КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институции Гая 1 страница
Предлагаемые «Институции» являются учебником римского права. Автор «Институций» – римский юрист II в. н.э. Гай. Точная дата рождения и смерти Гая, как и его полное имя, остались неизвестными. КНИГА I. О ЛИЦАХ 1. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским... А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным (ius gentium)... Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям. 2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов магистратов и из ответов правоведов. 3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия, которым было определено, что постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. 6. Эдикты суть постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа: самое важное значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух преторов – городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам... 7. Ответы правоведов – это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право... 8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц. 9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди – или свободные, или рабы. 10. Далее, из свободных людей одни – свободнорожденные, другие – вольноотпущенные. 11. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные – это те, которые отпущены на волю из законного рабства. 17. Лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания – то такое лицо признается римским гражданином. В случае, если одного из этих условий недостает, то он будет латином. 21....Итак, вещи, которые отчуждаются посредством передачи, хотя и принадлежат к разряду res mancipi, но все-таки не приобретаются ни в силу манципации, ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности, считаются только бонитарной собственностью приобретателя. 36. Не всякий желающий может отпускать раба на волю. 37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет значения. 40. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву. 49. Из подвластных одни находятся под властью отца, другие – под властью мужа, третьи – в неограниченной власти (mancipio) от другого. 51. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого. 52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами – есть институт общенародного права: ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину. 53. Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной причины. Именно по постановлению императора Антониана тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем тот, кто убил чужого раба. 55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке: право – это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую имеем мы. 56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало ius connubii (5 Ius connubii – это право вступления в римский брак со всеми его юридическими последствиями.); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца. 58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить настоящего брака. 82....От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается свободный ребенок. 89. По естественным требованиям и соображениям решено, что если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются... Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия. 97. Однако же не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, которых мы усыновляем. 98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или властью высшего магистрата, например претора. 104. Женщины же ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти. 108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам. 109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины. 110. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей. 111. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой: сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери... 113. Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи... 116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в неограниченной власти, кабале (mancipio), другого. 117. Итак, все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов. 119. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения права собственности (ins proprium) свойственна римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь посредством манципации. 120. Этим способом манципируются рабы и лица свободные, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские... 121. Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берется рукой: недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии. 124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освобождаются от этой власти. 127. Те, которые состоят под властью отца, делаются самовластными по его смерти. Но это допускает различие: именно со смертью отца сыновья или дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том случае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего отца. 129. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу ius postliminii, по которому возвратившиеся на родину из плена приобретают прежние права. 132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын – только после троекратной эманципации, прочие же дети мужского или женского пола освобождаются из-под отеческой власти после однократной эманципации. 137а. Точно так же через мнимую продажу в кабалу (in manu) женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными... 138. Так как те, которые манципированы, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания. 142. Перейдем теперь к третьему разделению лиц. Именно из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабальной, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством. 144. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей влacти: мужского пола – несовершеннолетних, а женского – как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины вследствие присущего им легкомыслия находились под надзором, хотя бы они достигли полноты возраста. 155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называются законными. 156. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, т.е. как бы когнаты со стороны отца... Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собой в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве. 158. Право агнатства уничтожается переменой или умалением правоспособности; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить гражданские права, естественных же уничтожить не может. КНИГА II. О ВЕЩАХ 1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего имущества. 11. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества – это те, которые принадлежат отдельным лицам. 14а. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi и res nec mancipi. 14в. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле... 17. Точно так же почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res nec mancipi за исключением сельских сервитутов, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных. 18. Велика, однако же, разница между вещами mancipi и nec mancipi. 19. А именно res nec mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу. 22. Res mancipi – это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in iure cessio. 25. В большинстве случаев, однако, и почти всегда мы прибегаем в манципированной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей: поэтому не нужно с целью совершать in iure cessio, обращаться к претору или наместнику провинции, что соединено с известными трудностями. 26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины. 40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности, а именно – каждый будет или собственником, или таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ или каждый был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой – простым обладателем (in bonis habere). 41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором и только передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio. 43. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, переданные нам не их собственником, все равно, будут ли это вещи, принадлежащие к числу mancipi или nec mancipi, если только мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение вещи. 44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы отношения собственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как для собственника достаточен срок приобретательной давности для того, чтобы он успел защитить свое право. 51. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение остается без владельца, или вследствие беспечности хозяина, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности; и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное имение, узнает, что оно чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью... 62. Иногда случается, что собственник вещи не может отчуждать ее и, наоборот, несобственник имеет власть отчуждать вещь. 63. В самом деле, по Юлиевому закону запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность... 64. Итак, из того, что нами сказано, явствует, что одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например предметы, отчуждаемые посредством простой передачи, другие – по гражданскому праву (манципация, in iure cessionis, узукапия) – все это способы приобретения, свойственные праву римских граждан. 66. И не только то, что делается нашей собственностью посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхозяйными, как, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в воздухе (птицы). 67. И если мы поймаем дикого зверя или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается собственностью первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать... 69. По естественному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у врагов. 73....Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашей, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли. 75. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо посеет на моей земле. 76. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассадник и посев, то ему предоставляется против нас возражение злого умысла, если только он был добросовестным владельцем. 80. Теперь нам надлежит знать, что ни женщина, ни малолетний без согласия опекуна отчуждать res mancipi не может, что вещь, принадлежащую к разряду res nec mancipi, женщина может отчуждать, а малолетний – не может. 83. Но, с другой стороны, все вещи, как mancipi, так и neс mancipi, могут женщины и малолетние получать без разрешения опекуна, так как им предоставляется возможность без согласия опекуна улучшить свое состояние. 86. Мы приобретаем не только сами, но также и через тех, которых мы имеем в нашей отеческой и супружеской власти или в кабале; мы приобретаем равным образом посредством тех рабов, которыми мы владеем на основании узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, которыми добросовестно обладаем. 87. Итак, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным образом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципации, передачи или на основании стипуляции или каким-либо другим способом – все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не может... 89. Через тех, кого мы имеем во власти, приобретаем мы не только собственность, но и владение; ибо какая бы ни была вещь, владение которой они приобрели, владельцами вещи признаемся мы, следовательно, через них течет и срок давности. 99. Прежде поговорим о наследствах. Свойство их двоякое: наследства переходят к нам или по завещанию, или по закону. 100. Сначала поговорим о тех, которые переходят к нам по завещанию. 101. Вначале были в употреблении два рода завещаний: завещание составляли или перед лицом всего народа в куриатных собраниях... или перед выступлением в поход, т.е., когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение. 102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний – посредством меди и весов. Если кто не составил завещания ни в куриатных собраниях, ни на поле сражения, то в случае, если ему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манципированной форме другу (постороннему лицу) свою фамилию, т.е. свое имущество, и просил его распределить это имущество согласно своей последней воле... 109. От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышеуказанные формы освобождены императорскими указами воины по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому их завещание считается действительным во всяком случае, хотя они и не призвали законного числа свидетелей и не придали наследственного имущества мнимым образом и не заявили бы торжественно о своей последней воле. 113. По-видимому, женщины находились в лучших условиях, чем мужчины: именно мужчина моложе 14 лет составлять завещания не может, даже при участии опекуна; женщина же – может, ибо она, достигнув 12-летнего возраста, приобретает право составлять завещание. 115. Однако для полной действительности завещания недостаточно соблюдать то, что мы выше сказали относительно продажи наследственного имущества, о свидетелях и торжественных заявлениях последней воли. 116. Но прежде всего следует узнать, совершалось ли назначение наследника торжественным образом, ибо в противном случае, если оно сделано иначе, бесполезным будет факт продажи имущества завещателя манципационным образом... 117. Торжественное назначение наследника совершается так: «Пусть будет Тиций наследником»; принята и следующая формула назначения: «Я приказываю Тицию быть наследником»; не применялось такое назначение: «Я хочу, чтобы Тиций был наследником...» 119. Претор, однако, может предоставить назначенным наследникам владение наследством согласно завещательному документу (6 Без доказательства соблюдения манципации.). Если он будет подписан семью свидетелями и если нет наследника, к кому бы могло по закону перейти наследство, например брата, рожденного от того же отца, или дяди по отцу, или сына от брата, то назначенные наследники могут удержать за собой наследство. 123. Равным образом тот, кто имеет в своей власти сына, должен озаботиться назначить его наследником или, назвав его по имени, лишить наследства. Иначе, если отец обойдет его молчанием, то завещание не будет иметь силы – так даже, что, по мнению наших учителей (сабинианцев), никто не может быть наследником по этому завещанию, даже если бы (неупомянутый) сын умирал раньше самого завещателя, потому что с самого начала этот акт не был завещанием. Но приверженцы другой школы (прокульянцы) согласны в том, что если сын жив ко времени смерти отца, то он, конечно, мешает назначенным наследникам и делается ближайшим наследником по закону; но если сын умирает раньше отца, то, как некоторые думают, можно в силу завещания принять наследство, так как сын уже не препятствует, потому что, по их мнению, вследствие выхода сына завещание не становится недействительным с самого начала. 124. Если же завещатель обойдет молчанием прочих детей, то завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к наследованию совместно с назначенными наследниками, каждый в одной доле, если они прямые наследники (свои); если же посторонние, то получают половину, т.е., если кто, например, назначит трех сыновей наследниками, а обойдет молчанием дочь, то она получает по праву приращения четвертую часть наследства... Но если завещатель призывает к наследованию посторонних и обойдет дочь, то она по праву приращения приобретает половину наследства. То, что мы сказали о дочери, считаем сказанным и о внуке, и о всех детях – все равно, будут ли они мужского или женского пола. 125. Итак, что это означает? Хотя вышеупомянутые лица, согласно сказанному, отнимают от назначенных наследников только половину, то претор обещает им, однако, вопреки завещательным распоряжениям, владение наследством, вследствие чего посторонние наследники устраняются от всего наследства и делаются наследниками без наследства. 127. Но если отец лишает сына наследства, то должен это сделать поименно, в противном случае сын не лишается наследства. Поименное лишение наследства имеет место в случае, если кто лишает сына такими словами: «Сын мой Тиций да не будет моим наследником»... 128. Прочих же детей обоего пола можно лишать наследства посредством общей формулы следующими словами: «Все прочие да будут лишены наследства»... Так предписывает цивильное право. 129. Претор же приказывает всех детей мужского пола, т.е. внуков и правнуков, лишать наследства поименно; детей же женского пола, т.е. дочерей, внучек, правнучек, можно лишать наследства или поименно, или посредством общей формулы. 185. Назначать наследниками позволено как свободных людей, так и рабов, притом как собственных, так и чужих. 186. Однако нашего раба следует сделать одновременно и свободным, и наследником в следующих выражениях: «Раб мой Стих да будет свободным и да будет наследником». 227....В позднейшее время был издан закон Фальцидия, по которому позволяется отказывать не более как 3/4 целого имущества...; этим правом мы теперь и пользуемся. КНИГА III. ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ 1. Наследства умерших без завещания принадлежат по Закону XII таблиц, во-первых, «своим» наследникам (suos heredes). 2. «Своими» же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя (до самой его смерти), как, например, сын или дочь, внук и внучка от сына, правнук и правнучка, рожденные от ближайшего, нисходящего агната по мужской линии, и безразлично, естественные ли они дети или усыновленные. Но внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число «своих» наследников, если предшествующее лицо перестает быть во власти (агнатской) восходящего... Поэтому если сын будет во власти отца во время смерти последнего, то внук от него не может быть «своим» наследником... 3. Точно так же жена, которая находится под мужней властью того, кто умирает, является «своей» наследницей, так как она занимает место дочери; равным образом и невестка, которая остается во власти сына (считается «своей» наследницей), так как она занимает место внучки... 9. Если (после умершего) не было «своих» наследников, то наследство, по тому же самому Закону ХII таблиц, принадлежит агнатам. 10. Агнатами называются те лица, которые соединены законным родством; законным считается то родство, которое возникает через лиц мужского пола. Таким образом, братья, рожденные от одного и того же отца, суть агнаты по отношению друг к другу... Точно так же дядя по отцу будет агнатом по отношению к сыну брата, и, в свою очередь, последний будет агнатом по отношению к первому... Таким образом, мы могли бы насчитать много степеней агнатства. 11. Однако Закон XII таблиц дает наследство не всем агнатам одновременно, а только тем, которые находятся в ближайшей степени родства... 17. Если (после умершего) не оставалось ни «своих», ни агнатов, то тот же Закон XII таблиц призывает к наследованию родичей (гентилов). А кто такие родичи, об этом мы сказали в первой книге. Но так как мы уже упомянули, что все родовое (гентильное) право совершенно вышло из употребления, то мы считаем излишним в этом месте толковать о том же предмете слишком подробно. 18. В этих-то пределах заключаются по Закону XII таблиц права наследства после лиц, умерших без завещания. Всякий может понять, какова была строгость и сжатость этого закона. 19. Так, например, эманципированные дети по этому закону не имеют никакого права на наследство агнатских восходящих, так как они перестают быть «своими» наследниками. 25. Но эта чрезмерная строгость права была впоследствии исправлена эдиктом претора. 26. Претор призывает всех детей, не имеющих по Закону XII таблиц прав наследования (7 Здесь прежде всего имеются в виду эманципированные сыновья.), совершенно как если бы они были во власти восходящего еще во время его смерти, не делая разницы, будут ли они одни или совместно со «своими» наследниками, т.е. теми, которые оставались во власти отца. 34. Иногда, однако, ни ради исправления, ни ради оспаривания древнего права, а скорее для его упрочения претор обещает владение наследством;...в том случае, если завещания нет, претор призывает к владению наследством «своих» наследников и агнатов... Впрочем, независимо от преторского порядка наследования последним («своим» и агнатам) принадлежит наследство по цивильному праву. 88. Теперь перейдем к обязательствам, главное деление которых распадается на два вида: каждое обязательство возникает или из договора, или из деликта. 89. Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением. 90. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают в заем. 92. Обязательство словами заключается посредством вопроса и ответа, например: «Обязуешься торжественно дать?» – «Обязуюсь». «Обещаешь?» – «Обещаю». «Ручаешься?» – «Ручаюсь». «Сделаешь?» – «Сделаю». 93. Но что касается следующего вида словесного обязательства: «Обязуешься ли торжественно дать?» – «Обязуюсь», то он свойствен только римским гражданам. Прочие же виды принадлежат общенародному праву и употребляются между всеми людьми – как между римскими гражданами, так и иностранцами. 97. Если то, что мы стипулируем (8 От stipulatio – договор, соглашение, формальное обещание.), не может быть дано, то стипуляция будет ничтожна, например, если кто при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым... 97а. Точно так же, если кто будет стипулировать, чтоб ему дали вещь, которая в действительности не существует..., то стипуляция будет недействительна. 102. Кроме того, стипуляция недействительна, если кто-либо не отвечает на предложенный вопрос, или когда кто будет стипулировать, чтобы ты дал 10 сестерциев, а ты обещаешь 5 сестерциев, или я стипулирую безусловно, а ты обещаешь под условием. 104. Кроме того, ничтожна стипуляция, когда я стипулирую от подвластного мне или когда он стипулирует от меня... 106. Сумасшедший не может совершать никакого юридического акта, так как он не понимает, что делает. 107. Малолетний совершает законно всякую сделку, если только опекун принимает участие там, где утверждение опекуна необходимо... 108. То же самое правило применяется относительно женщин, находящихся под опекой. 128. Обязательство основывается на письменном документе, если, например, оно заносится в приходо-расходную книгу... 135. Обязательства возникают путем простого соглашения (между сторонами при купле-продаже, найме, товариществе, поручении). 136. Говорят, что в этих случаях возникает обязательство в силу согласия (consensus) сторон, потому что нет никакой необходимости ни в словах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, кто заключают обязательство, пришли к соглашению. Вот почему такие сделки заключаются и между отсутствующими... 139. Купля и продажа заключаются, как скоро сошлись в цене, хотя бы цена не была еще уплачена и не был дан задаток, ибо то, что дается в виде задатка, есть только доказательство заключения контракта.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |