Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ




Конституционный Суд Российской Федерации.

Статус судей в Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации.

 

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Российской Федерации.

При этом следует иметь ввиду, что термин «суды» употребляется в нескольких значениях: суд как орган судебной власти, суд как система (совокупность) судебных органов и суд как осуществление правосудия по конкретному делу. Применительно к рассматриваемому вопросу под судом понимается орган судебной власти1.

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71), система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и дея­тельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих су­дов включаются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд, Высший Арбитраж­ный Суд, иные федеральные суды.

В Конституции РФ не конкретизируется структура всей судебной системы России. В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ структура су­дебной системы в целом определена Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»2, который устанавливает соподчинённость звеньев судебной системы, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.

Кроме Конституции РФ деятельность российских судов регулируется следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1 – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»3;

- Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1 – ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»4;

- Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132 – 1 «О статусе судей в РФ»5;

- Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 30 – ФЗ «О финансировании судов РФ»6;

- Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30 – ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ»1;

- Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188 – ФЗ «О мировых судьях в РФ»2;

- Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 1 – ФКЗ «О военных судах РФ»3.

В Российской Федерации судебную систему составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Как средство осуществления судебной власти Конституция РФ (ч. 2 ст. 118) предусматривает конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Частью 3 ст. 118 Конституции РФ запрещено образование чрезвычайных судов. Этот запрет означает, что никто не может быть лишён права рассмотрения его дела в суде и судьёй, к ведению которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ).

Совокупность всех вышеуказанных судов Российской Федерации связа­на единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

 

 

Судьями являются лица, наделённые полномочиями осуществлять пра­восудие на профессиональной основе. Конституция РФ (ст. 119) устанавли­вает следующие требования к кандидатам на должность судьи:

- кандидатом на должность судьи может быть только лицо, обладающее российским гражданством;

- судьями могут быть только граждане, достигшие 25 лет;

- наличие высшего юридического образования;

- стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Конституцией РФ (ст. 119) также предусматривается возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям су­дов Российской Федерации.

Судья не имеет право быть депутатом законодательных (представительных) органов, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать судейскую деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Все эти ограничения направлены на обеспечение независимости судей, предусмотренной ст. 120 Конституции РФ. Часть 1 ст. 120 Конституции РФ закрепляет принцип независимости су­дей: судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Независимость судей обеспечивается и другими гарантиями:

- несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий (ст. 121 Конституции РФ);

- неприкосновенность судей и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определенном федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ).

Обеспечению полного и независимого осуществления правосудия служит установленный ст. 124 Конституции РФ порядок финансирования судов только из федерального бюджета.

Статус, полномочия, порядок деятельности судей определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями1, а также Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»2.

Конституционный Суд РФ - один из высших федеральных органов судебной власти.

Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Деятельность Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г.1.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» устанавливается, что кандидатуры на должность судей Конститу­ционного Суда РФ, представленные Президентом РФ, предварительно обсуж­даются на заседаниях соответствующих комитетов и комиссий Совета Феде­рации, а уже затем на заседании Совета Федерации. Каждый судья Консти­туционного Суда РФ назначается в индивидуальном порядке тайным голосо­ванием. Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Судьёй Конституционного Суда РФ может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определённым сроком. Судьи Конституционного Суда РФ приносят присягу2. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным консти­туционным законом. В указанном законе предусматриваются полные гаран­тии независимости судей. Президент РФ издал Указ от 15 сентября 1995 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ», где представлены дополнительные материальные и другие гарантии судьям Конституционного Суда РФ для независимого и полного осуществления конституционного судопроизводства1.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ обладает следующей компетенцией.

1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, от­носящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, договоров между органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Указанные дела разрешаются Конституционным Судом РФ по запросам: Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правитель­ства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов за­конодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Решают споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. Проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституци­онных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Даёт толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов зако­нодательной власти субъектов РФ.

5. По запросу Совета Федерации даётзаключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государствен­ной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Если между­народные договоры будут признаны Конституционным Судом РФ не соответс­твующими Конституции РФ, то они не подлежат введению в действие и при­менению.

Конституционному Суду РФ также принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Кроме Конституционного Суда РФ образуются конституционные суды в республиках, входящих в состав Российской Федерации, а также уставные суды в других субъектах Федерации.

Прокуратура РФ играет важную роль в обеспечении верховенства закона, укреплении законности и правопорядка, охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Правовой основой организации деятельности прокуратуры РФ являются:

- Конституция РФ;

- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202 – 1 «О прокуратуре РФ»1;

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.;

- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3 – ФКЗ «О чрезвычайном положении»2;

- Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130 – ФЗ «О борьбе с терроризмом»3.

Статья 129 Конституции РФ, посвящённая прокуратуре, помещена в главе «Судебная власть». Однако это обстоятельство не означает, что прокуратуру следует включать в судебную власть, поскольку в соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Прокуратура такими полномочиями не наделена и таких форм своей деятельности не имеет и, следовательно, не должна входить в судебную ветвь государственной власти.

Упоминания о прокуратуре содержатся также в некоторых других статьях Конституции РФ. Так, ст. 71 относит прокуратуру исключительно к предмету ведения Российской Федерации; ст. 83 определяет полномочия Президента РФ по назначению на должность и освобождению от должности Генерального прокурора РФ; ст. 72 указывает на нахождение в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ кадров правоохранительных органов. Эти положения Конституции РФ дают основания для вывода о том, что прокуратура является самостоятельным централизованным федеральным органом, учреждаемым на высшем конституционном уровне.

Однако этих конституционных положений недостаточно для чёткого определения места прокуратуры в системе органов государственной власти, в результате чего среди учёных-правоведов и практических работников возникают дискуссии по этому вопросу1.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ Прокуратура РФ состав­ляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуро­ров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Эту единую систему сос­тавляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, прирав­ненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные иные специализированные прокуратуры.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ,

который в соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального Прокурора РФ - пять лет.

Прокуроры же субъектов Российской Федерации назначаются самим Ге­неральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ). Все иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Прокурором может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юри­дическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и мо­ральными качествами, способный по состоянию здоровья выполнять возла­гаемые на него обязанности.

Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

На должности районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 3 лет.

Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ:

- осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов;

- принимает меры, направленные на устранение нарушений закона и привлечение виновных к ответственности;

- осуществляет уголовное преследование.

Конституция РФ не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право законодательной инициативы. В то же время Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.