Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности




• дети с высоким уровнем творческих способностей (твор­
ческая одаренность);

• дети, достигшие успехов в каких-либо областях дея­
тельности (юные музыканты, художники, математи­
ки, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще на­
зывают талантливыми;

• дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая

одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психическо­го явления. Отметим, что все они не точны с точки зре­ния современной психологии. Но приходится констати­ровать, что образовательная практика реагирует преиму­щественно на эти четыре категории. Рассмотрим последовательно особенности каждой точки зрения.

Интеллектуальная одаренность

Вплоть до середины XX века одаренность определя­ли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызы­вала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что «коэффициент интеллекта» (IQ) — это вовсе не то, что «природный ум». Не будем касаться этих сложных про­фессиональных вопросов, рассмотрим лишь главную про­блему, которая и привела к дискредитации эту теорию и порожденную ей практику.

Вычисленный на основе результатов ответов по спе­циальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особен- i ности как основание для прогнозирования будущих до- j стижений. Как свидетельствовали многолетние долго- | временные исследования, высокий коэффициент интел- | лекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, j станет ли ребенок выдающимся ученым, художником i руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель -


 

 

глава 1. Что такое детская одаренность

коэффициент интеллекта — претендовал ни больше ни меньше чем на роль универсальной личностной харак­теристики, свидетельствующей об общем уровне одарен­ности.

Причину этого явления выявила теоретическая пси­хология. Анализ тестовых заданий, использующихся тра­диционно в тестах интеллекта, начиная с первых вариан­тов, созданных в начале XX века, и до комплектов ана­логичных методик второй половины XX века, показал, что практически все эти задания активизируют и вы­являют лишь один вид мышления, называемый логиче­ским (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практи­ческой сфере нужно не столько умение выявлять законо­мерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение на­ходить новые проблемы и необычные решения этих про­блем.

Творческая одаренность

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он при­шел к выводу, что успешны в творческой деятельности не, те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти по- \ казатели (учебная успешность и высокий интеллект)! могут присутствовать, но они не являются обязательны- ; ми гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики Для выявления творческих способностей детей. Испыта­ния продемонстрировавших высокий коэффициент интел-екта после появления его работ стали дополнять специ-ьными испытаниями уровня творческих способностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.