Таким образом, следует сделать вывод, что права человека есть мо- рально-правовой феномен, выражающий правовой размер этического минимума индивидуальных притязаний. Этот вывод подтверждается и практикой. Так, Европейский Суд по правам человека, рассматривая различные ситуации, касающиеся прав человека, неукоснительно при- держивался позиции о нравственном характере принадлежащих инди- виду прав. По вопросам ограничения прав в связи с необходимостью
' См.: Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. B.C. Нсрсссян- ца.М.,1999.С.210.
Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека
защиты нравственности населения он всегда высказывался в пользу последней.
Так, в решении по делу Хендисайд от 7 декабря 1976 г. Суд поддержал позицию британских властей, запретивших продажу и распространение справочника для школь- ника, в котором помимо прочего содержались советы по сексуальной проблематике. Суд записал, что свобода выражения мнения «применима и к тем идеям, которые для государства или любой части его населения являются оскорбительными, шокирующи- ми или нарушающими спокойствие». Аналогичное суждение Суд вынес по делу Мюл- лер и др. от 24 мая 1988 г., не найдя в действиях швейцарского правительства, оштрафо- вавшего художника за показ «непристойных» картин, нарушения свободы выражения мнения2. По делу института Отто — Премингера от 20 сентября 1994 г. австрийские власти конфисковали фильм, в котором в сатирической форме были показаны некото- рые личности и обстоятельства, являющиеся предметом поклонения лиц, принадлежа- щих к римско-католической церкви. Европейский Суд не нашел в действиях властей нарушений прав человека, поскольку правительство действовало «для предотвращения того, чтобы у некоторых людей возникло то ощущение, что их религиозные верования подвергаются неоправданным и оскорбительным нападкам»3.
Нравственное измерение подключено ко всем этапам формирова- ния и проявления прав человека. Нравственность в правах человека зафиксирована в содержании законодательных норм о правах, к ней обращаются для определения способов и избрания средств осущест- вления своих прав, она обнаруживается в фактах уважения индиви- дом прав других лиц. Нравственная составляющая регулирует поведе- ние и сознание людей — направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других субъек- тов. Она выполняет и воспитательную функцию — формирует челове- ческую личность, ее самосознание, взгляды на смысл жизни, ощуще- ние своего человеческого достоинства, уважение прав и достоинства
других людей.
В нормах о правах человека объективированы такие нравствен- ные ценности, как добро, мудрость, рассудительность, выдержка, самообладание, мужество, храбрость, оптимизм, интеллигентность, сочувствие, коммуникабельность, великодушие, обязательность, са- моконтроль, совестливость, чуткость и т.п. Ведь без доверия разру- шаются социальные связи; товарищество и помощь нужны каждому, кто испытывает нужду и страдания; ответственность символизирует признание общего в контексте с частным; свободолюбие необходимо и для общего прогресса; вежливость и терпимость призваны пред-
1 Цит. по: Гомьт Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Пер. с англ. М., 1998. С. 284,
354-355.
2 Там же.
3 Там же.
§ 2. Нравственно-духовное содержание прав человека 83
упредить насилие, обиды и унижения; справедливость позволяет беспристрастно относиться и оценивать поступки каждого члена об- щества и т.д.
Права человека по определению не могут способствовать разви- тию негативных качеств личности и негуманных принципов действия, например, таких как грубость, месть, предательство, эгоизм, фарисей- ство, ханжество, пессимизм, человеконенавистничество, цинизм, за- знайство, косность, пошлость, чванство, вероломство, лицемерие, ко- рыстолюбие, тунеядство и т.д.
В правах человека нравственные идеалы и принципы посредством юридической техники переводятся из социально-этической реальнос- ти в правовую. Но при этом та и другая, сосуществуя вместе, все-таки дистанцированы, они сохраняют в определенной степени свои черты и специфику. Так, например, право на частную жизнь, неприкосновен- ность жилища, тайна корреспонденции демонстрируют нравственные императивы вежливости, чуткости, тактичности. В свободе от пыток и бесчеловечного обращения и наказания заложены нравственно-гума- нистические ценности сострадательности и человечности. В праве на равную защиту закона и справедливое правосудие присутствуют нравственные понятия равенства, доверия, помощи и поддержки, самообладания. Свобода мысли, совести, религии, убеждений основы- вается на мудрости, рассудительности, интеллигентности; свобода мирных собраний и ассоциаций — на коммуникабельности, стойкости и храбрости. Право на управление своей страной зиждется на нравст- венных качествах ответственности, рассудительности, инициативнос- ти, оптимизма, соучастия. Право на социальное обеспечение возникло как продолжение моральных постулатов взаимопомощи, товарищест- ва, великодушия, милосердия, благородства, справедливости и ответ- ственности.
В литературе подобные нравственные нормы и принципы характе- ризуются как «минимальный моральный стандарт, универсальный по своей природе и применимый ко всем культурам и цивилизациям, не- смотря на различия между ними»1, а права человека интерпретирова- ны, следуя этой позиции, как юридическая форма выражения «мини- мального морального стандарта» (Р. Глауд, А. Мелден, М. Крэнстон, А. Милн) или как «моральные права»2. Академик Н.Н. Моисеев
)Milne A.J.M. Human rights and human diversity: An essay in the philosophy of human rights. Basing-stoke, L: Macmillan, 1986. P. 102.
2 См.: Melden A. Rights and Right Conduct. Oxford, 1959; Comparative Human Rights. Ed. By R. P. Claud. Baltimore; L, 1976. P. IX; Cranston М. What are human rights. L, 1973. P. 9,13; Milne A. Freedom and Rights. A Philosophical Synthesie. L, 1968. P. 15.
84 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека
писал, что «права человека — это один из инструментов реализации добра»1. М.Н. Кузьмин и Б.А. Филиппов отмечали, что «права челове- ка — это защищенные законом нравственные нормы жизни»2.
Эту позицию следует поддержать с некоторым уточнением. Права человека действительно привержены и защищают нравственные цен- ности, но не только. Они выражают особый тип отношений государст- ва и личности, следовательно, воплощают и политические ценности. Кроме того, права человека имеют позитивные формы фиксации, рас- полагают гарантийными механизмами, в том числе и механизмами юридической защиты, поэтому они есть и юридическое явление. В связи с такой природой их нельзя квалифицировать только как мо- ральный феномен. Нравственность — сущностная черта прав, но она соединена с множеством других составляющих и прежде всего с пра- вовой и политической. Поэтому права человека — это этико-полити- ко-правовой феномен.
Следует также отметить, что структура морального феномена как та- кового чрезвычайно сложна и многослойна. Многие исследователи гово- рят о том, что современный нравственный идеал «гибриден» и относите- лен, в нем сосуществуют разные ценностные ориентации. Сформирован- ные моралью ценностные оппозиции (добро — зло) создали «поле напряженности». В этих условиях вопрос о четкости и однозначности определения нравственного и безнравственного в правах человека (пра- вильного — неправильного, хорошего — плохого, справедливого — не- справедливого и т.д.) значительно затруднен. Сложен и непрост по- этому и ответ на вопрос о нравственном характере тех или иных прак- тических действий, предпринимаемых, как кажется, во имя человека.
Затрудняет решение вопроса и факт выраженности современных нравственных ценностей в двух формах — религиозной и светской мо- ральности. Так, права человека в мусульманской модели выражают религиозную этику, в западной традиции — преимущественно свет- скую. Например, в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 г. сказано, что люди «одарены своим Создателем неко- торыми неотчуждаемыми правами»3. Обращение к Всевышнему как литературный оборот не меняет светской направленности этой кон- цепции, поскольку из дальнейшего текста ясно, что права даруются
' Моисеев Н.Н. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государст- во и право.2000.№ 3. С. 38.
2Кузьмин М.Н., Филиппов Б.А. До образования ли маргиналам? // Учительская газета. 1993. № 37. 21 сснт.
3 Сборник документов по истории Нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. / Под ред. В.Г. Сироткина.М., 1990. С. 126.
§ 2. Нравственно-духовное содержание прав человека 85
каждому вне зависимости от того, верит ли человек в свое происхож- дение от Бога или от природы. На Западе права человека часто имену- ют современной гражданской религией.
Однако религия требует от личности не столько внешней самореа- лизации, сколько гораздо более трудного: самоограничения и самосо- вершенствования, которые проявляют себя в любви к ближнему и в началах служения. Например, христианская этика предъявляет своего рода двойной стандарт к личности: то, что я обязан по отношению к другим, я не имею права применять к себе самому (прощать другим, а не себе; любить других, а не себя и т.д.)'.
Права человека как светские ценности более скромны в своих тре- бованиях и, в отличие от религиозного варианта, признают за индиви- дом право на свободу совести и морального выбора. Нравственность нерелигиозного характера заключена в идеологии гуманизма. Акаде- мик Д.С. Лихачев написал в свое время десять ее заповедей, которые могли бы стать основой и для сферы прав человека: не убий и не начи- най войны; не помысли народ свой врагом других народов; не укради и не присваивай труда брата своего; ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти; уважай мысли и чувства бра- тьев своих; чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай; чти природу как матерь свою и помощницу;
пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба; пусть живет все живое, мыслится мыслимое; пусть свобод- ным будет все, ибо все рождается свободным2.
Нравственность прав человека не ограничивается социальной сфе- рой, она'предполагает этическую адаптацию человека к природной среде, соединение биосферы с социальностью. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам3. Эти мысли созвучны А. Швейцеру в развиваемой им концепции «бла- гоговения перед жизнью» — уважения к любым формам проявления жизни, сопричастности всему живому4. Биосферная этика провозгла- шает «благоговение перед высшим (небесным миром), сострадание к равному (человеческому миру) и вспомоществование к низшему (рас- тительному и животному миру)»5. Она отвергает принцип господства,
* См.: Попаян РА. Христианские корни современного права. М., 2002. С. 29—163.
2 См.: Российская газета. 1999. 9 окт.
3Laszlo E. Introduction to system Philosophy. N.Y, 1972. P. 281.
4 См.: Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутвсрждсния // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С.339.
5Шипунов ФЯ. Биосферная этика // Экологическая альтернатива. М., 1990. С.450.
86 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология нрав человека
включает в действие идею ответственности человека, прокладывает путь диалогу, соучастию и толерантности, развивает принцип приори- тетности сотрудничества перед конкуренцией'.
Нравственные ориентиры прав человека светского пространства следует искать в универсальном «золотом правиле»: веди себя по от- ношению к другим людям так, как они, на твой взгляд, должны вести себя по отношению к тебе. Но очевидно, что эти предписания чисто формальны: они не указывают, что именно человек должен делать или не делать, какие конкретно цели ставить, они выражают лишь то, что он должен действовать по закону, общему для всех, а не прилагать различные мерки к себе и к другим. «Новое золотое правило», предло- женное американским философом и социологом А. Этциони, заполня- ет открытую нишу. Оно гласит: «Уважай и поддерживай нравствен- ный порядок в обществе, если хочешь, чтобы общество уважало и под- держивало твою независимость»2, действуй не как орудие природы, но как нравственно ответственное существо, которому присущи качества первоначальности и самоцели.
Не все, на что способен человек сегодня, он может и должен де- лать. Широкие возможности, например, по изменению человеческой телесности в результате достижений биологии, медицины, психиат- рии, науки в целом как раз подтверждают, что нарушение этого правила есть путь разрушения человека и человеческой природы. Сомнитель- ными, с позиции нравственности, звучат «право» на смерть (само- убийство), «право» на изменение пола, гомосексуальные контакты, употребление психотропных средств и наркотиков, «право» на искус- ственное репродуктирование, стерилизацию и в уже зримой перспек- тиве на клонирование (человека в целом), а затем — и на виртуальное моделирование. Эти притязания основываются, как совершенно спра- ведливо отмечает В.И. Крусс, на безнравственной уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осу- ществлять его «модернизацию» «реставрацию», и даже «фундамен- тальную реконструкцию»3.
На что может опереться человек, если ему придется отказаться в поисках своего самоопределения от нравственных истин и ценностей,
) См.: Ласло Э. Новое понимание эволюции. Вступление в глобальную эру // Один мир для всех. М., 1990. С. 23-31.
2Этциони А. Указ. соч. С. 317.
3Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10. С. 43.
