Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление экспериментальной деятельностью




Чем сложнее экспериментальная деятельность, тем больше она требует продуманной организации и управления. Это аксиома. Исследователь определяет соответствующий тип и вид эксперимента. И только после тщательного продумывания этого складывается общий абрис эксперимента, то есть его модель.

В полном объеме, в своем идеальном виде педагогический эксперимент содержит в себе три крупных блока: подготовительный, формирующий и аналитический.

В них входят 32 действия - этапа в экспериментальной деятельности. Хоть и кратко, но остановимся на этих этапах.

1. Определение типа и вида эксперимента есть разработка его модели. Выпишите на листочке тему и гипотезу всей научной работы. Еще раз вчитайтесь, вдумайтесь вэти слова, погрузитесь в образ заложенных в них идей. И, мысленно экспериментируя, «собирайте» свою модель. Это только вы можете решить, какой быть вашей экспериментальной деятельности. Итак, выбирайте, что это будет за эксперимент: лабораторный или естественный, педагогический или пограничный и т.д.

А теперь определите тип экспериментирования. Из четырех предстоит остановиться на одном. Максимально учтите свой опыт и включите его в эксперимент. Итак, быть или не быть контрольным группам, доступен ли массовый опыт и есть ли о нем нужные вам данные, нужно ли вам проводить исторические параллели? Согласитесь, что выбирать всегда сложнее и ответственнее, чем выполнять строго по алгоритму. Помните, что выбор - всегда творчество.

2. Разработка проекта программы эксперимента означает его предварительное проектирование по воплощению выработанной модели.

3. Нахождение (выбор) места проведения эксперимента также связано с вашим опытом и состоянием образовательного учреждения.

4. Определение участников эксперимента. Кроме педагогов, здесь надо выбрать экспериментируемых - детей, учащихся, родителей или самих педагогов. Цели исследования и гипотеза вам это подскажут.

5. Формирование контрольных и экспериментальных групп.

Выделяют четыре типа конструирования экспериментальных групп:

- наличие 2 групп – экспериментальной и контрольной, это классический тип групп для эксперимента;

- эксперимент проводится на одной группе – это экспериментальная и контрольная группа одновременно;

- парная конструкция, когда подбираются пары эквивалентных людей (сходных по параметрам), испытуемых распределяют по двум группам;

- набираются несколько групп, которые ставятся в разные условия (используются для факторных экспериментов, когда независимых переменных несколько).

6. Психологическая подготовка участников экспериментальной деятельности включает в себя разъяснение цели и гипотез, достижение единогласия в вопросах технологии экспериментирования, пробуждение уверенности в ценности исследования и готовности к сотрудничеству в ходе его проведения.

7. Профессионально-педагогическая подготовка участников связана с распределением функций между ними и обучением выполнению этих функций.

8. Материально-техническое обеспечение эксперимента состоит в том, чтобы насытить пространственную среду такими средствами, при которых эксперимент может состояться, не будет прерван или искажен.

9. Методическое обеспечение эксперимента создается тоже в оптимальном режиме для самого экспериментирования. Главное здесь - обеспечить достаточными методическими материалами независимые переменные и диагностирование.

10. Подготовка независимых переменных к экспериментальному внедрению означает, во-первых, их текстуальную проработку в приемлемых различных формах педагогического проектирования (планах, программах, конструкциях уроков и внеучебных мероприятиях - конспектах, сценариях, пособиях и т.д.); во-вторых, обученность педагогов в их использовании; в- третьих, параметрическое описание по частоте, продолжительности, времени и месту использования в системе традиционной деятельности.

11. Разработка методов диагностирования. Этот этап требует специальной грамотности исследователя в области психологической и педагогической диагностики.

12. Размножение диагностирующих материалов - чисто техническая работа. Смысл ее в том, чтобы иметь на печатной основе столько схем, анкет, гестов, сколько охватывается экспериментом, и чуть больше Часть экспериментальных методик может иметь компьютерный вариант, что значительно упрощает дело.

12. Рандомизация участников эксперимента. Рандомизация возможна посредством специального подбора участников эксперимента по сходным критериям: успеваемости, воспитанности, обученности, мотивации учения и т.д. Эти критерии «выводятся» из зависимых переменных. Другой вариант рандомизации — специальная доподготовка участников эксперимента, их доучивание, допросвещение, довоспитание.

13. Составление графика экспериментирования - это разработка календарного плана его проведения. Сюда войдут все этапы с датам (сроками) их проведения. Можно попытаться разработать сетевой график.

14. С проверки готовности независимых переменных к внедрению начинается основная часть экспериментальной деятельности. Проверить их готовность означает еще раз критически оценить состояние текстов, фиксирующих вводимые новшества, и свое владение ими а также материально-техническое и методическое их обеспечение.

16-18. Исходное диагностирование зависимых переменных, обработка полученных данных и корректировка программы и графика экспериментирования - это органично связанные этапы. С первого диагностирования и начинается собственно эксперимент. Вы определяете «точку отсчета», исходный уровень развития качеств, составляющих зависимую переменную. Далее все их изменения будут приписываться воздействию нового вводимого вами компонента, то есть независимой переменной. Крайне желательно, чтобы сразу же весь полученный эмпирический материал был обработан. Экспериментатору надо прочувствовать его, представить и в индивидуальном варианте, и в групповом. Эти знания как трамплин для его следующих действий. Ближайшее действие - корректировка программы и графика эксперимента. Вполне возможно, что, получив низкие исходные показатели, данный блок действий придется удлинить.

19. Введение независимой переменной - ядро преобразующего эксперимента. Долгих восемнадцать операций ведут к нему. Проводите ли урок по новому содержанию предмета, вводите ли в него новые методы или средства, меняете режим нагрузки - все делаете по заготовленным материалам. Вы стараетесь ничего не менять «на ходу». Ведь так долго разрабатывались эти независимые переменные - они не могут быть ни плохими, ни случайными. Терпеливо доводите начатое до конца. Введение запланированного новшества в традиционную деятельность возможно по частям или целиком.

20-22. Во время второго среза состояния зависимых пе ременных опять осуществляется обработка полученных данных, корректировка экспериментальной программы и графика. Только вот обработка материалов диагностирования дополняется сравнительным (факторным или корреляционным) анализом результатов первого среза. Получились лучшие показатели? Не все? Ниже ожидаемых? Не расстраивайтесь. Посмотрите, как в контрольных группах. Решили откорректировать программу эксперимента или только график? Ваше право.

23. Введение независимой переменной может быть повтором первого введения. Может быть второй частью, то есть продолжением эксперимента по теме, формам, методам. Просто вы перед этим остановились и прозондировали состояние дел и двинулись дальше. Продолжайте так же уверенно и профессионально. Перед началом вторичного введения новшеств можете порадовать своих экспериментируемых успехами. В педагогике это полезно.

24-26. Вполне возможно, что на этапе третьего среза состояния зависимых переменных формирующую часть эксперимента вы закончите. Если же нет, то эти же циклы могут повториться: введение независимых переменных, диагностирование, сравнение... Все определяется характером, содержанием и графиком экспериментирования.

27-28. Обобщение результатов диагностических «срезов» и получение выводов должно проводиться в двух направлениях. Первое - в направлении, показанном экспериментом и полученными результатами. А они могут породить и обнаружить самые неожиданные факты, идеи, ситуации. Второе - анализ и обобщение от гипотезы и в свете гипотезы. Эти встречные анализ и обобщение полнее и точнее отразят реальное положение дел и приведут к более глубоким и объективным выводам.

29. Качественная и количественная характеристики независимых переменных и особенности их введения в эксперимент позволяют подготовить их к корреляционному анализу с изменениями зависимых переменных. Экспериментатору положено зафиксировать малейшие изменения независимых переменных и условий их применения в эксперименте.

30. Сравнительный анализ независимых и зависимых переменных позволяет выявить закономерные связи или, по крайней мере, особенности их взаимозависимости. Именно здесь и рождаются главные выводы по всему эксперименту и будущие методические рекомендации. Исследователь выявляет, сколько «вложено» в детей, сколько и что они получили и как от этого объема и качества менялись их личностные свойства. На этом этане категория времени введения новой идеи, продолжительность ее развития играет огромную роль. К сожалению, эта сторона педагогического эксперимента почти не разработана и не представлена влитературе.

31. Подведение итогов: соотношение выводов по эксперименту и гипотезы всего исследования - это пик доказательства. Здесь формируется ответ на главный вопрос исследования: доказана ли экспериментальными данными гипотеза? Действительно ли экспериментальные данные подтвердили ее?

32. Описание эксперимента в отчете зависит от того, какое место и какую роль он выполняет. И тогда оно будет именоваться прямо экспериментальным исследованием или непосредственно по цели эксперимента. План описания будет включать общую характеристику программы эксперимента, методику диагностирования, ход эксперимента, результаты диагностирования, выводы по эксперименту и подтверждение гипотезы.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.