Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О путях защиты и реализации экологических прав граждан (вместо Заключения)




Одним из главных показателей демократичности общества является участие граждан в процессе принятия государственных решений. В России существует законодательная база для активного участия общественности в процессе принятия государственных решений, затрагивающих экологические интересы общества, путем прямого волеизъявления (референдумы, сходы), корректировки планов экологически опасной деятельности посредством общественных обсуждений и экспертиз и осуществления общественного экологического контроля.

В то же время, реализация этих законов оставляет желать лучшего. Первой причиной такого положения является отсутствие нормативной базы (подзаконных актов), регламентирующей практическое участие граждан в процессе выработки решений, контроле их выполнения и экологического контроля в целом. Действующая нормативная база в области обеспечения участия общественности в разработке и реализации экологической политики оказывается по этим направлениям менее разработанной, чем существовавшая в 60-80-е гг.

Второй причиной является противодействие участию общественности со стороны органов исполнительной власти, определяемое широко установившимися в последние годы связями их с субъектами хозяйственной деятельности, заинтересованными лишь в быстром получении прибыли без оглядки на долгосрочные экологические последствия.

Третьей причиной является недостаточная активность (а порой и противодействие) судебной системы и прокуратуры в защите законных экологических прав граждан. Суды и прокуратура реально стоят на позиции защиты от граждан России ложно понимаемых так называемых «государственных интересов» вместо осуществления функций защиты права.

Четвертой причиной является недостаточная активность и правовая грамотность общественности.

Для изменения ситуации к лучшему в области осуществления участия общественности в принятии экологических решений желательно:

1. Федеральному законодателю дополнить законодательство нормой об обязательности выяснения и учета мнения населения посредством различных форм непосредственной демократии относительно планов по размещению вблизи мест их проживания федеральных объектов повышенной опасности. Возможно, что общим эффективным решением проблемы обеспечения конституционного права граждан на участие, стала бы разработка и принятие специального закона "Об участии общественности в охране окружающей среды».

2. Специально уполномоченным органам в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия разработать и принять нормативные документы о внештатных экологических инспекциях и внештатных инспекторах по охране природы, о порядке проведения общественных слушаний о возможных экологических последствиях намечаемой хозяйственной деятельности; о порядке проведения общественной экологической экспертизы.

3. Прокуратура не должна оставлять без последствий ни одного случая нарушения прав общественности на участие в принятии экологически значимых решений.

4. Общественным экологическим объединениям шире использовать имеющиеся правовые возможности для реализации конституционного права граждан на участие в принятии решений в области окружающей среды.

Глава 6.

 

В Россия за последние 10 лет произошло, с одной стороны, законодательное закрепление и в Конституции, и в специальном законодательстве, экологических прав граждан. С другой стороны, в связи с неблагоприятным экологическим наследием России и недостаточными усилиями по улучшению этого положения, ситуация с реализацией экологических прав становится все более неудовлетворительной и даже опасной для общества в целом.

Проведенный в предыдущих главах анализ проблем, связанных с нарушением экологических прав граждан России за последние годы, свидетельствует о тенденции расширения масштабов нарушения экологических прав граждан: права на благоприятную окружающую среду; на компенсацию ущерба, нанесенного экологическим правонарушением; на полную, объективную, достоверную и своевременную экологическую информацию и на ее свободное распространение; на участие (в том числе - непосредственное) в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды и затрагивающих экологические интересы граждан; на судебную защиту общественных экологических интересов и экологических прав граждан.

 

6.1. Кем и почему нарушаются экологические права граждан

Экологические права граждан нарушаются прежде всего природопользователями, не соблюдающими экологические нормы и правила, при попустительстве со стороны государства. Государственная система обеспечения экологических прав граждан оказывается недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что роль экологического фактора в ухудшающемся состоянии здоровья россиян растет. Экологически зависимая заболеваемость обнаруживает высокую корреляцию со степенью загрязнения среды обитания. Нет ни одного региона Федерации, где экологическая ситуация стабильно улучшалась. Не уменьшается, а в целом растет число случаев превышения предельно допустимых концентраций и выбросов загрязняющих веществ. Значительная часть территории России, на которой проживают десятки миллионов человек, в результате прошлого и продолжающегося загрязнения, фактически превращена в зону экологического неблагополучия. На опасно высоком уровне остается (а в ряде регионов растет) загрязнение воды и атмосферного воздуха. На больших территориях происходит деградация природных экосистем (в том числе важных для поддержания глобального экологического равновесия), сокращается биоразнообразие. Ухудшается состояние охраны заповедников и национальных парков России – во многих регионах являющихся последними очагами нетронутой природы, - территорий, важных для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Это означает, что масштаб нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду не сокращается, а растет. При этом, официально регистрируемый масштаб экологических правонарушений, и соответственно, уровень загрязнения окружающей среды, отражает лишь часть реальной картины.

 

Меры по ослаблению последствий химического, радиационного и других загрязнений не соответствуют реальному социально-экономическому ущербу от такого загрязнения, не охватывают всего пострадавшего населения и не обеспечивают в полной мере защиты здоровья населения, экологической и экономической реабилитации загрязненных территорий. По экспертным оценкам «цена» экологического неблагополучия России измеряется ежегодно десятками миллионов дополнительных заболеваний и до 350 тысячами дополнительных смертей, а экономический ущерб от загрязнения страны эквивалентен 10- 20 % ВВП.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.