КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 21 страница
Скоро сам узнаешь в школе, (Н. Некрасов) 3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.): С них отражал герой безумный, (А. Пушкин) Балалаечка на ленте, (Частушка) Серые шлемы — стой! (В. Маяковский) - 159 - Заячьими шапками (В. Луговской) На крыльях черные кресты (Н. Тихонов) Только слышно на улице где-то (М. Исаковский) 4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются: Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»). (А. Пушкин) Гирей сидел, потупя взор, (Он же) Летят последние гранаты, (Н. Тихонов) У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России: Вагоны шли привычной линией, «Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных. М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя. Квятковский А. П. Метонимия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 158—159. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1582.htm - 158 - МЕТОНИ́МИЯ (греч. μετωνυμία — переименование) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов М.; наиболее употребительны следующие. 1) Упоминание имени автора, вместо его произведений: Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел») (А. Пушкин) В Москве у входа в книжный магазин, (В. Инбер) 2) Или, наоборот, упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор: Однако несколько творений (А. Пушкин) Скоро сам узнаешь в школе, (Н. Некрасов) 3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.): С них отражал герой безумный, (А. Пушкин) Балалаечка на ленте, (Частушка) Серые шлемы — стой! (В. Маяковский) - 159 - Заячьими шапками (В. Луговской) На крыльях черные кресты (Н. Тихонов) Только слышно на улице где-то (М. Исаковский) 4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются: Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»). (А. Пушкин) Гирей сидел, потупя взор, (Он же) Летят последние гранаты, (Н. Тихонов) У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России: Вагоны шли привычной линией, «Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных. М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя. Квятковский А. П. Метрика // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 159. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1592.htm - 159 - МЕ́ТРИКА [греч. μετρικός — имеющий отношение к мере (μέτρον)] — система правил строения стиха, выработанных поэтикой данного языка на основе живых образцов классической поэзии. Отсюда — М. античного стиха, М. русского стиха, М. французского стиха, М. немецкого стиха и т. д. Квятковский А. П. Метрический стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 160. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1601.htm - 160 - МЕТРИ́ЧЕСКИЙ СТИХ, метрическое стихосложение, — стих, построенный на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей (определенной стопы, или краты). Понятие М. с. не ограничивается только античной системой, а включает в себя всякий стих, сформированный на такой основе. К категории М. с. относятся и античный стих, и русский классический стих, и паузник, и тактовик, и многие виды русского народного стиха, в отличие от дисметрического нестопного стиха, к категории которого относятся: акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый стих (фразовик), аллитерационный стих, раёшник и др. Квятковский А. П. Метротоническое стихосложение // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 160. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1602.htm - 160 - МЕТРОТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. μετρον — мера и τονος — ударение) — термин акад. В. Перетца, который так определил систему русского классического стиха вслед за М. Ломоносовым, назвавшим ее «метрико-тонической». В настоящее время за русским классическим стихом утвердилось другое название — силлабо-тонический стих. Квятковский А. П. Миниатюра // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 160—161. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1603.htm - 160 - МИНИАТЮ́РА (итал. miniatura) — небольшое прозаическое или стихотворное произведение строго законченной формы; М. в прозе часто носят название «картинок», «сценок» и т. п. В русской литературе мастером юмористической М. в прозе был И. Горбунов. Стихотворные М. встречаются у многих русских поэтов — от А. Пушкина до наших дней. Стихотворная М. — труднейшая форма лирики, доступная только большим мастерам. Для М. характерно глубокое содержание при безукоризненно отточенной форме. Примеры лирической М.: Все в жертву памяти твоей: (А. Пушкин) Хорошо здесь: и шелест, и хруст; (А. Ахматова) Давно, давно в тиши полей, С тех пор прошло немало лет. (А. Пиотровский) - 161 - И вскользь мне бросила змея: (Л. Мартынов) К миниатюрам относятся философские четверостишия Омара Хайяма, японские танки, русские частушки. Квятковский А. П. Миннезанг // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1611.htm - 161 - МИННЕЗА́НГ (нем. Minnesang — любовная песня, от Minne — любовь и Sang — песня) — песня, сочиненная и исполнявшаяся миннезингерами. Квятковский А. П. Миннезингеры // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1612.htm - 161 - МИННЕЗИ́НГЕРЫ (нем. Minnesinger — певец любви) — лирические поэты в средневековой Германии 12 и 13 вв., воспевавшие рыцарскую любовь и служение прекрасной даме. Эта рыцарская немецкая поэзия возникла под влиянием поэзии французских трубадуров. Многие песенки М., простые по форме и исполненные неподдельного лиризма, стали затем народными. В конце 13 в. стихи М. начали усложняться и утратили присущую им простоту и непосредственность. Квятковский А. П. Многосоюзие // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161—162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1613.htm - 161 - МНОГОСОЮ́ЗИЕ, или полисиндетон (πολυσύνδετον), — такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом «и»), в то время как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения. При помощи М. подчеркиваются целеустремленность и единство перечисляемого. Примеры: И земля, и огонь, и любая река, и гора, (П. Антокольский) Хоть не являла книга эта (А. Пушкин) Ох! Лето красное! любил бы я тебя, (Он же) Большую выразительность приобретают строки, где рядом с М. применяется противоположное ему бессоюзие: Был тиф, и лед, и голод, и блокада. (Г. Шенгели) - 162 - M. нередкое явление в русской народной поэзии (через союз «а»): Во первых-то санях атаманы сами, (Народная песня «Поп Емеля») Квятковский А. П. Многосоюзие // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161—162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1613.htm - 161 - МНОГОСОЮ́ЗИЕ, или полисиндетон (πολυσύνδετον), — такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом «и»), в то время как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения. При помощи М. подчеркиваются целеустремленность и единство перечисляемого. Примеры: И земля, и огонь, и любая река, и гора, (П. Антокольский) Хоть не являла книга эта (А. Пушкин) Ох! Лето красное! любил бы я тебя, (Он же) Большую выразительность приобретают строки, где рядом с М. применяется противоположное ему бессоюзие: Был тиф, и лед, и голод, и блокада. (Г. Шенгели) - 162 - M. нередкое явление в русской народной поэзии (через союз «а»): Во первых-то санях атаманы сами, (Народная песня «Поп Емеля») Квятковский А. П. Модификации ритмические // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1621.htm - 162 - МОДИФИКА́ЦИИ РИТМИ́ЧЕСКИЕ (лат. modificatio — видоизменение) — различные состояния первичной элементной группы (краты), содержащей в себе многофигурные комбинации речевых ритмических элементов: ударные и безударные слоги, разнодлительные слоги — долгий, краткий и кратчайший; разнодлительные паузы. Так, в трехдольнике содержится не только основная полносложная M. p. , которую признает и силлаботоническая теория, но и такие М. р., как ^, ^^, ^ , ^^ , ^^^, , , и т. д. — всего 36 ритмических модификаций. В элементной группе четырехдольника теоретически содержится 124 модификации, в числе их , ^, ^^, , ^, ^^, ^^^, ^ ^, ^^ , , , ^, и т. д. Последовательная смена разнофигурных ритмических модификаций в метрическом стихе создает размерную упорядоченность речевого процесса в границах метра, подтверждая тем самым диалектический принцип гармонического движения — единство в многообразии, неизменность количества и изменяемость качества. Многофигурные М. р., негативно заключенные в элементной группе, позитивно выявляются в реальном стихе; в них кроется колоссальный динамический потенциал ритмического процесса, чего нельзя сказать о традиционной полносложной стопе, представляющей лишь однофигурную статическую модификацию. См. Крата, Стопа, Тактометрический период. Квятковский А. П. Молосс // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1622.htm - 162 - МО́ЛОСС (греч. μολοσσός) — античная шестидольная стопа о трех долгих слогах . В теории силлабо-тонического стиха некоторые стиховеды (Г. Шенгели) называют М. такой ритмический ход в трехдольном размере, когда подряд стоят три односложных ударяемых слова, например: Вал есть вал, шкив есть шкив, (Г. Шенгели) «Я, ты, он!», был отпор коллективного грома, (М. Тарловский) Квятковский А. П. Монодия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1623.htm - 162 - МОНОДИ́Я (греч. μονῳδία, от μόνος — один и ᾠδή — песнь) — сольная песня или (чаще) монолог героя в древнегреческой трагедии. Такова, например, М. — монолог Эдипа в сцене самоослепления в трагедии Софокла «Эдип-царь», томление Федры в трагедии Еврипида «Ипполит», прощание Антигоны в трагедии Софокла «Антигона». Квятковский А. П. Монолог // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 162—163. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1624.htm - 162 - МОНОЛО́Г (греч. μόνολογος, от μόνος — один и λόγος — слово, речь) — 1) в драматическом произведении — речь действующего лица, обращенная к себе или к зрителю. 2) В поэме М. являестя - 163 - вставной формой повествования, в которой дается художественная самохарактеристика героя; таковы письмо Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин» или исповедь героя поэмы Лермонтова «Мцыри». 3) Всякое лирическое стихотворение является, по существу, М., в котором автор раскрывает волнующие его мысли и чувства. В эпоху средневековья во французской литературе М. назывался особый театральный жанр, развившийся на основе старинных «веселых проповедей», пародировавших стиль церковной проповеди, с библейскими цитатами, примененными к самым ничтожным обстоятельствам; эти М. по своей комедийной конструкции напоминают итальянскую «commedia del’arte». Квятковский А. П. Монометр // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 163. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1631.htm - 163 - МОНОМЕ́ТР (греч. μόνος — один и μέτρον — мера) — термин античной поэтики, стих, состоящий из одной стопы или из одной диподии. Квятковский А. П. Монометрия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 163. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1632.htm - 163 - МОНОМЕТРИ́Я (от греч. μονόμετρος — составленный в одном стихотворном размере) — единообразие избранного автором метра (стихотворного размера) в поэтическом произведении. Так, например, монометричен стих Пушкина в поэмах «Медный всадник», «Полтава», в романе «Евгений Онегин», написанных четырехстопным ямбом. Монометричны пушкинские сказки, написанные четырехстопным хореем. М. противостоит полиметрии. Квятковский А. П. Монорим // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 163—165. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1633.htm - 163 - МОНОРИ́М [франц. monorime (от греч. μόνος — один и ῥυθμός — ритм, соразмерность) — однорифменность] — стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой. В русской поэзии имеется несколько образцов подобных стихотворений. Первый М. написан А. Сумароковым «Двадцать две рифмы» (взгляду — досаду — вертограду — младу и т. д.). Известный М. принадлежит поэту А. Апухтину, иронически нарисовавшему карьеру русского чиновника: Когда будете, дети, студентами, Моноримическое стихотворение есть у Н. Асеева: Был ведь свод небес голубой? Помнишь? Вился дым над трубой? Лес был весь от солнца рябой, - 164 - Ведал вкус не дурой губой, Мята, кашка и зверобой Не хвались удач похвальбой, Если сердце бьет вперебой, У других поэтов М. применяются не на всем протяжении стихотворного произведения, а в части его. Так, в поэме для детей «Телефон» К. Чуковского есть моноримичные фрагменты, где ряд строк рифмуется на «-ели»: А недавно две газели Или начало песни А. Суркова «Партизанская разговорная»: От подлеска до пруда Целесообразность частичного М. подтверждается традицией русской народной поэзии; вот народные стихи, где даны подряд три сменяющих друг друга М.: Как на тоненький ледок Он поехал, поспешал, - 165 - Девонюшка увидала, Квятковский А. П. Моностих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 165. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1651.htm - 165 - МОНОСТИ́Х (от греч μόνος — один и στίχος — стих) — одностишие с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой. Обычно для М. выбирается длинная строка, укладывающаяся в длинный же размер, каким являются гекзаметр или александрийский стих. Примеры М.: Словно ущелья гор обрывистых в молодости был я. (Архилох, пер. В. Вересаева) Рим золотой, обитель богов, меж градами первый. (Авсоний, пер. В. Брюсова) Покойся, милый прах, до радостного утра. (Н. Карамзин) M. как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии Ср. Страдания. Квятковский А. П. Монострофа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 165. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1652.htm - 165 - МОНОСТРОФА́ (греч. μονόστροφος — состоящий из одной строфы, от μόνος — один и στροφή — строфа) — малая стихотворная форма; характерный признак М. — композиционная замкнутость. Структурные начала М. заложены в таких простых формах строфы, как двустишие, трехстишие и четверостишие. М. в законченном виде являются «твердые формы» поэзии — рондо, триолет, сонет, русская частушка, японские танка и хокку, польский краковяк и др.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |