КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Матрица участия структурных единиц в процессах предприятия 2 страница
Инновации нужно применять, когда объем требуемых усовершенствований значителен. В этом случае риски и усилия выше, чем при применении метода непрерывного улучшения. Учитывая стандарты QS-9000 и ИСО/ТУ 16949:2002, стоит обратить внимание на следующее: постоянное улучшение применимо там, где установлено соответствие [43]. С позиций указанных документов непрерывное совершенствование выглядит следующим образом: • улучшение при наличии дефектов — это корректирующие действия, а не • постоянное улучшение осуществляют тогда, когда процессы стабильны, • процессы с неприемлемой воспроизводимостью и качеством требуют корректирующих действий. Проекты по внедрению улучшений часто требуют значительных затрат времени и финансов. Поэтому, прежде чем инвестировать в процесс, следует тщательно продумать, поможет ли его усовершенствование повысить способность производить ценности. После изучения стоимости издержек, необходимых для получения прибыли, и величины последней может оказаться более разумным оставить процесс таким, как есть, или передать его выполнение сторонним организациям [25]. Важным источником постоянного совершенствования являются знания [14, 44]. На рынке выиграют те компании, которые имеют к ним доступ, расширяют и создают их. Предприятие обязано научиться оценивать имеющуюся информацию и новые идеи, т. е. превратиться в «обучающуюся» организацию, генерирующую и обобщающую продуктивные идеи. Сотрудники компании должны уметь отказываться от старых методов работы во имя освоения новых и быть готовыми постоянно экспериментировать. Таким способом любая фирма имеет шанс стать лидером в своей отрасли, чтобы самой устанавливать правила игры, а не следовать в фарватере чужих стратегий.
7. Принятие решений на основе достоверных данных (фактов) Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. В обычном смысле слово факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) является синонимом слов «истина», «событие», «результат», т. е. это нечто реальное в противоположность вымышленному. Как категория логики и методологии науки факт — это достоверное знание о единичном. Большую роль в установлении и накоплении фактов всегда играли наблюдения (мониторинг) и измерения. Установление факта — синтетический процесс. Благодаря ему происходят особого рода обобщения, при которых возникают понятия, имеющие избирательный характер, и открываются возможности для отображения действительности на уровне как явлений, так и их сущности. Факты и характеризующие их показатели (имена, даты, сведения о местах действия) иногда обобщают одним словом — данные. Данные также рассматривают как сырье, некий случайный набор отдельных фактов [45]. Информация (от лат. information — разъяснение, изложение) — первоначально — сведения, передаваемые от одних людей другим устным, письменным или каким-либо другим способом. В настоящее время нет единой общепризнанной концепции этого понятия. Ни одно из толкований не может свести все многообразие трактовок к единому содержанию. Термин приобрел высокую степень общности, был даже выдвинут тезис о том, что информация является одним из универсальных свойств материи. Согласно этому утверждению, понятие информации связано с понятием отображения. Информация может возникнуть только там, где есть отображение одной структуры на другую, т. е. моделирование. Но не всякое воздействие ведет к моделированию. Информация появляется там, где отображение осуществляется не пассивно, а активно. В свою очередь, его активный характер означает использование не всего, а только определенной части содержания. Активное отображение подразумевает выделение субъекта и объекта. Субъектно-объектные отношения отражают системное взаимодействие. Роль субъекта в системе определяется тем, что именно из отражаемого надо выбирать. Отсюда следует, что сущность информации состоит в ее коммуникативной функции, отражающей непрерывное единство источника информации и ее приемника, актуализирующего часть данных, хранящихся в системе. Здесь источник информации — отражаемый объект, приемник — управляющий субъект. Иными словами, об информации можно вести речь только при условии, если известен объект, являющийся источником информации, и есть субъект, заинтересованный в данных об этом объекте, необходимых для достижения определенных целей. В этом случае для исключенной информации можно использовать понятия «сведения», «сообщения», «данные». Таким образом, с позиции принятия решений можно утверждать, что информацией являются активно используемые данные.
Если данные — это результат непосредственных измерений, то информация — это интерпретация данных. Например, рапорт о том, что за смену произведено восемь изделий — это данные. Но мы пока не знаем, высокий получен результат или низкий. Только когда мы начинаем сравнивать имеющиеся данные с неким примером (сменным заданием, отраслевым стандартом, прошлыми показателями), можно сразу сказать, приемлем ли такой итог, и подумать о том, что можно сделать для его поддержания или улучшения. В результате проведения измерений мы располагаем данными, а после их анализа и оценки получаем информацию [38]. В стандарте ИСО 9000:2005 информация определена как значимые данные (сохраняющие свои свойства во времени). Это важно помнить при построении управленческой информационной системы, поскольку лицам, ответственным за принятие решений, данные должны выдаваться в виде информации, на основании которой могут быть предприняты те или иные действия. В действительности, как отмечают многие авторы, так называемые информационные системы фактически являются обычными системами обработки данных.
Итак, условиями возникновения информации являются отображение и активность, идущая от субъекта, а также приобретение данными (сообщениями) сигнального характера. Это происходит в результате интерпретации, когда сведения подразумевают значение и имеют относительный смысл, т. е. когда принятие решений осуществляется не просто на основании данных, а исходя из относительных величин, характеризующих разницу между предыдущими и последующими сообщениями. Для потребителя информации очень важна адекватность отображения оригиналу. В широком смысле адекватность информации — это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту. Она может рассматриваться в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической. Синтаксическая адекватность отображает формальные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. Здесь учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки и т. п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно и называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Семантическая (смысловая) адекватность предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые она отражает, рассматриваются смысловые связи. Этот аспект служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации. Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношения между информацией и ее потребителем. Прагматическая форма рассмотрения связана с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. Этот аспект адекватности непосредственно связан с практическим использованием информации, ее соответствием целевой функции деятельности системы. Следование принципу принятия решений на основе достоверной информации предполагает:
• измерение и сбор данных, относящихся к поставленной задаче; • обеспечение уверенности в их достоверности и точности; • использование апробированных методов для анализа данных и информации; • понимание ценности соответствующих статистических методов; • принятие решений и выполнение действий на основе результатов анализа релевантной информации с учетом опыта и интуиции. Объектами мониторинга и измерений могут быть процессы, продукция и система в целом. Если рассматривать объект мониторинга и измерений как генеральную совокупность, то блок-схема процедуры принятия решений на основе достоверных данных может быть представлена в следующем виде (рис. 2.5). Применительно к процессам проблема мониторинга и измерений обсуждалась выше, в разделе, посвященном описанию процессного подхода. Здесь добавим, что в процессах выпуска продукции осуществляют контроль в целях получения
объективных свидетельств с последующей верификацией и (или) валидацией и санкционированием выпуска (рис. 2.6)*. Необходимо остановиться подробнее на процедурах верификации и валидации, возникающих при принятии решений на основе достоверных данных. Рис. 2.6. Принятие решений на основе достоверных данных в процессах выпуска продукции
В соответствии с ИСО 9000:2005 верификация — это подтверждение на основе предоставления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены; валидация — подтверждение на основе предоставления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены. Иллюстрация терминов «верификация» и «валидация» применительно к процессу изготовления продукции (например, сборочного производства) приведена на рис. 2.7. * Блок-схема на рис. 2.6 построена на основе учебных материалов 000 «Системы качества» (Екатеринбург); ПСИ - приемо-сдаточные испытания.
Рис. 2.7. Верификация и валидация продукции В самом общем случае под верификацией понимается деятельность, заключающаяся в доказательстве соответствия качества или характеристик некоторого объекта (продукции, услуги, процесса, документа) требованиям, установленным для этого объекта на предыдущей стадии жизненного цикла. Верификация последовательно проводится для разных стадий разработки (изготовления) продукта и должна выполняться параллельно с ней. Понятие «верификация» объемнее, чем «испытание», поскольку может включать проверку различной документации. В частности, верификация программного обеспечения (ПО) в этом смысле шире, чем его тестирование, поскольку включает в себя подтверждение того, что ни одно из функциональных требований не пропущено, все они спроектированы в соответствии с правилами и стандартами, документация написана достаточно ясно и конкретно и т. д. Под валидацией понимается деятельность, заключающаяся в доказательстве соответствия качества или характеристик конечной продукции установленным на нее требованиям. Валидация проводится в конце работы и включает не только испытания продукции, но и анализ соответствующей документации. Например, валидация технических средств включает в себя проверку (контроль, испытания) на площадке изготовителя в процессе приемки средств единичного производства, в том числе приемо-сдаточные испытания серийно выпускаемой продукции, проводимые с целью определения возможности поставки изделий заказчику. Отметим различие понятий «валидация» и «верификация». Первое — это процесс подтверждения, что законченная продукция (включая сопроводительную документацию) соответствует всем функциональным и прочим требованиям и не имеет непредвиденного поведения, т. е. узаконивание продукции. Второе — процесс доказательства, что определенный этап жизненного цикла создания продукции выполнен в соответствии с требованиями, установленными на предшествующем этапе. Широкое распространение получило также понятие «верификация и валидация» (сокращенно V&V), подразумевающее деятельность по определению того, являются ли требования к продукции полными и корректными, соответствует ли этот продукт на каждой стадии жизненного цикла требованиям предыдущего этапа, удовлетворяет ли конечный продукт характеристикам, установленным в техническом задании (технических условиях, спецификации и т. п.) [46]. Новая редакция стандарта ИСО 9001 предписывает организациям внедрение мониторинга уровня удовлетворенности потребителей, при этом она предоставляет полную свободу выбора методов измерений этого уровня, подходы к которым могут быть различными. Большинство американских компаний предпочитают проводить опросы потребителей и стремятся к созданию стандартизованных анкет, позволяющих выяснить, насколько клиенты удовлетворены товарами и услугами. Такой подход вытекает из требований премии Малкольма Болдриджа. Европейские фирмы считают рассылку анкет устаревшим приемом, поскольку удается получить ответы только от двух категорий потребителей: тех, кто полностью разочарован в продукции компании или отличается особой преданностью [47]. Существуют, например, рекомендации опираться на статистические данные, поэтому подчеркнем ценность статистических методов. В одном из пособий [41] автор указывает на важность рассмотрения явлений со статистических позиций и приводит «максимы статистического образа мышления»: 1. Больше доверяйте конкретным фактам, а не абстрактным идеям. 2. Выражайте факты в количественной форме, непосредственно связанной с 3. Осознавайте, что наблюдения всегда ведутся над частью целого и их результаты содержат ошибки и отклонения. 4. Принимайте устойчивую тенденцию, выявленную в результате многочисленных наблюдений, в качестве надежной информации или знания. В другом издании [48] отмечается, что в статистическом мышлении речь идет о механизме принятия решений, направленных на минимизацию потерь. Следовательно, это нужно не техническим специалистам, а менеджерам. Отделение статистики Американского общества качества (American Society for Quality, ASQ) так формулирует эту концепцию: «Статистическое мышление — это философия обучения и действий, основанная на следующих фундаментальных принципах: (1) всякая работа протекает в системе взаимосвязанных процессов, (2) вариация присуща всем процессам, (3) понимание и снижение вариации — ключи к успеху». В связи с вышесказанным обратим внимание на утверждение [49] о том, что качество — это движение к цели с минимальной вариацией. Взгляд на вещи сквозь призму статистики и статистические методы — наиболее эффективные средства объективного наблюдения. Эти методы служат мощным средством получения точных знаний и выявления реальных естественных законов, и мы должны стремиться использовать их в этих целях. Поскольку профессор X. Кумэ ссылается [41] на важность получения знаний, укажем на соотношения между знаниями и информацией (без подробного освещения того раздела, который получил название «менеджмент знаний») [44, 50]. Информация — это необходимая среда, материал для извлечения или создания знания. Она влияет на него, что-либо добавляет или видоизменяет его. Знание — производное от информации (или поддержанное ею) убеждение. Традиционное определение знания — «доказанное истинное убеждение». Авторы упоминавшегося издания [44] определяют знание как динамический субъективный процесс проверки соответствия личного мнения истине. Выше было сказано, что исследование информации можно осуществлять с помощью трех подходов: синтаксического (структуры информации), семантического (или смыслового, т. е. значения информации) и прагматического (ценности использования информации). Семантическая и тем более прагматическая оценки информации более важны, чем синтаксическая, для создания знания, поскольку (1) учитывают передачу смысла и (2) зависят от мнений и убеждений владельца информации. Итак, во-первых, знание в отличие от информации предполагает наличие мнения и убеждения, т. е. оно определяет позицию, точку зрения или намерение. Во-вторых, оно подразумевает действие: это всегда знание ради какой-то цели. В-третьих, знание (как и информация) предполагает некоторое значение и имеет зависящий от ситуации относительный смысл. В западной деловой практике (в отличие, например, от японской) ставка делается на формализованное знание, создаваемое посредством анализа и пригодное для слухового и визуального восприятия (в виде документов, инструкций, баз данных). Такой подход может привести к так называемому параличу анализа [44] — чрезмерному абстрагированию, при котором продвижение вперед невозможно, так как для дальнейшего изучения вопроса не хватает тех или иных деталей (особенно это свойственно людям с линейным мышлением). В то же время авторы упомянутой книги отмечают, что понимание того, зачем компания существует, в каком направлении она развивается, в каком мире хочет жить и как этот мир создать, становится важнее, чем обработка объективной информации. В высшей степени субъективные понятия — понимание, предчувствия и догадки — представляют собой составную часть знания. Оно подразумевает не только образы и символы, но и идеалы, духовные ценности, эмоции. При разработке продукта важен язык образов — метафоры, аналогии. Этот путь делает доступным интуитивное понимание вопроса посредством образов и символов для людей, обладающих различными знаниями и опытом. С помощью метафор можно обобщить свои знания, интерпретируя их новыми способами, и получить возможность выразить то, что знаешь, но при стандартном подходе не в состоянии вербализовать. Это тем более важно, что знание обстоятельств, которые мы должны использовать, никогда не существовало в концентрированном или интегрированном виде. Оно представляет собой разрозненные кусочки — неполные и часто противоречивые, находящиеся в распоряжении различных индивидуумов. Иными словами, экономическая проблема общества не есть проблема применения имеющихся ресурсов. Она состоит в использовании знания, которым никто в полной мере не обладает. Вот какое определение предлагает Дж. Харринггон: «знание — совокупность опыта, правил, традиций, ценностей, контекстуальной информации, экспертных суждений, интуиции, здравого смысла, представляющая рабочую среду и точку отсчета для выработки нового опыта и информации». Основным в компаниях, занимающихся бизнесом, считается знание того, «как делать». Конкретная фирма в конкретное время — это хранилище набора весьма специфической информации, часто объединяющей разнообразный и даже противоречивый опыт, не повторяющийся даже в похожих на первый взгляд фирмах, работающих в одной и той же сфере бизнеса. Такое знание хранится как «правильные и предсказуемые схемы поведения». В уже упоминавшемся издании [44] приводятся три основные характеристики создания знания. Во-первых, чтобы выразить невыразимое, следует активно использовать язык образов и символов. Во-вторых, для распространения знаний человек должен поделиться ими с окружающими. В-третьих, новое знание рождается неопределенностью и избыточностью информации. Эти рассуждения объясняют существование различных типов управленческих решений. Например, решения принимаемые управляющими на основе достоверных данных, называют рациональным типом. Рациональные решения — это выбор, подкрепленный результатами объективного анализа. Они требуют релевантной (соответствующей сделанному запросу) информации, т. е. данных, касающихся только конкретных проблемы, человека, цели и периода времени. В этом случае увеличение количества сведений не обязательно повышает качество решения. Поэтому в ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой [17]. Альтернативными этому типу являются решения, основанные на суждениях, и интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Рациональное решение в отличие от основанного на суждениях не зависит от имеющегося опыта. В одном из упоминавшихся изданий [17] отмечается: поскольку решение на основе суждения рождается в уме управляющего, оно обладает такими значительными достоинствами, как быстрота принятия и дешевизна, и опирается на здравый смысл. Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и поставщики зависят друг от друга, и взаимовыгодные отношения способствуют созданию ценности. Компания является потребителем по отношению к поставщику, который готов выполнить свои функции наилучшим образом, но не всегда имеет такую возможность, не обладая полной информацией о требованиях. Поэтому необходимо ставить поставщиков в известность не только о собственных требованиях, но также о текущих и будущих запросах потребителей. Это позволит планировать выпуск перспективной продукции или услуг. При таком тесном взаимодействии существует возможность оптимизации ресурсов в интересах обеих сторон и при необходимости оперативно реализовывать представившиеся возможности для получения взаимной выгоды. В упоминавшемся пособии [14] отмечено, что в мире быстрых изменений продолжительность взаимоотношений создает ту стабильность, которая позволяет осуществлять эти новации. Разработать приведенные выше принципы было нелегко. Рабочей группе ИСОДК 176 пришлось собрать и проанализировать множество документов, относящихся к системам качества, включая критерии премий в области качества, учрежденных во многих странах мира. Для достижения консенсуса потребовались два международных обсуждения и почти пять лет работы. В результате и были сформулированы восемь базовых принципов менеджмента качества. Международные стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. включают три базовых стандарта, которые используются, как правило, для описания организации производства в интересах контрактной деятельности и лишь опосредованно служат повышению технологического качества. Эти документы содержат информацию о том, как достичь удовлетворенности потребителей продуктом деятельности предприятия. Они описывают положительную практику, а структура позволяет применять их в самых разных организациях, получая сертификаты соответствия систем качества этому стандарту [3]. Ключевым является стандарт ИСО 9001. Он — не предписание того, что нужно делать, а перечень критериев для установления соответствия ему. Показывая соответствие своей деятельности требованиям ИСО 9001, предприятие демонстрирует свою способность предоставлять продукцию (услуги), отвечающую требованиям потребителей. По замыслу разработчиков, СМК, построенная по модели ИСО 9001, не является механизмом, обеспечивающим устойчивость организации в меняющемся мире. Ее цели и возможности скромнее — она должна обеспечить качество продукции: (1) которое задано потребителем и соответствует обязательным требованиям, установленным в обществе по отношению к этой продукции, (2) заявлено изготовителем, т. е. соответствует известному стандарту либо техническим условиям предприятия [51]. Таким образом, предел возможностей СМК по ИСО 9001 — обеспечение заданного или заявленного качества. Стандарт ИСО 9001:2000 устанавливает требования к системам менеджмента качества. Эти требования могут быть использованы при сертификации или составлении договоров. Они могут соблюдаться внутри организации в качестве надежной базы для управления качеством даже без проведения оценки или аудита системы третьей стороной. Тем не менее стандарт предназначен для упрощения проведения оценки, и компания должна продемонстрировать соответствие ему, если хочет получить сертификат от соответствующего аккредитованного органа [21]. Наличие в организации СМК по ИСО 9001 является фактором конкурентоспособности и маркетинговым аргументом, оно снижает риски потребителя получить продукцию, не соответствующую заранее обусловленным требованиям. И если предприятие не имеет такой системы, то риск покупателя увеличивается. Стандарт ИСО 9001:2000, который устанавливает требования к СМК, разрабатывался для применения в увязке со стандартом ИСО 9004:2000, в котором содержатся указания по улучшению деятельности и речь идет об удовлетворенности не только потребителей, а всех заинтересованных сторон. Иными словами, ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 представляют собой согласованную пару стандартов, первый из которых связан с требованиями по обеспечению качества и повышению удовлетворенности потребителей, а второй — с более широкой областью: менеджментом качества для оказания методической помощи по улучшению деятельности. Применение этих стандартов во взаимосвязи с требованиями и обязательствами поощряет организации к поиску средств совершенствования своей работы за рамками сертификации [39]. Стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 имеют аналогичную структуру: одинаковые вопросы в них изложены под одними и теми же номерами пунктов. Но если в ИСО 9001 требования формулируются по принципу «необходимо и достаточно», как, собственно, и должно быть в нормативном акте, предназначенном для обязательного применения, то в ИСО 9004 те же требования даются развернуто, что также вполне справедливо для документа, служащего своего рода справочным пособием [52]. Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен для использования в качестве руководства по применению ИСО 9001:2000, это скорее источник информации, идей и советов, показывающих, чего организация может достичь, выполняя требования ИСО 9001:2000, особенно в области формирования эффективной, постоянно улучшающейся системы. Система менеджмента качества, построенная по модели стандарта ИСО 9004, обладает всеми свойствами системы по ИСО 9001 и дополнительно предусматривает механизм изучения потребностей рынка, удовлетворения требований не только потребителя, но и иных заинтересованных сторон, а также нацеливает на снижение непроизводственных затрат на качество. Важно понимать, что может и чего не может дать СМК, разрабатываемая на основе стандартов ИСО серии 9000. Они устанавливают процедуры, требования к составу входной и выходной информации, необходимость анализа и т. д. [53]. Их реализация лишь создает условия для решения комплекса проблем в области качества. Вместе с тем рациональность и обоснованность мер, связанных с улучшением процессов и качества продукции, стандартами не устанавливаются. Эти решения — результат творческого процесса, а стандарт — только костяк, арматура, на которую надо «нанизывать» конкретные находки. Поэтому степень достижения целей, т. е. результативность СМК, зависит от целесообразности и прогрессивности принимаемых мер. Последнее же обеспечивается людьми, их знаниями, опытом, в том числе арсеналом методов менеджмента качества, которыми они владеют. Сертификация предприятий по стандарту ИСО 9001:2000 предполагает проверки (аудит) не только соответствия СМК установленным требованиям, но и улучшения ее качества, результативности. Однако такая оценка требует анализа динамики критериев достижения целей. В стандартах нет необходимых для этого указаний, так же как и для оценки обоснованности принимаемых в рамках системы решений. В связи с этим повышается значимость внутреннего аудита, поскольку внешний вряд ли существенно продвинется дальше проверок документированных процедур. Стандарты ИСО серии 9000 характеризуются тремя положениями [5]: 1. Они указывают, что должно быть сделано, но не указывают, как делать. 2. Они должны рассматриваться не как барьер, который надо преодолеть, а 3. Непосредственным объектом управления в СМК по модели ИСО 9001 являются не продукция, документы, информация и качество, а люди. Именно они создают все перечисленные объекты. Специалисты разных стран подчеркивают, что стандарты ИСО — не волшебная палочка, а сертификация — не панацея от неэффективности. Более того, этот инструмент может быть опасным для предприятия, поскольку при его внедрении имеют место и неприятие, и безразличие, и сопротивление. В этой связи организации нужно глубокое знание закономерностей (вместо реагирования на текущую ситуацию), охват всей области бизнеса измерениями, относящимися к качеству, а также умение сфокусироваться на главном, т. е. понимание стратегических целей. Стандарты ИСО следует использовать как средство повышения результативности и эффективности деятельности предприятия, а затем при необходимости сертифицировать систему качества. Неудачи с освоением ИСО 9000 связаны с тем, что внедряются не достижения экономики, психологии, теории информации, системотехники и т. д., а только тексты этих стандартов [5]. Как говорил Э. Деминг (на своих знаменитых четырехдневных семинарах по менеджменту): «Мы должны попытаться понять теорию, которая стоит за этими утверждениями... Возможно, вы пришли за формулой. Здесь нет формул. Здесь нет этапа 1, этапа 2, этапа 3... Мы собираемся узнать нечто намного более значимое. Мы собираемся изучать теорию. Мы собираемся изучать, почему мы будем делать то, что нам нужно» [54].
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |