Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности метода




МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

 

Метод экспертных оценок (МЭО) – комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

С помощью МЭО осуществляются:

· анализ педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками;

· прогнозирование развития процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой;

· определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие учебного заведения, педагогическую деятельность;

· оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов.

Метод экспертных оценок можно эффективно применять, когда количественным, точно измеряемым явлениям надо дать качественные оценки.

Достоверность коллективной экспертной оценки зависит от:

· компетентности и эрудиции экспертов;

· степени их знакомства с той областью, по которой проводится экспертиза;

· стажа и результатов их работы в области данной проблемы;

· степени аргументированности своего мнения;

· объективного отношения к обсуждаемой проблеме;

· количества экспертов.

1. Метод комиссии. Заключается в том, что на базе совокупности индивидуальных мнений экспертов стараются найти самое объективное, обоснованное мнение для решения какого-то вопроса. Так как эксперты работают при этом методе в группе, то они могут непосредственно обмениваться друг с другом мнениями. При методе комиссии каждый эксперт защищает свое мнение, но должен быть готовым при необходимости изменить его.

При изложении своего мнения эксперт должен аргументировать и мотивировать свою позицию, привести доказательства и иллюстрирующие примеры и выдвинуть свое предложение по обсуждаемой проблеме.

2. Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи). При этом методе конечное решение принимается на основе группового мышления экспертов. При помощи этого метода стараются получить новые идеи, оценивать новые гипотезы о развитии какого-то исследуемого явления.

Сущность метода мозгового штурма заключается в решении двух задач: творческого генерирования новых идей; анализа и оценки предложенной идеи.

Для решения этих задач образуются две группы экспертов. В первой группе – генераторов идей – от 4 до 15 человек. За несколько дней до начала обсуждения им предоставляется информация об обсуждаемой проблеме. В процессе работы этой группы критика какой-либо оценки высказываемых идей не допускается. Во время заседания экспертов их мысли и идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться; участники заседания должны «раскачивать» друг друга, результатом чего должна быть лавина идей.

На следующем этапе работы вторая группа – аналитиков – критически рассматривает высказанные на первом этапе идеи и мысли и отбирает наиболее ценные из них.

3. Метод Дельфи. Заключается в последовательном анкетировании экспертов и выявлении преобладающего суждения специалистов по какому-то вопросу.

На первом этапе при помощи ранжирования явлению дается количественная оценка. Затем экспертам даются для анализа обоснованные анонимные выводы других экспертов по данному вопросу и разрешается по желанию дополнить свою первоначальную анкету.

Во втором туре полученные средние и крайние мнения экспертов и аргументации сообщаются экспертам и проводится третий тур опроса. В ходе его эксперты снова пересматривают свои ответы и аргументируют новое решение. Обычно после этого тура опроса ответы экспертов не изменяются, и опрос можно прекратить.

4. Метод обобщения независимых характеристик. Состоит в том, что о наблюдаемой личности дают независимые оценки различные люди. Под обобщением характеристик подразумевается и подробный анализ и синтез различных характеристик, в ходе которых отбрасывается все несущественное, случайное и противоречивое. Этот метод считается одним из самых эффективных методов при изучении личности в деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.