Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Водно-солевой обмен




Ответить на тестовые вопросы

а) Заменимой аминокислотой является:

1. Триптофан 2. Фенилаланин

3. Серин 4. Метионин 5. Лизин

б) Незаменимой аминокислотой является:

1. Аланин 2. Лейцин 3. Глутамат

4. Пролин 5. Аспарагин

в) Гетероциклической аминокислотой является:

1. Триптофан 2. Фенилаланин 3. Метионин

4. Серин 5. Метионин

г) Донором метильной группы является:

1. Тирозин 2. Валин 3. Метионин

4. Глицин 5. Аланин

д) Оксигруппа содержится в радикале:

1. Глутамата 2. Глицина 3. Треонина

4. Гистидина 5. Лизина

е) Диаминомонокарбоновой кислотой является:

1. Глутамин 2. Аргинин 3. Цистеин

4. Гистидин 5. Аланин

 

РАБОТА ПО БИЛЕТАМ:

 

 

БИЛЕТ №1

 

1.Концентрация глюкозы в крови

2. Механизм действия адреналина на обмен веществ

 

БИЛЕТ №2

1.Регуляция секреции кортизола

2. Феохромоцитома

 

БИЛЕТ №3

Регуляция секреции альдостерона

Каскадный механизм действия адреналина

 

БИЛЕТ №4

Синтез норадреналина и адреналина

Гиперкортицизм. Болезнь Иценко-Кушинга

 

БИЛЕТ №5

 

1.Цитозольный механизм действия гормонов

2. Механизм действия адреналина на обмен гликогена

 

БИЛЕТ №6

1. Цитозольный механизм действия гормонов

2. Изменение обмена веществ при голодании, 1 фаза

 

БИЛЕТ №7

Химическая природа и механизм действия альдостерона на водно-солевой обмен

Синтез норадреналина

 

БИЛЕТ №8

Изменение обмена веществ при голодании, 2 фаза

Регуляция синтеза и секреция кортизола

 

БИЛЕТ №9

1.Изменение обмена веществ при голодании,3 фаза

2.Ренин-ангиотензиновая система

 

БИЛЕТ №10

1. Регуляция секреции альдостерона

2.Сходство и отличие влияния адреналина и глюкагона на углеводный и жировой обмен

 

БИЛЕТ №11

1. Феохромоцитома

2. Регуляция синтеза и секреции кортизола

 

БИЛЕТ №12

1.Ренин-ангиотензиновая система

2.Болезнь Иценко-Кушинга

 

 

КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА биохимии с курсом общей химии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: Водно-солевой обмен.

 

 

Количество часов 3

 

Курс 2

 

Специальность –общая медицина

 

 

Составитель (и):

д.х.н., проф. Сейтембетова А.Ж.

доц. Блудова С.А.

к.х.н., преп. Габбасова А.М.

 

 

Астана, 2008 г.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

 

«____»___________200__г., протокол №_______

 

Зав.кафедрой _______________ Сейтембетова А.Ж.

 

(подпись)

 

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформировать понятие о биологическое функции почки – поддерживать постоянство внутренней среды, удалять токсические продукты, участвовать в регуляции водно-солевого обмена и минерального обмена.

2. На основе знаний строение и биологической функции почек, научить объяснят нормальные и патологические компоненты мочи, что позволяет использовать анализ мочи в диагностики.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Научить использовать знания биохимии почек и водно-солевого обмена для объяснения патогенеза и диагностики заболеваний, связанных с патологии почки и электролитного обмена.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Особенности обмена веществ в почечной ткани в норме и патологии.

2. Роль почек в обмене аминокислот и аммиака. Глутаминазы.

3. Биохимические процессы в почках при ацидозе.

4. Общие свойства и составные части мочи.

5. Патологические части мочи и методы их определения.

6. Анализ мочи и его диагностические значение.

 

Методы обучения и преподавания: практическое занятие – дискуссия

В ходе дискуссии следует обратить внимание на биологические функции почек, на патологические и нормальные компоненты мочи, на заболевания, связанные с патологией почек и водно- солевого обмена.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Конспект лекций.

2. Николаев А.Я., “Биохимия”, стр.358-368.

3. Березов Т.Т., Коровкин В.Ф. “Биологическая химия”, стр. 648-671, 1982г.

4. Практикум по биохимии Алейниковой Т.Л., Рубцовой Г.В. стр. 204-210.

5. Тапбергенов С. “Медицинская биохимия” Астана, 2001.

Дополнительная литература:

1. Е.А.Строев “Биологическая химия”, стр.426-432.

2. Умак – Мюррей “Обмен веществ у человека”.

 

КОНТРОЛЬ:

 

Выполнить задания в тетради:

1. Напишите реакции гидролиза глутамина.

2. Напишите реакции аммониогенеза. Объясните его биологическую роль.

3. Составьте схему действия ренин-ангиотензиновой системы.

 

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:

1. В лабораторию доставлена моча нескольких пациентов:А- цвет насыщенно-желтый, плотность- 1,025, Б- цвет соломенно-желтый, плотность- 1,052, В- моча бесцветная, плотность- 1,001. Имеется ли зависимость между интенсивностью окраски и плотностью мочи? Имеет ли диагностическое значение нарушение этого соотношения?

 

2. Моча пациента. А имеет соломенно-желтый цвет, Б - ярко-желтый, В - цвет пива, Г- цвет мясных помоев. Какие вещества придают окраску моче этих пациентов?

 

3. Пациент ограничили употребление мяса и рыбы, и увеличил содержание в пище овощей фруктов. Как изменится рН мочи? Изменится ли содержание в моче мочевины?

 

4. В моче ребенка и взрослого человека обнаружен креатинин и креатин. Является ли это нормой?

 

5. Вмоче пациента обнаружено существенное увеличение количества креатинина, с чем это может быть связана?

 

6. У больного значительно повысилися уровень аммонийных солей в моче, хотя характер питания не изменился. Появилась глюкозурия. О чем свидетельствуют данные этого анализа? Какие дополнительные исследования необходимо провести?

 

7. Какие изменения щелочных резервов крови можно ожидать у человека при длительном выделении с мочой повышенного количества аммонийных солей?

 

8. Врач предположил, что у больного нарушен синтез мочевины в печени. Какой анализ подтвердит это предположение?

9. Убольного ребенка в моче обнаружена фенилпровиноградная кислота, в крови – фенилаланин. Для какого заболевания типичны подобные данные биохимического анализа мочи и крови?

 

10. Больной жалуется на хроническую боль в суставах. При анализе мочи обнаружено наличие пролина и оксипролина. Метаболизм какого соединения нарушен?

 

11. В детскую клинику поступил на обследование трехмесячный ребенок. При исследовании мочи выявлена аминоацидурия. Может ли это указывать на патологию азотистого обмена?

 

12. У больного повышено содержание мочевой кислоты в крови и мочи. Для какого заболевания и какого нарушения метаболизма это характерно? Каким лекарственным веществом можно добиться снижения уровня мочевой кислоты в крови и моче, объясните механизм его действия. Какую диету надо рекомендовать больному?

 

13. При многократных анализах мочи у больного обнаруживаются значительные выделения уратов. Как открыть ураты в моче? Объясните причину уратуриию Какую диету рекомендовать больному?

 

14. Лыжники совершили большой переход в условиях холодной поголы. У некоторых их них при обследовании обнаружен белок в моче. Почему появился белок в моче у здоровых людей?

 

15. Как отличить гематурию от гемоглобинурии, если в том и в другом случаях моча содержит гемоглобин?

 

16. Рассказывая о своей болезни, больной сообщил врачу, что в последнее время моча имеет непонятный фруктовый запах. Следует ли врачу обратить на это внимание?

 

17. Больной длительное время находился на постельном режиме по поводу болезни сердца. Проведенный анализ мочи показал нарастание содержания солей Са. Связано ли с основной болезнью или с какой-то другой причиной?

 

18. Исследование крови и мочи больного показало, что в крови уровень сахара в пределах нормы, в моче- проба на глюкозу положительная. Может ли быть глюкозурия без гипергликемии?Следует ли полученные результаты анализов считать ошибочными?

 

19. В результате дегенеративного процесса поражен юкстагломерулярный аппарат петли Генле и приводящих артериол. Какие изменения и почему могут возникнуть в водно – солевом обмене?

 

 

КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА БИОХИМИИ С КУРСОМ ОБЩЕЙ ХИМИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема: Определение биохимических показателей мочи.

 

Количество часов 2

 

Курс 2

 

Специальность –общая медицина

 

 

Составитель (и):

д.х.н., проф. Сейтембетова А.Ж.

доц. Блудова С.А.

к.х.н., преп. Габбасова А.М.

 

Астана, 2008 г.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

 

«____»___________200__г., протокол №_______

 

Зав.кафедрой _______________ Сейтембетова А.Ж.

 

(подпись)

 

 

Тема: Определение биохимических показателей мочи.

Цель: научить определять биохимические показатели мочи: относительную плотность, рН, мочевину, глюкозу, кетоновые тела, белок, кровь, гемоглобин при помощи тест-полосок и интерпретировать полученные результаты.

Задачи обучения:

1.знать принцип метода определения биохимических показателей мочи при помощи тест-полосок;

2.уметь определять относительную плотность, рН, мочевину в моче;

3.уметь определять белок, кровь и гемоглобин в моче;

4.уметь определять глюкозу и кетоновые тела в моче;

5.знать диагностическую ценность данного анализа;

6.уметь интерпретировать полученные результаты.

Основные вопросы темы:

1.Нормальные компоненты мочи.

2.Причины появления патологических компонентов в моче.

3.Принцип метода определения патологических компонентов мочи.

4.Диагностическое значение определения патологических компонентов мочи.

 

Методы обучения – лабораторная работа.

 

Диагностические полоски Дека ФАН предназначены для полуколичественного определения в моче десяти параметров. Для исследования используют свежую, утреннюю, хорошо перемешанную мочу без консервантов, следов моющих и дезинфицирующих средств. Анализ проводить не позднее 4 часов после сбора материала.

Проведение анализа мочи при помощи тест-полосок:

1- взять полоску, после этого контейнер закрыть плотно крышкой с осушителем;

2- не касайтесь руками зон индикаторных полосок;

3- полоску опустите на 1-2 секунды в исследуемую мочу так, чтобы все зоны были смочены;

4- капли мочи с полоски удалите, проведя полоской по краю сосуда с мочой; полоску оставьте в горизонтальном положении;

5- приблизительно через 60 секунд сопоставьте окраску зон индикации с соответствующей цветной шкалой, окраску зоны для лейкоцитов сопоставьте через 2 минуты.

Принцип метода анализа мочи при помощи тест-полосок.

Удельный вес – тест основан на принципе ионного обмена, который происходит между полиэлектролитом и ионами, присутствующими в моче. Цвет кислотно-основного индикатора из сине-зеленого в моче с низкой концентрацией ионов переходит через зеленое и желто-зеленое до охрово-желтого в моче с высокой концентрацией ионов. Диапазон измерения – от 1,000 до 1,030.

Удельный вес первой утренней порции мочи здорового человека от 1,015 до 1,025.

Нитриты – нитраты превращаются в нитриты под действием в основном грамм-отрицательных микроорганизмов, присутствующих в моче. Бледно-розовая окраска реакционной зоны доказывает значительную бактериурию. Отрицательный результат анализа не исключает бактериурию.

рН – тест основан на изменении цвета смешанного кислотно-основного индикатора с переходом от оранжевой окраски через желтую, зеленую до синей в диапазоне рН 5-9, точность определения до 0,5 единицы рН.

Аскорбиновая кислота – тест основан на восстановлении аскорбиновой кислоты фосфорно-молибденовой кислоты в молибденовый синий. Тест неспецифичен, другие сильновосстанавливающие вещества (гомогентизиновая, ацетилсалицилаты) вызывают зеленое или серо-зеленое окрашивание. Аскорбиновая кислота мешает определению глюкозы, крови, нитритов.

Белок – цвет кислотно-основного индикатора изменяется под влиянием белков. Проба наиболее чувствительна к альбумину, значительно менее чувствительна к глобулинам, мукопротеинам, гемоглобину и белку Бенс-Джонса.

Глюкоза – определение основано на ферментативной (глюкозооксидаза/пероксидаза) реакции, тест специфичен для глюкозы, другие сахара не взаимодействуют.

Кетоновые тела – тест основан на реакции Люголя. Проба значительно чувствительнее к ацетоуксусной кислоте, чем с ацетону. С β-оксимасляной кислотой проба не реагирует.

Уробилиноген – тест основан на реакции азосочетания уробилиногена со стабилизированным реактивом. Проба специфична для уробилиногена и стеркобилиногена и не чувствительна к интерферирующим факторам, выявляемым тестом Эрлиха.

Билирубин – тест основан на реакции азосочетания билирубина со стабилизированным реактивом. На реакцию не влияет рН мочи.

Лейкоциты – используется ферментативная реакция, катализируемая эстеразой, в результате которой образуется свободный индоксил. В дальнейшем индоксил взаимодействует с диазониевой солью с образованием окрашенного в розовый или фиолетовый цвет соединения. Интенсивность цвета пропорциональна количеству лейкоцитов в исследуемой моче, оценивается через 2 минуты.

Кровь – гемоглобин катализирует окисление индикатора органическим гидропероксидом, содержащимся в зоне индикации. Для выявления крови в моче нанесены две зоны: одна для определения интактных эритроцитов (зона с синими точками), другая для определения свободного гемоглобина (равномерно окрашенная цветная зона). Проба высокочувствительна к гемоглобину.

Нормальные показатели мочи:

Относительная плотность в течение суток колеблется от 1,002 до 1,035;

рН мочи в норме при смешанном питании 5,3 – 6,5;

мочевина 20-35 г/сут; 333-583ммоль/сут;

уробилиноген и стеркобилиноген за сутки у взрослых – 0-6 мг,

у детей – 0-2мг;

билирубин обычными методами в моче в норме не определяется;

белок обычными методами в норме в моче не определяется;

глюкоза практически не определяется, в суточном количестве мочи может содержаться до 125-130 мг глюкозы;

кетоновые тела в норме в моче не обнаруживаются.

Кровь и гемоглобин в норме в моче не обнаруживаются.

 

Диагностическое значение анализа мочи.

При тяжелой недостаточности почек постоянно выделяется моча с одинаковой относительной плотностью, равной плотности первичной мочи (около 1,010). Понижается плотность мочи при хроническом нефрите, сморщенной почке, несахарном диабете. Повышенная плотность мочи наблюдается при олигоурии, сахарном диабете.

Резко кислая реакция мочи наблюдается при лихорадочных состояниях, сахарном диабете, голодании и т.д.

Протеинурия отмечается при ряде заболеваний почек: преренальная протеинурия связана с усиленным распадом белков тканей, выраженным гемолизом; ренальная – обусловлена патологией почек (клубочковой и канальцевой); постренальная – вызвана патологией мочевыводящих путей и чаще всего – воспалительной экссудацией. За сутки может теряться 3 и более г белка. Основные причины протеинурии:

повышение проницаемости гломерулярного фильтра для белков плазмы;

нарушение канальцевой реабсорбции профильтрованных белков;

парапротеинемия и/или увеличение содержания постоянно обнаруживаемых белков в крови;

изменение почечной гемодинамики;

поступление в большом количестве белков эпителия канальцев и мочевыводящих путей.

Глюкозурия может проявиться если уровень глюкозы в крови превысит почечный порог (7,8-8,9 ммоль/л). Различают гипергликемическую и нормогликемическую глюкозурию. Гипергликемическая наблюдается при эндокринных заболеваниях, поражении ЦНС, заболеваниях поджелудочной железы, болезнях печени, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, интоксикациях, лечении глюкокортикоидами и АКТГ. Нормогликемическая глюкозурия связана обычно с нарушением реабсорбции глюкозы в почечных канальцах.при гломерулонефрите, хроническом пиелонефрите, беременности, почечном диабете, а также при интоксикации ртутью, окисью углерода, стрихнином, снотворными препаратами, хлороформом, морфином, кодеином и т.д.

Кетоновые тела в моче чаще всего обнаруживаются при тяжело протекающем сахарном диабете, а также при кровоизлияниях, черепно-мозговыхтравмах, возбуждении ЦНС, безуглеводной диете, голодании.

Уробилиноген в моче в норме не определяется. Резкое повышение уробилиногена отмечается при паренхиматозной желтухе.

Стеркобилиноген в норме в моче следы, повышен уровень при гемолитической желтухе.

Билирубин, в основном моноглюкуронид появляется в моче при парехиматозной желтухе

Кровь в моче обнаруживается в форме красных кровяных клеток (гематурия), или в виде растворенного кровяного пигмента (гемоглобинурия) Гематурии различают почечные и внепочечные. Почечная гематурия – основной симптом острого нефрита. Внепочечная гематурия наблюдается при воспалительных процессах или травмах мочевых путей. Гемоглобинурии обычно связаны с гемолизом и гемоглобинемией. Считается, что гемоглобин в моче появляется если содержание его в плазме превышает 1г на 1л.

Результаты занести в тетради, сравнить с нормальными показателями, сделать выводы.

 

Литература:

1.Тапбергенов С.О. Медицинская биохимия.- Астана, 2001,с.164.

2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.- М.,2005,с. 482, 486.

3.Биохимия, под ред. Чл.-корр. РАН, проф. Е.С. Северина.- М.,2005,с.597.

4. Николаев А.Я. Биологическая химия.- М.,2004, с.388.

5.Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимической лабораторной диагностике.-Минск, 2000, т.2,с.24, 42.

 

Контрольные вопросы:

Принцип метода определения биохимических показателей мочи?

Каковы причины изменения рН мочи?

В чем причины глюкозурии?

Каковы нормальные показатели уровня мочевины в моче?

В чем причины появления крови в моче?

Диагностическое значение определения биохимических показателей мочи?

В каких случаях в моче определяется билирубин?

В чем причины кетонурии?

Диагностическое значение определения уробилиногена и стеркобилиногена в моче?

Причины протеинурии?

Диагностическое значение определения белка в моче?

 

КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА биохимии с курсом общей химии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ГОМЕОСТАЗА.

 

Количество часов 2

 

Курс 2

 

Специальность –общая медицина

 

 

Составитель (и):

д.х.н., проф. Сейтембетова А.Ж.

доц. Блудова С.А.

к.х.н., преп. Габбасова А.М.

 

 

Астана, 2008 г.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

 

«____»___________200__г., протокол №_______

 

Зав.кафедрой _______________ Сейтембетова А.Ж.

 

(подпись)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.