Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственной Думы




Основы статуса члена Совета Федерации и депутата

Роспуск Государственной Думы Президентом РФ.

С принятием Конституции РФ 1993 года впервые был введен институт роспуска Президентом РФ одной из палат Федерального Собрания - Госу­дарственной Думы. Это было вызвано необходимостью установления конституционного механизма разрешения таких ситуаций, когда разногласия меж­ду законодательной и исполнительной ветвями власти не могут быть прео­долены путем выработки согласованных позиций. Порядок роспуска Госу­дарственной думы предусмотрен ст.109 Конституции РФ.

Президент РФ может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных ст.ст. 111, 117 Конституции РФ:

- после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ (ч.4 ст.111);

- в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев пов­торно выразит недоверие Правительству РФ (до этого срока Президент РФ должен не согласиться с решением Государственной Думы о выражении пер­воначального недоверия Правительству РФ) (ч.3 ст.117);

- при отказе Государственной Думы в доверии Правительству РФ, ес­ли его Председатель лично поставил вопрос о доверии к Правительству РФ (ч.4 ст.117). В последних двух случаях Президент РФ может не распус­кать Государственную Думу, а объявить об отставке Правительства РФ.

Если Президент РФ распускает Государственную Думу, то он назнача­ет дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собра­лась не позднее чем через 4 месяца с момента ее роспуска.

Вместе с тем, Государственная Дума не может быть распущена:

- в течение года после ее избрания по основаниям, предусмотренным ст.117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение 3-х месяцев выражение недоверия Правительству);

- с момента выдвижения палатой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

- в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

- в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента

РФ.

Следует отметить, что роспуск Президентом РФ Государственной Думы является крайней и нежелательной мерой преодоления разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной думы определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными зако­нами, федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и ста­тусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" в редакции от 5 июля 1999года1 и други­ми федеральными законами.

Членом Совета Федерации является избранный народом представи­тель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять зако­нодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотрен­ные Конституцией РФ и федеральным законом.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом предс­тавитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Госу­дарственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.97 Конституции РФ, одно и тоже лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Госу­дарственной Думы. Вместе с тем, депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутат Государственной Думы, работает на про­фессиональной постоянной основе и не может находиться на государствен­ной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме препо­давательской, научной и иной творческой деятельностью (ч.3 ст.97 Конс­титуции РФ).

Формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государс­твенной Думы являются:

- участие в заседаниях соответственно Совета Федерации или Госу­дарственной Думы, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;

- участие в работе комитетов и комиссий палат, согласительных ко­миссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;

- участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации или Государственной Думы и их органов;

- участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатс­ких групп;

- участие в парламентских слушаниях; работа с избирателями.

Конституция РФ (ст.98) устанавливает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, предусмот­ренных федеральным законом, для обеспечения безопасности других людей. В то же время возможно лишение этих лиц неприкосновенности (решение соответствующей палаты по представлению Генерального Прокурора РФ).

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за выс­казанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие дейс­твия соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении сро­ка их полномочий. В то же время данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбле­ния или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предус­мотрена федеральным законодательством.

Эффективная деятельность депутатов парламента обеспечивается такими его правами как право обращения в орган государственной власти РФ, субъектов РФ, орган местного самоуправления, право на получение и распространение информации и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.