КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные стандарты менеджмента качества
Первым предшественником современных стандартов по менеджменту качества можно считать стандарт Министерства обороны США MIL-Q9858 «Требования к программам обеспечения качества», опубликованный в 1959 г., который (в версии 1963 г. — MIL-Q9858A) действует до сих пор. Он определяет требования к программам обеспечения качества в компаниях, осуществляющих разработки, производство и поставки для нужд армии. Подход, зафиксированный в MIL-Q9858A, ознаменовал появление новой практики в организации работ по обеспечению качества: предприятие демонстрирует заказчику не только и не столько результаты испытаний и контроля изделий, сколько всю организацию работ, гарантирующую стабильное качество продукции. Именно этот подход лег в основу оценки и сертификации систем качества. В 1964 г. было издано «Основное соглашение по контролю совместных проектов НАТО», положившее начало публикациям по вопросам качества. Позже выяснилось, что для повседневной работы этого документа недостаточно, и было выпущено соглашение Организации Североатлантического договора (НАТО) по стандартизации (Standardization Agreement, STANAG) «Требования НАТО к системам управления качеством», на основе которого в 1968 г. и приняты действующие ныне (в ред. 2005 г.) документы серии AQAP (Allied Quality Assurance Publications). Отвлекаясь от истории стандартизации менеджмента качества, отметим, что одним из видов стандартов в Организации Североатлантического договора являются так называемые союзные публикации (Allied Publications — АР). В словаре они определяются как «документы, которые все или несколько стран НАТО соглашаются использовать в качестве применяемого, или общего документа, распространяемого до уровня пользователя». Надо учитывать, что многие иностранные заказчики формулируют требования, ориентируясь на нормы НАТО (в том числе требования по обеспечению качества — в соответствии с AQAP). Документы Североатлантического договора серии AQAP имеют статус стандартов. В них установлено, что участники всех этапов жизненного цикла продукции должны создавать, документировать, оценивать и улучшать СМК на основе совокупных требований стандартов ИСО серии 9000 и стандартов AQAP. С 1 января 2005 г. в соответствии с международными стандартами (МС) ИСО серии 9000 действуют следующие обновленные документы НАТО серии AQAP: • AQAP-2000 «Политика НАТО по комплексному системному подходу к • AQAP-2110 «Требования НАТО при проектировании, разработке и производстве»; • AQAP-2120 «Требования НАТО при производстве»; • AQAP-2130 «Требования НАТО при контроле»; • AQAP-2131 «Требования НАТО при окончательном контроле»; • AQAP-2009 «Руководство НАТО по применению стандартов AQAP серии 2000»; • AQAP-150 «Требования НАТО при разработке программного обеспечения»; • AQAP-159 «Руководство НАТО при применении AQAP-150»; • AQAP-2070 «Процедура взаимных правительственных гарантий обеспечения качества в НАТО»; • AQAP-2050 «Методология (модель) действий по оценке проектов в НАТО». В чем суть дополнительных требований к СМК, содержащихся в стандартах Североатлантического договора серии AQAP? В соответствии с соглашением по стандартизации (STANAG 4107) в НАТО действует всеми принятая система правительственных гарантий обеспечения качества и использования стандартов НАТО по его обеспечению. Она основана на делегировании полномочий по надзору и контролю качества выполнения контрактов на оборонную продукцию от полномочного органа одной страны — члена НАТО соответствующему органу другой страны (AQAP-2070). Фактически все Дополнительные требования к СМК сводятся к созданию условий, необходимых для реализации указанной процедуры в системе правительственного обеспечения гарантий качества. Еще пример: в AQAP-2110 введены дополнительные разделы 7.7 «Менеджмент конфигурации» и 7.8 «Надежность и ремонтопригодность», отсутствующие в МС ИСО 9001:2000. Они предусматривают, что предприятие должно разработать план менеджмента конфигурации и иметь систему управления надежностью и ремонтопригодностью, адекватную характеру поставляемой продукции. С ростом стимулирования потребительского спроса, происходившего на Западе в 1960—1970-е гг., покупатели становились более требовательными к качеству и менее терпимыми к низкосортным товарам. Поэтому производители сочли полезным иметь свидетельства того, что они способны производить высококачественную продукцию. Это достигалось с помощью третьей стороны, проводившей формальную сертификацию их систем и процедур управления качеством [6]. Британский институт стандартов первым (в ноябре 1972 г.) опубликовал «Руководящие указания по обеспечению качества BS 4891» (British Standards 4891). Этот стандарт должен был стать основным руководящим указанием для компаний, которые намеревались ввести системы качества, и поэтому был составлен в общих выражениях. После публикации BS 4891 в Великобритании пришли к выводу, что требуются дополнительные отраслевые стандарты. В 1975 г. был опубликован BS 5179, состоящий из трех частей. Он не носил обязательного характера, был написан в форме рекомендаций и довольно успешно использовался рядом фирм — получателей продукции. Этот стандарт стал основой для составления эффективных программ выбора поставщиков и их оценки, служил для ознакомления многих компаний с концепцией стандартов качества, побуждая их обращать больше внимания на последнюю. Возросшее в основных отраслях промышленности понимание важности качества привело к возникновению требований по составлению стандарта с более жесткими условиями, и в 1979 г. был опубликован BS 5750, также из трех частей, а в 1981 г. последовало издание указаний по использованию этого стандарта. Главная ценность BS 5750-79 заключалась в том, что впервые был создан общий стандарт, действующий по всей стране. Его приняли ведущие фирмы — получатели продукции, изменившие свои системы в соответствии со стандартом. Соединенные Штаты Америки поступили подобным же образом со своим стандартом ANSI 90. За ними последовали другие страны, и постепенно все развитые промышленные государства начали создавать собственные стандарты. Это не только вносило путаницу и препятствовало международной торговле, но бывали случаи, когда стандарты напрямую использовались в качестве неофициальных, но действенных барьеров. Правительства стран — членов Европейского сообщества стали понимать выгоды от гармонизации национальных стандартов с международными, т. е. от приведения к технической идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту. В 1987 г. была введена в действие первая версия ИСО серии 9000, включавшая в себя шесть основополагающих стандартов (ИСО 8402:1986, ИСО 9000:1987, ИСО 9001:1987, ИСО 9002:1987, ИСО 9003:1987, ИСО 9004:1987). Надо отметить, что международная организация по стандартизации, ИСО (The International Organization for Standardization, ISO) является неправительственной и учреждена ООН в 1946 г. Ее цель — содействие развитию стандартизации для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи. Также она способствует расширению сотрудничества в таких приоритетных (с 1993 г.) направлениях деятельности, как качество, информационные технологии, кооперация с другими организациями в работе над международными стандартами, окружающая среда. Как сообщается на веб-сайте ИСО (ISO), было принято решение не считать название организации аббревиатурой, а вести его происхождение от греческого слова isos, означающего «равный». Оно является корневым для приставки «изо-» (например, в слове «изометрический», обозначающем равенство мер или размеров)*. В основе международных стандартов лежит консенсус (т. е. согласие по спорным вопросам), и потому они — продукт системы «никто никому не подвластен». Это децентрализованный подход. Каждый рабочий день в разных уголках планеты проходит не менее 17 заседаний комитетов или групп ИСО по техническим вопросам, а между официальными обсуждениями эксперты продолжают разработку стандартов, переписываясь с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
* Планы по качеству и идентифицированные процессы дают алгоритм достижения целей, позволяющий преобразовывать ресурсы в то, что является целями СМ Стандарты ИСО серии 9000 (как и серии 14000) являются глобальными, они призваны придавать дополнительную ценность мировой экономике. Их разработка является целью всех технических комитетов и подкомитетов, однако достижение консенсуса во всемирном масштабе может варьироваться в зависимости от потребностей отраслей или интересов географических зон. Как определить глобальную значимость? Одни полагают, что ее следует оценивать по статистике национального одобрения стандарта. Другие — по степени применения в промышленности, поскольку принять стандарт недостаточно — он может годами бездействовать. Несомненно, что массовое национальное одобрение международного стандарта одновременно с широким применением в промышленности свидетельствует о его значимости. В 1990-х гг. в мире стандартов наступили перемены. Как правило, первоначально пользователями нормативов были инженерно-технический и часть управленческого персонала. Постепенно этот круг расширялся за счет бизнесменов, государственных служащих, а также защитников прав потребителей. Появились новые разработчики стандартов — организации, кардинально отличающиеся от основанных ранее, а применение международных нормативных документов стало обыденным явлением. Даже определение самого термина утрачивало конкретность по мере того, как разрабатывались новые национальные документы различного типа. Мало этого, в последнее время прежние критерии создания стандартов (открытость, сбалансированность, процедура прохождения и консенсус) ставятся под сомнение и конкурируют с новыми — быстротой и соответствием требованиям потребителей. ИСО не осталась в стороне от этого процесса и ввела новые виды документов, для принятия которых нужен менее жесткий консенсус, что отвечает запросам рынка. Консенсус, однако, не означает единодушия. Стандарт считается утвержденным, если за него проголосовало 75% активных членов ИСО и одобрило такое же количество голосующих членов, представляющих различные национальные органы по стандартизации. Активный член (Р-член, participating member) — страна с правом решающего голоса в техническом комитете или подкомитете ИСО. Активное членство обязывает направлять представителей на заседания технических комитетов (ТК), принимать участие в разработке и рассмотрении проектов международных стандартов, голосовать при принятии рассматриваемых документов. Входить в ТК можно также в качестве члена по взаимодействию или наблюдателя. Член по взаимодействию (L-член, liaison member) — это организация без права голоса в ТК или подкомитете ИСО, но ее представители участвуют в обмене информацией и иногда присутствуют на заседаниях рабочих групп. Наблюдатель (О-член, observer member) — государство с правом совещательного голоса в ТК или подкомитете ИСО. О-члены пользуются правом получения одного экземпляра всех рабочих документов ТК, могут участвовать в заседаниях и предлагать на рассмотрение замечания. ИСО разрабатывает документы разных категорий — от международных стандартов и руководств до технических отчетов или других добровольно признаваемых договоренностей, которые отличаются друг от друга процессом подготовки и статусом. В связи с этим используются следующие обозначения: • ISO — международный стандарт; • ISO/CD (committee draft) — проект на стадии комитета, т. е. проект стандарта, подготовленный соответствующим комитетом (этап разработки международного стандарта, коротко — проект комитета, ПК); • 1SO/DIS (draft international standard) — проект международного стандарта (ПМС); • ISO/FDIS (final draft of international standard) — окончательный проект международного стандарта (ОПМС); • ISO/IWA (international workshop agreement) — соглашение международной рабочей группы, т. е. техническое соглашение, принятое на отраслевом международном семинаре. Это один из вариантов подготовки международных документов ИСО, когда первоочередной задачей является их быстрое опубликование. В отличие от обычной процедуры, когда разработка осуществляется через структуру ТК, документы категории IWA подготавливаются национальными организациями — членами ИСО, а их согласование и принятие осуществляется на открытых семинарах экспертов; • ISO/AWI (approved work item) — утвержденная рабочая тема; • ISO/NP (new proposition) — новое предложение рабочей темы; • ISO/PRF (proof of a new international standard) — апробация нового международного стандарта; • ISO/TR (technical report) — технический отчет (ТО). Это информационные документы, содержащие информацию, отличающуюся от той, которая обычно публикуется в международном стандарте. Для их утверждения необходимо простое большинство голосов. • ISO/TS (technical specification) — технические условия (ТУ). Это принятые к публикации документы ИСО, если их одобрили две трети членов ТК, участвовавших в голосовании (для утверждения международного стандарта нужно 75% голосов). ТУ не должны противоречить соответствующему международному стандарту, но могут его дополнять; • ISO/DTR (draft technical report) — проект технического отчета; • ISO/PAS (publicly available specification) — общедоступные технические Процесс создания международного документа проходит следующие стадии: • стадию предложения. Включает утверждение нового предложения рабочей темы (плана) по разработке стандарта (NP). На этом этапе еще нет рабочего проекта (draft) стандарта; • подготовительную стадию. Она состоит из двух этапов: 1) утверждаются рабочая тема по разработке международного стандарта (AWI) или предложения по разработке изменения (поправки) (AWI Amd-amendment), технического отчета (AWI TR), технических условий (AWI TS); 2) появляются рабочие проекты соответствующих документов: стандарта (WD, working draft), изменения (поправки) (WD Amd), технического отчета (WD TR) либо технических условий (WD TS) — в зависимости от того, какая тема утверждена; • стадию подготовки комитетом проектов: стандарта (CD), изменения (по правки) (CD Amd), технического отчета (CD TR) или технических условий (CD TS) — в зависимости от утвержденной темы; • стадию исследований и сбора отзывов. Здесь выходными документами служат: проект международного стандарта (DIS), проект изменения (по правки) (D Amd), окончательный проект комитета (FCD); • стадию утверждения. Выходные документы: окончательный проект международного стандарта (FDIS), окончательный проект изменения (по правки) (FD Amd), апробация нового международного стандарта (PRF), апробация изменения (поправки) (PRF Amd), апробация технического отчета (PRF TR) или технических условий (PRF TS); • стадию публикации. Выходные документы: международный стандарт (ISO), международный технический отчет (ISO/TR), международные технические условия (ISO/TS), соглашение международной рабочей группы (ISO/IWA), изменение (поправка) (Amd). ИСО является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации, насчитывающей 146 стран, представленных соответствующими национальными комитетами. Из них 99 полноправные члены, 35 — члены-корреспонденты, 12 — абонированные члены. В технической работе участвуют свыше 30 000 экспертов, рассредоточенных по 188 техническим комитетам и 546 подкомитетам. Фонд международных стандартов ИСО содержит около 14 250 документов. Решением проблем качества в ИСО занимается технический комитет ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», организованный в 1979 г. В течение нескольких лет (до 1987 г. — времени опубликования первой версии СМ К) эксперты ИСО/ТК 176 собрали все наиболее рациональное из того, что было накоплено в области качества (как научных знаний, так и практического опыта) и отразили в стандартах, получивших индекс 9000. Стандарты ИСО — это документы общего характера, образующие добровольную, основанную на международном консенсусе систему. Публикация стандартов ИСО серии 9000 способствовала гармонизации в международном масштабе всех нормативных документов по административному управлению качеством (менеджменту качества). Стандарты серии 9000 сразу же получили всемирное признание и стали одними из самых популярных документов ИСО за более чем полувековую историю существования этой организации. Уже в 1987 г. стандарты ИСО были переработаны в европейские стандарты EN 29000. В период с 1987 по 1993 г. стандарты серии 9000 методом обложки были обращены в национальные стандарты многих стран. В процессе практической работы со стандартами ИСО серии 9000 выяснилось, что для их успешного применения необходимы дополнительные разъяснения и рекомендации. Поэтому с 1988 по 1993 г. было разработано большое число документов (ТО, методических рекомендаций и др.), призванных помочь пользователям. В 1993 г. осуществили плановый пересмотр стандартов, принятых в 1987 г. При этом были сделаны шаги для предупреждения увеличения их количества в целях сохранения целостности и компактности «семейства». В 1994 г. была введена в действие вторая версия ИСО серии 9000 (4 базовых и 7 стандартов поддержки). В 1990-е гг. стандарты ИСО серии 9000 подвергались все возрастающей критике на том основании, что они не обеспечивали производства качественной продукции или услуг, так как организации достигали соответствия стандарту простой демонстрацией того, что они точно следовали установленным в нем процедурам. Эти процедуры могли и не обеспечивать высокого уровня качества, а стандарты версий 1987 и 1994 гг. не содержали таких требований к предприятиям, которые позволяли бы судить о приемлемости качества их продукции для потребителей. Не включали они и требований по его улучшению. В настоящее время введены в действие стандарты ИСО серии 9000 третьей версии (2000 г.). Технический комитет ИСОДК 176 принял решение не вносить в них изменений до второго квартала 2008 г. При разработке новой версии стандартов ИСО серии 9000 (2000 г.) были учтены следующие пожелания и требования специалистов: • обеспечить большую совместимость стандартов ИСО серий 9000 (по менеджменту качества) и 14000 (по экологическому менеджменту); • предусмотреть общую структуру и даже единое оглавление стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004; • заложить в основу стандартов ИСО серии 9000 процессный подход; • расширить возможности исключения требований ряда пунктов стандарта (т. е. их неприменения), на соответствие котором проводится проверка и сертификация систем качества; • ввести требования о необходимости постоянного улучшения качества продукции и процессов; • учесть необходимость удовлетворения требований, интересов и ожиданий всех сторон (лиц), заинтересованных в деятельности предприятия; • включить в стандарты ИСО серии 9000 вопросы, связанные с самооценкой организации; • согласовать подходы стандартов ИСО серии 9000 с моделями делового совершенства, заженными в основу премий по качеству; • уменьшить общее количество стандартов. С учетом этих предложений подкомитетом 2 «Системы качества» ИСО/ТК 176 была разработана новая версия стандартов ИСО серии 9000, опубликованная и вступившая в действие в конце 2000 г. На рис. 1.1 приведена структура международных СМ К. Кроме базовых, сюда включены стандарты поддержки, а также общие руководящие указания (рекомендации), стандарты с особыми (специальными) требованиями, предназначенные для различных секторов экономики, стандарты на отраслевые СМК и те, которые могут применяться в сочетании с ИСО 9001.
Рис. 1.1. Структура международных стандартов менеджмента качества Современная позиция ИСО в отношении развития стандартов на системы менеджмента изложена в руководстве ИСО 72:2001 «Рекомендации по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента». Эта позиция такова: стандарты должны отражать потребности рынка и обеспечивать совместимость. То есть цель — обеспечить соответствие стандартов основным критериям в отношении рынка и совместимости. Совместимость стандартов на системы менеджмента обеспечивается на основе единой методологии их построения. Процессный подход и цикл Деминга (цикл PDCA) определены в Руководстве ИСО 72 в качестве принципов, на которых должны разрабатываться стандарты систем менеджмента. Базовые стандарты: • ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»; • ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»; • ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и * ИСО/ТК. 176/ПК 1 «Управление качеством и обеспечение качества» внес изменения в международный стандарт ИСО 9000:2000 и 15.09.2005 г. Вступил в действие новый стандарт ИСО 9000:2005. В табл. 1.1 приведен план работы ИСО/ТК 176 по изменению международных стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004. Таблица 1.1 План внесения поправок и пересмотра МС ИСО 9001, ИСО 9004
Стандарты поддержки: • ИСО 19011:2002 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества • ИСО/ТО 10013:2001 «Рекомендации по документированию систем менеджмента качества». Общие рекомендации: • ИСО 10005:2005 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по планам качества»; • ИСО 10006:2003 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по менеджменту качества в проектах»; • ИСО 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по • ИСО 10002:2004 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. отметить, что подкомитетом 3 «Вспомогательные методы»* ИСО/ТК 176 разрабатываются еще два стандарта в области менеджмента жалоб (предотвращения и разрешения споров): ИСО 10001 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по кодексам поведения» и ИСО 10003 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по разрешению спорных вопросов с внешними потребителями»; • ИСО/ТО 10014:1998 «Рекомендации по управлению экономикой качества»; • ИСО 10015:1999 «Менеджмент качества. Рекомендации по подготовке • ИСО/ТО 10017:2003 «Рекомендации по статистическим методам применительно к ИСО 9001:2000». Особые (специальные) требования: • ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и • ИСО 10012:2003 «Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерения и измерительному оборудованию»;
* Или «Поддерживающие технологии».
• ИСО 13485:2003 «Изделия медицинские. Системы качества. Требования для включения в регламенты». Также проектом ИСО/ТК. 176 является технический отчет ИСО/ТО 14969 «Системы качества. Изделия медицинские. Рекомендации по применению ИСО 13485:2003» (он заменит ИСО 14969:1999); • ИСО 15161:2001 «Рекомендации по применению ИСО 9001:2000 в пище • ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента пищевой безопасности. Требования к любой организации в цепи создания пищевых продуктов»; • ИСО 22004 «Системы менеджмента пищевой безопасности. Рекомендации по применению стандарта ИСО 22000:2005»; • ИСО 15189:2003 «Медицинские лаборатории. Особые требования к качеству и компетентности»; • ИСО/МЭК 90003:2004 «Разработка программных продуктов. Рекомендации по применению стандарта ИСО 9001:2000 при разработке компьютерных программных продуктов»; • ИСО/IWA 2:2003 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению ИСО 9001:2000 в сфере образования». Еще одним проектом комитета ИСОДК 176 является стандарт ИСО 15378 «Системы менеджмента качества. Основные упаковочные материалы для медицинских изделий. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 вместе с надлежащей производственной практикой» (GMP, Good Manufacturing Practice). Отраслевые системы менеджмента качества: • ИСО/ТУ 29001:2003 «Нефтяная, нефтехимическая и газодобывающая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и предоставляющим услуги»; • ИСО/IWA 1:2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по две части стандарта для телекоммуникационной отрасли: • TL 9000:2001, ч. 1: «Требования к системам качества»; • TL 9000:2001, ч. 2: «Метрики системы качества»; • AS 9100 (А):2001 «Требования к качеству основных поставщиков в области аэрокосмической промышленности»; • Свод положений и руководства по безопасности 50-C/SG-Q (МАГАТЭ).
ГЛАВА 2
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |