Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многоаспектный характер прав человека




СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Права человека сегодня стали одной из ключевых научных проблем,
которые изучаются с самых широких и разнообразных позиций — с
философско-гуманистической точки зрения, в аспекте сущности и яв-
ления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения
экономической и культурной политики, борьбы с экологическими уг-
розами, преступностью и т.д. На права человека возлагают решение
ряда внутренних, международных и глобальных задач. Права обнару-
живают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятель-
ности человека. Мир прав человека стал реальнее, богаче.

Неисчерпаемость прав есть отражение природы их носителя — че-
ловека, в связи с чем им нельзя присвоить однозначного смысла и
теоретически их следует анализировать целостно, комплексно, как ка-
тегорию многогранную и полифункциональную.

Права человека, будучи субстанционально-содержательно едины,
в своих проявлениях полиморфны. Каждая их сторона демонстрирует
те или иные свойства прав, однако взятые в изоляции, вне органичес-
кой связи друг с другом, они не в состоянии представить феномен
прав человека в его истинном объеме. Поэтому при анализе для ком-
пенсации сущностной неполноты каждого из отдельных проявлений
прав необходимо их представление в контексте целого, во взаимосвя-
зи отдельного и общего (холистически).

Прежде всего, права человека подлежат экспликации с социоан-
тропологических
позиций, т.е. в качестве важного условия для обеспе-
чения безопасности и развития индивида как одного из способов со-
хранения необходимых для жизни природных (естественных) и соци-
альных начал личности.

Права защищают людей в их биосоциальной, духовно-космичес-
кой сущности. Поскольку человек может обитать в рамках достаточно
узкого диапазона параметров биологической и социальной среды, то
права устанавливают такие правила поведения в социуме, чтобы за-


22 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции

щитить его, во-первых, как биологическую особь с ее психофизиоло-
гическими потребностями, во-вторых, как социальное существо, оби-
тающее в среде с себе подобными, в-третьих, как духовное бытие с
творчески-созидательными функциями и, в-четвертых, как уникаль-
ную (как пока знает человечество) часть мироздания и универсума.

Фундаментальные потребности человека указывают на ряд его
жизненно важных функций, каждая из которых определяет сферу, в
которой должна быть создана атмосфера необходимой безопасности
для личности. Это — жизнь (витальная безопасность), физическое
здоровье (физическая безопасность), психическое здоровье (психи-
ческая безопасность), генетика человека (генетическая, наследствен-
ная безопасность), репродуктивная способность (репродуктивная без-
опасность, обеспечивающая способность зачатия и плодоношения),
интеллект (интеллектуальная безопасность, обеспечивающая способ-
ность и возможность овладения человеком имеющимися знаниями),
духовность (духовная безопасность)1.

Благодаря правам удовлетворяются разнообразные запросы лич-
ности. Права открывают возможности для гарантированного доступа
к материальным и духовным благам. Они позволяют претендовать ин-
дивиду на некоторую помощь со стороны общества и государства для
поддержания жизни на достойном уровне. Права стимулируют актив-
ность самой личности, помогают ей раскрыть собственный деятель-
ностный потенциал, столь необходимый для удовлетворения личных
потребностей и интересов. Права человека прививают тем самым ка-
чества творчества и ответственности, помогают личности в свободе
собственного развития, усиливают ее жизнестойкость.

Права человека обладают защитным характером, их предназначе-
ние в идеале — оградить людей от воздействия всякого насилия и при-
нуждения. Права человека, располагая арсеналом гарантий (индиви-
дуального, коллективного, государственно-правового, международно-
го уровня), обеспечивают безопасность личности, ее защищенность.

Регулируя общественные отношения на определенных началах, на-
чалах уважения человеческого достоинства, права человека позволяют
предвидеть разрешение той или иной ситуации в строго конкретном
формате и рассчитывать на то, что при помощи механизмов защиты
интересы и потребности человека, провозглашенные в правах, будут
реализованы. В конечном счете все это оказывается необходимым и
для динамичной эволюции самого общества и государства в целом.

* См.: Каламкарян Р.А. Международно-правовое обеспечение безопасности челове-
ка (по материалам «круглого стола») // Государство и право. 2001. № 6. С. 98.


§ 1. Многоаспектный характер прав человека 23

Права человека имеют социальное измерение, это исключительно
обгцественное (а не индивидуалистическое) явление, личностный, персо-
ноцентристский* принцип социальной организации. Права человека по
своему предназначению упорядочивают и координируют общественные
связи, пытаясь совместить свободу и уважение достоинства каждого чле-
на общества с общим благом и стабильностью социальных отношений.

Права человека стали результатом определенного этапа развития
социума, на котором общественным сознанием был достигнут уровень
понимания важности каждого индивида для всех социальных пер-
спектив. Права человека стали также результатом взятия обществом
некоторой социально-экономической планки, позволившей обеспе-
чить (относительным образом) жизненно важные человеческие по-
требности. Таким образом, права человека оказались «позволенными»
обществом индивиду по объективным показателям, а не по волевым
соображениям или прихоти властвующих лиц.

Права человека определяют меру свободы личности в отношениях
с обществом. Нет другого социального института, представляющего
собой столь прямое выражение индивидуальной свободы. «Права че-
ловека обладают всеобщим характером и принадлежат всякой личнос-
ти, не находящейся в состоянии прямой зависимости (рабской, вас-
сальной, крепостной, теперь — в более замаскированной, но не менее
изощренной) от других людей»2, — отмечает проф. Б.С. Эбзеев.

Суть прав — в свободе. Они не связаны какими-либо обязательст-
вами, за исключением общей обязанности не нарушать права других.
При этом в правах человека как социальном институте достигнут тот
компромисс и согласие, что позволяют соединять элементы индивиду-
альной воли с коллективными началами. Права человека изначально
консенсуальны, в них достигнута гармония личной свободы и общих
интересов, необходимых как для общества в целом, так и для отдель-
ной личности. Подобная характеристика прав человека объясняет, по-
чему они ведут к персонализации общества, а не к его атомизации,
снимают обвинения в чрезмерном индивидуализме, которым якобы
страдает институт прав человека. Права человека — индивид y.i'.n юти-
ческая система, но не в смысле безусловного во всех ситуациях при-
оритета частных притязаний, а в том, что они не позволяют использо-

) См.: Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против
личности. М., 1994. С. 9-15.

2 Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани-
на — обязанность государства. Вступительная статья // Комментарий к постановлени-
ям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. Т. 2.
М„ 2000. С. 9.


24 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции

вать отдельного, человека как средство для удовлетворения каких бы
то ни было общих или групповых интересов.

Права человека выполняют ряд важных функций в обществе и
среди них — функцию критической оценки существующего положе-
ния вещей, корректировки фактического статуса личности, выявле-
ния «узких» мест в политике, экономике, праве, культуре. С их
помощью удается вытеснять из действительности устаревшие фраг-
менты материальной и интеллектуальной культуры, внедрять новые
и оптимальные формы социальных связей. Таким образом, права
человека обладают инструментальной ценностью и индексируют
степень уважения обществом каждого своего представителя, демон-
стрируя тем самым уровень цивилизованности общественной струк-
туры в целом.

Права человека основаны на принципе «личность в государстве»,
это политический феномен. Являясь элементом политической жизни,
они, с одной стороны, стали средством противостояния произволу
представителей государственной власти и сохраняют свой потенциал
в качестве механизма контроля за администрацией, ограничивают все-
властие государства, чтобы не дать последнему перерасти в тоталита-
ризм. С другой стороны, они преодолевают отчуждение власти от на-
рода, широко привлекая население к формированию и участию в Дея-
тельности государства и других политических структур. С рождением
прав завершилась эпоха абсолютизма власти.

Права человека существуют объективно и независимо от призна-
ния или игнорирования их государством. Идея правочеловеческой
защиты исходит из презумпции обладания каждым лицом вне поли-
тической общности и государства совокупностью прав, коими оно на-
делено самим фактом своего бытия. В этом смысле права человека
наднациональны и экстерриториальны. С этим обстоятельством свя-
зано и мировое движение за права человека.

Права человека очерчивают границы деятельности государства,
определяют направленность государственной политики. Власть исто-
рически всегда была силой, мало считающейся со своими гражданами.
Официальное же признание прав стало инструментом, ограничиваю-
щим государственный произвол, подчиняющим своеволие представи-
телей власти интересам человека и народа. Права устанавливают
четкие правила, на которых строятся взаимоотношения личности и
государства, развиваются принципы автономии или сотрудничества, а
равно ответственности друг перед другом.

В основе осуществления прав человека лежит идея конституцио-
нализма, которая означает, что власть действует на основании закона
и в рамках закона. Правовое, социальное и демократическое государ-


 

§ 1. Многоаспектный характер нрав человека


 


ство, воплощающее эту идею, возникает для достижения целей уваже-
ния достоинства и защиты прав каждого члена общества.

Права человека есть юридическое понятие. Как совокупность право-
вых норм, они выражают возможности личности иметь, пользоваться и
приобретать материальные, социальные и духовные блага для удовлетво-
рения своих разнообразных интересов и потребностей. Поскольку инди-
вид существует в ситуации конфликтов, сталкивающихся интересов, за-
трудняющих либо создающих условия невозможности пользоваться пра-
вами, то требуются гарантии и помощь ему в реализации прав или
восстановлении нарушенных прав. Такой гарантией выступает закон, ко-
торый предусматривает для всех, невзирая на лица, одинаковые правила.
Тем самым достигается равенство людей в сфере прав, их равноправие.

Права человека базируются на жесткой шкале закона. Получая за-
крепление в правовых нормах, которые четко прописывают возмож-
ные варианты поведения, права человека становятся правилом, фор-
мально определенным, обязательным для всех, гарантированным со-
ответствующими механизмами обеспечения и процедурами защиты.
В законах четко отделяется желаемое в сфере прав от фактически воз-
можного, объективно реализуемого для конкретно-исторического мо-
мента. Поэтому в законотворческом плане перед правами человека
стоит сложная задача: с одной стороны, они должны отражать и под-
держивать гуманистические долгосрочные перспективы, а с другой —
во имя эффективности не могут существенно отрываться от нацио-
нальных, политических, экономических и других реалий.

Поскольку права человека фиксируют первоосновы бытия челове-
ка и опосредуют их во взаимоотношениях с государственностью, то
они позитивируются в законах самого высшего уровня — конституци-
онных, которые фокусируют вокруг себя все другие нормы публично-
го и частного права.

Права человека, будучи правовой формой отражения интересов
всех людей мира, насущных потребностей каждого представителя че-
ловечества, помимо национального признания провозглашены и на
международном уровне. Как универсальные и региональные стандар-
ты, они закреплены в многочисленных международных документах и
требуют единого, повсюду одинакового обращения с человеком, под-
держки его достоинства.

Благодаря правам человека правовая система, признавшая и защи-
щающая их, сама подвергается трансформации. Право очеловечивает-
ся, гуманизируется и демократизируется, поворачивается лицом к че-
ловеку, представляет не только власть, но и индивида.

Права человека — это один из способов поддержания человеческо-
го достоинства, осуществляемый в русле требований гуманистических


26 Глава 1 Права человека как целостное явление- структура и функции

взглядов. Права человека — это философская категория, предлагаю-
щая гуманистическую картину человеческого общежития. Гума-
низм — фундаментальная теория и мировоззрение прав человека,
принципами которого являются свобода, равноправие, солидарность,
справедливость. Кроме того, гуманистическая задача сохранения и под-
держания устойчивости в развитии человечества экологизирует права
человека, заставляет считаться и соизмерять их с «правами» биоты, дру-
гих живых существ, ориентирует на эволюцию в направлении экогума-
низма. Императивы информационного общества, опережающее развитие
интеллектуальных процессов по сравнению с материальными ставят
акценты на защите духовно-творческого, интеллектуально-информа-
ционного бытия индивида, закладывают видение будущего прав чело-
века как стратегии становления ноосферного человека.

Права человека — гуманистическое и глубоко нравственное явле-
ние.
Они языком права выражают и проводят в жизнь нравственные
императивы добра и справедливости. Как этическая конструкция
права человека, с одной стороны, устанавливают моральный стандарт
внешнего поведения, т.е. требуют отношения каждого к другим людям
с позиций добра, терпимости, долга, ответственности и т.д., с другой —
внутренне ориентируют самоопределение и саморазвитие личности,
воспитывают черты нравственности, духовности и гражданственности
(«Каким надо быть, чтобы быть человеком?» — И. Кант). Поэтому
права человека рассчитаны на правокультурное общество, они обуча-
ют пользоваться правами на началах взаимности, уважения и призна-
ния прав и интересов других людей и всех вместе.

Благодаря высокогражданским формулам прав человека ценности
демократического общения — господство права, эффективность зако-
на, свобода, обязанность, ответственность, плюрализм и уважение чу-
жого мнения, взаимопомощь и т.д. — перестают быть абстракцией, ло-
зунгом или простым пожеланием. Таким образом, права человека уг-
лубляют нравственно-этические начала права как системы
социальной регуляции и государства как системы власти.

Права человека называют сегодня «современной гражданской ре-
лигией»', желая подчеркнуть веру и надежду людей при помощи этой
земной, лишенной святости идеи решать свои многочисленные и по-
стоянно возникающие практические проблемы.

Права человека имеют социально-экономическое содержание.
Во-первых, сам факт их появления в жизни Западной Европы был

1 Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической
философии нрава и государства / Пер. с нем. М., 1994. С. 248.


§ 1. Многоаспектным харакгер нрав человека 27

спровоцирован обособлением частной собственности от власти-собст-
венности. Права человека защищают самостоятельность и успехи
хозяйствующего субъекта, его независимость от властных агентов.
Во-вторых, социально-экономические права заставили государство
вплотную заняться проблемами нищеты и голода, помощи безработ-
ным, женщинам-матерям, детям, пенсионерам, беженцам, всем обездо-
ленным. Иными словами, первоначально индивидуалистическая на-
правленность прав человека со временем приобрела социалистичес-
кие тенденции и заставила сотрудничать государство и личность в
решении насущных проблем материального благополучия человека.

Права человека — это социально-психологическое явление, т.е. осо-
бый мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, отража-
ющих место человека в обществе и природе, его возможности, потреб-
ности, а также обязанности и ответственность. Как форма сознания,
точнее, нравственное политико-правовое сознание, права человека есть
совокупность идей и чувств, несущих в реальность социального бытия
человекоуважение. В этом сознании переплетены моральные воззре-
ния о добре и справедливости с политическими взглядами о свободе и
равенстве людей, а также с правовыми способами их обеспечения.

Отражение прав человека в индивидуальном и общественном со-
знании обеспечивает возможность накапливать обобщенные знания о
связях, проявлениях, закономерностях объективного мира и человека
в нем, ставить цели и разрабатывать предваряющие деятельность
планы, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональ-
ные и предметно-практические отношения, определять ценностные
ориентиры бытия и творчески преобразовывать условия существова-
ния. Благодаря рациональным (идеологическим) и эмоциональным
(психологическим) компонентам сознания происходит накопление
определенных представлений о правах человека, формируются соот-
ветствующие мотивы поведения и возникает волевая готовность субъ-
екта действовать в направлении реализации и защиты прав человека.

Порождая мир идеальных образов, мир особых идеальных объек-
тов, права человека, отраженные сознанием, дают возможность отры-
ваться от материальных основ бытия, возвышаться над ними, творить
себя и мир вокруг себя, откликаясь на гуманистические соображения.

Становление информационного общества требует осмысления
прав человека и как педагогического, воспитательного явления. Гума-
нитарная культура и образование, связанные с формированием граж-
данственной личности, умеющей пользоваться и защищать свои
права, накапливают дидактические материалы для этого.

Принцип прав человека «разрешено все, кроме прямо запрещенно-
го» рассчитан на правокультурное общество и индивида, обученного


28 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции

пользоваться своими правами аккуратно, ответственно, на началах
взаимности, признавая права других и не причиняя ущерба обществу,
В основе прав человека лежит особая воспитательная схема — чтобы
спрашивать, сначала нужно разрешить. Поэтому права человека в каче-
стве воспитательного инструмента формируют особый стиль мышле-
ния и поведения, развивают гражданственность личности, помогают
ей осознать свои права как почетный и общественный долг.

Обучение правам человека является средством становления куль-
туры прав человека как на социальном, так и индивидуальном уров-
нях. О правокультурной личности можно судить, качественно оцени-
вая такие показатели: уровень информированности индивида о своих
правах (кто не знает своих прав, тот их и не имеет), усвоение знаний о
правах, убежденность в необходимости соблюдать права всех субъек-
тов, правомерное поведение, степень социально-правовой и полити-
ческой активности индивида по реализации и защите прав. Формула
культуры прав человека звучит так: знаю, принимаю, следую, от-
стаиваю.

Для России в этом контексте особенно актуальным является фор-
мирование привычки законы выполнять. На этом фоне имеет вообще
смысл движение к уважению человека, его достоинства и прав.

Права человека — это конкретно-исторический феномен. Они воз-
никли эволюционно и естественным путем у западных народов и
стали лозунгом революционных преобразований в Европе конца
XVIII в. Они дали толчок прогрессу и обеспечили зримые достижения
западной цивилизации. Благодаря указанию в декларациях, сйздан-
ных в Америке и в Европе, некоторой совокупности прав (а не только
обязанностей), без которых не могла состояться личная, имуществен-
ная и гражданская самостоятельность индивида, т.е. не мог появиться
тип личности, адекватный идущим процессам модернизации, были
высвобождены творческие склонности человеческой натуры. В других
регионах мира — на Востоке и Юге — права человека появились в ре-
зультате их прямого заимствования государствами, вставшими на
путь модернизации. Права человека — обязательный элемент об-
ществ, осуществляющих переход от традиционных культур к совре-
менным, от системоцентристской социальной организации к персоно-
центристской.

Всеобщее признание прав — это объективная тенденция, сопро-
вождающая самоопределение личности, которое необходимо для ста-
новления постиндустриального человечества и глобализации мира.
Права человека, выражая заботу об отдельном индивиде, естественно,
не безразличны к судьбе человечества в целом. Профессор Ф.М. Ру-
динский вообще определяет права человека как «способ защиты чело-


§ 1. Многоаспектный характер нрав человека 29

вечества от многочисленных угроз его существованию»'. Права чело-
века напрямую подключены к решению главной глобальной пробле-
мы — преодолению антропологического кризиса и сохранению чело-
веческой личности в условиях растущих и всесторонних процессов
отчуждения.

Права человека являются специфической глобальной проблемой,
собирающей и интегрирующей иные глобальные проблемы, такие как
защита мира и предотвращение войны, борьба с терроризмом и воен-
ными конфликтами, предотвращение демографического, экологичес-
кого, энергетического, продовольственного, духовного кризисов, со-
хранение будущего планеты и т.д. В одних случаях эти проблемы при-
нимают форму движения за права человека, в других — права
человека становятся их целью или объектом воздействия.

Права человека — универсальная идея, способная объединить мир,
консолидировать общие усилия, интегрировать международное сооб-
щество. Признание всеобщих прав — одно из важных направлений
становления человечества как единого субъекта.

В правах человека можно обнаружить много иных «смысловых
полей». Здесь перечислены в основном те, которые уже стали предме-
том научного внимания. Но даже представленная характеристика гра-
ней правочеловеческой защиты позволяет обнаружить достаточно об-
ширную социальную нишу прав, указать на роль и пределы возмож-
ностей прав в решении разнообразных задач, стоящих перед
обществом, обозначить их основные социальные функции. Все это
ставит вопрос о необходимости дать общее определение прав человека
как многогранному явлению, памятуя о том, что мнения о главной
«точке» силы прав человека различаются, а их многоаспектный харак-
тер и сферы распространения предполагают существование ряда рабо-
чих определений.

Сегодня очевидны два основных подхода, определившихся по от-
ношению к формулированию общего понятия прав человека: подход,
следующий из личностных начал, и подход, исходящий из прав как
общественных задач.

Первый, в свою очередь, дифференцируется по двум направле-
ниям: 1) акцентирующий антропологический срез в правах (подчерки-
вающий свойства человеческого в человеке) и 2) выделяющий дея-
тельностный момент в индивиде. Кроме них имеются и смешанные
(гибридные) дефиниции, в которых отражен факт генетической

) Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире (марксистская оценка) //
Право и жизнь. 2000. № 25. С. 4.


30 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции

неоднородности прав. Ведь часть прав действительно производны от
поведенческих возможностей лица, но есть и такие, которые не требу-
ют от их обладателей каких-либо действий (например, право на
жизнь, неприкосновенность личности, свобода мысли), они выражают
лишь возможности пребывания в определенном состоянии. Кроме
того, есть права, подразумевающие, что личность может самостоятель-
но их реализовать, некоторые же предполагают помощь со стороны
общества и государства (например, группа социальных прав).

Антропологический подход к правам человека чаще всего звучит
на международной арене. В ряде международных документов указы-
вается: «Права человека — это то, что делает нас людьми, это права
индивида, без которых он не может существовать как член общества».
Генеральный секретарь ООН К. Аннан в одном из своих выступлений
характеризовал их так: «Это часть нас самих, и мы являемся частью
этих прав»'.

«Деятельностные» определения прав человека даны, например, в
работе немецкого ученого О. Хеффе, в которой он называет права че-
ловека «справедливыми притязаниями людей по отношению друг к
другу, а затем — и по отношению к государству»2. В отечественной
литературе в этом же ключе проф. Ф.М. Рудинский определяет права
человека как «неотъемлемые свойства и возможности развития, выте-
кающие из социальных условий природы личности и определяющие
меру свободы человека»3. В.А. Четвернин правами человека называет
«минимальную, неотъемлемую меру свободы»4.

Права человека как требования определенного уровня положения
личности в обществе и государстве, т.е. как общественные задачи,
имеют место также в ряде работ. Так, А. Г. Бережнов полагает, что
права человека — это «определенный минимум общесоциальных
(в рамках отдельного общества), общечеловеческих и общедемократи-
ческих требований к правовому и социальному положению каждой
личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в
любом обществе, вне зависимости от особенностей его социально-пра-
вовой системы»5. Основные права определяются А.Б. Венгеровым как

' Информационные материалы ООН в Российской Федерации. Пятидесятая го-
довщина Всеобщей декларации прав человека. 1998.

2 Хеффе О. Указ. соч. С. 254, 295.,

3 Рудинский Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина // Совет-
ское государство и право. 1991. № 9. С. 3.

4 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в тео-
рию. М., 1993. С. 28.

5 Бережное А.Г. Политика и права человека // Политология. Курс лекций / Под
ред. М.Н. Марченко. М., 1993. С. 173.


 

§ 2. Системность прав человека


 


«объективные условия, возможности жизнедеятельности человека»*.
О.Э. Лейст считает, что.это — «гарантированные возможности пользо-
ваться каким-либо благом»2.

Определения прав человека под разным углом зрения, с позиций
индивидуальных притязаний или общественных задач аргументиро-
ваны в работах Е.А. Лукашевой. Они объясняются и как «гарантиро-
ванная законом и обеспеченная судебной защитой способность реали-
зовать свои притязания в различных сферах жизнедеятельности...»3, и
как «притязания на определенный объем материальных и духовных
благ»4, и как «система жизнеобеспечения личности, без которой не-
возможно ее нормальное развитие»5.

Представляется, что последняя позиция наиболее адекватно отра-
жает существующее положение вещей. Права человека имеют разное
содержание и разные формы претворения в жизнь, поэтому общее оп-
ределение должно подчеркивать и индивидуальное, и общественное
начала их сущностно-содержательной природы в единстве. В этой
связи можно предложить такой вариант дефиниции: права человека —
это возможности личности удовлетворять и развивать свои потреб-
ности и интересы, гарантируемые и стимулируемые со стороны обще-
ства и государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.