалог автора (современника изучаемой прошлой эпохи) и контекста эпохи, во-вторых, - диалог автора (современного историка) и контекста сегодняшнего дня, в-третьих, соотносятся особенности первого и второго диалога, т.е. особенности текста, исследуемого в исторической ретроспективе, и современности309. При этом критика каждого текста, несомненно, должна включать в себя погружение его в контексты как социальных, так и дискурсивных практик310.
_____________________________________ 306 Гош Д. Указ. соч. - С. 179. 307 Там же. 08 Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. В 2-хт. - Т.2. Всемирно-исторические перспективы. - М., 1998. - С. 74. 309 См.: Честное ИЛ. Постмодернистский вызов историко-юридической науке и диалогическая методология как возможный ответ на него. - С. 21. 310 См.: Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории. - С. 35.
Однако, несмотря на выше очерченные крайности в постмодернистской парадигме, которых не могут принять историки, трезво относящиеся к своему ремеслу, некоторые наблюдения постмодернистов показывают, что задуматься есть над чем; их взгляды заставляют пересмотреть многие эпистемологические проблемы исторического познания. К позитивным чертам постмодернистской программы истории относятся: - повышение саморефлексии историка, выдвижение на первый план, а иногда постановка ряда фундаментальных эпистемологических проблем исторической науки, обычно остающихся на периферии методологических рефлексий по ремеслу историка, таких, как объективность исторического познания, способы ее достижения, соотношение произведения историка, исторического нарратива с объективной реальностью прошлого; - акцентирование внимания на познавательных трудностях, с которыми столкнулась социально-гуманитарная наука, в том числе историческая наука; - расширение теоретико-познавательных возможностей путем заимствования соответствующих способов из современного литературоведения; - совершенствование методов текстуального анализа, распространение новых приемов критики текстов; - преодоление эмпиризма позитивистской парадигмы, борьба с любыми проявлениями догматизма открывает перспективы демократизации науки в целом, исторической в частности и т.д. Для дальнейшего хода рассуждений в рамках настоящего исследования немалое значение имеют, в частности, следующие положения постмодернизма: - неотъемлемой чертой постмодерна является плюрализм, полагающий сосуществование нескольких подходов к праву, каждый из которых является жизнеспособным; - положение умеренного крыла постмодернизма о многомерности бытия и несводимости ее к одномерному описанию; - постмодернистское положение о том, что языку присуща нестабильность, его смыслы меняются с течением времени, если, конечно, не возвести его в абсолют, как это делают некоторые представители постмодернизма, имеет немалое значение для актуализации исследовании в области истории правовой науки, в особенности истории юридической терминологии как важного направления историко-правового познания. Здесь особо следует подчеркнуть, что одно из методологических значений обсуждаемых проблем в связи с поиском ответа на вызов постмодернизма заключается в косвенном подтверждении стремления, предпринятого в рамках настоящего исследования по поводу четкого обозначения объекта историко-правового познания. Это тем более важно в условиях признания активной роли языка в описании историко-правовой реальности и продуктивности связи социальных и дискурсивных практик. В противном случае неизбежно растворение его в массиве социально-гуманитарного знания, в особенности в истории литературы. В заключение, в рамках осмысления проблемы современной историографической ситуации в целом, нельзя не указать еще на один важный момент. Как уже отмечалось, она, да и в целом современная ситуация в науке, как и социокультурная ситуация в современном мире вообще, зачастую характеризуются как кризисные. Опыт истории науки показывает, что нет основания для беспокойства по этому поводу. Замечу, что всегда этим термином злоупотребляли. Еще в 90-х годах XIX в. во Франции говорили о «банкротстве науки», а с начала XX в. на страницах многих печатных изданий появлялись выражения «кризис историзма», «кризис истории», «банкротство истории». В середине века раздались голоса об общем кризисе науки о человеке (Ф. Бродель), о кризисе методологических основ исторической науки. В современной историографии о нем начали говорить с конца 1980-х гг. на страницах журнала «Анналы». На рубеже веков он опять едва ли не одна из животрепещущих тем, обсуждаемых учеными. Если обратить внимание на обозначенные стадии за последний, чуть больше столетия, период истории науки, то нетрудно заметить, что как раз эти стадии являлись этапами перемены парадигм, что всегда синдром кризиса появляется именно в оказании науки в тисках крайности. И сегодня, как уже было показано выше, мы являемся свидетелями подобной крайности: в лице постмодернизма и его полного отрицания. Вся история науки - история постановки новых проблем, решения новых задач, история интеллектуальных порывов. А новые проблемы, новые задачи всегда требуют адекватного им нового методологического инструментария. Фундаментальные методологические проблемы науки были вчера, они есть сегодня, и будут всегда. Иначе нет смысла говорить о научном поиске в собственном смысле этого слова. Поэтому приходится вместе с А.Я. Гуревичем утверждать, что «кризис представляет собой
нормальное состояние науки. Ибо отсутствие кризиса, споров и сомнений - симптом стагнации науки»311. Итак, констатация факта кризиса науки каждый раз связана с осознанием необходимости коренных перемен и предполагает активизацию поисков новых парадигм, методов и подходов312. 2.3.5.Предметное поле историко-правового познания в ракурсе методологического плюрализма: многомерное видение объекта
Если все мыслят одинаково, значит, не мыслит никто. Между крайностями... существуют, впрочем, различные переходы, в которых содержится то больше, то меньше от одного или другого. Г.В. Ф. Гегель Не каждый прав по-своему, но все правы вместе.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |