Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системность прав человека 2 страница




Современные тенденции в области прав человека способствуют
сближению правового статуса граждан и лиц, не имеющих гражданст-
ва в стране пребывания. К этому стремится международное право
(Декларация ООН о правах человека в отношении лиц, не являющих-
ся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря
1985 г., Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.), на
это сориентированы национальные правопорядка Например, Основ-
ной Закон Финляндии 1999 г. устанавливает, что положения об ос-
новных правах и свободах применяются ко всем людям независимо от
их гражданства'.

До тех пор пока сохраняется государственное деление мира, права
личности будут определяться двумя группами прав — правами чело-
века и правами гражданина, а гражданство и соответственно права
гражданина будут сохраняться как форма привилегированных прав.
В отечественной литературе начала XX в. серьезно критиковали еди-
ную формулу деклараций о «правах человека и гражданина», посколь-
ку считали, что тем самым смешивались разнородные понятия: на
один уровень ставится условное и безусловное, низший принцип
(права гражданина) тем самым оказывается более сильным, заслоняет
собой, а затем и поглощает высший (права человека). B.C. Соловьев
писал: «Нельзя в здравом уме сказать даже преступнику или душевно-
больному «Ты не человек!», но гораздо легче произнести: «Еще вчера
ты был гражданином»2.

Выделение прав человека основывается на презумпции обладания
каждым представителем человеческого рода вне политической об-
щности совокупностью прав, коими он наделен фактом своего бытия.
В этом смысле права универсальны и наднациональны, имеют отно-
шение к каждому. Это человеческие права. Права человека существу-
ют независимо от их государственного признания и законодательного
закрепления.

* См.: Зайпт Е.В. Финляндский Основной Закон 1999 г. // Государство и право.
2002. № 3. С. 77.

2 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1897. С. 589.


§ 2. Системность нрав человека 43

В противоположность им права гражданина выражают политико-
правовую связь личности с конкретным государством или объедине-
нием государств, властью, законом. Профессор Б.С. Эбзеев определя-
ет права гражданина как «форму опосредования прав человека, кото-
рые признаны государством и поставлены под его защиту»'.
Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с оп-
ределенным государством, в силу чего ему государство гарантирует
(может гарантировать) такие права, которые оно не гарантирует ино-
странцам или лицам без гражданства (избирательные права, право за-
нимать высшие государственные должности, свобода митингов, собра-
ний, передвижения и т.д.).

В этом смысле права человека шире прав гражданина, поскольку
они наднациональны и экстерриториальны. Но права человека уже
прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать
такими правами, которые государство не гарантирует негражданам.

Гражданин — полноправный член государства, участвующий в уп-
равлении государством. Это дает ему осознание того, что законода-
тельно провозглашенные права установлены не без его участия, и они
необходимы для легализации его статуса как деятеля государственно-
го союза. Гражданину не все равно, какие порядки его окружают,
пользуются ли его сограждане удовлетворительным положением, не
страдают ли они или некоторые из них от условий, которые можно
было бы изменить общими усилиями. Гражданин ответствен за эти
порядки. Позиция причастности к государству и положению своих со-
граждан получила свое закрепление в понятии прав гражданина.

Таким образом, права человека и права гражданина различаются
по ряду признаков. Права человека являются правами члена челове-
ческого союза, права гражданина — это права государственно-полити-
ческой личности. Права человека отражают взаимоотношения инди-
вида и власти, права гражданина основываются на правовом статусе
личности, связанной политико-правовыми отношениями с конкрет-
ным государством. Все права человека по важности равнозначны, в
правах гражданина лидирующее место занимает гражданство, опреде-
ляющее перечень и содержание всех остальных прав.

По сферам жизнедеятельности выделяют личные, политические и
социально-экономические права (или гражданские, политические, со-
циальные, экономические и культурные).

Собственно, все права являются личными, поскольку принадлежат
людям, но в данном случае речь идет об использовании этого термина

* Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 10.


44 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и 4'ункпии

в узкоспециальном значении. Личными называются права, взятые в
антропологическом контексте, в аспекте индивидуального бытия. Они
поддерживают своеобразие человека, ограждают его от незаконного
вторжения в частную жизнь. Именно они чаще всего имеют естествен-
ный по происхождению характер (т.е. само собой разумеющийся) и
принадлежат каждому по безусловному естественному основанию, а
не по воле либо разрешению властей.

К ним относятся право на жизнь, достоинство, личную неприкосно-
венность, свобода от рабства, неволи, насилия и принуждения, право на
имя и честь, прайвеси, неприкосновенность жилища, свобода совести и
вероисповедания, свобода вступления в брак и создания семьи и т.д.

Законы, юридически закрепляющие личные права, как правило,
устанавливают только форму, в которой право может проявляться, и
ограничения, которым оно подвергается, при этом индивид свободен
реализовывать содержание таких прав по собственному разумению.
Например, законодательство Российской Федерации (УК, УПК, ГК)
устанавливает лишь правила защиты чести и репутации в случае
ущемления, при этом оставляет субъекту на усмотрение самому опре-
делять содержательное воплощение и переживание чувства чести и
достоинства.

Политическими правами являются возможности участия личнос-
ти в политической жизни общества, в формировании и осуществле-
нии государственной власти и местного самоуправления. Политичес-
кие права направлены на укрепление связи гражданина с обществом и
государством, они имеют цель не допустить безразличного отношения
граждан к судьбе и деятельности своего государства (которое по сути
дела есть союз и сотрудничество людей), предупредить их взаимное
отчуждение. Поэтому их называют еще публичными правами.

Политические права чаще всего выражаются посредством понятия
«свобода». Они могут осуществляться как гражданами, так и, с неко-
торыми ограничениями, иностранцами, лицами без гражданства, бе-
женцами, вынужденными переселенцами, как индивидуально, так и
совместно с другими.

В качестве политических прав выступают: свобода слова и убежде-
ний, свобода выражения мнения, свобода информации, право на объ-
единение, на проведение публичных мероприятий, свобода собраний,
манифестаций, право на участие в управлении делами государства,
право на участие в референдуме, избирательные права, право петиций,
право критики деятельности государственных органов и их должност-
ных лиц, право на равный доступ к государственной службе и др.

Социально-экономические права направлены на обеспечение бла-
госостояния и качества жизни людей, это возможности индивидов в


§ 2. Системность прав человека 45

сфере производства и распределения благ, обеспечивающие удовле-
творение имущественных, социальных и духовных потребностей и ин-
тересов. Они формируют отношения социального партнерства и соци-
альной интеграции, защищают индивида как независимого субъекта
экономических связей, а также поддерживают социально слабые слои
населения. Социально-экономические права касаются положения че-
ловека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной
защищенности, они имеют своей целью создание условий, при кото-
рых люди будут «свободны от страха и нужды» (Всеобщая декларация
прав человека 1948 г.).

Социально-экономические права по сравнению с личными и поли-
тическими имеют меньшую универсальность, так как распространя-
ются лишь на некоторые категории населения. Они «нацелены не
только на правомочия, но и на правообладание»1.

Эти права представлены совокупностью разных по генезису прав:

группой естественных прав (право собственности, свобода выбора
рода занятий и т.д.), и группой октроированных прав (например,
право на пособие по безработице, право на доступное по оплате жилье,
право на бесплатное образование и здравоохранение, право на защиту
материнства и детства, право на социальную помощь инвалидов, пен-
сионеров и иные).

Реализация социально-экономических прав находится в зависи-
мости от уровня и состояния финансово-экономических возможнос-
тей конкретного государства, поэтому в настоящее время их гаранти-
рованность в объемах, единых для всех стран, проблематична. Вот
почему эти права чаще всего получают в законодательстве широкие,
нестрогие, рекомендательные (если не расплывчатые) формулировки:

право на «справедливые и благоприятные условия труда», «достаточ-
ный жизненный уровень», «общее благосостояние», «справедливое
распределение мировых запасов продовольствия» и т.д.

В конституционных текстах многих государств мира преимущест-
венно используется прием обозначения социально-экономических
прав через формулу «директивные принципы социальной и экономи-
ческой политики государства» (например, конституции Италии, Пор-
тугалии, Испании). В Конституции Швейцарской Конфедерации
1999 г. прямо оговорено, что зафиксированные в ст. 41 положения о
праве на социальную безопасность не могут служить непосредствен-
ной основой для претензий о помощи со стороны государства2.

1 Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лу-
кашева. М., 2000. С. 120.

2 См.: Коистутуции государств Европы: В 3 т. Т. 3. М„ 2001. С. 543.


46 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции

В практике экономически развитых государств проводится политика
переноса акцента с акций вспомоществования индивиду на формиро-
вание условий, которые благоприятствовали и активизировали бы
возможности граждан по самообеспечению.

В основе социально-экономических прав лежит признание необходи-
мости осуществления государством особых социальных функций по за-
щите отдельных категорий населения путем перераспределения наци-
онального дохода. Их обеспечение возможно постепенно в пределах
имеющихся ресурсов. Поэтому даже закрепленные в конституциях
нормы об этих правах не являются непосредственно действующими (в
специально юридическом смысле этого понятия).

Существует мнение о целесообразности разделения прав человека
на подлинные и мнимые (или субъективные и программные). Боль-
шинство гражданских и политических прав относят к подлинным пра-
вам, а социально-экономические считают «мнимыми», т.е. даже не
правами, принадлежащими в собственном смысле человеку, а некото-
рыми задачами и принципами деятельности государства. Различия
между ними проводят по критерию происхождения, уровню гаранти-
рованное™ и возможностям судебной защиты.

Подлинные (гражданские и политические) права считаются спосо-
бом ограждения и защиты индивида от произвола государства, а мни-
мые (социально-экономические) относят к способам получения инди-
видом помощи от государства. Первые стремятся к установлению
равенства возможностей, а вторые — к уравниванию результатов. Под-
линные права можно защитить судебной процедурой, а мнимые —
нет1. Подлинные могут и должны осуществляться немедленно, а мни-
мые — постепенно, по мере создания благоприятных экономических
условий.

1 Не вполне точным является утверждение, что социально-экономические права
не имеют судебной защиты. Конечно, суд не может предоставить работу или «выдать»
пособие, но в суде находят защиту отдельные стороны нрава на труд, права на собствен-
ность. Так, суды рассматривают иски о выплате заработной платы, о восстановлении на
работе при незаконном увольнении, о трудоустройстве некоторых категорий женщин
и т.д. Примером попытки судебной защиты социально-экономических прав служит
дело, рассмотренное в 1993 г. Верховным судом Гватемалы, куда поступил иск по обви-
нению главы государства Рамиро де Леона Карпио о нарушении социальных прав гва-
темальцев. Это обвинение от имени «всего населения» республики выдвинул известный
адвокат Виктор Мануэль Кано. В исковом заявлении говорилось, что президент санкци-
онировал значительное повышение цен на многие товары и услуги, плату за электро-
энергию, тем самым нарушил социальные права всех граждан Гватемалы. Адвокат про-
сил лишить Р до Леона Карпио президентского иммунитета и в случае положительного
решения рассмотреть вопрос о лишении его президентских полномочий (Российская
газета. 1993. 20 окт.).


§ 2. Системность прав человека 47

По этим соображениям рядом авторов делается вывод о необосно-
ванности именования социально-экономических прав субъективными
(отсюда и их характеристика — «мнимые» права). Термин «мнимые»
использован здесь абсолютно неудачно, поскольку сеет сомнения в
факте существования этой группы прав. Поэтому в законодательстве
и доктрине предпочитают применять другое название — программные
права или директивные принципы.

В теории утверждается, что социально-экономические права — это
не требования условий свободной самореализации личности, а лишь
притязания индивида на обладание социальными благами, которые
могли бы обеспечить ему существование, отвечающее человеческому
достоинству в рамках современного уровня развития. Социально-эко-
номические права реализуются в зависимости от возможностей кон-
кретной страны, они не безусловны, и за их предоставлением и защи-
той нельзя обратиться в суд

Гражданские и политические права считаются истинными, «под-
линными» выразителями сути человеческой природы, защищенной
свободы человека. Социально-экономические же права характеризу-
ются как изначально лишенные таких свойств, поскольку на них вли-
яют переменные величины (экономика, социальная сфера, культура и
нравственность общества, воля и политика государства и т.д.). А глав-
ное, они ставят человека в зависимость от государственной власти, т.е.
подрывают корни породившей их идеи — дистанцировать личность от
произвольного усмотрения государства.

Все это послужило основанием для выводов о приоритетности
гражданских и политических прав как подлинных и вторичности,
мнимости, утопичности, неосуществимости социально-экономичес-
ких прав, их ситуативной, относительной и производной по сравне-
нию с гражданскими и политическими правами природе. Действи-
тельно, в богатом обществе государство может тратить на социальные
программы большие средства, а в бедном их взять неоткуда, и ни один
суд не может заставить предоставить работу, жилье или пособие. Поэ-
тому понятно, почему социально-экономические права определяются
как октроированные и мнимые, реально существующие в экономичес-
ки развитых государствах, т.е. как «привилегии бедных в богатых
странах»'.

Профессор С. С. Алексеев, более того, полагает, что расширение
каталога неотъемлемых прав за счет включения в него социально-эко-
номических прав вызывает тревогу «в интеллектуально-мировоззрен-

' Российское гуманитарное право. М., 1998. С. 134.


48 Г.'|ава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции

ческом, гуманитарном, строго правовом и в практическом отношени-
ях»'. Социально-экономические права им трактуются как идеалы, ло-
зунги-задачи, принципы деятельности государства, выступающего в
качестве института «общественного служения» и в этом статусе ставя-
щего человека в зависимое положение. Он считает, что в политичес-
ком ракурсе эти права есть особые «юридически слабые права публич-
ного характера». И далее: «Благое дело — расширение «каталога» прав
человека на деле обескровливает эту основополагающую гуманитар-
' ную категорию, приводит к дискредитации самой категории прав че-
ловека...»2.

Представляется, что изложенная позиция является следствием ли-
берального подхода к определению целей и способов достижения прав
человека, который всецело полагается на качества предприимчивости,
дисциплинированности, удачливости и повышенных способностей
индивида. Жизнь опровергла надежность этих опор и потребовала
подключения для защиты человека новых ресурсов. В качестве тако-
вых выступили совместные усилия общества, государства и личности,
т.е. социально-экономические права.

Достойная и свободная жизнь человека зависит не только от граж-
данских и политических свобод, но и не в меньшей степени от уровня
материального благосостояния личности. П.И. Новгородцев, обосно-
вав право на достойное человеческое существование, указывал, что
«пользование свободой может быть совершенно парализовано недо-
статками средств... Именно во имя охраны свободы право должно
взять на себя заботу о материальных условиях его осуществления»3.

Поэтому все более утверждается взгляд о взаимной связанности
и нераздельности всех видов прав для обеспечения полноты челове-
ческого существования. В этом смысле социально-экономические
права совершили настоящий революционный переворот в учении о
правах, утвердили новые принципы взаимоотношений личности и
государства. Разногласия о природе прав важны, но не с точки зре-
ния их происхождения, а с позиции тех способов и средств, которые
должны быть привлечены для достижения целей защиты и сбереже-
ния человека.

А ведь придание социально-экономическим правам, независимо от
источника их происхождения (из закона или права), формы субъек-

' Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного иссле-
дования. М., 1999. С. 620.

2 Там же. С. 622.

3 Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгород-
цев П.И.
Соч. М., 1995 С. 322-323.


§ 2. Системность нрав человека 49

тивных прав означает, что у государства появились новые юридичес-
кие обязательства, ограничивающие произвол власти. Эти обязатель-
ства ориентируют государственные органы на эффективное размеще-
ние ограниченных ресурсов, вынуждая направлять их на действитель-
ные нужды людей, а не на диктуемые извне приоритеты рынка или
криминальные аппетиты бюрократии. Они учат власть хозяйствовать
рачительно, относиться к социальным программам не как к полити-
ческим декларациям.

Появление юридических обязательств у государственных властей
перед своими гражданами и перед международным сообществом по
созданию благоприятных экономических и социально-организацион-
ных условий жизни — значимая веха утверждения свободы и достоин-
ства индивида, который теперь вправе потребовать от государства
надлежащего поведения и в этой сфере. «Мнимые права» в таком кон-
тексте — юридический и социальный нонсенс.

Устойчивость системы прав человека равным образом зависит от
существования обеих групп прав (гражданских и политических, а
также социально-экономических). Гетерогенность прав предполагает
отношения между ними комплиментарности для поддержания равно-
весия системы в целом. Однако последнее не возникает само собой
механическим путем, оно требует усилий обеих сторон — и личности,
и государства. Права Н.В. Колотова, предупреждающая, что сбаланси-
рованность системы прав человека, которая «может служить противо-
весом как политическим устремлениям к быстрому достижению эко-
номических результатов за счет массового обеднения общества, так и
идеологии патернализма и социального иждивенчества, не получить
простым сложением гарантий разных видов прав человека»1.

В рамках отмеченных различий между группой гражданских и по-
литических прав; с одной стороны, и социально-экономических — с
другой, возникло размежевание прав на позитивные и негативные.

Позитивными называют права, требующие для своей реализации
определенных акций со стороны государства — экономической, орга-
низационной, планирующей, финансовой и иной деятельности госу-
дарственных органов. Для осуществления позитивных прав недоста-
точно усилий только субъектов — пользователей прав, нужны «пози-
тивные услуги» со стороны государственной власти.

К позитивным правам относится основная масса социально-эконо-
мических и культурных прав: право на защиту от безработицы, право

* Колотова Н.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государст-
во и право. 2001. № 5. С. 99.


50 Глава 1 Права человека как целостное явление струкгура и функции

на образование и медицинскую помощь, охрану здоровья, социальное
обеспечение, право на приобщение к культурным ценностям и т.п
Очевидно, что отдельный индивид не в состоянии справиться с той
массой проблем, что возникают для налаживания этих сфер деятель-
ности общества.

Для негативных прав достаточно предприимчивости самих субъ-
ектов — носителей прав, они могут быть обеспечены простым воздер-
жанием государства от какого-либо вмешательства (принцип laissez
faire). Принято считать, что эти права сами по себе обладают исполни-
тельной силой и могут осуществляться без затратных ресурсов. Фак-
тически это не так, поскольку их защита требует от государства доро-
гостоящих мер по предупреждению, например, преступных посяга-
тельств на них, создания судебной и правоохранительной систем и т.п.

Практически все гражданские и политические права являются не-
гативными, это: свобода слова, вероисповедания, свобода проведения
митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и частной
жизни. К этой же группе следует отнести и часть экономических прав
(право собственности, свобода предпринимательской деятельности) и
культурных прав (свобода творчества).

Разница между позитивными и негативными правами не столь аб-
солютна, как кажется. Одно и то же право может выступать как нега-
тивное для тех, кто в состоянии оплатить пользование этим правом, и
как позитивное, если речь идет о тех, для кого единственной возмож-
ностью воспользоваться данным правом является оплата соответству-
ющих услуг из общественных фондов.

Права человека можно классифицировать и по признаку возмож-
ности достижения тех целей, ради которых права появились. С этой
позиции выделяют реализуемые, полностью не реализуемые и принци-
пиально не реализуемые права.

Свобода вероисповедания, право на труд, право на судебную защи-
ту, свобода выезда из страны, право жалобы — все это права реализуе-
мые, поскольку при наличии в стране соответствующих механизмов
гарантий граждане фактически обладают материальными и духовны-
ми благами, заложенными как возможности в правах.

Полностью не реализуемыми правами называют такие, которые
всегда оставляют для конкретно-исторического этапа возможность
повысить уровень, количество, качество, объем и т.д. обеспеченности
благами, стоящими за правами. К ним относятся, например, право на
социальное обеспечение, право на участие в делах государства, право
на образование, право на удовлетворительное вознаграждение за труд,
на охрану детства и материнства, благоприятную окружающую среду
и т.д.


§ 2 Системность прав чс ювска 51

Такие права, как право на развитие, на постоянный рост уровня
жизни и т.п., принципиально не реализуемы. Их так обозначают пото-
му, что трудно указать на тот критерий, позволяющий совершенно
определенно утверждать, что цели прав достигнуты. В таких правах
заключен помимо прочего потенциал стратегического ориентира раз-
вития на будущее.

Возможно деление прав на стоимостные и нестоимостные. Как
следует из их названия, осуществление стоимостных прав требует не-
малых капиталовложений (право на образование, право на приобще-
ние к культурным ценностям, право на охрану материнства и детства,
право на чистую окружающую среду и т.д.). Нестоимостные «ничего
не стоят» государству (свобода собраний, право вступать в брак и ос-
новывать семью, свобода мысли), по крайней мере, они не нуждаются
в дорогих финансовых программах.

Тем не менее истории государств и народов известны периоды,
при которых нестоимостные права оказывались наиболее обремени-
тельными для государственного бюджета. Так, в случае установления
любых запретов государство вынуждено создавать дорогостоящие ин-
ституты для поддержания правопорядка. Например, ограничение сво-
боды мысли и слова, борьба с еретиками в средневековой Европе или
с диссидентами в СССР, ограничение рождаемости в современном
Китае отвлекают огромные средства, которые могли бы направляться
для решения действительно актуальных проблем.

И тут проявляется еще одно качество прав человека как явления,
обнажающего истинную суть государственной власти: именно ситуа-
ция с нестоимостными правами в стране выявляет, насколько демо-
кратично организовано и действует государство, насколько официаль-
но провозглашенные цели соответствуют действительности, насколько
лозунги и обещания предвыборных кампаний высших должностных
лиц отвечают их подлинным намерениям.

Приблизительно с середины 70-х гг. XX в. получила распростране-
ние концепция «трех поколений», разделившая все права на три груп-
пы. Эта классификация использовала временной критерий, т.е. актуа-
лизацию для человечества определенных ценностей и возникновение
исторических возможностей для их реализации

В праве фиксируется некая неизменность существующего порядка
вещей, однако в осознании его имеет место развитие и относитель-
ность. Поэтому каждое новое право состоялось как преодоление и
борьба со «старым» правом. Последнее при этом порой несправедливо
забывалось. Например, во времена Великой французской революции
закон 1791 г. запрещал как «посягательство на свободу и Декларацию
прав человека» любую попытку рабочих объединиться в профсоюзы и


52 Глава 1. Права человека как целое гное явление структура и функции

соединить усилия, отказываясь работать кроме как за установленную
законом заработную плату. Это считалось возвращением к старой сис-
теме корпораций'. Современные конституции «забыли» право на со-
противление властям.

К первому поколению прав относят личные, политические и неко-
торые культурные права, ставшие широко известными на гребне рево-
люционных выступлений конца XVIII в. Они были подготовлены ес-
тественноправовой доктриной, возникшей во времена античности и
получившей оформление в идеологии либерального гуманизма хрис-
тианского происхождения. '

Привилегия их разработки принадлежит странам Западной Евро-
пы. Их законодательное провозглашение в качестве естественных и
неотъемлемых, принадлежащих каждому от рождения, впервые было
осуществлено в Декларации прав Вирджинии 12 июня 1776 г., амери-
канском Билле о правах 1789—1791 гг. и французской Декларации
прав человека и гражданина 1789 г.

Второе поколение прав заявило о себе в процессе борьбы с эконо-
мическим неравенством за материальное благосостояние населения.
Право на труд, на свободный выбор работы, на отдых и досуг, доста-
точный уровень оплаты труда, право на социальную помощь, профес-
сиональные и другие социально-экономические права стали требова-
ниями экономических выступлений, прокатившихся в мире в конце
XIX - начале XX в.

Впервые на официальном уровне социально-экономические права
были отражены в Конституции Мексиканских Соединенных Штатов
1917 г., Веймарской Конституции Германии 1919 г., Конституции Ис-
панской Республики 1931 г. Распространение социальных идей о все-
мерной защите прав трудящихся, появление перечня социалистичес-
ких прав советских граждан в Конституции СССР 1936 г. и конститу-
циях союзных республик оказали мощное влияние на активизацию
движений за признание экономических и социальных прав народов
многих стран мира.

Второе поколение прав воплотило ценности социально ориентиро-
ванного государства, «привязало» человека к государству, повысив
патронажную роль последнего, особенно в отношении тех, кому гро-
зит опасность в «океане свободы» либерального общества. С появле-
нием второго поколения прав началась поляризация ранее единого
феномена прав человека. На смену традиционно понимаемым правам
человека пришла неклассическая теория.

* См.: Маритвч Ж. Человек и государство / Пер. с англ. М., 2000. С. 99.


§ 2. Системное гь нрав человека 53




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.