Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 9




Президент Российской Федерации

 

 

Вопросы:

 

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Полномочия Президента Российской Федерации

3. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

 

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности. Между тем, более 130 стран имеют в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой - важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий.

Проблемы связанные с институтом главы государства, разрабатывались и дореволюционном государствоведении (Б.Н. Чичерин, В.М. Гессен, Н.М. Коркунов, Л.А. Тихомиров и др.); Затрагивались и вопросы обновления этого института, учреждения поста пре­зидента (Д.Илимский, К.А Кузнецов, П.Г. Мижуев, В. Обнинский, Г. Г. Савин и др.). Проблематика, связанная с институтом президента, широко отражена в многочисленных публикациях по конституционному праву зарубежных стран, политологии. Ряд публикаций посвящен институту Президента СССР (Б М. Лазарева, А.А. Мишина, Б.Н. Топорнина, А.В. Туманова и др.).

В истории развития института Президента РФ выделяется два периода (1991-1993 гг. и после вступления в силу Конституции РФ). Многие научные работы, в том числе диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Б.П. Елисеева «Институт Президента Российской Федерации» (1992 г.) исследуют статус Президента РФ, закреплённой прежней Конституцией РФ. Вскоре после принятия Конституции РФ 1993 г. появились учебники, учебные пособия по конституционному и административному праву, комментарии к Конституции РФ 1993 г., монографии, посвященные крупным проблемам конституционного права, затрагивавшие вопросы, связанные с институтом президента1

Конституция России 1993 г. по-новому регламентировала институт пре­зидентства. И хотя нынешний конституционный статус Президента РФ суще­ствует недолго, уже в этот период выявились юридические и политические проблемы организации, компетенции и деятельности президентской власти, противоречия и пробелы в правовом регулировании этого института, пробле­мы практики его функционирования. В государствоведении, политической науке неоднократно высказывалось мнение о целесообразности совершенст­вования института Президента РФ, изменения его конституционного статуса, развитии правового регулирования президентской власти. Эта позиция до­вольно широко распространена среди общественности, политиков, депутатов. Все это предопределяет большое значение и актуальность научных исследо­ваний конституционного статуса Президента РФ.

Термин "президент" происходит от латинского Praesidens, что буквально означает "сидящий впереди"2. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова "президент" впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин "президент" не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

Судя по тому, что число стран, где президент является главой государства, превышает количество стран с иной конструкцией власти, видимо, существуют определенные преимущества у этого института. К таким преимуществам, относят следующие:

1) глава государства несет персональную ответственность за положение дел в стране;

2) президент без излишних проволочек и согласований может принимать оперативные меры для поддержания порядка в сложных ситуациях; обеспечивает проведение внутренней и внешней политики; отвечает за безопасность страны;

3) стоит во главе государственного аппарата, вносит определенность в его деятельность; направляет его работу;

4) возглавляет вооруженные силы страны, обеспечивая тем самым единство государственного и военного руководства;

5) имеет возможность координировать ветви разделенной власти, обеспечивая единство государственной деятельности.

Все это — наиболее общие и типичные достоинства президентской власти1.

Учреждение поста Президента России связано и с рядом субъективных причин. Одна из них — необходимость консолида­ции политических сил, отстаивающих идею суверенитета России в противостоянии с центром. Всенародно избранный президент и стал таким консолидирующим фактором1.

Таким образом, в Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введён во исполнения решения народа, принятого на первом референдуме России 17 марта 1991г. Правовой статус Президента России регулировался законами России от 24 апреля 1991г «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», а также Законом от 27 июня 1991г «О вступлении в должность Президента РСФСР»2. Законом РСФСР от 24 мая 1991г были вынесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон) РСФСР 1978г3.

В соответствии с прежней Конституцией РСФСР Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР.

В ч.1 ст. 80 Конституции РФ 1993 года устанавливаются основы статуса Президента РФ - как главы государства. Это определяет его место в системе государственной власти и механизме разделения властей.

В России с принятием Конституции 1993 года принцип разделе­ния властей получил специфическое преломление. Во-первых, в ст. 10 Конституции речь идет о разделении единой государственной власти на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых,.это разделение не затрагивает Президента РФ, который стоит на вершине пирамиды власти и, как сказано В ст. 80 Консти­туции "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодейс­твие органов государственной власти". Многие на этапе обсуждения проекта Конституции РФ расценивали это как проявление авторита­ризма и чуть ли не утверждение самодержавия. Объяснение данному варианту разделения власти следует искать в условиях жизни России до 1994 года, которые характеризовались кризисом конституционного строя, дестабилизацией. Формальное следование западноевропейскому варианту разделения властей в российской действительности привело к их конфронтации1. Как отмечалось на одном из заседаний Консти­туционного совещания, институт Президента, отделенный от всех трех ветвей власти, предназначен для того, чтобы не допустить "самопожирания" законодательной и исполнительной власти. России в переходный период нужен Президент как символ государства, как символ власти и единства в России. Правительства могут приходить и уходить, парламент переизбираться, допускать ошибки и так далее, а Президент, избираемый на определенный срок, как раз должен быть символом целостности государства, равновесия различных ветвей власти2. И если механизм разделения власти "даст сбой", вступит в силу механизм гарантий власти Президента РФ3.

Наличие у Президента РФ полномочий исполнительной власти, его определяющее положение по отношению к ней, к Правительству РФ не вызывает сомнений. Однако, признавая наличие у главы государства полномочий исполнительной власти или прав в ее сфере, далеко не всегда его относят к исполнительной власти. Считается, что он осуществляет исполнительную власть, или полномочия в области исполнительной власти, но в ее систему не включен4. В некоторых других публикациях, наоборот, отмечается включённость Президента РФ в исполнительную власть и осуществление им ее, чрезвычайная зависимость Правительства РФ от главы государства5.

По действующей Конституции Президент РФ олицетворяет федеральную власть, он наделен широкими полномочиями в сфере вза­имоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властя­ми, выступает своеобразным символом Российского государства и официальным представителем народа.

Реализацию своих полномочий обеспечивает глава государства путем должного исполнения конституционных обязанностей всеми ор­ганами государства. Достигается это путем непосредственного обращения Президента РФ к органам и лицам, действия которых противо­речат Конституции РФ, а также посредством обращения к суду (ст.ст.85,115 Конституции РФ).

Как глава государства Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целост­ности. Это особенно важно подчеркнуть в связи с тем, что, соглас­но ч.1 ст.3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, а го­сударственная целостность в соответствии с ч.3 ст.5 Конституции является одним из оснований федеративного устройства РФ. Охранять суверенитет РФ означает также обеспечить его распространение на всю территорию (ч.1 ст.4 Конституции).

Президент представляет Российскую Федерацию как глава государства прежде всего во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами Федерации. При этом Президент исходит из положений об урегулировании федеративных отношений, как самой Конституцией, так и федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Следует отметить подписанные Президентом РФ договоры с многими субъектами Федерации, основные положения региональной политики в РФ и Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации1.

Конституция России отводит строго очерченные рамки для действий Президента РФ по охране ее суверенитета, независимости и госу­дарственной целостности, обеспечению согласованного функциониро­вания и взаимодействия органов государственной власти. Согласно ч.2 ст.80, все эти действия должны осуществляться в установленном Конституцией порядке. Таким образом, Президентом РФ предпринима­ются не любые указанные действия, а только такие, которые вписыва­ются в пределы его полномочий по Конституции РФ.

Президент РФ выполняет очень важную функцию в системе орга­нов государственной власти: в установленном Конституцией порядке он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Он помогает разрешению противоречий между различными ветвями власти, согласованию их работы. Это в первую очередь относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а так­же федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ (ч.1. ст.85 Конституции РФ). Эта функция проявилась при улаживании конфликта между Ингушской республикой и республикой Северная Осетия, в процессе и результатах заключения Договора о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной влас­ти Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. и других случаях.

Как известно, наукой конституционного права выделяются. президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широкими полномочиями, в том числе и по формированию кабинета министров (США, Мексика, Коста-Рика); парламентские республики с президентами, не обладающими правом по формированию правительства (Австрия, ФРГ, Индия, Ирландия и др.); так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия)1.

По ряду основных позиций российская модель тяготеет к президентской республике. Ее главная черта — контроль Президента за формированием и деятельностью Правительства. По Конституции России Президент самостоятельно определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об отставке Правительства. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, однако и здесь конституционный механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом. Глава государства может настойчиво пред­лагать Государственной Думе одного и того же кандидата и после трехкратного его отклонения, согласно ч. 4 ст. 111 Конституции, вправе назначить Председателя Правительства России по своему усмотрению и распустить Государственную Думу.

Вместе с тем говорить о полном соответствии российской мо­дели традиционной президентской республике было бы не впол­не обоснованно. В России в отличие от США и других президент­ских республик глава государства не является одновременно и главой правительства, а право председательствовать на заседа­нии Правительства РФ отнюдь не тождественно непосредствен­ному руководству этим органом. Важная отличительная особен­ность взаимоотношений парламента и Президента в России — наличие элементов ответственности Правительства не только пе­ред Президентом, но и перед парламентом России. Так, согласно ст. 103 и 117 Конституции РФ, Государственная Дума мо­жет выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Данное решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Все это свидетельствует о том, что взаи­моотношения парламента и Президента в России имеют харак­терные черты, присущие не только президентским республикам, но и так называемым полупрезидентским, смешанным республикам1.

В соответствии с Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. N 1138 "Об официальных символах президентской власти и их использо­вании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ2, символами президентской власти являются:

- Штандарт (флаг) Президента РФ, утвержденный Указом Прези­дента РФ от 15 февраля 1994 г. N 319 "О штандарте (флаге) Прези­дента РФ"3;

- Знак Президента Российской Федерации4;

- специально изготовленный единственный экземпляр официаль­ного текста Конституции РФ.

Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах.

На основании ст.7 Федерального закона от 27 мая 1996 г. "О государственной охране"5 Президенту РФ со дня официального объяв­ления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания..Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказываться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно.

Правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с исполнением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему положения, и членам его семьи устанавливаются Федеральным законом от 12 февраля 2001 года «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи»1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.