КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Матрица участия структурных единиц в процессах предприятия 1 страница
В таблице степень участия каждой структурной единицы в процессах предприятия обозначена соответствующей категорией: • У — участник процесса; • С — собственник процесса; • К — клиент процесса (потребитель выхода); • П — поставщик процесса (входа процесса). Участие структурных единиц в процессах организации может быть представлено также в виде ответственности за их различные этапы. В этом случае структурные единицы — это должностные лица компании. В табл. 2.2* приведен пример матрицы ответственности за процессы для уже упоминавшегося машиностроительного завода, модели СМК которого представлены на рис. 2.1 и 2.2. Ответственность — обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение [17]. Ее понимают как ущемление интересов, наложение ограничений различного характера. Как правило, вид, степень и порядок наложения ответственности на каждого конкретного руководителя или сотрудника определяют в должностных инструкциях. Она означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи (процесса) перед тем, кто передает ему полномочия. Полномочия — это право пользоваться ресурсами организации для выполнения своих обязанностей. В специальной литературе [17] они определены как ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий. Передача полномочий осуществляется посредством делегирования. Делегирование как термин, который используется в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Характер полномочий определяется двумя аспектами: видом (видами ресурсов предприятия, которыми могут пользоваться руководители и сотрудники) и их степенью (объемами потребляемых ресурсов) [2]. Ограничения, налагаемые на полномочия, на практике часто нарушаются, что связано с различиями между полномочиями и властью. Если полномочия — это делегирование, т. е. ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации, то власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Таким образом, можно обладать властью, не имея полномочий. Полномочия же определяют, что имеет право делать лицо, занимающее какую-то должность [17]. В одной из книг, посвященных этой теме [26] приведена следующая иллюстрация вышесказанного: «Если я вижу что-то, что нужно сделать, я делаю это или нахожу того, кто может это сделать». Рекомендованная ИСО/ТК 176 методика внедрения процессного подхода включает определение владельца процесса для обеспечения гарантии внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения каждого процесса и его взаимодействия [27]. Существует [20] такое определение: владелец процесса — должностное лицо, ответственное за его разработку, организацию надлежащего функционирования и результаты и имеющее для этого соответствующие полномочия. Там же указана проблема, возникающая при определении ответственных за процессы. Она состоит в том, что должностные лица, назначаемые владельцами процессов, не могут управлять этой деятельностью, а значит, не могут нести ответственность за ее результат. Так, когда владельцем процесса «управление документацией и записями» назначается руководитель службы качества, это означает, что он должен нести ответственность за невыполнение требований документированных процедур в подразделениях.
* В табл. 2.2 СИТ - средства измерительной техники, ОСМ - отдел сбыта и маркетинга, ОМТС - отдел материально-технического снабжения, ИЛ - испытательная лаборатория
В то же время невозможно отвечать за результаты при отсутствии полномочий и физической возможности непосредственно руководить и организовывать работы по управлению документами и записями и контролировать их исполнение. Указанное несоответствие может быть устранено различными путями. Приведем три из них. В уже упомянутом издании [20] предложено наряду с процессами в качестве элементов СМК рассматривать правша, устанавливающие порядок осуществления видов деятельности, направленных на выполнение требований ИСО 9001 и нормативов компании, которые должны быть учтены в одном или нескольких процессах СМК. Иными словами, все процедуры предприятия можно представить в виде процессов и правил. Правила нужны для того, чтобы выполнить некоторые требования стандарта ИСО 9001 при осуществлении соответствующих видов деятельности (работ) в рамках процесса. Для ряда требований ИСО 9001 нецелесообразно разрабатывать процесс, достаточно определить правила их перевода в требования предприятия. Если такие правила относятся к одному процессу, их включают в его описание. В ином случае оформляют самостоятельный документ — документированную процедуру правила*. Примеры процедур, содержащих правила: • управление документами и протоколами качества (п. 4.2.1, 4.2.3, 4.2.4); • управление несоответствующей продукцией (п. 8.3); • корректирующие и предупреждающие действия (п. 8.5.2, 8.5.3); • управление собственностью потребителя (п. 7.5.4); • обеспечение сохранности продукции (п. 7.5.5). • идентификация и прослеживаемость продукции (п. 7.5.3). Документированные процедуры правил оформляет начальник службы качества, который оказывает методическую помощь владельцам процессов. На последних лежит ответственность за выполнение правил. Дополнительный путь решения проблемы ответственности владельца процесса — назначение еще и руководителя процесса [28, 29]. В этом случае владелец процесса — это должностное лицо, наделенное полномочиями обеспечивать процесс необходимыми ресурсами и ответственное за его эффективность и улучшение. Им может быть, например, менеджер высшего звена, т. е. человек, включенный в вертикаль управления организации и обладающий необходимыми властными полномочиями, высоким престижем, доверием и влиянием. Руководитель процесса — должностное лицо, наделенное полномочиями оперативного управления процессом с учетом выделенных ресурсов и ответственное за его результативность. Руководитель управляет процессом, т. е. воздействует на него с целью получения запланированных результатов, а владелец должен быть настоящим собственником и стремиться наращивать его ценность. Взаимоотношения владельца и руководителя процесса аналогичны тем, которые складываются между
* Приведенное толкование правила шире, чем у других авторов. Например, в уже упоминавшемся пособии [17] сказано: правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Процедуры же рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий. владельцем (хозяином) какой-либо организации и наемным топ-менеджером [28]. Назначение владельца и руководителя процесса позволяет решить еще одну проблему, возникающую при реализации цикла постоянного улучшения (PDCA). Дело в том, что осуществление стадии A (act — «вноси изменения») требует, как правило, больших полномочий по сравнению с теми, которые нужны для осуществления этапов Р, D, С. Иными словами, внесение изменений, распространение достигнутых улучшений или прекращение неудачного проекта зачастую превышает компетенцию лиц, ответственных за процесс. Поэтому для одной части процессов СМК могут быть назначены и владелец и руководитель, а для другой — только владелец (с совмещением ответственности и полномочий в одном лице). Третий путь состоит в исключении ответственности владельца процесса за его результат. Владелец не вникает в задачи, решаемые отдельными подразделениями. Его интересует успешная реализация процесса в целом — от первого до последнего шага. Он несет ответственность за разработку процесса, его документирование, измерение, а также за обучение сотрудников, участвующих в его реализации. В этом смысле владелец процесса — не должность и не деятельность, которой необходимо заниматься полный день. Это роль, которая в первую очередь связана с возможностями процесса в целом, а не с повседневным выполнением производственного задания (за последнее продолжают отвечать функциональные менеджеры) [25]. □ Определение целей и критериев результативности процессов Процессы нужны не для описания работы, а для достижения целей. Назначение процесса и разъяснение его необходимости представляют в виде его целей, которые определяют таким образом: цели каждого из процессов должны полностью отвечать корпоративным задачам в области качества, а реализация целей всех процессов в сумме обеспечивает достижение корпоративных целей [30]. В общем случае семейство целей процессов можно выбрать с помощью метода, называемого «матрешка целей». Он выглядит следующим образом: политика в области качества — стратегические задачи организации — тактические задачи — цели процессов. Формулировка задач включает установление критериев, которые позволяют контролировать выполнение целей. Кроме того, должны быть определены показатели, с помощью которых можно измерить критерии и номинал (норму) — числовое значение нужного показателя. Величина номинала характеризует предельное значение показателя, на уровне которого данный процесс должен работать [31, 32]. Как только номинал установлен, начинается мониторинг показателей. Результативность процесса определяется тем, достигается его цель или нет. Иными словами, все то, что задано количественно, должно измеряться; за всем тем, что измеряется, следует наблюдать (вести мониторинг*); всем тем, за чем ведется мониторинг, нужно управлять [33].
* В материалах ИСО/ТК 176, сопровождающих серию стандартов ИСО 9000, термин «мониторинг» определяется так: «слежение, надзор, содержание под наблюдением; измерение или испытание через определенные интервалы времени, главным образом в целях регулирования и управления».
Современное развитие теории измерений допускает существование двух различных определений (подходов): (1) в узком смысле — как экспериментального сравнения измеряемой величины с известной, т. е. мерой, и (2) в широком — как нахождения соответствия между числами и объектами [34]. Уже в древнегреческой философии измерение в широком смысле, т. е. обобщенно, рассматривалось как способ количественного оценивания объектов любой природы [35]. В средневековой науке также существовало представление об интенсивных величинах, характеризуемых не протяженностью, а степенью (градусом). Это представление зарождалось в рамках богословия в виде учения о степенях благодати. И неудивительно: ведь вплоть до XV в. не только вся научная деятельность носила теологическую окраску, но и надзор за единством и правильностью измерений, сохранностью образцовых мер осуществляло духовенство. Переход к Новому времени характеризуется заменой лозунга Ф. Аквинского (1225—1274) «Всякое познание является грехом, если только оно не имеет целью познания Бога» на формулировку Н. Кузанского (1401 — 1464) «Познание есть измерение!», а затем и на призыв Г. Галилея (1564—1642) «Измеряй все доступное измерению и делай доступным все недоступное ему». В 30-х гг. XIX в. Э.Г. Вебер выполнил эксперименты по количественному оцениванию ощущений (впоследствии математически обработанные), что явилось основой психофизики как науки о связи физических стимулов с их психическими отражениями. Тогда же ряд видных экономистов, включая К. Маркса, разработали теорию стоимости — по сути, это были экономические измерения. Все вышеперечисленное позволило сформулировать еще одно направление, которое сейчас называют нефизическими измерениями (как самостоятельное научное течение оно заявило о себе в 40-х гг. XX в.). Однако представители математической науки критиковали новые тенденции в развитии теории измерений. Так, создатель математической теории меры А.Л. Лебег (1875—1941) язвительно насмехался над попытками создать общую теорию измерений, равно применимую «к объемам и честолюбию, к темпераменту и аппетиту, к государственному бюджету и плодородию почвы...». Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1792—1856), в свою очередь, учил: «Измерение состоит в наполнении измеряемого несколько раз взятой мерою или частями ее, соединяя их через прикосновение. То есть получение, извлечение измерительной информации от объекта возможно только благодаря тому, что средство измерений неизбежно вступает во взаимодействие с объектом измерения». Тем не менее именно в середине XX в. было предложено кардинально расширить обсуждаемое понятие — считать измерением любое «приписывание нумералов объектам или событиям в соответствии с правилами» (нумерал — числовой знак, последовательность цифр). Этой интерпретации мы и будем придерживаться при измерениях процесса и СМК, осуществляемых в рамках их мониторинга. В процедурах, описывающих СМК, необходимо предусматривать раздел, посвященный мониторингу и измерению процесса (например, «Мониторинг процесса и планирование улучшений»). В нем нужно установить источники исходных данных (измеряемых параметров), периодичность их сбора и анализа, а также процедуры сбора и анализа и принятия мер по их результатам. Мониторинг — систематическая оценка соответствия продукции или процесса установленным требованиям посредством наблюдения. Наблюдения — планомерное, систематическое и целенаправленное восприятие объекта в целом или отдельных его сторон, при котором наблюдатель не вмешивается в поведение объекта, а лишь фиксирует его свойства. Измерение — определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. В соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 (п. 4.1, в), измерение процессов производится как для оценки уровня результативности, так и для поддержания их в управляемом состоянии. В первом случае оцениваются результаты процесса, а во втором — показатели его состояния на различных этапах [36]. Иными словами, система показателей качества процесса разбивается на две группы. В одну входят реализации выходов процесса, другую составляют характеристики его динамики в системе. Первая группа показателей фиксирует, куда приходит процесс в результате управления, вторая — как он попадает в это конечное состояние [37]. То же самое можно сказать о СМК в целом. Измеряемым показателем первой группы может быть уровень дефектности, определяемый, например, количеством дефектов на миллион единиц продукции — ppm (parts per million, 1 ррт = 0,0001%). Кроме того, определяют время реализации (данного действия) или время цикла и вариабельность (способность воспроизводить чувствительные для потребителя показатели в последовательности повторяющихся действий). Среди показателей второй группы (определяющих, как процесс попадает в конечное состояние) имеют значение затраты (связанные с данным процессом). Укажем также на использование в показателях первой группы некоторого общего знаменателя, позволяющего отразить изменения, динамику деятельности. Например, соотношение количества дефектов в текущий и предыдущий анализируемые периоды времени, объемов продаж за те же периоды, отношение количества целей в области качества, достигнутых на данный момент, к запланированному, количества поступивших на склад запасов сырья и материалов к запущенному в производство, количества контрактов, выполненных в срок, к общему их числу. Если цели функционирования процесса, т. е. поддающиеся измерению результаты, которых организация хочет достичь, сформулированы, необходимо осуществлять эти измерения. Для этого устанавливают критерии достижения целей, показатели, с помощью которых можно измерить критерии, и номинал. Номинал — это целевое значение показателя деятельности (процесса), которого организация стремится достичь, т. е. это значения, которые следует получить [20]. □ Реализация цикла PDCA (цикла постоянного улучшения) при проектировании процесса При достижении запланированных требований к процессу организация должна постоянно направлять свои усилия на улучшение его функционирования. Ко всем процессам СМК может применяться методология, известная как цикл Plan — Do — Check — Act (PDCA, или цикл Деминга), представляющий собой непрерывное улучшение деятельности (постоянное совершенствование). В частности, стадия Р (планируй) означает планирование, направленное на улучшение, D (делай) — это исполнение плана (желательно в небольшом масштабе), С (проверяй) — проверка результатов (маломасштабных действий), А (действуй) предполагает три варианта: (1) принять изменение, (2) отвергнуть его, (3) повторить весь цикл снова (возможно, в других условиях) [38]. Цикл PDCA применяется для визуализации и конкретизации шестого принципа менеджмента качества — непрерывного совершенствования деятельности организации — применительно к процессам. Эта методика может быть полезной для определения, выполнения и контроля корректирующих действий, направленных на улучшения. Она в равной степени применяется к стратегическим процессам высокого уровня и к простой работе. □ Определения взаимодействия процессов, в том числе взаимодействие с функциями предприятия Система менеджмента качества состоит из основных элементов — процессов, целевые векторы которых могут не совпадать и даже оказаться направленными в противоположные стороны. Результативность СМК организации определяется взаимодействием процессов и в меньшей степени зависит от того, как каждый из них работает в отдельности. Строго говоря, СМК тогда становится системой, когда в ней реализуются основные элементы деятельности (функции менеджмента), приведенные в ИСО 9000:2005, — планирование, управление, обеспечение и улучшение качества, а также используется цикл непрерывного совершенствования деятельности (PDCA). На рис. 2.4 изображена схема взаимодействия процессов, структурированная по функциям менеджмента качества: планирование качества — управление качеством — обеспечение качества — улучшение качества (Quality Planning — Quality Control — Quality Assurance — Quality Improvement, PCAI).
□ Оценка рисков, последствия и влияние процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны, описание процесса Понятия, связанные с выгодами и менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Они касаются преимуществ процессного подхода и могут включать анализ следующих аспектов [39]: • лояльности потребителей; • таких результатов работы, как рост доходов и увеличение доли на рынке; • гибкости и быстроты реакции на возможности рынка; • затрат и количества циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов; • выстраивания цепочки процессов, с помощью которой желаемые результаты достигаются наилучшим образом; • получения конкурентных преимуществ за счет расширения возможностей • понимания работниками целей организации, их мотивации, а также участия в постоянном улучшении; • уверенности заинтересованных сторон в результативности и эффективности деятельности организации, подтвержденных достижением целей процессов, полученными финансовыми и социальными выгодами, а так же репутацией компании; • способности создавать ценность как для самой организации, так и для ее Понятие «риск» используется здесь не в смысле «опасность». Оно относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результаты. Риск — это сочетание вероятности события и его последствий. Математическое определение вероятности таково: это действительное число в интервале от 0 до 1, относящееся к случайному событию. Число может отражать относительную частоту в серии наблюдений или степень уверенности в том, что некоторое событие произойдет. Для высокой степени уверенности вероятность близка к единице. В условиях риска вероятность результата каждого решения можно оценить с известной достоверностью. Если есть недостаток информации для прогнозирования уровня вероятности результатов в зависимости от выбора, условия принятия решения являются неопределенными. Термин «риск» обычно используют, когда существует возможность негативных последствий. В некоторых ситуациях риск обусловлен возможностью отклонений от ожидаемого результата или события**. В методологии управления проектами (project management) есть раздел под названием «Управление рисками». Управление рисками — это комплекс знаний и навыков, позволяющий планировать и реализовывать действия по реагированию на негативные или позитивные* события, которые с некоторой долей вероятности могут произойти в ходе выполнения проекта [40]. Определение рисков — это процесс, для реализации которого рекомендуется использовать разнообразные методы групповой работы (мозговой штурм, «номинальную группу», один из наиболее известных методов экспертных оценок — метод Дельфи), а также анализ подобных проектов из схожих областей с участием внешних или внутренних экспертов компании. Оценка рисков в указанных выше аспектах может быть использована для определения потенциальных трудностей. Следует также определить их основные причины, что позволит предотвратить повторное появление проблем во всех процессах с рисками, установленными аналогичным образом [27]. Управление рисками может включать также контроль рисков для предварительного уведомления о рисковом событии [40]. Риски делятся на известные и неизвестные. Очевидно, что пустить последние на самотек и реагировать на них только по мере проявления — дорогое удовольствие. Каким же образом упреждать события, получать информацию о потенциальном неизвестном риске заранее, когда есть еще возможность скорректировать процесс без повторения целого ряда работ? Выявить неизвестные риски процесса по ходу его выполнения поможет методика статистического управления процессами (Statistical Process Control, SPC), инструментом которой является контрольная карта [41]. * См. ГОСТ Р 51897-2002. ** Некоторые авторы рассматривают позитивные риски, т. е. возможности
Эти карты используются для обнаружения факторов, влияющих на ход повторяющегося процесса, за некоторое время до реального проявления их действия и, следовательно, появления несоответствий. Методика SPC помогает выявлять неопределенные риски, которые могут выявиться на каком-либо участке процесса, но место их появления заранее неизвестно. Итак, в рамках жизненного цикла продукта должны быть выделены процессы, в которых принимают участие подразделения, представляющие различные функции компании. С одной стороны, это позволяет оценивать этап работ в целом, а не результаты деятельности каждого участка в отдельности. С другой стороны, выделение процессов помогает установить более тесную и определенную связь между деятельностью и ее конечными результатами [9]. При этом стоит обратить внимание на следующее [1]: ориентация исключительно на процессы — стремление во что бы то ни стало достичь желаемых целей — неизбежно приведет к снижению эффективности использования ресурсов. Причем издержки при управлении процессами обычно превалируют над эффективностью результата (выходов процесса). Поэтому предприятия должны стремиться к эффективности по трем критериям: • эффективность расходования ресурсов; • эффективность выполнения процессов; • рыночная эффективность — конкурентоспособность продукции. В связи с вышесказанным ведущие зарубежные компании отказались как от ориентации только на функции (что делать), так и от исключительно процессной модели управления (как делать), предпочитая добиваться оптимального решения путем компромиссного баланса трех упомянутых критериев эффективности и формирования наилучшей структуры. Для этого необходимо выявлять главные условия достижения успеха — его критические факторы. Каким образом — это внутреннее дело компании. 5. Системный подход к менеджменту Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативному и эффективному достижению целей организации. Недостаточно идентифицировать процессы — надо ими управлять. А чтобы управлять ими как системой, необходимо создать и понять сеть процессов и их взаимодействий. Для этого организация должна: • определить область действия СМК путем установления системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей, при этом последние • понимать взаимозависимости процессов в системе; • постоянно улучшать систему процессов путем измерений и оценки. идентифицируется система взаимосвязанных процессов бизнеса, охватывающих все сферы бизнеса соответствующими мероприятиями, связанными с качеством. Эта система процессов осознается и управляется в рамках единой поставленной задачи, тем самым, способствуя эффективности и результативности предприятия [42]. 6. Непрерывное совершенствование деятельности предприятия Автор одного из популярных пособий по менеджменту [14] цитирует старинную поговорку: «Если ты делаешь то, что всегда, ты и получишь то, что всегда». То есть необходимо практиковать постоянные улучшения. Реализация этого принципа требует: • формирования у каждого работника (путем мотивации) потребности в постоянном улучшении качества продукции, процессов, системы в целом; • применения основных инструментов (методов) непрерывного совершенствования (действий плюс неординарных решений); • периодической оценки (самооценки) соответствия установленным критериям совершенства, чтобы определить области потенциального улучшения; • обучения каждого работника инструментам совершенствования: циклу • повышения результативности всех процессов на основе цикла PDCA; • определения целей и критериев их достижения для организации совершенствования процессов; • признания и распространения улучшений в масштабе всей организации. • что является объектом улучшения: продукция, процесс, то и другое вместе, система менеджмента качества или результаты деятельности в целом; • какую выбрать стратегию с точки зрения соотношения затрат ресурсов и • в каком направлении осуществлять улучшения: снижать количество не • каков ожидаемый результат: быстрая отдача или работа на перспективу? Стратегия непрерывного улучшения процессов означает постоянное повышение их возможностей. Ее следует использовать, когда необходимость серьезных изменений в ближайшем будущем невелика и требуется избежать рисков. Обычно методы совершенствования включают в себя стандартизацию, снижение вариабельности, сокращение времени цикла, устранение потерь.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |