Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системность прав человека 3 страница




Появление третьего поколения прав относят к 70-м гг. XX в. как
результат деколонизации и борьбы за национальные суверенитеты.
Чаще всего их именуют правами солидарности, и приоритет их разра-
ботки принадлежит развивающимся странам. Права солидарности —
это право на мир, на разоружение, на развитие, на здоровую окружаю-
щую среду, на общее наследие человечества, на коммуникацию, право
народов на самоопределение, запрет геноцида и апартеида и др. Это
права, принадлежащие в совокупности народам, нациям, националь-
ным меньшинствам, коренным народностям.

Права солидарности обозначили очередной поворот к проблеме
прав человека: появились не только новые группы коллективных
прав, но и пришло осознание взаимосвязи и взаимообусловленности
индивидуальных и коллективных прав (ст. 1 Международного пакта
об экономических, социальных и культурных правах, ст. 1 Междуна-
родного пакта о гражданских и политических правах).

Позже произошла еще одна трансформация взглядов на содержа-
ние и структуру прав, входящих в этот блок. Кроме прав солидарности
к третьему поколению стали относить и права отдельных социальных
групп, и так называемые новые права*. Правами отдельных социальных
групп считают права детей, престарелых, инвалидов, бездомных, безра-
ботных, потребителей, квартиросъемщиков, лиц с определенными сексу-
альными предпочтениями или даже рыжих и левшей и т.п.

Группа новых прав сформировалась под влиянием стремительно
изменяющихся общественных отношений, которые дополнили или
детализировали каким-то новым образом традиционные права (т.е. те,
что были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека и
Международных пактах о правах человека). Например, право на сон,
право не быть убитым во время войны, право на отличие, право на
индивидуальный стиль жизни, тишину и покой, право на самообразо-
вание2, право на эвтаназию, право на терпимость, право создавать
семью однополыми партнерами, право на отказ от воинской службы,
право на хорошее управление и т.п.

В Европейской социальной хартии предусматриваются такие
новые права, как право работников на защиту в случае прекращения
договора найма, в случае неплатежеспособности их работодателей,
право на достойное обращение на работе, право на информацию и

* См.: Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог / Отв.
ред. Б. Гросс, П. Джувилср, Е. Лукашева, В. Карташкин. М, 1994 С. 346.

2 См.: Huys R., Maasert L. The New Generation of Human Rights. Amsterdam, 1980.
P. 35,41,49


54 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции

консультации в случае сокращения штатов, право на защиту от бед-
ности и социальной маргинализации и т.д.

Под влиянием глобализации, научно-технического прогресса, осо-
бенно в области информатики, медицины, генетики, клонирования,
трансплантации, перечень новых прав все более расширяется. В ре-
зультате появляются высказывания о становлении четвертого поколе-
ния прав, которые станут правовым ответом вызовам XXI в., когда
речь пойдет «о выживании человечества как биологического вида, о
сохранении цивилизации, о космической социализации человечест-
ва»'. Не исключено, что в недалеком будущем на повестку дня встанет
проблема о содержании и различиях в правах людей, рожденных жи-
выми родителями, и «усовершенствованных людей» — биологических
роботов. Императивы грядущего должны-лолноправно входить в со-
держание новых прав.

В литературе высказано негативное отношение к разделению прав
на поколения в силу научной сомнительности данного термина2. Дей-
ствительно, понятие «поколение» нарушает историческую реальность,
создает впечатление, что права, относящиеся к разным поколениям, не
могут существовать одновременно, по крайней мере, со временем одни
«устаревают» и им приходят на смену другие, как сменяют друг друга
возрастные поколения людей.

Американские ученые Т. Берженталь и А. Кисе считают, что
«представление о трех поколениях прав человека является ложным и
опасным». Оно является ложным, поскольку в международном аспек-
те экономические и социальные права были провозглашены значи-
тельно раньше, чем гражданские и политические. Международные
стандарты о труде были разработаны Международной организацией
труда еще в 1920 г. Оно является опасным, так как переставляет мес-
тами более старую группу прав и права, признанные недавно, забывая,
что они существуют одновременно. Экономические, социальные и
культурные права якобы вытесняют гражданские и политические
права, и обе группы исчезают под воздействием появления новых
прав. Этот путь открывает «Гулаг» или диктатуру3.

Думается, ч-Го термин «поколения прав» уже прочно вошел в науч-
ный аппарат теории прав человека, он вносит свою лепту в уяснение
их сущности, поэтому не следовало бы от него отказываться. «Слова

) Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзее-
ва. М.,2000. С. 217.

2 Buergenthal Т., Kiss A. La protection internationale des droits de 1'homme. Precis.
Strasbourg. Arlington, 1991. P. 131.

3 Ibid. P. 131.


§ 2 Сигтемпосчь прав человека 55

подобны гарпунам... Если уж они вошли, то их очень тяжело выта-
щить»'. Однако замечания американских ученых нужно принять к
сведению: понятие «поколения прав» требует соответствующей рас-
шифровке при применении.

По кругу субъектов — носителей прав в настоящее время выделя-
ются индивидуальные и коллективные (групповые) права. Индивиду-
альные права — это права отдельно взятого человека и гражданина.
Коллективными называются права, принадлежащие и реализуемые
совместными действиями людей определенной общности. Непризна-
ние тех или иных групп в качестве субъектов — носителей прав не
отменяет последние, они реализуются членами общностей через инди-
видуальные права. Но при таких условиях очевидно, что коллективные
права оказываются менее защищенными, а сами общности — более
уязвимы.

К коллективным относят разные по природе права, во-первых,
права народов (этносов), во-вторых, права меньшинств (националь-
ных или этнических, религиозных и языковых) и, в-третьих, права
некоторых социальных групп (женщин, несовершеннолетних, инвали-
дов, безработных, беженцев, лиц, оказавшихся в чрезвычайной ситуа-
ции, жертв политических репрессий и т.д.).

Коллективные права нельзя рассматривать как сумму прав, при-
надлежащих всем индивидам, поскольку их носителями являются не
отдельные лица, а группа в целом. Они обладают свойствами, соответ-
ствующими коллективным образованиям, т.е. качественно иными, чем
индивидуальные права. Это проявляется в следующем.

Во-первых, коллективные права реализуются, как правило, груп-
пой совместно, хотя часть из них может осуществляться одновременно
как индивидом, принадлежащим к данному сообществу, так и сообще-
ством в целом (например, права верующих, права языковых мень-
шинств), а другие — исключительно только посредством коллектив-
ных действий (например, право гражданского неповиновения, право
политической оппозиции, право на забастовку).

Во-вторых, коллективные права не являются естественными по
происхождению, поскольку складываются под влиянием субъектив-
но-волевых факторов, по мере осознания общностью своих специфи-
ческих интересов, организации и солидаризации действий, аккумули-
рования и заявления о них представителями этих групп. Например, в
Российской Федерации актуализировались проблемы положения

' Хоргап Дяс. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века
Науки / Пер. с англ. СПб., 2001. С. 177.


56 Глава 1 Права человека как целостное явление, структура и функции

лиц, находящихся в местах лишения свободы, военнослужащих, по-
требителей, возникли движения в их защиту и сформировались соот-
ветствующие требования к обществу и государству о ликвидации не-
справедливости и беззакония в сфере жизненных пространств этих
субъектов.

В-третьих, для сохранения идентичности группы и восполнения
пониженных по сравнению с большинством населения возможностей
ее представителей создаются специальные гарантии (преференциаль-
ные режимы или так называемая положительная дискриминация), по-
лучающие официальное закрепление в коллективных правах этой
группы. Например, организуются национально-культурные автоно-
мии для национальных меньшинств, создаются социальные програм-
мы оказания помощи инвалидам.

В-четвертых, коллективные права обладают более высокой степе-
нью публичности (в отличие от индивидуальных прав, которые могут
иметь и частно-публичный характер), поскольку в их защите заинте-
ресованы не только конкретный индивидуум и определенная социаль-
ная группа, но и общество в целом. Во многих случаях удается лучше
обеспечить индивидуальные права, защищая права соответствующего
слоя населения.

В-пятых, чтобы довести до относительного равенства возможности
этих групп с возможностями большинства населения, их права зако-
нодательно дифференцируются. Например, в Российской Федерации
имеется законодательный массив о правах женщин (в силу их факти-
ческого неравенства с мужчинами), правах несовершеннолетних
(в силу их огромной зависимости от взрослых лиц), правах нацио-
нальных меньшинств (для защиты их интересов и самобытности в
среде титульной нации).

Необходимо отметить, что если обоснованность отнесения к кол-
лективным правам прав народов (наций) и национальных мень-
шинств практически не вызывает сомнений в литературе, то в отноше-
нии прав других категорий мнения далеко не однозначны. Вызывает
споры и вопрос о приоритетности индивидуальных или коллектив-
ных прав.

Так, либеральный подход отдает предпочтение правам отдельного
человека, поскольку считает личность важнее общности (государства,
трудового коллектива, партии, этноса и т.д.). Социалистическая точка
зрения настаивает на особой важности коллективных прав, так как
полагает, что индивидуальные права могут быть гарантированы лишь
при обеспеченности прав коллектива. Однако опыт, накопленный че-
ловечеством, свидетельствует, что там, где права какой-либо общнос-
ти ставятся выше прав индивида, неважно по каким соображениям,


 

§ 2 Системность прав человека


 


эта общность в конце концов подавляет входящих в нее людей и в
итоге воцаряется общее бесправие.

Но и утверждая приоритет прав личности над коллективными пра-
вами, не стоит впадать, как выразился профессор А.И. Ковлер, в край-
ности «зоологического индивидуализма»*. Индивидуальные и коллек-
тивные права должны не конкурировать между собой, а дополнять
друг друга. В этом случае повышается степень равновесности и устой-
чивости всей системы прав человека в целом. С практической точки
зрения это простое теоретическое решение ставит труднейшую задачу
перед правотворческой и правоприменительной деятельностью.

Ценностная классификация прав человека. Оригинальный кон-
цептуальный подход, использованный при структурировании Хартии
Европейского Союза об основных правах 2000 г., свидетельствует о
возможности разделения прав по ценностным основаниям, т.е. по тем
целям, установкам и ориентирам, на которые направлены права. Такая
классификация может быть расширена и за счет учета цивилизацион-
ных ценностей, разделения системы прав на универсальные, культур-
но-региональные и национально-государственные2.

Например, Хартия Европейского Союза выделяет шесть групп
прав-ценностей, отражающих предпочтения западного общества: до-
стоинство, свобода, равенство, солидарность, гражданство, правосу-
дие. Вокруг них концентрируются разные виды прав. Каждое право,
конечно, в своем подтексте подразумевает те или иные стороны раз-
личных ценностей, но благодаря лидирующей из них права «собира-
ются» в соответствующие блоки.

Так, к правам, выражающим ценность человеческого достоинства,
отнесены права на жизнь, на целостность личности, запрет пыток или
унижающего достоинство обращения и наказания, запрет рабства и
принудительного труда.

Ценность свободы отражена правом личной неприкосновенности,
правом на уважение частной и семейной жизни, правом на защиту
данных личного характера, свободой мысли, совести и вероисповеда-
ния,. свободой собраний и объединений, свободой искусства и науки,
правом на образование, свободой профессиональной деятельности и
правом на труд, свободой предпринимательства и правом собствен-
ности, правом на убежище и т.п.

Вокруг ценности равенства систематизируются: право на равенст-
во перед законом, недопустимость дискриминации, право на культур-

' Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М., 2002. С. 18.
2 Подробнее см.: гл. 3 настоящей работы.


58 Глава 1. Права человека как целостное явление- структура и функции

ное, религиозное и языковое разнообразие, равенство мужчин и жен-
щин, права ребенка, пожилых людей, инвалидов.

Ряд прав защищают ценности солидарности: право на коллектив-
ные переговоры и коллективные действия, право на обращение к
службам занятости, защита в случае необоснованного увольнения,
право на благоприятные и справедливые условия труда, запрет дет-
ского труда, право на социальное обеспечение и социальную помощь,
право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую
среду, права потребителей и др.

Признание ценности гражданства воплощено в избирательных
правах, в праве на хорошее управление, праве петиций, свободе пере-
движения и выбора места жительства, дипломатической и консуль-
ской защите.

Правосудие выступает не только как самостоятельная ценность, но
и как гарантия защиты других прав. Его различные стороны претворя-
ются в жизнь правом на эффективное обжалование и на доступ к бес-
пристрастному суду, презумпцией невиновности, правом на защиту,
правом не подвергаться дважды судебному преследованию за одно и
то же преступление и т.п.

Широкое применение в теории и в законодательной практике полу-
чили понятия основных и отраслевых прав. Термин «основные права»
используется для придания особого статуса и важности правам, пере-
численным в основополагающих универсальных документах — Всеоб-
щей декларации и Международных пактах о правах человека. Анало-
гичным образом называются права, включенные в региональные акты,
например в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основ-
ных свобод 1950г. Основными именуются и конституционные права в
рамках национальных правопорядков. Таким образом, основные
права — это наиболее общие права человека и гражданина.

Основные права являются активными центрами системы права и
системы законодательства, поскольку выражают особо значимые для
нормальной жизнедеятельности личности потребности. Они изначаль-
ны и порождают производные (отраслевые) права, имеют механизм
прямого действия и реализуются не в рамках конкретных правоотно-
шений, закладывают основу национального правового статуса личнос-
ти. Основные права — неотъемлемая часть конституционализма.

Отраслевые права по отношению к основным выполняют служеб-
ную функцию: они раскрывают содержание и определяют их объем,
являются средством реализации основных прав, могут выступать по
отношению к ним в роли юридических гарантий.

В научных публикациях предлагается множество иных интерес-
ных и плодотворных с точки зрения уяснения сущности прав человека


§ 2. Системность нрав человека 59

классификаций. Каждая подмечает какую-то новую сторону их прояв-
ления, каждая способствует познанию и более рациональной органи-
зации и эффективному использованию всей системы прав.

Например, А. Козулин выделяет ограждающие права (т.е. защи-
щающие неприкосновенную свободу автономной личности — «свобо-
ду от...»); права, устанавливающие рамки активности личности (к ко-
торым относит свободу творчества, свободу собраний, информации,
свободу зарабатывать на жизнь своим трудом, т.е. права, гарантирую-
щие «свободу для...»); права социальной защищенности, направлен-
ные на охрану здоровья, обеспечение жилищем и т.д.*

М. Крэнстон разделяет права на законные и моральные. К мораль-
ным автор причисляет права отца, опекуна, попечителя и т.д. Закон-
ные права он, в свою очередь, подразделяет на: группу генеральных
позитивных прав, которыми пользуются все лица, находящиеся под
определенной юрисдикцией; группу традиционных прав, содержа-
щихся в актах, которые в ходе продолжительного исторического про-
цесса приобрели легитимность, стали общепринятыми и вошли в
сознание общества в качестве неизбежно соблюдаемых; группу номи-
нальных позитивных прав, т.е. провозглашенных конституциями, но
не соблюдаемых на практике; группу позитивных прав, свобод, приви-
легий и иммунитетов ограниченного круга лиц (права дворян, врачей,
плательщиков налогов и т.д.); группу прав, свобод и иммунитетов от-
дельных личностей (Президента США, Королевы Великобритании,
Архиепископа Кентерберийского и пр.)2.

Профессор Ф. Люшер полагает, что существуют следующие виды
прав: личные (индивидуальные) права, публичные свободы, местные
или территориальные права, право на равенство, право на собствен-
ность, право на достоинство, право на безопасность и право на демо-
кратию3.

Основаниями для выделения могут быть и иные критерии, что
вполне закономерно, если учесть объемность и сложность системы
прав человека, но все они желательны для научного поиска, совершен-
ствования законодательства и развития механизмов их реального пре-
творения в жизнь.

1 См.: Козулин А. Права личности для «взрослого» человечества // Общественные
науки и современность. 1971. № 6. С. 31—42.

2 Cranston М. What arc Human Rights. L, 1973.

3 Luchaire F. La protection constitutionnclle dcs droits ct ties libcrtes P., 1987.


Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.