КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М.М. Бахтин
В историко-правовых науках334, как и во всякой науке, занимающейся изучением истории объекта, категория времени помимо прочих является значимым критерием в очертании темпоральных границ - как начальной, так и концевой - исследований. К сожалению, несмотря на важность и методологическую значимость для историко-правовых исследований, проблема разграничения указанных рубежей в историко-правовой науке до сих пор остается слабо разработанной. Решение данной проблемы имеет важное значение также для разграничения предметной области правовых наук как исторического, так и теоретического и отраслевого профиля, следовательно, для разделения труда между исследователями истории и современности права, правда, с некоторой долей условности. В первую очередь рассмотрим проблему определения начального рубежа истории права. Для установления данного рубежа исходным критерием, по всей видимости, может быть объект историко-правового познания, т.е. само право (историко-правовая реальность), как достаточно самостоятельное в претензиях на установление собственных временных рубежей. Ясно, что начальный рубеж истории права связан с приходом на авансцену исторической драмы изучаемого ею объекта, когда он становится реалией, реальным объектом, иначе и быть не может. Нет сомнений также в том, что этот самый приход представляет собой не единый акт, а длительный процесс. Отсюда вытекает необходимость изучения данного процесса для установления происхождения права. Другими словами, невозможно следить за происхождением права иначе как путем изучения конкретных проявлений этого процесса. При этом, несомненно, «следует обратиться к тому моменту социальной истории, когда права еще не было, и в то же время которое граничит с его появлением, определить границу его бытия и небытия»336. В свете вышесказанного считаю необоснованным подход, при котором начальный рубеж истории права связывается с первыми государственными образованиями и утверждается, что «для историка права вся догосударственная история человечества не интересна» 337. Ясно, что в условиях, когда раз и навсегда было принято за истину положение историко-материалистической теории, господствовавшей в советской науке, согласно которой право и государство неразрывны в своем генезисе, было бессмысленно говорить о возможности возникновения права до зарождения государства, и тем более вести исследования на эту тему. К сожалению, данная традиция является широко распространенной по сей день.
________________________ 334 Здесь важна одна оговорка: в данной главе речь пойдет о темпоральных границах историко-правового познания не в целом, а в его традиционных дисциплинарных разделах. 335 Насколько известно, в советской историко-правовой науке впервые на эту проблему обратили внимание Ю.П. Титов и О.И. Чистяков. См.: Титов Ю.Я., Чистяков О.И. Некоторые вопросы истории государства и права СССР. - С. 32-33. Основные положения этой статьи по интересующему нас вопросу воспроизведены в поздних работах О.И. Чистякова. См.: 1) О социальной ценности историко-правовых наук // Вести. Моск. ун-та. - Сер. 11, Право. - 1995. - № 6. - С.14-15; 2) Введение в историко-правовые науки // Там же.-1996.-№ 4. - С. 8-9. 336 Таллер Р.И. Философия как логика и методология познания права. - С. 119. Поучительны в этом плане взгляды русских ученых-историков права XIX в. В частности, М.Н. Капустин писал: «Донациональный или догосударственный быт народов не стоит вне культуры и вне права» (Капустин М.Н. История права. - Ч. 1. - С. 17). «Может быть история права у народов первобытных не имеет большого значения в вопросе о кодификации, но она представляет чрезвычайный интерес в исследовании вопроса о происхождении юридических институтов» (Там же. - С. 8). Другой историк права А.Н. Стоянов одну из важнейших целей современного ему обществоведения видел «в том, чтобы определить: из каких зачатков, при каких причинах и условиях возникли те юридические и государственные учреждения, на которых до сих пор держится вся новейшая цивилизация? Одним словом -современная наука хочет, с наибольшею точностью и полнотою, определить так называемые „начальные моменты" в развитии права и государства, восходя путем исследования к первичным формам человеческого общежития» (Стоянов А.Н. Исторические аналогии и точки соприкосновения новых законодательств с древним правом. - Харьков, 1883. - С. 2). М.М. Ковалевский происхождение права стремился связать с родоплеменным периодом. В своей работе «Первобытное право» он приходит к выводу о том, что «в изучении родового устройства лежит ключ к уразумению генезиса отдельных институтов одинаково гражданского, уголовного и публичного права» (Ковалевский М. Первобытное право. - М., 1886. -С. 89). 337 Чистяков О.И. Введение в историко-правовые науки. - С. 8.
При подобном подходе, как показывает горький опыт советских времен, исторические факты относительно причин, условий происхождения права оставались вне поля исследований. Потому неудивительно, что за исключением нескольких работ С.А. Дробышевского338 почти отсутствуют специальные историко-право вые работы, посвященные проблемам происхождения доклассового, догосударственного права. В последнее время появилась отличная от историко-материа-листической теории интерпретация происхождения права, где «исходным постулатом... служит следующий тезис: где общество, там и право. Тем самым исключается детерминирующее значение государства в процессе зарождения права. Причем о феномене права уместно говорить начиная с самых ранних стадий развития человеческого общества (курсив мой. - М.Д.)»339. Интерес для нашего исследования представляет вывод указанной трактовки о том, что право догосударственного (или государственно-неорганизованного) общества есть отдельный исторический тип права340. Как бы этот феномен ни называли («архаическое право», «обычное право», «примитивное право», «племенное право», «народное право», «варварское право», «примирительное право родового строя» и т.д.), он, являясь начальным этапом в жизни права, охватывает период его происхождения. Даже в случае неотрицания положения марксизма об одновременности зарождения государства и права, необходимость изучения генезиса этих явлений очевидна, если, конечно, не следовать той догматике, уроки которой пережиты нами. Стало быть, изучение происхождения права в любом случае предполагает исследование регулятивной системы первобытного общества. Именно так можно сформулировать одну из требующих своего решения задач, стоящих перед историками права341. Сложнее обстоит дело с установлением концевого рубежа ис тории права. Трудности в определении искомой границы обусловлены несколькими факторами, сквозь призму которых доожно подойти к решению данной проблемы. Рассуждая о концевом рубеже исследования истории права, О.И. Чистяков, несомненно, прав, когда различает научный и учебный подходы342. Сразу же оговорюсь, что вопреки мнению Чистякова определение указанного рубежа в учебном плане я не считаю столь уж проблематичным. По поводу научного подхода автор пишет, что «с научной точки зрения любая историческая наука не имеет конца, ее предел определяется тем моментом, в который живет и работает исследователь. Поэтому и для историко-правовой науки не существует различения понятий „история" и „современность", поскольку современность, включая сегодняшний момент, - это уже история»343. С этими его суждениями нельзя безоговорочно согласиться по нескольким соображениям, приведенным ниже. Как видно, критерием для определения указанного рубежа у О.И. Чистякова является какая-то точка времени («момент, в котором живет и работает исследователь»), другими словами, хронологический фактор. Такой подход я называю формальным. Ограниченность данного подхода состоит в том, что при этом отражается лишь ход сменяемости во времени (точнее по календарному времени) явлений последнего, незавершенного этапа в цепи единого противоречивого процесса истории, а их качественные характеристики остаются вне внимания и не раскрываются. На мой взгляд, исследования, проводимые на основе указанного критерия, подобны журналистским и не могут претендовать на то, чтобы называться историческими, оставаясь всего лишь публицистическим анализом текущих событий, современником которых является автор344. __________________________ 338 См.: Дробышевский С.А. 1) Политическая организация, право и доклассовое общество // Правоведение. - 1988. - № 5; 2) Историческое место политической организации общества и права: спорные вопросы // Правоведение. - 1991. - № 4; 3) Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции. - Красноярск, 1991; 4) Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции // Авто-реф. дис.... докт. юрид. наук. - СПб., 1994. 339 Проблемы теории государства и права. - М., 1999. - С. 298 (автором главы является И.Ф. Мачин). 340 См.: Там же. - С. 308. 341 Это обстоятельство уже подмечено теоретиками права. См., напр.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1. Теория государства. - М., 1998. - С. 29-37; Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. - М., 1999. - С. 9-10. Отрадно, что из историков права на это обратил внимание В.Г. Графский в учебнике «Всеобщая история права и государства» (М., 2000), где изучение происхождения права начинается с первобытного права (С. 36-52). 342 Чистяков О.И. О социальной ценности историко-правовых наук. - С. 14. 343 Там же. Цитируемое положение созвучно с утверждением К. Поппера о том, что «все историки исходят из того, что история - это то, что случилось в прошлом, но в то же время многие полагают, что история всегда заканчивается сегодня, в этот самый момент времени» (Поппер К. Нищета историцизма / Пер. с англ. - М., 1993. - С. III). 344 Или в лучшем случае они могут претендовать на название «мемуары», Целью которых является всего лишь запечатление в памяти исторического события. Как отмечается в специальной литературе, мемуары - «современные истории» (в англоязычной историографии - Соп1:етрогагу Н18*огу) - это произведение личного происхождения, целью которых является индивидуальная фиксация общественно значимых событий, современником или участникам, которых является сам автор (подробнее об этом см.: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. - М., 1998. - С. 472-475).
И что самое главное, при подобном подходе невозможно обозначить линии разграничения между правовыми науками исторического и отраслевого профиля. Данный подход, по моему мнению, применим для учебно-методических целей: даже если будет иметь место дублирование материала, относящегося к современному состоянию правовой жизни общества, являющегося предметом отраслевых правовых наук, то это вряд ли негативно скажется на качестве приобретаемых знаний, наоборот, будет способствовать обеспечению их единства. Я, со своей стороны, предлагаю другой подход, называя его содержательным. Здесь в виде критерия рассматривается уже не хронологический фактор, а существенные качественные признаки, характеризирующие состояние объекта познания, и методологически значимые положения. Главное достоинство данного подхода состоит в том, что именно он позволяет определить искомую границу на основе выявления качественных признаков объекта и соответствующих методологических начал и принципов. В известной мере допустимо сказать, что у исторической науки нет объекта исследования, отдельного от других социальных наук. Объект, на который претендует в целом историческая наука, - общество, - как предмет изучения находится в совместном пользовании у социальных наук. Взаимодействие истории с другими науками проявляется также и в обоюдных нарушениях условного рубежа, изолирующего прошлое от настоящего. В указанном русле примечательным является следующее высказывание: «Разделение „сфер влияния" между историей и конкретной социологией... проходит по той подвижной линии, которая отделяет прошлое от настоящего. Конечно, здесь также много точек соприкосновения и даже прямого совпадения; настоящее ежечасно, ежеминутно переходит в прошлое, и данные конкретных социологических исследований быстро становятся историческими источниками»345. Задача затрудняется еще и тем фактом, что в разных науках указанная грань проявляется по-разному. Сказанное можно полностью экстраполировать в сферу отношений историко-правовых и других правовых наук. Своеобразие здесь проявляется в том, что согласно сложившейся практике в поле исследования отраслевых правовых наук имеются еще своего рода исторические ветви, где изучается историческое развитие соответствующих отраслей права. Тогда естественно возникают вопросы: где проходит линия между историко-правовыми науками и другими правовыми науками, изучающими, казалось бы, один и тот же объект? какими основными методологическими принципами должен руководствоваться современный 1гапз1а1ог {етрош права при определении концевого рубежа историко-правовых исследований? Попытаюсь ответить на эти и другие связанные с ними вопросы. Из более распространенных истолкований истории здесь выделяю два: 1) история в широком смысле как единый процесс, совершенный и совершающийся, т.е. включающий прошлое, настоящее и будущее, и 2) история как завершенное бытие, представленное в результатах деятельности людей, в ее следах и памятниках. Эти два толкования истории часто переплетались и смешивались. Но в научном плане именно второй подход во многом, по всей очевидности, обусловил формирование истории (историографии) как специфической области научного знания. В свете сказанного с утверждением О.И. Чистякова о том, что «для историко-правовой науки не существует различения понятий „история" и „современность"», можно согласиться только в том случае, если исходить из широкого толкования истории, вести речь об историко-правовом познании в целом и соответственно признать существование в структуре историко-правового познания раздела, включающего в себя изучение не только прошлого, но и настоящего и будущего. Если учесть, что историческая наука занимается изучением определенного социального объекта в его истории, иначе говоря, ставшего объекта, что именно этим она отличается от других социальных наук, изучающих настоящее того же объекта, т.е. становящегося объекта, то для решения поставленных вопросов нет необходимости доказывать важность определения границы между настоящим и прошлым, следовательно, и между историей в ее узком смысле и современностью. Условность и размытость этой границы очевидна по той простой причине, что прошлое без настоящего немыслимо. В самом общем виде «настоящее» - это существующий этап общественного процесса, а «прошлое» - этап, предшествовавший настоящему. В структуре времени, которая обозначается формулой «прошлое-настоящее-будущее», «будущее отделено от настоящего четко, а прошлое как бы сливается с ним... Т.е. „настоящее" включает ближайшее прошлое, отрезок ближайшей истории»346.
______________________________________ Тем самым я вовсе не уменьшаю потенции подобных произведений. Однако и они, как и всякие исторические источники, требуют обстоятельной критики. 345 Гулыга А.В. История как наука // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. - С. 28. 346 Савельева ИМ., Полетаева А.В. Указ. соч. - С. 96.
Как показывает опыт социальных наук, изучающих современность, общественные явления входят в их предмет постольку, поскольку они во временном аспекте по своим качественным признакам не отличаются, адекватны им, в силу чего к ним применимы научный аппарат, теории и концепции социальных наук, изучающих современность, иными словами, в данном контексте к настоящему относится та часть прошлого, когда общество было похоже на сегодняшнее. Стало быть, когда по мере углубления в прошлое современный теоретический аппарат становится все менее пригодным для анализа, тогда историческая наука «приступает» к выполнению своей функции347. Во всяком случае различение «прошлое-современность» в общественном (в том числе правовом) развитии должно осуществляться не субъективно, а на основе признаков самого объекта познания, из которого выделен предмет познания. Что касается уже упомянутого выше положения о том, что в поле исследования отраслевых правовых наук имеются своего рода исторические ветви, занимающиеся изучением исторического развития соответствующих отраслей права, то они вовсе не являются историко-правовыми исследованиями в собственном смысле слова, а представляют собой лишь экскурс в область ближайшего прошлого и содержат сведения об основных и более значимых законодательных актах. Характерным для работ по истории отдельных отраслей права, выполняемых специалистами-отраслевиками, является то, что при этом история права обычно подменяется историей законодательства, а последняя сводится к простому хронологическому перечислению нормативных актов, без связи с исторической обстановкой. В отличие от этих исследований подлинные историко-правовые исследования в рамках историко-правовой науки выясняют условия действительного развития права как целого. Однако исторические исследования, проводимые учеными-отраслевиками с указанной позиции, будут носить междисциплинарный характер, что, на мой взгляд, должно поощряться. Уяснение границ настоящего и прошлого осуществляется также при установлении периодизации истории права. В частности, в уже упомянутом учебнике ВТ. Графского Новое и Новейшее время обозначается как современность. Насколько верен такой подход? Ведь установлением современного этапа выделяется одновременно и Граница с прошлым, именно «современность» разделяет «прошлое» и «будущее». Понятие «современность» в разных ракурсах рассмотрения интерпретируется по-разному. Оно в одном случае может быть воспринято как миг, а в другом - как некоторая длительность онтологически существующего объекта. Если исходить при этом из качественных признаков объекта, то не следует забывать, что они имеют различную степень существенности и длительности во времени. Эти различные признаки объекта позволяют при разных целях рассмотрения неодинаково определять границу между «прошлым» и «современностью»348. Опыт различения «прошлое-современность» в периодизациях истории математики, физики и химии показывает, что на основе разных качественных признаков объекта можно выделить несколько смыслов «прошлого» и «современности» в пределах одной периодизации и различение «прошлое-современность» каждый раз устанавливать по-новому349. Поэтому верен вывод о том, что граница «современное-прошлое» подвижна, относительна, не устанавливается один раз и различение «современное-прошлое» может осуществляться многократно в связи с развитием объекта познания и в зависимости от избранных дополнительных качественных признаков350. Сказанное полностью может быть экстраполировано в область истории права. Тогда точно так же в столь длительном периоде «современность» (более трех столетий), как и у В.Г. Графского, можно выделить несколько «современное-прошлое» исходя из избранных различных дополнительных качественных признаков объекта. Дело еще и в том, что здесь можно найти некоторые черты и элементы «прошлого», причем и далекого, которые не исчезли вместе с предшествующими этапами351. К сожалению, не имею возможности рассмотреть здесь этот вопрос подробно, да это и не входит в задачи данного исследования. Однако необходимо заметить, что хотя в отдельных исследованиях в зависимости от конкретных целей допустимо использование указанного различения «современное-прошлое», в построениях _______________________________ 347 См.: Там же.-С. 20, 23. 348 Тимофеев КС. Релятивность демаркации «современное-прошлое» в историографии естествознания // Архив истории науки и техники. - Вып. 2: Сб. статей. - М., 1997. - С 18. 349 Подробнее об этом см.: Там же. - С. 12-15. 350 См.: Там же.-С 15. 351 Действительно, мировая история права настолько разнообразна, что преемственность в праве нередко выступает в самых неожиданных формах. Даже если ограничиться только европейской правовой традицией, то и она дает немало таких примеров. В частности, римское право до сих пор применяется в Андорре. Еще чаще (особенно в государствах англосаксонской системы) встречаются странные, на сегодняшний взгляд, а иногда и просто курьезные нормативно-правовые акты, не отмененные и формально продолжающие действовать поныне. Многие из них приняты столетия назад и, конечно, могут считаться правовыми памятниками. Это можно сказать в отношении многих широко известных крупных памятников права (см.: Рогачевский А.Л. О публикации источников по истории государства и права // Правоведение. - 1999. - № 2. - С. 24). периодизации историко-правового процесса в целом, думается, это некорректно, поскольку, как уже отмечалось, граница «современное-прошлое» подвижна, относительна, не устанавливается один раз и различение «современное-прошлое» может осуществляться многократно. И еще один момент, заслуживающий особого рассмотрения с методологической точки зрения. Как известно, характерным для исторических исследований является выявление причинно-следственных связей между последовательными событиями. А это исключается при отсутствии отдаленности от объекта - истори-ко-правовой реальности - временным лагом в плане выделения качественных этапов развития изучаемых явлений, когда пишется история продолжающегося процесса, поскольку с течением времени в силу завершенности процесса пределы осведомленности о событиях прошлого постоянно расширяются, и появляется больше возможности знания последствий. Видимо, по этой причине серьезные историки предпочитали изучать достаточно удаленные во времени периоды352. Поучительным является рассуждение на эту тему В.О. Ключевского. По его мнению, события, последствия которых не известны на момент исследования (в его случае реформы об освобождении крестьян и введении земских учреждений), не могут быть предметом исторического изучения. «Исторические факты, - писал он в своем знаменитом „Курсе русской истории", - ценятся главным образом по своим последствиям»353. Аналогичные же мысли находим у В.И. Вернадского, по мнению которого, история «имеет дело с совершившимся процессом, а не с текущим явлением, в котором ни последствия, ни причины не вылились в уловимые для нашего взгляда формы». Таким образом, завершенность процесса развития объекта познания позволяет историку получать всестороннюю информацию о нем. Однако здесь может быть идти речь лишь об относительной завершенности. Поскольку согласно принципу историзма, каждый следующий этап процесса как продолжение и относительное завершение предшествующих этапов, постольку с наступлением следующего качественно нового этапа можно более полно оценить предшествующий этап, причем качественно новый этап позволяет рассмотреть предшествующего как прошлый, относительно завершенный. Более того, иногда «завершенный» может быть интерпретирован как еще реально не закончившийся процесс, но уже развернувший все основные свои черты и характеристики355. Также считается, что при изучении текущей истории ее современниками невозможно соблюсти объективность и беспристрастность356. Очевидно поэтому историки стали думать о прошлом, как пишет Р. Коллингвуд, «как о предмете, наиболее подходящем для беспристрастного, а потому и подлинно научного исследования, об области, в которой дух партийной пристрастности, хвала и порицание должны быть запрещены»357. Таким образом, указанные методологически ценные установки направлены на обеспечение плодотворности, социальной результативности исторических исследований, а их игнорирование непременно приведет к основательному пересмотру. Подобное занятие можно назвать не иначе как простым времяпрепровождением. Примерами тому могут быть исследования, проведенные в советский период по проблемам отдельных, еще незавершенный периодов истории советского государства и права. Другое дело рассмотрение исследуемого исторического явления в ракурсе соотношения истории и современности. Не имея возможности подробно остановиться здесь на этой проблеме, только отмечу, что при этом не предполагается всестороннее исследование современных проблем и такие исследования более склонны к прогнозированию, подчиняясь познанию единого исторического процесса. ___________________________ 352 А.Я. Гуревич, как бы отвечая на вопрос, «почему историки обращаются преимущественно к истории средневековья?», пишет: «Завершенность этой эпохи дает историкам возможность рассмотреть ее в виде целостности и использовать ее в качестве своего рода лаборатории для обсуждения общеисторических понятий» (Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука. - С. 25). 353 Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. - М., 1989. - Т. 5. - С. 258-259. 354 Цит. по: Тимофеев КС. Релятивность демаркации «современное-прошлое» в историографии естествознания. - С. 16. 355 См.: Там же. 356 В частности, Б.А. Кистяковский в работе «Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России», написанной по поводу книги известного в своего время историка В.Я. Богучарского «Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия «Народной Воли», ее происхождение, судьбы и гибель», критикуя последнего в неправдивости, отметил, что наряду с отсутствием специальной научной подготовки «очень вредно отразилось на его работе то обстоятельство, что он является современником событий, о которых он рассказывает. По-видимому, в свое время, когда соответствующие события совершались, у него складывались вполне определенные мнения относительно их, и теперь он подыскивает факты для подтверждения этих давно сложившихся мнений. Но совсем сбили автора с настоящего пути правдивого изображения исторических событий его увлечения своими мнимыми открытиями и созданными на основании их построениями. Все это привело к тому, что книга Богучарского не только не дает правдивой картины описываемых им исторических событий, но и воспроизводит их в совершенно извращенном виде» (Кистяковский Б.А. Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. - СПб., 1999. – С. 631). 357 Коллингвуд Р.Дж. Указ. соч. - С. 141.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |