Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизм — мировоззренческая основа прав человека 2 страница





 

§ 1. Гуманизм — мировоззренческая основа нрав человека


 


5. Свобода и равенство как первоначальные и имеющие естествен-
ное происхождение права неизменны в качестве юридического прин-
ципа. Но их конкретно-историческое воплощение варьирует в зависи-
мости от общественных отношений, принятых в тех или иных социо-
культурных общностях. Поэтому позитивный каталог прав человека в
каждом государстве выражает разный объем свободы и равенства.
Пока людей разделяют государственные границы, будут существовать
и законодательные различия в системе прав человека.

В таком виде права человека выступают философско-гуманисти-
ческой категорией и символизируют идеалы свободы, равенства и
солидарности. Их задача — восстановить в человеке человеческое, ос-
вободив от рабства и самоотчуждения, обратить себя к себе и собст-
венному познанию. Их формальное юридическое провозглашение
необходимо для того, чтобы люди получили практические средства
осуществления ценностей свободы, равенства и солидарности, научи-
лись ими пользоваться и их защищать.

Признание человека свободным лицом, утверждение в каждом ин-
дивиде человеческой личности составляет величайший шаг в истори-
ческом движении гражданской жизни, человеку возвращается то, что
лежит в самой глубине его природы. «Отсюда, — как отмечал Б.Н. Чи-
черин, — и великое историческое значение тех народов, которые пер-
вые осуществили у себя это начало и воздали человеку должное, при-
знав в нем образ и подобие Божие не как отвлеченное только верова-
ние, а как истину жизни и основу гражданского строя»'.

Права человека как гуманистическое явление основываются на ува-
жении человеческого достоинства, способности человека благодаря
«добровольно выбранным твердым принципам быть господином себе
самому» (И. Кант). Права человека решительно отвергают гетероно-
мию («чужезаконие»2), утверждающую, что человек как член общества
будто бы может и должен жить лишь по чужим, извне заданным ему
правилам и инструкциям. Презумпция уважения достоинства личнос-
ти базируется на вере в человека, который способен не только как ра-
зумное, но и как спонтанно-чувственное существо давать себе безус-
ловные законы («самозаконность»3) и следовать твердым принципам/

Уважение достоинства личности — следствие доверия человеку.
Люди несовершенны, у них есть масса дурных черт и пристрастий.
Вместе с тем принципиальная позиция идеи прав человека заключает-

' Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. С. 96.

2 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культу-
ры). М., 1991. С. 404.

3 Там же.


72 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека

ся в категорическом исключении заведомого предположения, будто
люди настолько духовно (личностно) неразвиты, что не могут само-
стоятельно противостоять своим склонностям и нуждаются поэтому в
постоянных наставниках и поводырях. Независимость и неподопеч-
ность, вера в разум и признание свободы воли — основные характе-
ристики личности, наделяющие ее достоинством и рождающие уваже-
ние к ней. Они и фундируют философско-гуманистическое содержа-
ние прав человека.

Однако появление самобытных, духовно одаренных индивидуаль-
ностей, обладающих чувством собственного достоинства и способнос-
тью ответственного выбора, возможно в случае особого отношения
общества (и власти) к своим членам — позиции упреждающего уваже-
ния к личности. Воспитание человека на основе авансированного
уважения к нему, организация и функционирование институтов граж-
данского общества и государства на принципах безусловного предва-
рительного доверия человеку — в этом состоит практический смысл
гуманистического сюжета прав человека. «Человечность исходного
доверия»* — так можно определить воспитательную функцию, выпол-
няемую правами человека в качестве гуманистической программы.
Люди — не средства, поэтому должно быть пресечено всякое дикта-
торское, покушение на личность, притом не только корыстное, но и
осуществляемое по мотивам якобы заботы об «общем благе», «интере-
сах народа», «общественно-исторической потребности» и т.д., кото-
рые, как свидетельствует история, зачастую наполнялись совершенно
произвольным, а то и откровенно демагогическим содержанием.

Новый гуманизм в правах человека. Современное развитие учения
о правах человека продолжается в рамках нового гуманистического ре-
нессанса — резкого повышения статуса общечеловеческих ценностей, из-
живания техногенного синдрома предыдущей эпохи, становления ноо-
сферного, экогуманистического общества. Права человека как фрагмент
гуманистического проекта сегодня включены в фундаментальные
жизненные стратегии человечества, поиск скорректированных перед
лицом кризисных глобальных явлений путей выхода из них.

Идея прав Человека переосмысливается в контексте великой гума-
нистической традиции, но поставленной в ракурсе новых реалий. На-
ряду с вопросами «как», «каким образом», «почему» (функциональ-
ный подход) все чаще звучат вопросы о назначении и смысле, целях и
средствах, допустимого и недопустимого в правах человека: «во имя

* Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права // Квинтэс-
сенция. Философский альманах. М., 1990. С. 209.


§ 1. Гуманизм — мировоззренческая основа нрав человека 73

чего», «какой ценой», «в какой перспективе» (аксиологический под-
ход). Ценностные приоритеты прав человека все больше перемещают-
ся из сферы экономической и физической безопасности человека в
сферу субъективного самочувствия и качества жизни*, потребитель-
ские аспекты прав замещаются поддержкой творчества, подлинная сво-
бода ассоциируется «не с объемом стяжательской правоспособности»2,
а с духовностью и обретением духовного смысла жизни, индивидуаль-
ные интересы признаются обоснованными без вредного избытка.

Техногенная цивилизация имела свои несомненные достижения: в
ней утвердились идеи прогресса, демократии, свободы и личной ини-
циативы3. Но она породила и предельные характеристики антропо-
центризма как исключительности и выделенности человека, его «воз-
несенности» над природным миром, уверенности в своем праве поко-
рять и властвовать.

Глобальный кризис заставил усомниться в адекватности парадигм
техногенного мира, поставил задачу переосмысления его ценностей, в
том числе и тех, что напрямую связаны с правами человека4. Исчерпа-
ние в социальной сфере приоритетов соперничества, борьбы и личных
выгод, появление экологических запретов-сдерживаний, повышение
степени опасности разрушения биогенетической основы индивида,
усиление взаимозависимости и глобальности и т.п. нарастили труд-
ности в главном деле гуманизма — сохранении человека. Новые реа-
лии заставляют иначе взглянуть на устоявшиеся характеристики гу-
манистического принципа, требуют уточнения его современного
смысла как целеполагающего идеала для прав человека.

Начало третьего тысячелетия, как считают специалисты по про-
блемам глобалистики, знаменует собой осевое время — духовное воз-
рождение человека и общества. Представитель научной школы
русского циклизма Ю.В. Яковец убежден, что главное в нем — «воз-
рождение гуманизма, приоритет и раскованность личности»5. Он

* Государственная служба за рубежом. Вызовы XXI века / Отв. ред. Г.И. Иванов.
М., 2000. С. 45.

2 Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов,
1994. С.239.

3 См.: Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990.
№ 9. С. 3-15.

4 Специалисты все увереннее приходят к выводу о том, что глубинная основа со-
временного кризиса была спровоцирована именно кризисом ценностей (см.: Глобаль-
ные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной сре-
дой. М„ 1994. С. 5—11; Стратегия выживания: космизм и экология. М„ 1997. С. 191—
219).

5 Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. Международный ин-
ститут П. Сорокина - Н. Кондратьева. М/, 2001. С. 318-319.


74 Глава 2. Цснностпо-гумапистичсская методология прав человека

пишет: «Информационная революция, как и поворот в отношениях с
природой и в других сферах человеческого общества, — это лишь со-
ставные элементы данного переворота, подкрепляющие его главную
тенденцию, средства для достижения главной цели. Поэтому рождаю-
щееся постиндустриальное общество — это прежде всего креативно-
гуманистическое общество, хотя оно с разных позиций может характе-
ризоваться и как гуманистически-информационное, и как гуманисти-
чески-экологическое (ноосферное)»'.

Новые приоритеты гуманистического общества, важные для обо-
снования постнеклассической картины прав человека, связаны преж-
де всего с идеями диалогичности, антропокосмизма, глобальности,
биоцентризма, коэволюционной стратегии и т.п. Сформулированные
пока лишь в общем и постановочном варианте, они рисуют, тем не
менее, ориентировочную схему для переосмысления прав человека в
диапазоне этико-юридического и политического оформления.

Новый гуманизм в первую очередь означает преодоление главен-
ствующей роли материальных ценностей (приоритет экономического
человека) и постепенное превращение духовно-познавательных цен-
ностей в определяющие (приоритет информационного человека).
Идея развивающегося, информационного человека исходит из господ-
ства Разума, а не силы, не связана и не определяется той или иной
формой присвоения2. «Человек из функции общества, — отмечает
профессор B.C. Егоров, — превращается в исходное начало и подлин-
ного субъекта общественных отношений, при этом он рассматривает-
ся не как готовый продукт эволюции, а в становлении, с точки зрения
приращения разумности»3.

Идеалы открытости сознания, принимающего разные подходы и
менталитета, внимательного и уважительного отношения к альтерна-
тивным позициям предполагают установление диалога между субъек-
тами, который в итоге ведет к взаимному обогащению. Диалогичность
как установка сознания и принцип действия основывается прежде
всего на признании ценности Другого (человека, природы, народов,
культур), повышает значимость коммуникативного сотрудничества,
методов ненасилия, толерантности, равенства прав с Другим.

Диалогичность повышает осознание единства каждого с каждым,
порождает уважение к другому и его правам, подключает к процессу
реализации прав другого как сочувствующего и благожелательного

1 Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. Международный ин-
ститут П. Сорокина — И. Кондратьева. С. 318—319.

2 Синергетика: человек и общество. С. 337.

3 Там же. С. 331,335.


§ 1. Гуманизм — мировоззренческая основа нрав человека 75

помощника. Отношения диалога трансформируют, что не менее
важно, понимание самого себя, уяснение человеческого в себе, своей
жизненной позиции, целей, форм поведения, а также способов пользо-
вания своими правами.

Парадигма взаимозависимости* на смену антропоцентризму при-
водит в действие принцип антропокосмизма — космической ориента-
ции человека в его взаимодействиях с социумом и средой обитания.
Антропокосмизм вносит еще один пласт смыслообразующих ориенти-
ров — органическую встроенность человека (с его неотъемлемыми
правами) в единый эволюционный космический процесс. Он рассмат-
ривает космос как экологическую нишу человеческого разума, а чело-
века как фрагмент и одновременно деятеля, активно воздействующего
и изменяющего окружающий мир. Антропокосмизм созвучен восточ-
ным традициям (даосизму, конфуцианству, буддизму), сохранившим
уверенность в том, что «одно во всем и все в одном». Антропокосмизм
при этом не отказывается от аксиологического антропоцентризма,
продолжая рассматривать человека главной ценностью (все во имя и
во благо человека). Эта идея заставляет задуматься об истинных мас-
штабах прав, присваиваемых человеку и могущих иметь не только
планетарные последствия.

Принципу взаимозависимости свойственна своя иерархия ценнос-
тей, высшей из которых признается принадлежность к человечеству, а
последующие сопряжены с более узкой идентичностью — нацией,
конфессией, гражданством, т.п. (в этом отличие новых веяний от нео-
традиционализма, где на первом месте стоит принадлежность к опре-
деленной социальной группе или нации, а на последнем — к человече-
ству). Такая концепция разрушает устойчиво-привычную ксенофо-
бию, демонстрируя, что «принадлежность к человечеству дает новые
шансы для развития»2. Для прав человека указанная позиция важна в
части признания значимости универсальных прав человека, объеди-
няющих людей и преодолевающих синдром национальной иключи-
тельности и обособленности.

Прогресс, достигнутый биологией, медициной, генной инжене-
рией, на новый уровень перевел идею тотального «совершенствова-
ния» биологической природы человека и возродил интерес к созда-

' См.: Глобализация как отрасль научного знания. Материалы постоянно действу-
ющего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 3. М.,
2001. С. 18.

2 Чешков Л.М, Глобализация: контуры рамочной концепции // Проблемы глобали-
зации: реальность, тенденции, прогнозы. Материалы постоянного действующего меж-
дисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 6. М., 2001. С. 30.


76 Глава 2, Ценностно-гуманистическая методология нрав человека

нию постчеловеческого существа. Подобные перспективы угрожают
человеческой телесности, которая является результатом миллионов
лет биоэволюции, разрушают природные основы индивидуального
бытия, непримиримо противоречат главной гуманистической задаче
сохранения свободной человеческой личности. Биологическая целост-
ность — не просто фон социального бытия человека, это «почва, на
которой вырастала человеческая культура и вне которой невозможна
была бы человеческая духовность»1.

Научный прогресс не может быть остановлен, но он может и дол-
жен быть помещен в рамки человеческого измерения и соблюдения
прав человека. Гуманистическое мировоззрение, право человека на со-
хранение своей биоприродной основы, принципы биоэтики являются
теми указателями и ограничителями, переходя границы которых наука
способна превратиться в эффективный способ человекоуничтожения.

Новые мотивации гуманизму и правам человека придают идеалы
биоцентризма. Если ранее считалось, что человек в своей деятельнос-
ти исходит только из собственных интересов, пусть и скорректирован-
ных в свете достижений науки и биоэтики, то сегодня требуется учет и
соразмерность человеческой деятельности «интересам» окружающей
среды — биоты, которую современная картина мира рассматривает
как неотделимую от человека. Идея человека как завоевателя мира и
природы переосмысливается в идею человека как одного из равно-
правных в праве на жизнь членов земного сообщества. Новый взгляд о
«правах» биоты способен расширить этические горизонты гуманизма,
а права человека оказываются в новой ситуации сосуществования с
«правами» других живых существ планеты.

Традиционный гуманизм, ранее сосредоточивший внимание на
развертывании сущностных сил человека, вынужден сегодня изме-
ниться под влиянием экологических императивов. Впервые за всю
свою недолгую историю человечество столкнулось с «предельными, а
не просто локальными ограничениями»2, которые ставят задачи сбере-
жения не только среды обитания человека, но и сохранения самого
человека, обитающего в этой среде. Коэвоюция человека и природы
изменяет основные подходы гуманизма.

«Гуманизм из чисто социального и личностного феномена обрета-
ет свое социоприродное, экосистемное измерение»3, — пишет
А.Д. Урсул. Гуманистическим оказывается то, что направлено не на

* Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 34.

2 Одум Ю. Основы экологии. М., 1975. С. 645.

3 Урсул АД. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития ци-
вилизации). М., 1993. С. 32-34.


§ 1 Гуманизм — мировоззренческая основа прав человека 77

обособление человека от природы, а на его коэволюцию с биосферой.
Гуманизм требует адаптации человека к окружающей среде для сохра-
нения природы и самого себя, требует ограничения материально-ве-
щественного потребления и ресурсов, расширения информационных
просторов развития благодаря духовно-творческому, интеллектуаль-
но-информационному потенциалу*.

Но все же коэволюционный сценарий в центр внимания продол-
жает ставить не природу, а именно человека, сохранение и укрепление
его физического и психического здоровья, совершенствование в по-
стоянно меняющихся условиях внешней среды. Признание факта ко-
эволюции человека и природы, отмечают авторы коллективной рабо-
ты «Философия природы: коэволюционная стратегия», «не означает
утверждения их равнозначности, их ценностной, аксиологической со-
размерности»2. Коэволюционная стратегия заставляет отыскивать в
соответствии с вектором изменений новые способы сопряженности
человека и природы, биосферы и ноосферы. Но права человека как
возможности активной жизнедеятельности людей «не отменяются»
перед лицом экологических проблем, они еще более усложняются для
нормативного выражения, оптимальности содержания, разнообразия
видов, механизмов реализации.

Постулаты экогуманизма (ноосферного гуманизма), отраженные в
ряде программ глобальных форумов по окружающей среде, утвержда-
ют, что экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превра-
щению Земли в пустыню; экология без экономического развития за-
крепляет нищету и несправедливость; равенство без экономического
развития плодит нищету для всех; экология без права действия стано-
вится частью систем порабощения; право на действия без экологии
открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех само-
уничтожению3.

Таким образом, гуманистические ориентиры человеческих прав и
свобод сегодня подвергаются корректировке под напором тех жестких
ограничений, что накладываются глобальными, экологическими, нрав-
ственно-этическими императивами. Антропоцентрический абстракт-
ный гуманизм уступает место глобальному гуманизму — миро-

' См.: Урсул АД. Стратегия устойчивого развития и права человека // К пятиле-
тию вступления России в Совет Европы / Отв. ред. К.Х. Каландаров. М., 2001. С. 49.

2 Карпинская P.O., Лисеев И.К., Огурцов АЛ. Философия природы: коэволюпиоп-
пая стратегия. М., 1995. С. 219.

3 См.: Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-дс-
Жапейро, июнь 1992). Глобальный форум представителей НПО. Информационный
обзор. Новосибирск, 1992. С. 22.


78 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека

воззрению, способному обеспечить дальнейшее развитие прав челове-
ка. Это означает, что в философском контексте права человека продол-
жают выражать суть свободы личности и ее активной жизнедеятель-
ности, однако при этом само понимание свободы изменяется и все
больше приближается к смыслу понятия «познанной необходимости».
Усиливающаяся взаимозависимость мира диктует необходимость и не-
избежность самоограничения человеческой воли, учета все увеличива-
ющихся компонентов социальности, природы и космоса. Для человека
и его прав это значит, что «определенная степень аскезы должна быть
познана как условие собственной свободы»1. Права как оптимальная
норма и баланс количественно всё умножающихся интересов и запре-
тов должны стать содержательно менее индивидуальными и более гло-
бальными. Поэтому в них может возрасти элемент коллизионности,
позволяющий оспаривать и сомневаться в устойчивости того или
иного права. Отсюда ясно, что нормативная сторона прав человека
должна неукоснительно сопровождаться стабилизирующими механиз-
мами и процедурами, которые были бы в состоянии обеспечить под-
держание прав.

§ 2. Нравственно-духовное содержание прав человека

Права человека как нравственное явление. Неотъемлемым компо-
нентом гуманитарных построений в области прав человека является
нравственная составляющая, служащая стержнем, вокруг которого
располагается вся система человеческих прав. Поскольку права не
есть самоцель, а лишь одна из форм удовлетворения духовно-нравст-
венных и материальных потребностей человека, поэтому для своей ре-
зультативности и повышения общественной значимости они нужда-
ются во включенности в общую цепочку социальных ценностей
(моральных, религиозных, идеологических, корпоративных), сочетае-
мости с ними, аксиологической оправданности. Путь последователь-
ной юридической формализации прав исчерпал себя. В новых услови-
ях перспективной является этико-центристское развитие прав, кото-
рое стремится к поиску высших предельных ценностей и тяготеет к
созданию оптимального образца морального звучания. В этом смысле
права человека как моральный образец становятся источником соци-
ально-нравственного формирования личности.

Гуманистическая основа прав человека презюмирует их нравст-
венно-духовное содержание, наделяет права моральными свойствами.

' Хёсле В. Философия и экология. М., 1993. С. 90.


§ 2. Нравственно-духовное содержание нрав человека 79

Нравственные императивы как бы «срослись» с политико-правовой
формой и интеллектуально-психологическими механизмами прав.
Взаимодействуя с широким комплексом витальных, ментальных, эко-
номических, политических, юридических сторон жизни человека,
нравственная составляющая придала правам человека, отражающим
эти стороны, гуманистически-облагораживающее звучание. В инсти-
туциональном пространстве прав органически тесная связь морально-
го и правового объединила и усилила их общие установки и стандар-
ты, индивидуальные притязания ограничила рамками нравственных
барьеров, моральные элементы возвысили правовое качество всей
системы прав человека.

Ценностное единство права и морали в вопросах значимости чело-
века, уважения его достоинства, неприкосновенности жизни, личной
свободы, духовного творчества и т.п. не позволяет характеризовать
права только как правовые или только как моральные образования.
В конструкции прав человека право и мораль взаимодействуют в ре-
жиме взаимодополнительности, а, в свою очередь, как самостоятель-
ный феномен права человека сами являются связующим звеном
между правом и моралью. В них права получают как бы двойное за-
крепление, а вместе они усиливают значимость норм о человеческих
правах: то, что мораль просит, закон требует (Августин).

Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 1) записа-
но: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве
и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в
отношении друг друга в духе братства»'. Как видно, этико-правовой
лозунг ст. I объединяет в единое целое моральные постулаты (братст-
во, совесть), правовые принципы (равенство в правах) и морально-
правовые установления (свобода, достоинство) как необходимые для
жизни любого человека.

Вот почему вызывает возражения предложение классифицировать
права человека на «моральные» и «позитивные»2.

Мораль как система взглядов, норм, принципов, оценок и убежде-
ний, обладающих универсальным и всепроникающим характером, иг-
рает роль исходных, базовых основ всего «здания» прав человека.
Нравственный элемент выступает ценностным критерием для уста-
новления содержания правовых притязаний. Оценка индивидуальных
прав в категориях морали (добра, зла) — важный фактор развития и
совершенствования всей системы прав.

1 Российская газета. 1998.10 дек.

2 Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996. С. 261.


80 Глава 2. Цеппостио-гуманпстичсская методология прав человека

Моральная составляющая прав человека, с одной стороны, предъ-
являет максимальные претензии, настаивает при нормировании и реа-
лизации прав на «равнение» на нравственный идеал, который сам по
себе, по определению, недосягаем, с другой — не отвергает и насущ-
ных, «земных» потребностей человека. В противном случае идея прав
человека была бы отброшена либо исповедовалась бы группой фана-
тиков-аскетов. Нравственные императивы прав человека имеют «че-
ловеческое лицо».

Правовые и моральные начала в правах человека служат общей
цели — согласованию личных и общественных интересов, преодоле-
нию противоречий между ними, установлению оптимальных преде-
лов индивидуальной свободы, сплочению членов общества. Они со-
действуют друг другу в деле уяснения тех или иных аспектов прав, их
реализации в контексте общей заинтересованности, диалогичности.

Мораль — источник ограничений индивидуальных притязаний.
Правовой элемент в правах наделяет гарантированными возможнос-
тями самого субъекта, моральный — признает те же возможности за
каждым другим индивидом.

Моральное в правах человека выражает общечеловеческие ценнос-
ти (благо, добро, справедливость, солидарность), правовое связано
преимущественно с институциональными ценностями — организа-
цией и режимом государственной власти, статусом индивида в граж-
данском обществе, политической системе, государстве, международ-
ном сообществе и т.д. В этом смысле права человека презентуются как
институционально-государственная мораль.

Нравственное и правовое решают в правах человека различные за-
дачи. Нравственные начала оценивают права с позиции отражения в
них интересов, являющихся этическими по своим целям и содержа-
нию, правовые — разграничивают интересы разных субъектов (инди-
видуальные, коллективные и общие, а также интересы разных лиц),'
используя, по возможности, критерий их гармоничности. Н.М. Корку-
нов писал: «Нравственность дает оценку интересов, право — их раз-
граничение»1.

Моральное в правах человека индифферентно к выгоде и пользе.
Правовое же оценивается по результату, эффективности, целесообраз-
ности как для самого индивида, так и для общества и государства.

Нравственная и правовая составляющие, каждая по-своему, опре-
деляют права человека как меру свободы личности. Право в силу

* Подробнее см.: Коркучюв Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1898. С. 59,
87; его же: Энциклопедия права. СПб., 1883. С. 392-394.


§ 2. Нравственно-духовное содержание прав человека 81

своей природы очерчивает свободу внешних действий человека, оста-
ваясь нейтральным по отношению к внутренним мотивам поведения.
Мораль определяет не только границы внешней свободы, но и требует
внутреннего самоограничения личности. В этом смысле мораль — да-
леко не формальный определитель свободы'.

Чтобы запреты и ограничения свободы не означали подавления
свободы индивидуальной и не воспринимались в качестве таковой,
нравственность формирует сознание в направлении превращения ус-
тановлений закона во внутренние моральные установки человека.

Моральное оценивается по целям и использованным средствам.
Если средства аморальны, то и цель аморальна. Попытки реализовать
свои права аморальными средствами и способами не могут не дискре-
дитировать права человека как идеал.

Мораль дает возможность выбора в избрании способов и средств
реализации прав, однако этические нормы не устанавливают точных
пределов для таких действий, предоставляя определение последних
исключительно моральным усилиям самой личности. Правовые же
начала вводят конкретность, указывают детали, очерчивают границы
поведения. В итоге в правах человека содержательно более широкий
компонент (нравственность) вводится в рамки предметно более чет-
кого (относительно) ориентира (право), и для индивида упрощается
задача в пространстве моральных императивов найти оптимальный
способ реализации своих прав.

Нравственный и правовой компоненты подключают свои специ-
фические гарантии для обеспечения прав человека. Первый опирается
на совесть, долг, ответственность, второй — на авторитет и силу госу-
дарства. Права человека как этическая категория уважаются и реали-
зуются с опорой на личную убежденность людей в их необходимости
и желательности для общественных отношений. Как правовое явле-
ние права человека выступают под внешним принуждением госу-
дарства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.