Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. среды и воспитания невозможно




среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся прояв­лениях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто признавал суще­ствование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как «универсальная способность» (способность ко всему) или дар всегда про­является только в одной или нескольких сферах деятель­ности.

Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность — интегративное (суммарное, общее) лич­ностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах дея­тельности. Практика показывала, что выдающиеся ода­ренные люди довольно часто достигали вершин одно­временно в самых разных областях: Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся есте­ствоиспытателем; М. В. Ломоносов был не только выдаю­щимся ученым, но и поэтом и художником; А. С. Пуш­кин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрас­ные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно долго продолжать.

Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привя­зана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечно­сти. Выходит, сколько видов деятельности, столько и ви­дов одаренности.

Эта идея приобрела популярность в основном среди тех, кто прежде активно выступал против самого понятия «одаренность», но вынужден был признать его существо-


глава 1. Что такое детская одаренность

вание под давлением реально наблюдаемых явлений. Ведь если мы признаем эту точку зрения, то мы вынуждены признать и вытекающий отсюда логический вывод: нет людей (детей) не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь человеку (ребенку) реализоваться.

Но как же на самом деле?

Результаты исследований специалистов на протяже­нии всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как об ин­тегральном, суммарном личностном свойстве. В психи­ке выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специ­альной деятельностью.

Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельно­сти и практически не пригоден к другой, в природе — большая редкость. Известный российский психолог В. Д. Шадриков отметил в одной из своих работ, что при­рода не могла позволить себе роскошь закладывать в ге­нотип столько специальных способностей. И потом, пси­хика человека формировалась много миллионов лет, а мно­гие виды деятельности, о выдающихся достижениях в которых мы говорим как о специальной одаренности, появились лишь несколько сотен лет тому назад.

Для того чтобы рассмотреть проблему развития об­щих и специальных способностей, можно применить популярный в биологии и практически не используе­мый в психологии научный прием — метод модельных систем. Как известно, природа строит свои системы по общим законам, и алгоритмы развития используются одни и те же, то есть одна природная система вполне может служить моделью другой. В качестве такой мо­дельной системы нам послужит... живое дерево!

Корни дерева скрыты под землей — так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетиче­ские задатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от


10 часть I. Психология детской одаренности


глава 1. Что такое детская одаренность



 


того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внеш­них параметров и условий. Ствол — это в нашем случае аналог тех самых общих способностей или общей ода­ренности, той универсальной характеристики, от кото­рой берут начало многочисленные «ветви» — частные проявления одаренности.

От ствола отходят сначала крупные ветви, они ста­новятся тоньше, делятся; тонкие ветви, в свою очередь, делятся еще и еще... Представим себе, например, ветвь «художественная одаренность». Способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности — это разные способности. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объеди­няется словами «художественная одаренность», «художе­ственные способности». И подобно тому, как от большой ветви отходят ветви меньше и тоньше, так из «общих художественных способностей» вырастают способно­сти «изобразительные», «музыкальные», «артистические» и др. Поэтому многие художники могут писать стихи без особых сложностей, музыканты занимаются живопи­сью, а писатели иллюстрируют собственные произве­дения.

Чем больше у человека развитых частных способно­стей — «ветвей», чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого де­рева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти част­ные способности (ветви), тем более органичным выгля­дит воображаемое дерево.

В педагогическом плане вопрос об общей и специ­альной одаренности имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (стар­ший дошкольный и младший школьный возраст), долж­на рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общая способность» все более приобре­тает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот


период смещается с развития общих способностей к по­иску адекватного способа реализации личности в опре­деленных видах деятельности.

Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность

Специалисты рассматривают детскую одаренность еще в одном аспекте — насколько она в данное время прояв­лена ребенком. Проявленную, очевидную одаренность, то есть замеченную психологами, педагогами, родителя­ми, называют «актуальной». И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют «потенциальной».

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способно­сти сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.-А. Моцарта, выдаю­щиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.

И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.

Естественно, что в каждом случае причины, по кото­
рым одаренность оставалась незамеченной, различны. По­
тенциал может быть действительно не проявлен до опре­
деленного времени. А может быть, родители, педагоги и
РУгие взрослые были невнимательны к тонким движени-
Души' им не хватил° знаний, у них не сработала
напротив' в СИЛУ непонимания они не заме-
ност этих выдающихся потенциальных возмож-

и и даже рассматривали проявления творческости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.