Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизм — мировоззренческая основа прав человека 1 страница




ЦЕННОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Современное видение прав человека связано с их представлением в
качестве важной составляющей гманистического мировоззрения. Как
характерный набор социальных (прежде всего, политических и право-
вых) методов, привязанных к специфическим понятиям человеческо-
го достоинства, права человека презентуют праксеологический срез
гуманизма. Права человека «переводят» в русло практической дея-
тельности и обыденного сознания высокие и абстрактные идеалы че-
ловекоуважения. В этом смысле права человека и гуманизм находятся
в соотношении объекта и обеспечивающей его методологии, гуманизм
при этом выполняет функцию мировоззренческой компоненты*.

Гуманистическая методология.прав человека организует теорети-
ческие построения знаний о человеке и его правах, обеспечивает их
рациональное конструирование на базе уважения ценности каждой
личности и всесторонней культивации человеческого достоинства,
обозначает основания для их переосмысления в аспекте современной
социокультурной проблематики.

Гуманизм постулирует высшую и самодостаточную значимость че-
ловека, провозглашает античеловечным все, что способствует его от-
чуждению и самоотчуждению, противостоит негативным, разруши-
тельным для личности идеям.

Он обосновывает уважительное отношение к каждому индивиду,
противодействует утилитарному отношению к человеку как инстру-
менту достижения любых, пусть и достаточно значимых социальных
целей. Гуманистические идеалы — важный ориентир в экстремальных
ситуациях, когда рушатся привычные связи, они возвращают челове-

1 Профессор Д.А. Ксримов определяет методологию как «явление интегральное,
объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоре-
тические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частпонауч-
ныс методы». См. КеримовДА. Методология права (предмет, функции, проблемы фи-
лософии нрава). М., 2001. С. 46.


§ 1. Гуманизм — мировоззренческая основа нрав человека 61

ческий ум в мир простых и проверенных истин, помогают личности
самоопределиться и противостоять социальным катаклизмам.

Современный гуманизм не обожествляет человека, не ставит в
центр Вселенной, прекрасно различает его двойственный образ —
альтруистический и эгоистический, знает, что человек одновременно
добр и миролюбив, агрессивен и конфликтен. Гуманизм, представляя
весь клубок противоречий духа и материи, души и тела, культуры и
природы, пытается помочь человеку, но не жалеющей сострадатель-
ностью, а человечностью исходного доверия. Его главная задача — со-
хранить человека, а это означает необходимость развивать личность и
обустроить социальный, политический, экономический, экологичес-
кий, этический, правовой и т.п. мир вокруг нее, используя для этого
разные средства, в том числе и возможности прав человека.

Антропологический аспект прав человека. Гуманистическая ме-1
тодология обращается прежде всего к антропологическому срезу прав
человека. Сущность и образ носителя прав объясняет, почему послед-
нему нужны эти права. Антропологический подход для понимания
прав человека имеет важное значение, во-первых, потому, что он пред-
ставляет человека как многомерную сущность, во-вторых, он показы-
вает источник и обусловленность его прав потребностями индивида, а
также объективными формами жизнедеятельности человеческого со-
общества, и в-третьих, он обосновывает применение субъектоцентриз-
ма как метода научного познания прав человека.

Антропологическая философия утверждает, что человек не имеет
простого, одномерного бытия, его нельзя как природу описать в тер-
минах свойств вещей физического мира. В философском человекове-
дении он определяется как троичное единство тела, души и духа, как
биосоциодуховная сущность. Антропологический подход «анатомиру-
ет» человека, указывая, что структурно он «образуется» неживой ма-
терией, живой природой и нетленным духом, но при этом пытается
выразить его целостно, как единство рациональной души и органичес-
кого тела, занимающее определенное пространство микрокосма. Трие-
диная сущность человека воплощается его социальной составляющей,
природной (биологической и небиологической) и деятельностной (в
том числе творческой, культурной).

«Человек представляет собой, — пишет B.C. Егоров, — елепок с
природы и ее основных проявлений, а поэтому и есть миропроявле-
ние. Поэтому уничтожение человеческой популяции означало бы при-
родную, вселенскую катастрофу»*. Отказ от идеи человека, идеи гума-

Егоров B.C. Рационализм и синсргизм. М., 1996. С. 283.


62 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека

низма влечет за собой обвал известного человечеству мироздания,
всех опирающихся на него общечеловеческих ценностей. Права чело-
века выступают тем аспектом гуманизма, что встали на пути, преграж-
дающем подобную мутацию сознания и деятельности, они оберегают
каждого отдельного человека и таким путем оберегают все человечест-
во в целом.

Права человека защищают индивида с точки зрения его физичес-
кого бытия. Человек есть существо биофизическое, натуральное, есте-
ственно-телесное, он имеет общее с биосферой природное начало, поэ-
тому его первичные материальные (биофизические) потребности яв-
ляются необходимым минимумом и условием витальности. Эта
сторона жизни человека требует повседневной заботы. Она и получи-
ла соответствующее отражение в каталоге прав, например, в праве на
жизнь, личную неприкосновенность, праве на достойный уровень
жизни, праве на защиту от голода и нужды, праве социально обездо-
ленных на помощь, праве на охрану здоровья и т.д.

Права человека защищают индивида социально. Человек как су-
щество общественное приобщен к социальным связям и конвенциям,
поэтому он вынужден подчиняться общим нормам и гражданскому
порядку. В таком качестве он становится личностью и гражданином, а
следовательно, является условием устойчивости общественного орга-
низма. Диалектика общего и отдельного в природе человека находит
свое выражение, с одной стороны, в наделении его гражданскими, по-
литическими и социальными правами, а с другой стороны, учитывая
индивидуальность и притязания на сферу неприкосновенного бытия,
в которой каждый был бы огражден от социального диктата, признает
право на частную жизнь, свободу мысли, совести, привязанностей, об-
раза жизни и т.д.

Права человека стоят на страже духовной ипостаси личности. Как
духовная сущность, человек есть творец, созидающий себя и преобра-
зующий мир (универсум) вокруг себя. Духовное творчество — отли-
чительная черта «самости» человека, выделяющая его из природного
мира и индивидуализирующая его в мире социальном. Духовность
выражается в обретении личностью некой дополнительной силы для
постижения смысла жизни, истоков и границ сущего. Творчество тре-
бует от творца высокой самодисциплины и постоянной жертвенности.
В творчестве индивид самоосуществляется как личность, противо-
стоящая повседневности. Право на культурную самобытность, на сво-
боду мысли, совести, вероисповедания, право на творчество, свобод-
ный выбор нравственных, эстетических, иных ценностей, право на
производство, тиражирование и распространение культурных и дру-


§ 1. Гуманизм — мировоззренческая основа нрав человека 63

гих ценностей и благ и т.п. опредмечивают духовную сторону сущест-
вования человека.

Современный антропологический подход в оценке человека выхо-
дит далеко за рамки его земного бытия и ориентирует на учет его
космологических связей. Человек сегодня рассматривается как кос-
мопланетарное существо, как активный агент ноосферного развития.
Уникальность феномена человека проявляется в его встроенности в
универсальную организованность жизни Космоса в целом. Человек,
считал В.Н. Вернадский, благодаря наличию у него разума, сущест-
венно расширяет «растекание жизни», ее «всюдность» и вселен-
скость*. В ноосфере как области разума человек представлен в нравст-
венном единстве с Человечеством и Вселенной. Поэтому переход к
ноосферному существованию, т.е. переход от эпохи стихийного разви-
тия как чисто природной, биологической организации к творческому,
созидательному бытию, связан со становлением единого Разумного
человечества. Измерение человека как субъекта эволюции Земли и
Космоса, как источника сохранения или уничтожения Жизни и Все-
ленной существенно раздвигает границы задач сбережения и развития
личности, воспитания информационного и духовно-нравственного
индивида, закладывает в содержание прав человека универсалистские,
а не только политические или юридические, перспективы.

Таким образом, многомерное бытие человека (природное, соци-
альное, духовное) имеет разнообразные потребности, т.е. нуждается в
предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию его
вариативной жизнедеятельности. Удовлетворить потребность — зна-
чит сохранить порождающую ее сторону личности, не удовлетво-
рить — значит разрушить ее.

Потребности как нужда человека в чем-то должны носить с точки
зрения общества рациональный характер, а их удовлетворение — спо-
собствовать всестороннему развитию личности, его физической, соци-
альной, духовной сфер, при этом не наносить вреда другим людям,
обществу, среде обитания. Потребности определяют мотивацию и
притязания индивида, однако далеко не все из них объективно необ-
ходимы и могут быть удовлетворены на том или ином этапе развития
общества.

Выявление обоснованных, реально исполнимых и жизненно зна-
чимых потребностей чрезвычайно важно для теории прав человека,
поскольку они лежат у истоков объяснения, откуда «берутся» права
индивидов, т.е. причин их происхождения. Содержание и направлен-

1 См.: Автотрофность человечества // Владимир Вернадский. М., 1993.


64 Глава 2 Ценное! цо-гумаиистичсская меч одология прав человека

ность потребностей объясняют, почему из их огромного массива выде-
лены лишь некоторые, удовлетворение которых гарантируется при
помощи прав. Как совершенно справедливо отмечал проф. Л.Д. Вое-
водин: «Права и свободы личности важны не сами по себе, а в той
мере, в какой они служат удовлетворению реально существующих по-
требностей людей, их коренных интересов»'.

Потребности человека можно распределить по ступеням развития
(А. Маслоу). Первая ступень — физиологические потребности, это
низшие, управляемые органами тела (дыхательная, пищевая, сексу-
альная, потребность в самозащите и т.д.); вторая ступень — потреб-
ность в надежности (материальной, здоровья, обеспеченности в ста-
рости и т.д.); третья ступень — разнообразные социальные потребнос-
ти, которые воспринимаются индивидуумами как субъективно
достаточные; четвертая ступень — это потребности в уважении, осо-
знании собственного достоинства, престиже, социальном успехе;

пятая ступень объединяет потребности в самореализации и самоакту-
ализации2. На последней ступени возникает духовность как устрем-
ленность к ценностям, человек отождествляет себя с миром трансцен-
дентным, его сознание устремляется к познанию Абсолюта, единства
Универсума, он пытается решить проблемы собственного бытия.

Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются
сравнительно неинтересными. Нехватка благ, блокада базовых и фи-
зиологических потребностей в еде, отдыхе, тепле, безопасности и т.д.
приводит к тому, что они могут стать для человека ведущими (когда
не хватает хлеба, человек может жить и хлебом единым). Но если пер-
вичные надобности удовлетворены, то у человека проявляются выс-
шие потребности — к развитию, к пониманию своего бытия, к поиску
смысла жизни и т.д. В этом случае происходит самоактуализация лич-
ности, формирование новых для нее социальных качеств.

Если человек достиг уровня самоактуализации, т.е. автономности,
относительной независимости от социальной среды, самостоятельнос-
ти суждений, принятия реальности, уважения других людей, различе-
ния целей и средств, зла и добра, понимания своих возможностей,
творческого отношения к профессии, личной жизни и т.д., то у него
высшие потребности начинают доминировать над низшими (не хле-
бом единым жив человек). Самоактуализация — высший показатель

1 Воеводин ЛД. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.,
1997. С.133.

2 О стадиях развития духовного мира см: Книгип А.Н. Проблемы сознания Томск,
1992 С. 11-12.


§ 1. Гуманизм — мировоззренческая основа прав человека

возможностей человеческого духа и форма проявления духовной при-
роды человека.

Права человека должны выступать носителями всех актуальных
потребностей индивида, «прокладывать дорогу» их осуществлению.
В противном случае развитие личности будет стопориться.

Антропологический подход к правам человека использует субъек-
тоцентристский метод познания. Его суть — в картине представления
деятельного субъекта, творящего себя и мир вокруг себя. Противопо-
ложный ему принцип — обьектоцентристский — иначе представляет
индивида как бенефициария, как объекта воздействия извне, в роли
зависимой переменной от усилий системы (общества). В объектоцент-
ристской картине мира признание правосубъектности человека и «вы-
деление» ему набора прав является результатом заботы не о человеке
как таковом, а о сохранении целостности и выживания в первую оче-
редь системы (общества) в целом. Задача личности при этом сводится
к превращению в исполнителя социального единства. Цель, постав-
ленная объектоцентризмом перед личностью, — «познай себя» — тре-
бует «вписываемости» индивида в социальную систему, нивелировки
отдельного и защиты системы от нестереотипных устремлений ее чле-
нов. Субьектоцентризм же видит в человеке деятельностного, творя-
щего субъекта. «Сотвори себя сам» — основной призыв этого миро-
восприятия. Поэтому субъектоцентризм считает права человека
производными от свободы личности, ее духовности и творческого по-
тенциала. Субъектоцентристский взгляд позволяет увидеть права
человека «изнутри» индивида, в континууме (бесконечности) его
самого.

Субъектоцентризм отвергает интерпретирование индивида как
объекта воздействия и манипулирования. Он означивает его в качест-
ве активного творца системы общественных отношений и самого себя,
предполагает, что человек как создатель бесконечно развивает себя и
свои права, наделяет их конкретным содержанием, толкует и прово-
дит в жизнь, он может их осуществить, изменить или проигнори-
ровать.

Утверждая приоритет индивида перед системой, субъектоцент-
ристский ракурс отнюдь не абсолютизирует его. Напротив, он настаи-
вает на относительном характере такого приоритета, поскольку хорошо
знает человека, который, будучи наделен более или менее самостоя-
тельной волей, может стремиться ко злу так же, как и добру. Субъек-
тоцентризм требует создания объективного порядка, противостоящего
злой воле отдельного человека и связывающего ее, он одобряет обще-
ственные формы, в которых отдельный человек подчиняется опреде-
ленному и одинаковому для всех порядку и дисциплине. В правах


 

Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека


 


человека должен быть выражен такой паритет, который предотвращал
бы растворение личности в коллективе, но одновременно предупреж-
дал ее социальное отчуждение.

Индивидуалистические и коллективистские начала в правах че-
ловека.
Гуманистическая методология предлагает важные ориентиры
для разрешения проблемы, которая разделила общественное сознание
на сторонников и противников прав человека — проблемы индивидуа-
лизма в правах. Современный гуманизм наделяет права гармонией
частного и общественного, личного и коллективного. Рассматривае-
мые прежде как взаимоисключающие начала, сегодня с синергийных
позиций они постулируются как взаимодополняющие характеристи-
ки единого феномена прав человека, в котором имеет место «маятни-
ковый перенос акцентов в ту и другую сторону»'.

По этому поводу истории прав человека известны две крайние
точки зрения, которые спровоцировали конфликт и размежевание
двух типов правочеловеческой защиты. Первая выступала с защитой
преимущественно индивидуалистических начал (западный подход),
вторая представляла права в облике следствий решения обществен-
ных задач (социалистические, солидаристские учения).

Западная (классическая) модель прав человека возникла и разви-
валась на постулатах индивидуализма, требовавшего от человека для
его же блага проявления особых личностных качеств (самостоятель-
ности, обособленности, дистанцированности от окружающих, опоры и
надежды лишь на себя, увлеченности собственными успехами и до-
стижениями и т.д.), а также создания особых общественных институ-
тов, способствовавших такому проявлению личности. Индивидуалис-
тическая теория прав человека со временем приобрела разные оттенки
и дифференцировалась по нескольким направлениям, от крайне ради-
кальных до демократических.

Радикально-индивидуалистические учения о правах человека зам-
кнуты на индивиде, они отличаются обособленческими акцентами, об-
ращаются к далеко не лучшим качествам человеческой натуры — эго-
изму, своеволию, отчужденности, безразличию к окружающим и т.д.
(хотя индивидуализм равным образом может проявляться и в альтру-
изме). Противники идеи прав человека в своих аргументах против их
существования оперируют именно такой интерпретацией. Они свер-
тывают все правопритязания личности к эгоистическому дискурсу,
видят в правах только стремление максимально удовлетворить нена-

* Синергетика: человек и общество / Под ред. B.C. Егорова, В.И. Корниенко. М.,
2000. С. 67.


§ 1. Гуманизм — мировоззренческая основа прав человека 67

сытные индивидуальные интересы, желание всегда и всюду сполна
получить свое, до предела расширить границы свободы и личного ус-
мотрения. Отсюда для усиления своей аргументации они ставят во-
прос: если человеческий эгоизм получит юридическое закрепление, то
не будет ли в жизни легализован принцип «войны каждого против
всех»?

Представляется, что эта точка зрения не имеет отношения к пра-
вам человека как к гуманистической идее, поскольку подменяет ис-
ходные посылки — доводит тезис о личной свободе и независимости
субъекта до той крайности, что фактически оправдывает любое пове-
дение и позволяет аморальные поступки. Права человека же выдвига-
ют цели защиты человеческого в человеке, они вносят свою лепту в
дело самореализации индивида как существа нравственно-ответствен-
ного. Не все, на что человек способен, он может делать. Постижение
истинной природы человека обозначили и цели прав человека: «Все
сущее существует таким, каким оно создано и каким должно оставать-
ся согласно подлинной своей природе»'. Поэтому идея прав человека
поддерживает и защищает индивида так, чтобы тот продолжал оста-
ваться самим собой, удерживал и сохранял свою изначальную сущ-
ность.

Права человека пытаются доказать значимость человека и челове-
ческого в нашем часто бесчеловечном мире. Попытка отождествить
права человека с радикальным индивидуализмом есть подмена поня-
тий, она девальвирует гуманистический смысл прав, подрывает веру в
человека. Индивидуализация, отождествляемая с эгоизмом (личным
или групповым), ведет к потере личностью своих социальных функ-
ций. Индивидуализм как мотивированность избранности, убежден-
ность в собственном превосходстве и исключительности сегодня явно
исчерпал себя.

К правам человека имеет отношение другой вариант индивидуа-
лизма, более умеренный, — демократический, реализующий принцип
«разумного эгоизма» как естественную заботу о самом себе2. Такая
модель полагает, что каждый человек обладает чувством собственной
значимости, и это сказывается на позиции личной ответственности за
свои творения и дела. Считается, что каждому присуще осознание
своего достоинства, и это приучает считаться с интересами других
людей, признавать их достоинство, осознавать равенство прав всех
членов общества.

' Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. М., 1999. С. 109.
2 См.: Мапельман В.М. «Космическая этика» К.Э. Циолковского // К.Э. Циолков-
ский. Космическая философия / Под ред. B.C. Авдуевского. М., 2001. С. 373.


68 Глава 2 Цсниостно-гуманистичсская методология прав человека

Демократический индивидуализм утверждает, что лицо, с одной
стороны, имеет самостоятельное существование помимо общества, а с
другой — является краеугольным камнем всего общественного здания,
поэтому началом всякого человеческого союза непременно выступает
индивид, без него нет ни общества, ни общественных отношений.
Таким образом, демократический индивидуализм пытается пластично
соединить интересы личности с интересами социума, но безусловное
превосходство все-таки отдает человеку.

Противоположный западному индивидуализму коллективистский
взгляд
на проблему прав человека находил и находит большее понима-
ние в неевропейском мире, выдвигающем лозунги защиты прав наро-
дов и социальных общностей наряду и параллельно с защитой инди-
видуальных прав. В странах, где бытует лично-собирательный харак-
тер общества и сохраняются устои системоцентризма, отдается
предпочтение общему перед отдельным. Поэтому, проявляя заботу об
обществе в целом, решая задачи помощи всем вместе, коллективизм
через благо для всех, не отвлекаясь на индивидуальное многообразие,
опосредованно поддерживает и отдельных членов общества. Гаранти-
руя всем общие права, коллективизму неинтересен отдельный чело-
век, равенство одинаковых лиц ему предпочтительнее свободы и ин-
дивидуальности. Обеспечение личных прав оказывается «побочным»
результатом торжества общего, индивид становится в лучшем случае
бенефициарием, «вторичной» целью, а иной раз и средством достиже-
ния блага для всех. Этот проект предпочитает приоритетным защиту
коллективных прав, что само по себе важно и для обеспечения инди-
видуальных прав, так как не отвергает и идеи защиты частного через
общее.

Однако в нем кроется серьезная опасность для отдельного челове-
ка и его прав, которую ярко продемонстрировала на практике полити-
ческая система стран социализма в XX в.: там, где интересы какой-
либо общности ставятся выше интересов индивида, эта общность в
конце концов подавляет входящих в нее людей, и в перспективе воца-
ряется общее бесправие. Поэтому коллективистская модель прав че-
ловека как единственная и повсеместная весьма проблематична, так
как содержит потенциальную угрозу «растворения» индивидуального
в общем. А это чревато перерождением в любые формы тотальности,
при которых вопрос о человеке и его индивидуальных правах вообще
не стоит.

Антитезой и индивидуализму, и коллективизму выступает персо-
налистский подход
(социальный либерализм, солидаризм, коммунита-
ризм). Он предполагает, что интересы личности являются более зна-
чимой ценностью, чем общественные, но высший личный интерес гар-


§ 1. Гуманизм - мировоззренческая основа нрав человека 69

моничен (не идентичен, но сбалансирован) с общим благом. Персона-
лизм возможен в обществе, в котором человеческая личность призва-
на быть основным субъектом общественных процессов, что, следова-
тельно, предупреждает и возникновение атомарности общества.
Сложный и взаимозависимый характер отношений между обществом
и личностью заставляет последнюю выдвигать свои притязания так,
чтобы они были солидаризированы и взаимоувязаны с интересами
других людей. В персоналистском обществе имеет место ответствен-
ность и взаимная поддержка индивидов и социальных групп, государ-
ственное регулирование сочетается с саморегулированием, независи-
мость личности имеет жесткие социальные пределы и самоограничи-
вается, субъективные права развиваются по коммунитарной
парадигме — тщательной сбалансированности личных интересов с
общим благом и их вписываемое™ в контекст коллективных ценнос-
тей. В основе индивидуальных прав лежит «новое золотое правило»:

уважай и поддерживай нравственный порядок в обществе, если хо-
чешь, чтобы общество уважало твою независимость*.

Персоналистский вариант прав человека признает равновесность
интересов общества и личности, он предлагает более гибко относиться
к оценке значимости индивидуальных или общественных потребнос-
тей при тех или иных обстоятельствах, ориентирует на гармонию, кон-
сенсус для сбалансированного удовлетворения тех и других. Ведь
индивид — носитель не только обособленного, он уникален, но и уни-
версален в смысле воплощения социальности, его личные интересы и
потребности по многим параметрам идентичны общим. Поэтому в
правах человека оба начала — индивидуальное и коллективное, долж-
ны получать отражение связанности и соразмерности.

Права человека как философско-гуманистическое понятие. Гу-
манизм как течение общественной мысли определился в эпоху Воз-
рождения и выдвинул ряд тезисов, отправных для понимания и обо-
снования прав человека в качестве философского концепта. Прежде
всего, им было заявлено, что человек является целью общественного
развития, а благо человека есть критерий оценки социальных инсти-
тутов, их организации и деятельности; утверждение в общественных
отношениях свободы, равенства и солидарности обеспечит выживание
человека и человеческого сообщества в целом.

Гуманизм раскрыл сущность человека под углом зрения ценности
каждой человеческой личности, тем самым обозначив и высшие гума-

1 См.: Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демо-
кратическом обществе // Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред
В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 317-318.


70 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология нрав человека

нистические ценности: каждое человеческое существо есть самодоста-
точное бытие и в этом его достоинство; достоинство как фиксация
исключительных качеств человека перед другими известными разум-
ными существами определяется наличием только у него разума, нрав-
ственности, совести и духовности; естественным выражением досто-
инства человека является его свобода; поскольку достоинство одина-
ково присуще каждому человеческому существу, то все люди равны в
своей свободе; входя в общение с себе подобными, человек не может
отрицать свободу других, иначе он отрицал бы свою собственную
сущность и свою свободу, отсюда рождается обязанность взаимного
признания и уважения достоинства и свободы других людей, эта обя-
занность является собственным законом личности, а не внешним об-
стоятельством, извне навязанным личности; формальным выражени-
ем свободы, равно признаваемой за всеьА, является закон, в законе
закрепляется равная мера свободы каждого, поскольку равное пользо-
вание свободой возможно лишь при равном ограничении ее; общение
и взаимное признание не исчерпываются только взаимоограничением,
сообщество требует объединения общих усилий и взаимопомощи для
взаимовосполнения каждой личности, то есть единства и солидарнос-
ти людей.

Мировоззренческие установки гуманизма позволяют представить
права человека в качестве одной из форм своего воплощения. Его поло-
жения, относящиеся к правам человека, манифестируют следующее.

1. Все люди свободны, и никто не вправе отчуждать их права, вы-
ражающие эту свободу. Свобода есть возможность делать все, что не
приносит вреда другому.

2. Свобода не может быть абсолютной, поскольку она принадле-
жит каждому, а люди живут в сообществе. Ограничение свободы необ-
ходимо для наиболее полного и широкого обладания ею всеми. Вза-
имное признание свободы влечет за собой взаимный отказ от части
свободы, что вознаграждается гарантированной мерой свободы. Гра-
ницы свободы или равная мера свободы признается за каждым как его
неприкосновенная сущность и закрепляется законом в качестве субъ-
ективного права. Отказ от части свободы оказывается взаимно выгод-
ным. Свобода, подчиненная закону, становится правом.

3. Признание одинаково установленной для всех меры свободы
предполагает наличие обязанностей воздерживаться от всего того, что
ограничивает неотъемлемую меру свободы каждого. Отсюда: нет сво-
боды без равного ее ограничения, нет прав без обязанностей.

4. Поскольку свобода и равенство — имманентная сущность чело-
века, то они являются первичными, собственно прирожденными пра-
вами человека, а все остальные права производны от них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.