Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. глава 1. Что такое детская одаренность





глава 1. Что такое детская одаренность



 


интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее ценными считали совсем другие.

Всем нам по собственному опыту известно, что неред­ко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, руководители производства, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше оригиналь­ности, смелости, независимости действий и суждений.

Своеобразное подтверждение этой мысли нашли аме­риканские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60 % из них имели серьезные пробле­мы в период школьного обучения в плане приспособле­ния к условиям обучения.

Факт существования актуальной и потенциальной одаренности делает особенно важной другую проблему, проблему прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности пове­дения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос не может быть простым. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обосно­ванных прогнозов еще бесконечно далеко.

При этом мировой педагогический опыт показыва­ет, что часто вера в возможности воспитанника, помно­женная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказыва­ется важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.

Сколько всего одаренных детей л,•*»-

Трудно определить, кто из детей одарен. Еще слож­нее сказать, кто из них может стать и станет выдающим­ся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одаренных, как и на во-


прос, сколько в обществе может быть выдающихся лю­дей, как ни странно, ответить несколько проще.

Правда, опыт показывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов. Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлестывать эмоции, и они называют то I %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определению велик элемент субъективизма, и не резуль­татами экспериментов, которые можно истолковывать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоцио­нальными порывами, а опираясь на строгие математи­ческие законы, описывающие природные явления. Один из них — закон нормального распределения.

Он выражается графически кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой (верхняя, сред­няя часть колокола) символизирует норму, а симметрич­ные левая и правая ее части — отклонения от этой нор­мы. Особенно широко этот закон применяется в био­логии (биометрии). Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68 %, существенные отклонения в обе стороны состав­ляют по 16 %.

Чтобы проиллюстрировать его действие, часто исполь­зуют пример с измерением роста новобранцев, пришед­ших на призывной пункт. Представим, что врачи изме­рили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего, роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%. Но при этом обязательно най­дутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений, начительные отклонения начинаются примерно с 16 %. фичем чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается. То есть очень высокие и очень низкие люди — °ольшая редкость.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.