§ 2. Нравственно-духовное содержание прав человека
ибо они всегда оставались теми, благодаря чему человеческое обрета- ло смысл? Будучи без них, останется ли он человеком?
Тем не менее очевидно, что морально-этические проблемы новых реалий бытия человека предстают сегодня в ином свете. Формы со- временной семьи, однополые браки, трансплантация органов и тканей, эвтаназия, смена пола и т.п. меняют жизнь и нравы и, как совершенно справедливо заметил А.И. Ковлер, традиционными подходами пози- тивного права не решаются'.
Однако нравственная содержательность прав человека лишний раз демонстрирует тот факт, что чем ниже падают нравы, тем выше план- ку поднимает мораль. В этом контексте следует поддержать мнение проф. В.Н. Синюкова об опасности распространения принципа «аб- страктной приоритетности личности»2. Права человека как гуманис- тический институт исключают абстрактно-самоценный подход к ин- дивиду. Поскольку человек не запрограммирован на человеческое, он может нести собой самые бесчеловечные и антикультурные приорите- ты, бездуховные интересы и потребности. Последние также по-своему «человечны» и способны стать массово распространенными. «Однако в их рамках и нормах личность деградирует, даже будучи объектом возвеличивания и преклонения. Вместе с ней возвеличивается и вос- певается порок, который разрушает саму сущность права»3.
Провозглашение самоценности человека как абстрактного поня- тия, как формального аналога человеколюбия позволяет наполнить содержание прав человека разрушительными идеями и для личности, и для общества, превратить права в наступательное орудие корысти, эгоизма и разобщенности. Содержательный гуманизм, т.е. нравствен- ный, привносит в идею личности ценности и императивы, находящие- ся вне ее, но превращающие их в собственные установки и свойства .личности. Нравственный гуманизм выражает себя не столько как вера в изначально добрую природу человека, сколько доверие его воле, способной к самоконтролю и самодисциплине. Гуманизм как миро- воззрение прав человека нравственно фундирован.
Духовная составляющая прав человека. Нравственная состав- ляющая прав человека выполняет не только регулирующую функцию, выступая внешней детерминантой поведения. Она необходимый внут- ренний элемент сознания, направляющий индивида в особом отноше- нии к самому себе. Она отвечает на вопрос, поставленный еще И. Кан- том: каким надо быть, чтобы быть человеком?
1Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002. С. 461.
2Сшаоков В.Н. Указ. соч. С. 242.
3 Там же.
88 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология нрав человека
Информация нравственного состояния, исходящая из стандартов прав человека, обращена к сознанию и призывает человека к самосо- вершенствованию и самоопределению под углом зрения добра, вы- страиванию отношений с другими людьми на принципах долга и добровольного подчинения правовым установлениям. Для реальности таких обращений нужно, чтобы граждане разделяли основные ценнос- ти прав человека, т.е. нужно, чтобы они в эти ценности верили. А это задача не только права, этики, политики, но и просвещения, интеллек- туализации, воспитания культуры прав человека. Вера в права челове- ка и убежденность в их положительном потенциале должны соответ- ствовать уровню, при котором результат приближался бы к «состоя- нию Конфуция»: когда желаешь делать то, что должен, и должен делать то, что желаешь. Ведь как бы ни была трудна ситуация с обес- печением и защитой прав, их практической реализацией, все дело в том, как мы смотрим на нее. Никакое демократическое государство и гражданское общество не избавит человека от разных форм социаль- ного рабства и угнетения без коренного, нравственного изменения со- знания самой человеческой личности, без утверждения свободы чело- веческого духа.
Поэтому права человека надлежит рассматривать и в качестве одного из феноменов человеческого сознания. Права человека — это феномен духовного опыта, выражающий способность индивида испы- тывать ощущение нравственных ценностей, накапливать их. Как ду- ховная субстанция, права человека выражают определенное состояние человеческого сознания, его мыслей и чувств по поводу того, что есть человек, каковы его интересы и потребности, место в жизнедеятель- ности близкого окружения, государства и общества и т.д.
Кроме сознания другими формами духовной ипостаси прав чело- века выступают ценности и духовная деятельность. Права человека как ценность выражаются в гуманистических идеях, идеалах, воззре- ниях, теориях, которые, в свою очередь, воплощаются в принципах и нормах о правах человека. Будучи духовной ценностью, права способ- ствуют духовному обогащению человека, пониманию им настоящего и предвидению будущего, вселяют уверенность в собственных действи- ях, улучшают социальное самочувствие, вдохновляют на новые твор- ческие деяния, влияют на общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат в семье, коллективах, в межнацио- нальном общении. Распространение прав человека с целью их усвое- ния возможно большим числом людей имеет решающее значение для повышения духовной культуры, формирования духовного мира мно- гих людей, а значит, обогащению духовной жизни общества в целом.
§ 2 Нравственно-духовное содержание нрав человека 89
Развитие духовности и самовоспитания придает внутренние силы сопротивлению человека власти мира и общества. Дух и ду- ховность творчески перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир человека, вносят в него свободу и смысл. Напротив, бездуховность — это всегда зависимость от внеш- него, это рабство человека. Отказ человека от своей свободы, от самостоятельного поиска добра, правды, справедливости приводит к духовному закабалению, страху, безынициативности, он оказывается не в состоянии выполнить то предназначение, во имя которого ему дана жизнь.
Нравственный поиск и самопроявление могут осуществляться только путем духовной свободы, т.е. внутренней работой каждого над самим собой. Права человека способствуют развитию и защищают такую человеческую способность, провозглашая свободу мысли и убеждений, свободу от авторитетов и предрассудков, свободу совести и вероисповедания, право на развитие, на образование, на творчество, на личную культурную самобытность, на свободный выбор нравствен- ных, эстетических и иных ценностей, право на приобщение к культур- ным ценностям и т.д.
И.А. Покровский совершенно справедливо отмечал, что «нравст- венный прогресс может быть только делом индивидуальной свободы, и высшим назначением права может быть лишь создание такого соци- ального порядка, в котором эта творческая свобода находила бы себе наилучшие условия для своего осуществления»'.
Сегодня эпоха потребления превратила индивида в дисциплини- рованного производителя-потребителя, укрепив в его сознании опас- ное заблуждение, что целью и смыслом существования является про- изводство вещей и их потребление. Обеднив духовный мир личности, способствуя конформизму, психология вещизма поставила препоны всестороннему и динамичному развитию человека и человечества. Материалистический и социализированный взгляд на жизнь породил в человеческом сознании идеи о первичности общества и о личности как продукте социальной среды. Задача общества свелась к тому, чтобы индивид стал эффективным фактором общественного прогрес- са, а самосовершенствование и духовная жизнь переместились в сферу исключительно личных дел.
Отдавая приоритет обществу и способствуя его прогрессу, инди- вид привел в действие механизм самоотчуждения — в процессе взаи- модействия с другими людьми субъект развивал не все свои сущност-
)Покровский И.А. Основные проблемы гражданского нрава М., 1998. С. 78.
90 Г.чава 2. Цснпостно-гуманистичсская методология прав человека
ные потенции, а только часть из них — социальные. Безусловно, лич- ность — существо общественное, однако это вовсе не означает, что высшие сферы ее бытия могут быть сведены только к социально-ве- щественным формам. Преувеличение роли социальной субстанцио- нальности замедлило осознание человеком многоплановости собст- венной природы.
Авторы коллективной работы «Этика права» совершенно справед- ливо отмечают, что «трагедия социального субъекта заключается не в том, что он служит обществу (это позитивная сторона), а в том, что гипертрофированную социальную форму он воспринимает чуть ли не единственным способом воспроизводства своей многомерной приро- ды». И далее: «Многомерная сущность человека перерождается в со- циальную форму насилия (развивать только те способности, которые полезны обществу), в средство закабаления человека, превращая его в слугу общества. Служа обществу, личность... вытесняет в бессозна- тельное высшие формы своей духовности. Она не всегда это и осозна- ет. История к моменту цивилизации уже деформировала ее духов- ность»'.
На рубеже XIX—XX веков знания, машины и технологии заверши- ли перестройку человеческого разума, превратив человека в телесно- рациональное существо, привыкшее потреблять, но не творить. Взаи- модействуя с вещами, индивид отучается от духовной деятельности. Все больше ощущается недостаток доверия, всеобщим становится по- верхностное, ничтожное и безразличное. Растет власть внешнего (те- лесного) над внутренним (духовным). Гиперсоциализированный субъект становится угрозой космогенезу человека2.
Свобода все больше сводится к социально-политическим и эконо- мическим требованиям, т.е. к обеспечению материальной жизни, но никак не связывается с проявлениями духовности. Приоритеты раци- онального человека требуют информационно-технологической циви- лизации, высокого уровня потребления, сохранения искусственной среды обитания. Техническая цивилизация ведет к упрощению духов- ного мира человека, к господству чисто утилитарного, эгоистического отношения к жизни, к появлению технократического мышления, ко- торое не очень обеспокоено высшими ценностями и смысложизнен- ными вопросами. Культура и нравственность все меньше соединяют гиперрациональных людей, поскольку ставка сделана в XX в. не на духовность, а на комфорт. В итоге прогрессируют знания и техника,
' Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998. С. 220. 2 Там же.
§ 2. Нравственно-духовное содержание нрав человека 91
но не сам человек. Но что стоят все прогрессы, если рушится человек? (А. Вознесенский).
Сформировалась эпоха тотального плюрализма, при которой рас- падается иерархия ценностей и низвергаются приоритеты. Индивид вплотную столкнулся с феноменом отчуждения. Отчуждение (про- цесс и результат отрыва функции системы от ее субстрата, ведущий к извращению ее сущности) есть следствие дифференциации социаль- ной действительности, испытывающей кризис техногенной цивилиза- ции, а вследствие этого и разрушение целостности самой личности. В ходе общественного развития от индивида отделяются, вырываясь из- под его власти, определенные формы деятельности: власть, право, идеология, собственность, культура. Эти формы приобретают собст- венное содержание, становятся суверенными, противостоят человеку и превращаются в покоряющие его чуждые и враждебные силы'. Ин- дивид обесчеловечивается, гуманизм теряет первоначальный смысл.
«Все дозволено и ничего не гарантировано» — лозунг самоотчуж- дения XX в. Духовное, священное и высокое воспринимается как эк- зотика. Процветает вероятностно-неопределенная характеристика всего: норм, власти, ценностей, целей. Человек больше ни во что не верит и ему уже «нечем верить» — пишут авторы одного из учебников по философии2.
Утилитарно-прагматическое сознание, освобождая человека от «предрассудков категорических императивов, отобрало у него невиди- мое оружие, которое безоговорочно защищало его достоинство, святость и неприкосновенность», — констатировал в начале XX в. свершившееся самоотчуждение личности и появление феномена «без- опорности существования» русский юрист и социолог П.А. Сорокин3. Перед громадным и беспорядочным скоплением фактов человек начи- нает упускать жизненно важные вещи, разочаровываясь в возможностях разума быть опорой. Чувство беспомощности, страха и дезориентации охватывает людей. Сохранение своей личности — категорического им- ператива человеческого достоинства — становится подлинной пробле- мой для миллионов людей. Если духовное творчество (трансценден- тирование) не принимается как важнейший момент существования человека (ибо оно есть гарантия сохранения личности, ее идеалов, ие- рархии ценностей, самопреобразования), то наступает самоотчужде- ние. Индекс гуманитарное™ общества приближается к крайне низкой отметке.
* Подробнее см.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 24-26.
2 Философия / Отв. ред. В.П. Кохаиовский. Ростов н/Д., 1995. С. 159.
3Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 503.
92 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека
Самоотчуждение, однако, имеет и положительную сторону. Нет более веской причины, возвращающей человечество к себе, чем про- цесс самоотчуждения. Возрожденные в эпоху нравственного перелома гуманитарная мысль и гуманитарное движение (а права человека — их неотъемлемая часть) в состоянии преодолеть отчуждение и восстано- вить целостность человека.
Главный вопрос в преодолении отчуждения был поставлен еще в прошлом веке и звучал так: спасти человека, сохранить его личность. А.Я. Антонович, правовед, специалист в области полицейского права и политической экономии, писал: «Спасти человека, его достоинство, его развитие, его душу — вот задача и смысл социального вопроса. Поэтому социальный вопрос есть индивидуальный. Все сводится к условиям наилучшего развития души человека как личности»'.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление