Появление третьего поколения прав относят к 70-м гг. XX в. как результат деколонизации и борьбы за национальные суверенитеты. Чаще всего их именуют правами солидарности, и приоритет их разра- ботки принадлежит развивающимся странам. Права солидарности — это право на мир, на разоружение, на развитие, на здоровую окружаю- щую среду, на общее наследие человечества, на коммуникацию, право народов на самоопределение, запрет геноцида и апартеида и др. Это права, принадлежащие в совокупности народам, нациям, националь- ным меньшинствам, коренным народностям.
Права солидарности обозначили очередной поворот к проблеме прав человека: появились не только новые группы коллективных прав, но и пришло осознание взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальных и коллективных прав (ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 1 Междуна- родного пакта о гражданских и политических правах).
Позже произошла еще одна трансформация взглядов на содержа- ние и структуру прав, входящих в этот блок. Кроме прав солидарности к третьему поколению стали относить и права отдельных социальных групп, и так называемые новые права*. Правами отдельных социальных групп считают права детей, престарелых, инвалидов, бездомных, безра- ботных, потребителей, квартиросъемщиков, лиц с определенными сексу- альными предпочтениями или даже рыжих и левшей и т.п.
Группа новых прав сформировалась под влиянием стремительно изменяющихся общественных отношений, которые дополнили или детализировали каким-то новым образом традиционные права (т.е. те, что были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах человека). Например, право на сон, право не быть убитым во время войны, право на отличие, право на индивидуальный стиль жизни, тишину и покой, право на самообразо- вание2, право на эвтаназию, право на терпимость, право создавать семью однополыми партнерами, право на отказ от воинской службы, право на хорошее управление и т.п.
В Европейской социальной хартии предусматриваются такие новые права, как право работников на защиту в случае прекращения договора найма, в случае неплатежеспособности их работодателей, право на достойное обращение на работе, право на информацию и
* См.: Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог / Отв. ред. Б. Гросс, П. Джувилср, Е. Лукашева, В. Карташкин. М, 1994 С. 346.
2 См.: Huys R., Maasert L. The New Generation of Human Rights. Amsterdam, 1980. P. 35,41,49
54 Глава 1. Права человека как целостное явление: структура и функции
консультации в случае сокращения штатов, право на защиту от бед- ности и социальной маргинализации и т.д.
Под влиянием глобализации, научно-технического прогресса, осо- бенно в области информатики, медицины, генетики, клонирования, трансплантации, перечень новых прав все более расширяется. В ре- зультате появляются высказывания о становлении четвертого поколе- ния прав, которые станут правовым ответом вызовам XXI в., когда речь пойдет «о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о космической социализации человечест- ва»'. Не исключено, что в недалеком будущем на повестку дня встанет проблема о содержании и различиях в правах людей, рожденных жи- выми родителями, и «усовершенствованных людей» — биологических роботов. Императивы грядущего должны-лолноправно входить в со- держание новых прав.
В литературе высказано негативное отношение к разделению прав на поколения в силу научной сомнительности данного термина2. Дей- ствительно, понятие «поколение» нарушает историческую реальность, создает впечатление, что права, относящиеся к разным поколениям, не могут существовать одновременно, по крайней мере, со временем одни «устаревают» и им приходят на смену другие, как сменяют друг друга возрастные поколения людей.
Американские ученые Т. Берженталь и А. Кисе считают, что «представление о трех поколениях прав человека является ложным и опасным». Оно является ложным, поскольку в международном аспек- те экономические и социальные права были провозглашены значи- тельно раньше, чем гражданские и политические. Международные стандарты о труде были разработаны Международной организацией труда еще в 1920 г. Оно является опасным, так как переставляет мес- тами более старую группу прав и права, признанные недавно, забывая, что они существуют одновременно. Экономические, социальные и культурные права якобы вытесняют гражданские и политические права, и обе группы исчезают под воздействием появления новых прав. Этот путь открывает «Гулаг» или диктатуру3.
Думается, ч-Го термин «поколения прав» уже прочно вошел в науч- ный аппарат теории прав человека, он вносит свою лепту в уяснение их сущности, поэтому не следовало бы от него отказываться. «Слова
) Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзее- ва. М.,2000. С. 217.
2Buergenthal Т., Kiss A. La protection internationale des droits de 1'homme. Precis. Strasbourg. Arlington, 1991. P. 131.
3 Ibid. P. 131.
§ 2 Сигтемпосчь прав человека 55
подобны гарпунам... Если уж они вошли, то их очень тяжело выта- щить»'. Однако замечания американских ученых нужно принять к сведению: понятие «поколения прав» требует соответствующей рас- шифровке при применении.
По кругу субъектов — носителей прав в настоящее время выделя- ются индивидуальные и коллективные (групповые) права. Индивиду- альные права — это права отдельно взятого человека и гражданина. Коллективными называются права, принадлежащие и реализуемые совместными действиями людей определенной общности. Непризна- ние тех или иных групп в качестве субъектов — носителей прав не отменяет последние, они реализуются членами общностей через инди- видуальные права. Но при таких условиях очевидно, что коллективные права оказываются менее защищенными, а сами общности — более уязвимы.
К коллективным относят разные по природе права, во-первых, права народов (этносов), во-вторых, права меньшинств (националь- ных или этнических, религиозных и языковых) и, в-третьих, права некоторых социальных групп (женщин, несовершеннолетних, инвали- дов, безработных, беженцев, лиц, оказавшихся в чрезвычайной ситуа- ции, жертв политических репрессий и т.д.).
Коллективные права нельзя рассматривать как сумму прав, при- надлежащих всем индивидам, поскольку их носителями являются не отдельные лица, а группа в целом. Они обладают свойствами, соответ- ствующими коллективным образованиям, т.е. качественно иными, чем индивидуальные права. Это проявляется в следующем.
Во-первых, коллективные права реализуются, как правило, груп- пой совместно, хотя часть из них может осуществляться одновременно как индивидом, принадлежащим к данному сообществу, так и сообще- ством в целом (например, права верующих, права языковых мень- шинств), а другие — исключительно только посредством коллектив- ных действий (например, право гражданского неповиновения, право политической оппозиции, право на забастовку).
Во-вторых, коллективные права не являются естественными по происхождению, поскольку складываются под влиянием субъектив- но-волевых факторов, по мере осознания общностью своих специфи- ческих интересов, организации и солидаризации действий, аккумули- рования и заявления о них представителями этих групп. Например, в Российской Федерации актуализировались проблемы положения
' Хоргап Дяс. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки / Пер. с англ. СПб., 2001. С. 177.
56 Глава 1 Права человека как целостное явление, структура и функции
лиц, находящихся в местах лишения свободы, военнослужащих, по- требителей, возникли движения в их защиту и сформировались соот- ветствующие требования к обществу и государству о ликвидации не- справедливости и беззакония в сфере жизненных пространств этих субъектов.
В-третьих, для сохранения идентичности группы и восполнения пониженных по сравнению с большинством населения возможностей ее представителей создаются специальные гарантии (преференциаль- ные режимы или так называемая положительная дискриминация), по- лучающие официальное закрепление в коллективных правах этой группы. Например, организуются национально-культурные автоно- мии для национальных меньшинств, создаются социальные програм- мы оказания помощи инвалидам.
В-четвертых, коллективные права обладают более высокой степе- нью публичности (в отличие от индивидуальных прав, которые могут иметь и частно-публичный характер), поскольку в их защите заинте- ресованы не только конкретный индивидуум и определенная социаль- ная группа, но и общество в целом. Во многих случаях удается лучше обеспечить индивидуальные права, защищая права соответствующего слоя населения.
В-пятых, чтобы довести до относительного равенства возможности этих групп с возможностями большинства населения, их права зако- нодательно дифференцируются. Например, в Российской Федерации имеется законодательный массив о правах женщин (в силу их факти- ческого неравенства с мужчинами), правах несовершеннолетних (в силу их огромной зависимости от взрослых лиц), правах нацио- нальных меньшинств (для защиты их интересов и самобытности в среде титульной нации).
Необходимо отметить, что если обоснованность отнесения к кол- лективным правам прав народов (наций) и национальных мень- шинств практически не вызывает сомнений в литературе, то в отноше- нии прав других категорий мнения далеко не однозначны. Вызывает споры и вопрос о приоритетности индивидуальных или коллектив- ных прав.
Так, либеральный подход отдает предпочтение правам отдельного человека, поскольку считает личность важнее общности (государства, трудового коллектива, партии, этноса и т.д.). Социалистическая точка зрения настаивает на особой важности коллективных прав, так как полагает, что индивидуальные права могут быть гарантированы лишь при обеспеченности прав коллектива. Однако опыт, накопленный че- ловечеством, свидетельствует, что там, где права какой-либо общнос- ти ставятся выше прав индивида, неважно по каким соображениям,
§ 2 Системность прав человека
эта общность в конце концов подавляет входящих в нее людей и в итоге воцаряется общее бесправие.
Но и утверждая приоритет прав личности над коллективными пра- вами, не стоит впадать, как выразился профессор А.И. Ковлер, в край- ности «зоологического индивидуализма»*. Индивидуальные и коллек- тивные права должны не конкурировать между собой, а дополнять друг друга. В этом случае повышается степень равновесности и устой- чивости всей системы прав человека в целом. С практической точки зрения это простое теоретическое решение ставит труднейшую задачу перед правотворческой и правоприменительной деятельностью.
Ценностная классификация прав человека. Оригинальный кон- цептуальный подход, использованный при структурировании Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., свидетельствует о возможности разделения прав по ценностным основаниям, т.е. по тем целям, установкам и ориентирам, на которые направлены права. Такая классификация может быть расширена и за счет учета цивилизацион- ных ценностей, разделения системы прав на универсальные, культур- но-региональные и национально-государственные2.
Например, Хартия Европейского Союза выделяет шесть групп прав-ценностей, отражающих предпочтения западного общества: до- стоинство, свобода, равенство, солидарность, гражданство, правосу- дие. Вокруг них концентрируются разные виды прав. Каждое право, конечно, в своем подтексте подразумевает те или иные стороны раз- личных ценностей, но благодаря лидирующей из них права «собира- ются» в соответствующие блоки.
Так, к правам, выражающим ценность человеческого достоинства, отнесены права на жизнь, на целостность личности, запрет пыток или унижающего достоинство обращения и наказания, запрет рабства и принудительного труда.
Ценность свободы отражена правом личной неприкосновенности, правом на уважение частной и семейной жизни, правом на защиту данных личного характера, свободой мысли, совести и вероисповеда- ния,. свободой собраний и объединений, свободой искусства и науки, правом на образование, свободой профессиональной деятельности и правом на труд, свободой предпринимательства и правом собствен- ности, правом на убежище и т.п.
Вокруг ценности равенства систематизируются: право на равенст- во перед законом, недопустимость дискриминации, право на культур-
' Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М., 2002. С. 18. 2 Подробнее см.: гл. 3 настоящей работы.
58 Глава 1. Права человека как целостное явление- структура и функции
ное, религиозное и языковое разнообразие, равенство мужчин и жен- щин, права ребенка, пожилых людей, инвалидов.
Ряд прав защищают ценности солидарности: право на коллектив- ные переговоры и коллективные действия, право на обращение к службам занятости, защита в случае необоснованного увольнения, право на благоприятные и справедливые условия труда, запрет дет- ского труда, право на социальное обеспечение и социальную помощь, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, права потребителей и др.
Признание ценности гражданства воплощено в избирательных правах, в праве на хорошее управление, праве петиций, свободе пере- движения и выбора места жительства, дипломатической и консуль- ской защите.
Правосудие выступает не только как самостоятельная ценность, но и как гарантия защиты других прав. Его различные стороны претворя- ются в жизнь правом на эффективное обжалование и на доступ к бес- пристрастному суду, презумпцией невиновности, правом на защиту, правом не подвергаться дважды судебному преследованию за одно и то же преступление и т.п.
Широкое применение в теории и в законодательной практике полу- чили понятия основных и отраслевых прав. Термин «основные права» используется для придания особого статуса и важности правам, пере- численным в основополагающих универсальных документах — Всеоб- щей декларации и Международных пактах о правах человека. Анало- гичным образом называются права, включенные в региональные акты, например в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основ- ных свобод 1950г. Основными именуются и конституционные права в рамках национальных правопорядков. Таким образом, основные права — это наиболее общие права человека и гражданина.
Основные права являются активными центрами системы права и системы законодательства, поскольку выражают особо значимые для нормальной жизнедеятельности личности потребности. Они изначаль- ны и порождают производные (отраслевые) права, имеют механизм прямого действия и реализуются не в рамках конкретных правоотно- шений, закладывают основу национального правового статуса личнос- ти. Основные права — неотъемлемая часть конституционализма.
Отраслевые права по отношению к основным выполняют служеб- ную функцию: они раскрывают содержание и определяют их объем, являются средством реализации основных прав, могут выступать по отношению к ним в роли юридических гарантий.
В научных публикациях предлагается множество иных интерес- ных и плодотворных с точки зрения уяснения сущности прав человека
§ 2. Системность нрав человека 59
классификаций. Каждая подмечает какую-то новую сторону их прояв- ления, каждая способствует познанию и более рациональной органи- зации и эффективному использованию всей системы прав.
Например, А. Козулин выделяет ограждающие права (т.е. защи- щающие неприкосновенную свободу автономной личности — «свобо- ду от...»); права, устанавливающие рамки активности личности (к ко- торым относит свободу творчества, свободу собраний, информации, свободу зарабатывать на жизнь своим трудом, т.е. права, гарантирую- щие «свободу для...»); права социальной защищенности, направлен- ные на охрану здоровья, обеспечение жилищем и т.д.*
М. Крэнстон разделяет права на законные и моральные. К мораль- ным автор причисляет права отца, опекуна, попечителя и т.д. Закон- ные права он, в свою очередь, подразделяет на: группу генеральных позитивных прав, которыми пользуются все лица, находящиеся под определенной юрисдикцией; группу традиционных прав, содержа- щихся в актах, которые в ходе продолжительного исторического про- цесса приобрели легитимность, стали общепринятыми и вошли в сознание общества в качестве неизбежно соблюдаемых; группу номи- нальных позитивных прав, т.е. провозглашенных конституциями, но не соблюдаемых на практике; группу позитивных прав, свобод, приви- легий и иммунитетов ограниченного круга лиц (права дворян, врачей, плательщиков налогов и т.д.); группу прав, свобод и иммунитетов от- дельных личностей (Президента США, Королевы Великобритании, Архиепископа Кентерберийского и пр.)2.
Профессор Ф. Люшер полагает, что существуют следующие виды прав: личные (индивидуальные) права, публичные свободы, местные или территориальные права, право на равенство, право на собствен- ность, право на достоинство, право на безопасность и право на демо- кратию3.
Основаниями для выделения могут быть и иные критерии, что вполне закономерно, если учесть объемность и сложность системы прав человека, но все они желательны для научного поиска, совершен- ствования законодательства и развития механизмов их реального пре- творения в жизнь.
1 См.: Козулин А. Права личности для «взрослого» человечества // Общественные науки и современность. 1971. № 6. С. 31—42.
2Cranston М. What arc Human Rights. L, 1973.
3Luchaire F. La protection constitutionnclle dcs droits ct ties libcrtes P., 1987.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление