Теорема прав человека, возникнув однажды как конкретный ответ на конкретные запросы своего времени, в дальнейшем постоянно демон- стрировала открытость для включения в свою орбиту все новых фак- тов и ситуаций, свою способность участия в метатеориях, охватываю- щих обширные области гуманитарных знаний. В исторической ретро- спективе отчетливо прослеживается динамика тех ценностей, что фундируют права человека, изменились содержание, формы, количество, функции прав, усиливается специализация их влияния на окружаю- щую действительность. Права адаптируются ко все более расширяю- щемуся жизненному пространству. В науке критически переосмысле- ны концепты прав, происходит наращивание их методологических основ, фундаментальнее становятся представления о различных ас- пектах защиты прав человека. Отказ от догматизма, усвоение резуль- татов действия прав в повседневных практиках позволили теории прав человека эволюционировать, находить в уже известных истинах источник обновления, относиться к возникающим проблемам как к решаемым.
П.И. Новгородцев замечал, что «время от времени понятия долж- ны переворачиваться, чтобы могла начаться новая жизнь»'. Это хоро- шо демонстрирует сфера прав человека. Сегодня научные поиски в области прав человека по-новому нюансируются, открываются неиз- вестные ранее области их приложения. Все это позволяет, несмотря на некоторую неудовлетворенность общими итогами действия прав, предотвращать внутренний кризис идеи правочеловеческой защиты и удерживать права человека в качестве одной из современных общече- ловеческих ценностей, конструктивнее использовать их потенциал.
Научные знания о правах человека неуклонно прогрессировали под влиянием обнаружения все новых объектов, которые не поддава- лись объяснению на основе существовавших схем и требовали иного, чем было принято, описания, иного обоснования и других форм экс-
1Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новго- родцев П.И. Соч. М.,1995. С.387.
Введение. Научные картины нр.ж человека
пликации. Теории и концепции прав человека, созданные в разное время и на основе разных методологических посылок, последователь- но выстраиваясь, складывались в целостные научные картины, харак- теризующие свою эпоху. Научные картины создавали обобщенный образ прав человека соответствующего исторического этапа. Таковых, как представляется, было и есть три: классическая, неклассическая и
постнеклассическая'.
Известно, что научные картины воспроизводят мировоззренческое обобщенное видение защиты человека от всевозможных угроз, в них интегрированы и систематизированы теоретические "сведения, отра- жающие разные взгляды соответствующей исторической эпохи на то, что есть права человека. Научные картины прав человека — это формы организации знаний о правах как социальном феномене, они дают це- лостное представление о закономерностях, структурных, функцио- нальных, генетических связях прав, при этом каждая картина ограни- чена определенным смысловым горизонтом, своим предметным полем и специфическими методами интерпретации. Картины прав человека образуют эвристические модели социогуманитарного описания целей, задач, способов и значимости сбережения и развития человека. На каждом историческом этапе гносеология прав человека использовала определенную совокупность средств (понятий, концептов, принципов, парадигм, концепций и т.д.), разрабатывала свои схемы объяснения, применяла особый стиль мышления. Научные картины имеют боль- шое методологическое значение и создают уникальный фон для отрас- левого анализа прав человека в строго определенном формате.
Каждая теоретическая картина прав человека самоопределилась на определенном историческом этапе в процессе критики своей пред- шественницы. Так, контуры классической научной картины стали ясны к концу XVIII в. в масштабе культурной матрицы Запада, когда шло осмысление процессов индустриализации и модернизации, вос- требованности в силу становления капиталистических отношений личности частного собственника и свободного, деятельного лица. Не- классическая картина прав человека обозначилась в начале XX в. как результат отражения потребностей общества и индивида в повыше- нии степени социализации общественных связей, противодействия дошедшему практически до предела процессу отчуждения человека от форм его бытия. В последней трети XX в. под давлением кризиса тех- ногенной цивилизации начала складываться постнеклассическая кар- тина прав человека, в основу которой закладываются принципы гло- бального эволюционизма.
Каждая структура научного мышления опирается на строго опре- деленную фундаментальную теорию, которая служит ее обосновани-
12 Введение. Научные картины прав человека
ем. Такой фундаментальной основой для классической картины прав человека служит теория индивидуализма, неклассическая теорема ба- зируется на социалистических, солидаристских требованиях, постне- классика формируется на принципах синтеза, комплексности и це- лостности представлений о человеческих правах.
Сегодня все три теоретические картины прав человека сосущест- вуют рядом, продолжают свое развитие, присутствуют в исследовани- ях в разном спектре вариаций. При этом ни одна не уничтожает спе- цифической рациональности другой, каждая интерпретирует права в определенном ракурсе и востребуется в зависимости от идеологичес- ких пристрастий исследователей и разных пользователей. Например, сторонники либеральных и неолиберальных идей чаще обращаются к классической модели прав человека, представители социалистических и социал-демократических убеждений апеллируют к неклассической концепции прав, культурологические и универсалистские взгляды ориентируются на их постнеклассическое видение.
Исторически научные картины демонстрируют общее расширение понятия прав человека. Классическая модель ограничивается лишь юридическим представлением прав. Неклассическая, как бы раздваи- вая панораму знаний, рисует сосуществование двух ветвей прав: прав, имеющих правовую природу и подлежащих защите судебной про- цедурой, и группу социальных прав, являющихся результатом взаи- мопомощи людей и соответствующей деятельности государства. Пост- неклассическая интерпретация, учитывая социокультурное многооб- разие народов, осваивает права человека в общегуманитарном смысле.
Несмотря на многие отличия, все научные картины прав человека одинаково тесно связаны с мировоззрением этического гуманизма, яв- ляются необходимым компонентом последнего, стороной и формой его конкретизации, инструментом продвижения гуманистических идей в жизнь.
Классическая картина как исторически первая складывалась на взлете процессов индустриализации и модернизации западного обще- ства, которые дали толчок к формированию техногенной цивилиза- ции. Культурная евроатлантическая парадигма фундирована верой в научно-технический прогресс, она способна на протяжении существо- вания одного лишь поколения людей кардинально менять формы об- щения и коммуникации, типы личности и практик, преобразовывать смысложизненные установки. Права человека, пронизанные западны- ми социокультурными стереотипами, явились ответом на агрессив- ность наступившей техногенной среды, стали средством защиты инди- вида от ее новых и интенсивных угроз. Главные компоненты утверж- давшейся классической модели прав человека закладывались на
Введение. Научные картины прав человека
основе идеи индивидуализма, естественноправовых постулатов пози- тивизма и либерализма.
В современной России именно эта картина ассоциируется с тем, что есть права человека, она принята за образец, по ней проводят все- возможные сопоставления, она пропагандируется СМИ, именно ее теории, гипотезы и факты имеют в виду, когда жестко критикуют или вообще отвергают права человека как таковые*.
Классическое знание описывает права как принадлежащие челове- ку-персоне, который имеет самостоятельное, помимо общества, суще- ствование и который образует краеугольный камень общественного союза. Права подключаются к формированию особых качеств личнос- ти — ее обособленности, надежды на себя, увлеченности успехами, права пытаются «вытащить» индивида из массы, раскрепостить его самостоятельность и уникальность, самосознание и ответственность. Классическая картина прав человека — это взгляд на людей — носите- лей этих прав как на сильных, независимых и деятельностных субъек- тов. Поэтому права в этой модели понимаются как возможности инди- вида, следующие из его самодеятельности.
Каталог классических прав ограничен совокупностью преимуще- ственно личных и политических свобод, имеющих ярко выраженную индивидуалистическую окраску. Они позволяют субъекту «укрыться» от других людей в «отпущенной» ему мере свободы. Доведённый ин- дивидуализмом практически до крайности концепт о свободе и авто- номии личности как первоосновы прав подводит последние к черте, преодоление которой реально грозит правам потерей своих социаль- ных функций.
В классическом знании права человека предполагаются естествен- ными, неотчуждаемыми и священными, они существуют объективно как следствие факта рождения человека, отражают его конститутив- ные признаки и социоприродные условия бытия. Считается, что зако- нодательная фиксация прав создает систему гарантий и обеспечивает беспрепятственное действие прав. Все, что не запрещено законом, то дозволено. Позитивирование прав маркирует переход от статусного (фактического) положения индивида к договорному, определяемому
законодательной конвенцией.
Классическая парадигма ограничивает масштаб действия прав от- ношениями власти и индивида и не распространяет их на социальные связи последнего с другими субъектами. В этом смысле права челове-
1 См., например: Василенко И.А. Политическая глобалистика. Учебное пособие для вузов. М., 2000. С. 6—7, 29—30,44; Солома-тип Ю., Корнейчук М. Всеобщие права челове- ка? Забудьте навсегда // Диалог. 2002. № 6. С. 9-15.
14 Введение. Научные картины нрав человека
ка ставят барьер властным проявлениям государства, ограждают жизненное пространство людей от внешнего вмешательства и при- нуждения. Законодательное признание государством прав человека способствовало свертыванию традиционного общества и становлению общества гражданского, в котором государственная власть была вы- нуждена встать на путь упорядочения своих отношений с гражданами на правовой основе. При этом, однако, защищая гражданина от госу- дарства, права человека противопоставили этих субъектов друг другу, усилив их взаимное отчуждение.
Классический подход к правам человека и сегодня не исчерпал себя, его эффективность наглядно проявляется в исследованиях, направленных на постижение все более глубоких, сужающихся и изо- лированных фрагментов прав, позволяющих уточнять и тоньше нюан- сировать отдельные аспекты этого явления. Однако заметны и его не- гативные моменты, ограниченность классического видения для пости- жения современной ситуации.
Прежде всего, необходимо указать на используемое классической теорией линейное объяснение причин появления прав человека, из которого следуют утверждения о нецелесообразности заимствовать этот институт незападными странами, поскольку у тех отсутствует опыт персоноцентристской организации общества. Тем не менее со- временный незападный мир демонстрирует высокий интерес к правам человека и предпринимает попытки их практического использования.
Классическое мышление ограничено бинарными оппозициями, противопоставляющими права человека только государству. Но оно упускает из виду, что сегодня на социальной арене появились субъек- ты, не менее опасные для человека, его жизни, свободы и прав. Напри- мер, рядовой гражданин демократического общества, используя современные технологии, может стать много опаснее в своем преступ- ном поведении для окружающих, или объединения государств, кото- рые проводят политику «гуманитарной» интервенции.
Классический взгляд на права человека замыкается юридическим ракурсом, интерпретированием термина «права» исключительно в по- зитивистско-юридическом ключе, пониманием норм о правах челове- ка лишь как правил-санкций. При этом отвергаются иные варианты более мягких, нравственно-этических способов поддержания челове- ческого достоинства, восприятие норм о правах как правил-моделей, которые предлагает сегодня незападный мир. Он отказывается от со- здания каталога обязанностей и ответственности, аналогичного ката- логу прав, сомневаясь в том, что права и обязанности могут сосущест- вовать как правообязанности.
Введение. Научные картины нрав человека
Классическая теория признает «подлинными», «истинными» толь- ко гражданские и политические права, обнаруживая лишь в их генети- ческой природе правовые качества. Остальные же «права» ею имену- ются привилегиями.
Классическое видение скептично к возможности создания универ- сальной, синтезированной концепции прав человека, считая, что в ка- честве таковой может выступать лишь западная модель (позиция ев- роцентризма). Отрицательное отношение высказывается и по поводу возможности формирования социокультурных модификаций прав че- ловека.
Такие и подобные им суждения серьезно сдерживают потенциал
этой картины, замыкают ее в рамках, уже пройденных человечеством.
Неклассическая картина отличается от предшествующей тем, что в противовес единственно истинной теории прав человека допускает истинность другого (других) теоретического описания прав, при этом предполагается, что в каждом из них содержится момент объективно
верного знания*.
Альтернативное, неклассическое представление о правах человека
появилось под влиянием процессов социализации и коллективизации, нараставших в обществе на рубеже XIX—XX вв. Классический под- ход, связанный с утверждением свободной и сильной личности, был подвергнут критике, поскольку практика предметно продемонстриро- вала, что пользование свободой может быть совершенно парализовано недостатками материальных средств. Общество потребовало, чтобы государство взяло на себя значительную часть социальных функций и оказывало услуги социально незащищенным слоям населения. Это оз- начало, что были услышаны социально-экономические притязания индивидов и возникла необходимость их оформления в качестве юри- дических прав.
Под влиянием таких обстоятельств неклассическая картина пере- строила ряд концептов прав человека и прежде всего те, что обосновы- вали социально-экономические права. Так, если гражданские и поли- тические права ею стали характеризоваться как способ ограждения и защиты индивида от произвола государства, то социально-экономи- ческие права были определены в качестве средства получения инди- видом помощи от государства. Если целью первых было названо уста- новление равенства возможностей, то вторые нацеливались к уравни- ванию результатов. Если гражданские и политические права связывались с требованиями условий свободной самореализации лич-
* Подробнее см.: Степии B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 622.
Введение Научные кар! ни ы нрав человека
ности, то социально-экономические права отождествлялись с возмож- ностями обладания индивидом социальными благами, которые могли обеспечить ему существование, отвечающее человеческому достоин- ству в рамках достигнутого обществом уровня материального благосо- стояния.
В итоге стало очевидным, что социально-экономические права по- ставили человека в зависимость от государственной власти, т.е. подо- рвали основу породившей их изначальной идеи — дистанцировать личность от произвольного усмотрения государства. Однако этот не- гативный момент имел свое продолжение в появлении новых положи- тельных качеств прав человека: права расширили свое социальное пространство, заставив государство помогать слабым членам общест- ва, они отказались от противостояния индивида и власти, подтолкнув последних к сотрудничеству и снизив степень конфронтационности их отношений.
Социально-экономические права, кроме того, знаменовали собой еще один важный факт. Они способствовали повышению общего уровня нравственности общества и власти, гуманизации общежития. Ведь самообязывание поставлять нуждающемуся члену социума какой-то объем материальных благ на неэквивалентной основе озна- чает признание ценности каждого человека, желание сохранить каж- дого, осознание задачи сбережения и развития каждой личности.
Социализированную картину прав человека еще более усилили со- лидаристские требования, выдвинутые коллективными правами. Про- возглашенные права солидарности (народов, религиозных, этничес- ких, языковых и других меньшинств), признание групповых прав (женщин, несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, беженцев, безработных и т.п.), проведение политики положительной дискрими- нации, оптимизация способов обеспечения индивидуальных интере- сов посредством заботы об общем благе — все это кардинально изме- нило мыслительное пространство прав человека. Неклассическое зна- ние отказалось от ряда устоявшихся презумпций.
Прежде всего, в неклассической модели произошло существенное расширение каталога прав. Кроме гражданских и политических выде- лилась группа социально-экономических прав, а также права народов, права меньшинств, права социальных групп. Однако дело даже не в количественном увеличении прав, изменилось мировоззрение прав человека, схема их объяснения стала иной. Неклассическое мышление представило картину прав человека не в индивидуалистическом ра- курсе (основная методика классического подхода), а с позиций всеоб- щих задач, заботы о каждом отдельном человеке коллективными уси- лиями, что стало, несомненно, прогрессивным шагом, позволившим
Введение Научные каргины нрав человека 17
мобилизовать дополнительные ресурсы в деле решения проблем пра- вочеловеческой защиты.
Неклассическая схема приняла во внимание возможности коллек- тивных форм защиты индивидуальных интересов. Провозгласив «права человека и народов», она привлекла внимание и заинтересова- ла незападные общества, вписалась в их социокультурные стерео- типы.
Помимо этого она отошла от принципа неукоснительного следова- ния формальному равенству, поскольку проведенный до конца среди людей, разных и неравных фактически, он порождал великую неспра- ведливость. Неклассический вариант прав человека «расслоил» систе- му прав и создал преференциальные наборы прав-привилегий для тех групп населения, которые заведомо не являются сильными, успешны- ми, самостоятельными, активными.
Однако в неклассической картине имеются свои недостатки. Прежде всего, признание социально-экономических и коллективных притязаний в качестве юридических прав спровоцировало поляриза- цию ранее единой системы прав человека, породило внутри нее поле напряжения, создало мнение о существовании «подлинных» и «мни- мых» прав.
Кроме того, появляется опасность выдвижения на первый план коллективных прав, а приоритет и ставка на них чреваты поглощени- ем индивидуальности. Механизм обеспечения индивидуальных инте- ресов посредством блага для всех провоцирует типизацию личност- ных начал, снижает степень различий, уменьшает разнообразие, свер- тывает творческие инициативы. Все это негативно сказывается и на потенциале развития общества в целом, его динамике. Таким образом, неклассический подход еще более усложняет проблему нахождения гармонии и баланса индивидуального и коллективного, повышается в силу этого уровень напряженности общей системы прав.
Существует еще один отрицательный момент. Чрезмерная забота государства о благополучии своих граждан через расширение количе- ства и объема социально-экономических прав может иметь результат, прямо противоположный тому, к которому стремится идея прав чело- века, — растет патернализм, иждивенчество, эскалация требований к государству, которое объективно не в состоянии выдержать этот прес- синг. В итоге на общественной арене появляются перенапряженное государство и индивид, материально и лично закрепощенный, зависи- мый, т.е. тот тип общественной организации, против которого изна- чально и восстали права человека.
Постнеклассическая картина отражает не столько развитие в ре- альности института прав человека, сколько изменение общественного
18 Введение. Научные картины нрав человека
и научного сознания их восприятия. «Пост» в данном контексте озна- чает не продолжение имеющихся наработок по правам человека, пусть даже на новом теоретическом уровне и в рамках новых проблем, а как бы «снятие» достигнутых положительных результатов и их включе- ние в иную интеллектуальную программу. В этой программе прежние наработки в общем не отрицаются, они получают лишь новую интер- претацию и более локальное место. Методологический подход при этом мыслится в технологии синтеза разнопредметных знаний о пра- вах, в создании новых «конфигураций» из знаниевых комплексов, традиционно относящихся к различным дисциплинам. Все это вызы- вает к жизни «атмосферу интеллектуальной гибкости и «перекрестно- го опыления», отразившуюся в практике открытого «разговора» между различными взглядами, различными словарями, различными культурными парадигмами»1.
Постнеклассическая картина прав человека развертывается на базе убеждения в том, что они являются сложно организованной сис- темой связей, в которой происходит непрерывное появление все новых аспектов. Поэтому на передний план выдвигаются комплекс- ный взгляд и междисциплинарные проблемно-ориентированные формы исследования,2 благодаря которым стираются жесткие разгра- ничительные линии в предметно-содержательном представлении прав человека. Отраслевая изолированность отдельных проявлений и сто- рон прав человека заменяется интеграцией, фрагменты, традиционно относящиеся к разным общественным наукам, синтезируются в це- лостное видение, и феномен прав превращается в комплексное гума- нистическое явление. Это проявляется в следующем.
Во-первых, Постнеклассическая теория расширяет поле возможных смыслов прав человека: они представляются как многоаспектная и комплексная сущность. Если классическая традиция характеризовала права человека преимущественно в политико-юридическом ключе, то постмодерн задает им и другие значения: дифференцирует и объеди- няет философско-гуманистическое, этико-нравственное, политическое, экономическое, юридическое, конкретно-историческое, воспитательно- дидактическое, социокультурное содержание прав, трактует их как ор- ганический элемент процесса глобализации и становления единого человечества, включает в качестве составляющей коэволюционпого развития, соотносит с проблемами информационного, ноосферного общества, становления креативной цивилизации.
* Тарное Р. История западного мышления / Пер. с англ. М., 1995. С. 342.
Введение. Научные картины прав человека 19
Сущностно единый при этом феномен прав человека усваивается в разных формах: в форме всеобщих прав (права как универсальные свойства человека, принадлежащие каждому представителю челове- ческого рода); в цивилизационных модификациях (права в отражении социокультурной специфики тех народов и регионов, где признан и принят этот институт); в форме национально-государственных систем прав (права с учетом юридических установлений страны действия прав).
Смысловое разнообразие прав человека проявляется и в их родо- видовом разделении. Система прав человека дифференцирована по сферам (гражданские, политические, экономинеские, социальные, культурные права), по генезису (правовые и законные), по поколени- ям (первое, второе, третье и в стадии определения четвертое поколе- ния прав), по субъектам-носителям (индивидуальные и коллективные права), по способам реализации (позитивные и негативные), по фор- мам закрепления (естественные и позитивные), по связи с государст- вом (права человека и права гражданина), и т.п.
Во-вторых, Постнеклассическая картина привержена методике синтеза, обобщения, интеграции в освоении прав человека, постро- ению объяснительных схем под углом зрения единства противоречи- вых компонентов, их самоорганизации. Она находит, объединитель- ные точки для соединения противоположных начал — свободы и равенства, индивидуализма и солидарности, прав и обязанностей, гражданина и власти, естественноправовых принципов и формальной юридичности, человека и социоприродного комплекса. В постнеклас- сической рациональности наличествует выделенная персональность, но вместе с сохранением форм коллективности. Свободный индиви- дуализм и обособленность человека в классике, культивация социаль- ности и растворенность личности в коллективе при неклассическом подходе заменяются характеристикой состояния влитости индивида в социуме. Отчуждение и патернализм государственно организованного общества замещаются дисциплинированным солидаризмом. Права гармонично сочетаются с обязанностями и ответственностью. Все права увязываются в систему, в которой они признаются неделимыми, равнозначными и равно необходимыми для обеспечения полноты че- ловеческого существования.
Эта картина прав человека демонстрирует кросскультурное взаи- модействие Запада и Востока, консолидацию положительных черт традиционных и современных практик для поддержания и защиты че- ловеческого достоинства. В ней права человека оформляются как многообразие в единстве, презентуются полицентрично и вариативно.
20 Введение. Научные картины нрав человека
В сфере действия прав задействован нестандартный список субъ- ектов. Кроме индивида, государства, народов (этносов), негосударст- венных организаций к списку носителей прав отнесены и надгосудар- ственные объединения, человеческое сообщество в целом, будущие поколения, при этом права всех субъектов гармонично соотнесены между собой. Кроме этого, отношения, охватываемые областью прав человека, разворачиваются не только по линии человек — власть, но и по вектору человек — человек, человек — природа. Пристальное вни- мание имеет и аспект бессубъектности «прав» как требование защиты любой жизни, всех ее форм.
В-третьих, рациональность постмодерна соотносит знания об объ- екте с ценностно-целевыми установками, юридическая и политичес- кая сущность прав человека обосновывается этико-гуманистически. Права понимаются как индивидуальные возможности, имеющие ис- ключительно социальное предназначение и нравственно-этическое со- держание. В них балансируются интересы индивидов, коллективов, государства и мирового сообщества. Права награждаются характерис- тиками гармоничности, умеренности, срединности, консенсуальности. Предполагается, что реализация прав должна иметь форму диалога, ненасилия, отражать стремление к созиданию без разрушения. Права пропитаны толерантностью и взаимопониманием.
Подобный взгляд на то, что есть права человека, в разных контекс- тах, но уже высказывался в литературе. Например, проф. В.Н. Синю- ков писал: «Не может быть и речи об утилитарной автономизации личности от общества, ведущей к правовой «милитаризации» послед- него, наращиванию изощренно технизированных юридических средств для борьбы людей с социальностью, государственностью, друг с другом. Начавшуюся в XVIII в. своеобразную гонку формально- юридической вооруженности человека необходимо приостановить»*.
Это провидческое замечание. В современном мире права челове- ка, вышедшие за пределы Европы, все меньше воспринимаются формально юридически. Чаще права ассоциируются с гуманизмом как его практической стороной, праксеологическим средством гума- низации общественных отношений. Стратегия движения за права человека в этом направлении уже давно была обозначена в России:
«Духовно вглубь и вперед, политически направо, социально налево» (И.А. Ильин)2.
* Симонов В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С.240.
2Ильин ИА. Памяти Новгородцева // Русская мысль. Берлин, 1924. №№ IX—XII. С. 373.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление