КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т. Зелдин 2 страница
Прошлое нельзя рассматривать изолированно от общего хода истории, вне его связи с современностью, ведь прошлое существует для нас благодаря настоящему и взоры историка направлены от настоящего к прошлому, его интересуют происхождение, развитие и изменение явлений во времени. «История (История с большой буквы) не есть прошлое, это - прошлое и будущее в настоящем» (А$пев Н.А. ТЬеогу о^" Н1$1огу. - Е., 1982. - С. 216). М. Блок, возражая против высказывания «история - наука о прошлом», постулировал важный методологический принцип: понять настоящее с помощью прошлого и прошлое с помощью настоящего (см.: Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М., 1973. - С. 16-29). Далее, не следует забывать, что прошлое вначале, т.е. для его современников, участников происходящих событий было настоящим, и в этом плане между ними нет никакого принципиального различия, что ненаблюдаемость присуща не только прошлому, но и настоящему. «Непосредственное наблюдение, - пишет М. Блок, - почти всегда иллюзия... всякое изучение человечества, каков бы ни был избранный для этого момент, всегда будет черпать большую часть своего содержания в свидетельствах других людей. Исследователю настоящего досталась в этом смысле не намного лучшая доля, чем историку прошлого» (Там же. - С. 31). В действительности исследователь, занимающийся научными изысканиями в области современного права, скажем, проблемами борьбы с правонарушениями, в силу статичности и масштабности объекта познания не в состоянии охватить его в системе своих индивидуальных непосредственных наблюдений и поэтому вынужден прибегнуть к помощи статистических сведений, а равно иных источников, составленных другими. По мнению Р. Арона, «всякое познание событий ретроспективно. В крайнем случае наблюдают за событиями в тот момент, когда они совершаются, но в тот момент их не объясняют, их приводят в порядок, чтобы понять, только после того, как они свершились» (Арон Р. Введение в философию истории // Арон Р. Избранное: Введение в философию истории / Пер. с фр. - М., 2000. - С. 280).
В дополнение к тем положениям, которые были изложены на предыдущих страницах настоящей работы, посвященных системному подходу, хотелось бы заострить внимание еще на двух важнейших свойствах системы (системного объекта) - это ее целостность и самодостаточность. Целостность системы означает наличие у нее особого свойства, не сводимого к свойствам составляющих ее элементов. А «самодостаточность всякой системыесть ее способность к самопроизводству и саморазвитию в рамках данной качественной определенности»142. Благодаря именно целостности и самодостаточности система как отдельное имеет относительно обособленное существование, т.е. локализуется. Как отмечает В.Н. Садовский, «наличие связей и отношений между элементами системы и порождаемые ими интегративные целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное, обособленное существование, функционирование (а в некоторых случаях и развитие) системы»143. Поскольку в системе элементы участвуют в осуществлении единой цели, то их функционирование подчинено задачам общей системы, т.е. обеспечению ее устойчивости. В то же время в рамках системы все они осуществляют свои особые функции и поэтому обладают относительной самостоятельностью. Стало быть, материалистическое воззрение об относительной самостоятельности только «надстроечных» явлений не может считаться исчерпывающим. С другой стороны, как справедливо пишет В. Лазарев, «понятием „относительная самостоятельность" подчеркивается именно тот факт, что „абсолютной самостоятельности" ни в природе, ни в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, а „абсолютная зависимость" несовместима с реальным бытием предмета»144. Получается, что все явления общественной жизни, включая и экономические, имеют самостоятельность относительную, но, пожалуй, с разной степенью, которая «представляет собой переменную величину, зависящую от условий, места и времени взаимодействия предметов»145.
В таком же ключе следует понимать детерминантный статус права. История на многих своих примерах показывает нам, что в разные периоды ее развития определяющими оказываются то материальные, то идеологические отношения. На той или другой стадии развития каждого конкретного общества главную роль играют то политические, то экономические, то культурные, то правовые, то религиозные отношения, и перевес оказывается то на одной стороне, то на другой, верх берет то материальное, то духовное. Ведь главными моментами в гражданской истории являлись помимо других факторов также и коренные правовые реформы. Поэтому право «не может быть всецело сведено ни к материальным условиям того общества, которое его порождает, ни к соответствующей системе идей и ценностей. Следует также рассматривать право и как самостоятельный фактор, как одну из причин, а не только один из результатов целого ряда общественных, экономических, политических, интеллектуальных, моральных и религиозных явлений»146. Стало быть, право, с одной стороны, есть результат предшествующей деятельности человека (общества), но с другой - оно выступает как один из детерминантов его дальнейшего развития. Именно такой подход, на мой взгляд, способен устранять недостатки догматизированного детерминистического взгляда, заметно упрощающего сложный характер взаимоотношений различных подсистем общества, их взаимовлияния друг на друга и сводящего прогресс общества к развитию материального производства («базиса»), определяющего зрелость всех остальных элементов системы («надстройки»). Системный подход как метод познания связан с принципом историзма. Всеобщее свойство бытия, которое фиксирует принцип историзма, состоит в том, что любая система развивается во времени и проходит в своем движении определенные этапы, иными словами, все системы историчны. Исторические общественные науки, по мнению И. Валлерстейна, могут развиваться только при условии, если это положение принимается как данность147. С другой стороны, сам принцип историзма, как подчеркивает Л.С. Мамут, это «способ рассмотрения и понимания исследуемых объектов, при котором они предстают системными образованиями, обусловленными рядом определенных внешних и внутренних обстоятельств - образованиями, претерпевающими качественные изменения и переходящими со временем от одного состояния к другому под действием присущих им противоречий»148. Коль скоро любая подсистема связей с другими явлениями. «История накладывает свою печать на связи права со всеми социальными реалиями»149. Таким образом, системный подход к анализу социальных систем требует учета не только функционирует в рамках системы более высокого порядка, ее становление и развитие происходит одновременно и в рамках одного процесса. Историзм требует рассмотрения любого явления в контексте его
_________________________________ 143 См.: Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. – С.53. 143 Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологиеский анализ. - С. 84. 144 Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М 1997. - С. 72. 145 Там же. - С. 73. 146 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - С. 57. 147 См.: Валлерстейн И. Что после «Анналов»? (Судьбы и перспективы историографического направления) // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 100. 148 Мамут Л.С. Карл Маркс как теоретик государства. - М., 1979. - С. 127. 149 Бержелъ Ж.-Л. Указ. соч. - С. 210. связей и отношений составляющих его внутренних элементов, но и связи данной системы с внешней средой, с другими социальными системами на всех этапах ее истории. Применительно к историко-правовой реальности сказанное позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как целостную систему, обладающую некоторым единством составляющих частей, как относительно самостоятельную сферу социально-исторической реальности со своими особыми закономерностями, с другой - как составляющую системы более высокого порядка, становление и развитие которой происходит одновременно и в рамках одного процесса. В этом, последнем смысле, и только в этом смысле, можно согласиться с авторами, согласно мнению которых право и имеет, и не имеет своей истории150.
Таким образом, резюмируя изложенное, с полной уверенностью можно констатировать, что право имеет свою собственную историю, которая в онтологическом смысле, другими словами, в качестве объекта историко-правового познания как историческая правовая реальность выражается в имманентных ему особенностях становления и развития, совершающихся в рамках общесоциального исторического процесса и обусловленных спецификой взаимоотношений с другими социальными явлениями, а в познавательном смысле - как историко-правовое познание - есть историко-правовая реальность, отражаемая системой специальных понятий и категорий. Характеристика объекта историко-правового познания была бы неполной, если не обратить внимание на его соотношение с объектом исследования, тем более, что смешение их в исторической эпистемологии - явление широко распространенное. Задача осложняется еще тем, что в историческом познании в целом, в историко-правовом в частности, это соотношение носит сложный характер ввиду невозможности непосредственного наблюдения изучаемого объекта и его опосредованное историческими источниками, что и составляет одно из основных особенностей исторического познания. Тем не менее, и здесь определение указанного соотношения должно опираться на предложенное в первой главе настоящего раздела работы определение соотношения объекта познания (науки) и объекта исследования в силу его универсальности в том смысле, что оно применимо ко всем сферам научного знания без исключения, так как при его разработке элиминировались специфические особенности той или иной науки. Одним из редких исключений в специальной литературе является попытка разграничить объект исторического познания и объект исторического исследования, предпринятая А.И. Ракитовым. Так, он исходит из положений о том, что, во-первых, объектом, к которому историк относит полученные знания, является объективная историческая реальность, которая отделена от историков непреодолимым барьером времени и поэтому оказывается недоступной восприятию исследователя и не допускает манипуляции с ней ни при каких обстоятельствах, во-вторых, то, с чем имеет дело в таком случае историк, это исторические источники, которые относятся к объекту исследования151. С этими рассуждениями ученого в принципе нельзя не согласиться. Однако наши позиции расходятся в следующем пункте. Несмотря на то, что А. Ракитов объект исследования признает как специфическую и конкретную форму научного познания, у него объект знания (или познания) и объект исследования в собственно эмпирической историографии оказываются качественно различимыми, суть которого заключается в том, что в отличие от объекта знания (объективная историческая реальность) объекты исследования сводятся исключительно к историческим источникам. Не случайно, что в другой своей работе автор дает следующее определение объекту исследования: «Объектами, образующими онтологическую систему исследования, являются феномены, с которыми исследователь непосредственно имеет дело в процессе решения исследовательской задачи»152. ____________________________________ 150 В частности, такова позиция Р.И. Таллера. При этом он утверждает, что «право как любое историческое явление имеет свою историю... И настолько, что история права не совпадает с историей общества, являясь по отношению к ней микроисторией, фрагментом ее» (Таллер Р.И. Философия как логика и методология познания права. - Куйбышев, 1989. - С. 116). Однако у Таллера такое обстоятельство, т.е. несовпадение истории права с историей общества, связывается лишь с начальным этапом истории становления и развития права: «начала права и общества не совпадают... право исторически появляется лишь на определенной стадии развития общества, и поэтому начало его связано с развитым этапом последнего» (Там же). И далее: «Применительно к началу конкретного явления (права) начало представляет собой единство непосредственного и опосредованного. Последнее проявляется в том, что данное явление опосредовано как историей становления и развития целого, анализ которого только и позволит вскрыть сущность права, так и его, уже права, будущего развития. Вот почему у права и есть и нет своей истории (курсив мой. - М.Д.)» (Там же. - С. 119. Примерно такой же позиции придерживается В.В. Лазарев (см.: Теория права и государства. - М., 1997. - Гл. VI «Относительная самостоятельность государства и права». - С. 71-81)). Эти слова созвучны со следующим высказыванием Пухты: «Право как член целого имеет в нем. и с ним свою историю (курсив мой. - М.Д.)» (Пухта Г.Ф. Из работы «Энциклопедия права» / История философии права. - СПб., 1998. - С. 378). В другом месте он пишет: «Организм развивается и изменяется частью в целом, частью в своих членах, так что каждый член, обладая своей, ему свойственной жизнью, существенно и неразрывно связанною с жизнью целого, имеет также свою собственную историю, но тесно соединенную с историей целого» (Там же. - С. 381). 151 См.: Ракитов ИЛ. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. - С. 101-102. 152 Ракитов А.И. К вопросу о структуре исторического исследования // Философские проблемы исторической науки. – С.174. Вызывает возражение, во-первых, положение о том, что объект познания и объект исследования в данном случае имеют качественное различие, во-вторых, сведение объекта исследования исключительно к историческим источникам. С таким решением вопроса вряд ли можно согласиться по следующим основаниям. Прежде всего отмечу, что объект науки и объект научного исследования в данном случае (кстати, объекту науки в целом присущи такие качественные признаки, как большая степень объективности, системности, чем объекту исследования) отличаются по объему, т.е. по количественному признаку, а не по качественному. Как уже отмечалось, объект научного исследования - это часть объекта науки, порождающая проблемную ситуацию и избранная для конкретного исследования, а объект научного исследования вычленяется из объекта науки, и они соотносятся между собой как общее и частное. Отсюда следует, что и при конкретном исследовании, как и в научном познании в целом, основной целью остается все же получение знания об объективной реальности, хотя не в целом, а об определенной его части, избранной для конкретного исследования, которая и является объектом данного исследования. Поэтому сведение объекта исследования всецело к историческим источникам неверно, тем более если учесть, что историческая реальность или ее определенная часть и исторический источник не совсем одно и то же. 'Хотя исторический источник, как и любое другое явление реальности прошлого, является составной частью исторической реальности153, «исторический источник - это еще не сама историческая реальность, а лишь ее идеальная (в случае письменного источника) и притом частичная реконструкция. Историческую реальность еще предстоит реконструировать на основе научного анализа источников, которые образуют в историческом исследовании своеобразное связующее звено между субъектом и объектом познания»154. Кроме того, исторический источник является лишь одной из многообразных форм исторической реальности в настоящем155. Суммируя все сказанное, следует отметить, что историка конкретного исследования, в конечном счете, интересует не сам исторический источник непосредственно, а фрагмент исторической реальности, явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию и избранный для конкретного исследования. Иначе говоря, если исходить из цели исследования, то непосредственным объектом для данного исследования выступает фрагмент исторической реальности. При этом исторический источник оказывается косвенным объектом исследования, который является отражением информации об этом фрагменте исторической реальности. Но, с другой стороны, объект исследования - фрагмент историко-правовой реальности, ставшей прошлым, не имеющей непосредственного чувственного аналога, доступен нашему восприятию только через исторический источник, т.е. опосредованно. Иными словами, по способу познания фрагмент исторической реальности выступает как опосредованный объект исследования, а исторический источник - как непосредственный объект исследования. Таким образом, поскольку фрагмент исторической реальности по направленности цели исследования выступает в качестве непосредственного объекта исследования, а по способу - опосредованного, в суммированном виде его, на мой взгляд, правильно будет обозначить как непосредственно-опосредованный
_____________________________ 153 В этом плане оправданно определение исторического источника, данное М. Громыко: «Исторический источник (в точном значении этого термина) сам является для исследователя частицей, уцелевшим осколком изучаемого прошлого состояния общества. Историк оперирует источником как частью действительности» (Громыко М.М. О «непосредственных» и «косвенных» исторических источниках // Известия Сибирского отделения АН СССР. - Серия «Общественные науки». - Вып. 2. - 1968. - № 6. – С. 84). 154 Козин Н.Г. Познание и историческая наука (Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука). - Саратов, 1980. - С. 65. 155 Проявления формы исторической реальности в настоящем бывают двоякого рода: непосредственными и опосредованными. К первым относятся: 1) проявление прошлым своей реальности в современности путем непосредственного присутствия в настоящем в форме многочисленных исторических остатков и пережитков; 2) проявление исторической реальности в современности, выступающей как составная часть истории, между которыми (прошлым и настоящим) «существует прямая генетическая зависимость, которая выявляет реальность прошлого в настоящем через реализацию тех возможностей в развитии явления, которые содержатся в этом прошлом». Опосредованными формами являются: 1) проявление исторической реальности в современности «как реальная основа всех реальных процессов современной непосредственной исторической действительности. В этом смысле человечество живет историей, ибо то, что есть в настоящем, - это ее результат»; 2) проявление исторической реальности в форме субъективной исторической реальности, знания собственной истории, т.е. «более-менее значительное в истории не исчезает бесследно, а было, есть и всегда будет частичкой исторического самосознания человечества» (см.: Там же. - С. 62-64). объект исследования, а исторический источник - как опосредованно-непосредственный объект исследования в силу того, что по первому критерию он выступает в качестве опосредованного объекта исследования, а по второму - непосредственного.
2.2.2. Обобщенная характеристика предмета историко-правового познания
Понятие предмета не является природным нашим достоянием. Каждый человек обладает пальцами, может получить в свое распоряжение кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть поэтому научным. Г.Ф. Гегель
Проблема определения предмета, как уже неоднократно отмечалось, за всю историю дисциплинарно организованной историко-правовой науки находилась в центре внимания ученых. Начиная с 40-х годов, особенности в 60-80-х годах XX века вышли специальные исследования по теоретико-методологическим проблемам исторического познания, написанные как философами и историками, так и историками-правоведами, среди которых одно из центральных мест занимала проблема его предмета. Тем не менее, до сих пор не удалось в полной мере решить проблему определения предметной специфики исторического познания в целом и историко-правового познания в частности. Здесь остается еще немало дискуссионных вопросов. При этом для некоторых ученых характерно не выделение, а, наоборот, смешение объекта и предмета историко-правовой науки и, соответственно, определение ее предмета всего лишь с указанием объекта, рассмотренного в возникновении и развитии156. К сожалению, примерно такой же точки зрения придерживается, в частности, автор одного из последних учебников по всеобщей истории права и государства В.Г. Графский, в представлении которого историко-правовая наука выступает как наука, изучающая «возникновение, оформление и функционирование правовых обычаев и законов, а также их последующие изменения»157. Здесь налицо наряду с отмеченным обстоятельством (смешение объекта и предмета) прежде всего сужение объекта историко-правового познания158, сведение его лишь к правовым обычаям и законам, с чем нельзя согласиться по известным уже читателю основаниям. Более того, определение предмета лишь с указанием объекта, взятого в возникновении, оформлении, функционировании и последующем изменении не позволяет раскрыть специфику историко-правовой науки, отграничить ее от других правовых дисциплин, в особенности от теории права. Наиболее распространенными являются попытки определения предмета исторических наук и, в частности, историко-правовых наук, на фоне разграничения предмета исторической науки и социологии, историко-правовой науки и теории права. При этом одна точка зрения, акцентируя внимание именно на указанном разграничении, предмет первых сводит к выявлению и воспроизведению конкретной исторической действительности, конкретного неповторимого своеобразия в историческом развитии объекта познания159. Тем самым констатируется, что история - это наука о конкретном, об уникальном, а не закономерном. В частности, Р. Лукич пишет: «История права, как и любая история, - это наука о частностях, что является ее первой и основной чертой. Это означает, что она исследует конкретные, частные события, взятые во времени и пространстве, изолированно от остальных, и пытается объяснить их на основании конкретных обстоятельств... В отличие от истории социология стремится к тому, чтобы быть обобщающей наукой; изучая отдельные социальные события и пытаясь их социологически объяснить, она стремится на основе изучения ряда однородных событий вывести общие социальные закономерности, с помощью которых можно объяснить каждое отдельное событие такого рода. С этой целью социология, конечно, широко пользуется результатами, ____________________________ 156 См., напр.: Титов Ю.Я., Чистяков О.И. Некоторые вопросы истории государства и права СССР. - С. 31. 157 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - С. 4. Хотя объект и предмет историко-правовой науки автором отождествляются, в его взгляде заслуживает внимание видение познавательного поля этой науки в широком контексте, т.е. во взаимосвязи изучаемых явлений «с властными учреждениями государства, общества или цивилизационной культуры (язык, обряды, мировосприятие, а также одежда, жилище, технические знания и умения, произведения искусства)» (Там же). 158 Таковым является, на мой взгляд, также определение предмета историко-правовой науки как исторической смены типов и форм государства и правовых систем (см.: Чистяков О.И. Введение в историко-правовые науки // Вести. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 1996. - № 4. - С. 8). 159 См.: Овчинников В.В. О взаимоотношении исторического материализма и исторической науки. - Л., 1956; Приписное В.И. О соотношении исторического материализма и исторической науки // Вопросы философии. -1961. - № 1. - С. 103-113; Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997. - С. 23.
полученными в рамках социальной истории на основе социологического объяснение частных событий, которые составляют ее предмет»160. Как не трудно заметить, при таком подходе историческое познание сводится лишь к фиксации многообразия явлений, т. е. лишается критерия научности. В рамках разграничения истории и теории широкое распространение получила точка зрения, в соответствии с которой, история, изучая законы общественного развития, ограничивается лишь раскрытием этих законов в их конкретно-исторических проявлениях161. Аналогичную мысль высказывают придерживающиеся этой же позиции ученые-юристы, полагающие, что историко-правовые науки призваны раскрыть конкретно-исторические проявления специфических закономерностей развития правовой жизни; они должны отображать и объяснять исторический ход развития правовой действительности во всей конкретности и хронологической последовательности162. При этом другие авторы считают, что историко-правовая наука свой объект изучает в процессе «возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ»163. Неверным, на мой взгляд, является часто встречающееся в литературе понимание логического способа лишь как способа получения абстрактного, теоретического знания, а исторического - как конкретного, исторического. Подобная позиция особенно противоречивой оказывается в случае признания за историко-правовой наукой задачи выявления закономерностей. В то же время в исторической эпистемологии некоторыми учеными признается сложный, многоуровневый характер отражения исторической действительности как синтеза конкретного и абстрактного знания. Затрагивая проблему соотношения истории государства и права и общей теории государства и права, многие авторы рассматривают его как соотношение различных способов научного познания (логического и исторического). При этом логический способ признается специфическим для теорий, а исторический -для истории. Такая точка зрения высказывается в частности К.И. Батыром, когда он отмечает, что история государства и права выявляет конкретно-исторические закономерности, т.е. «историческое», тогда как теория государства и права формулирует наиболее общие закономерности, т.е. «логическое»164. В результате подобного подхода история права остается наукой эмпирической (вспомним наивный позитивистский взгляд на историю как «чистую науку о фактах»), не способной к достаточно широким обобщениям. Подобное отчуждение логического, теоретического ослабляло и ослабляет историко-правовые науки и приводит к снижению качества результатов исследований. В данном вопросе в какой-то мере предпочтительна позиция Г.Б. Гальперина. В принципе и в целом правильно определяя соотношение исторического и логического, их диалектическое единство165, он пишет: _________________________ 160 Лукич Р. Методология права / Пер. с сербскохорватского; Под ред. и с вступ. статьей Д.А. Керимова. - М., 1981. - С. 198. 161 См.: Кон И.С. 1) Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. - М., 1959; 2) Закономерность историческая // Советская историческая энциклопедия. - Т. 5. - М., 1964. - С. 603-605; Глезерман Г.Е. 1) К вопросу о предмете исторического материализма // Вопросы философии. - 1960. - № 3. - С. 8-22; 2) О законах общественного развития. - М., 1960; Гулыга А.В. О характере исторического знания // Вопросы философии -1962.2-№9.-С32. 162 См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. -М., 1998. - С. 11. 163 История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М., 1998. - С. X. 164 См.: Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. -М., 1998. - С. 8-9. Важно отметить, что вопрос о выделении наряду с понятием «социологическая закономерность» и понятия «историческая закономерность», которое впервые использовано в 50-х гг. XX в. И.С. Коном, а в качестве предмета науки выдвинуто в 1964 г. П.Н. Федосеевым и Ю.П. Францевым, стал предметом многочисленных дискуссий в литературе по философии, социологии и исторической эпистемологии. Основным аргументом сторонников существования исторических закономерностей как особого типа социологических закономерностей сводится к тому, что без исторических закономерностей историческая наука теряет свой научный статус (ведь ориентация на поиск законов есть характерная черта всякого научного познания и основная задача науки), в лучшем случае за ней может быть признан статус описательной науки. Учитывая, что данному вопросу посвящено огромная литература, не вдаваясь в подробный анализ, отмечу, что я придерживаюсь мнения, согласно которому, использование категории «историческая закономерность» правомерно лишь в том смысле, что все социальные закономерности носят исторический характер, поскольку согласно принципу историзма вся реальность исторична, и историчны все закономерности этой реальности, т.е. они функционируют в социальном времени. Поэтому понятие «историческая закономерность» тождественно понятию «социологическая закономерность», рассматриваемому во временном аспекте, а это означает, что их следует употреблять как синонимы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |