Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. И одаренные дети, и в большей мере их «нормаль­ные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях




Эгоцентризм

И одаренные дети, и в большей мере их «нормаль­ные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желани­ях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значитель­ной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка име­ет иную природу. Он закономерен и определен особен­ностями возрастного развития. Выражается это в неспо­собности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства лю-Дей с возрастом это проходит.

Многие исследователи отмечают высокую степень вьфаженности эгоцентризма именно у одаренных детей.


Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эго­центрически.

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При вни­мательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше.

Познавательный эгоцентризм. Проявляемый в позна­вательной сфере эгоцентризм обычно так и именуется — «познавательный». Собственная исследовательская прак­тика позволяет сделать вывод о том, что этот вид эго­центризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Ода­ренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружаю­щие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчиво­стью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.

Третьеклассник Миша нашел оригинальный способ решения очень сложной задачи. Учитель попросил его объяснить, как он добился решения. Миша у доски изло­жил свое решение классу. Но учитель заметил, что мно­гие дети не поняли сделанного Мишей объяснения. Учи­тель вновь попросил Мишу рассказать о своем реше­нии. С трудом скрывая раздражение, Миша рассказал еще раз. Несмотря на это, ход Мишиных мыслей остался непонятен многим ребятам. Когда учитель в третий раз обратился к нему с просьбой объяснить все еще раз, Миша возмутился, всплеснул руками и сказал: «Сколь­ко можно вам объяснять, ведь это же так просто! Смот­рите...»

Миша действительно искренне не мог понять, поче­му то, что легко и доступно для него, непонятно окру­жающим,

Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способ­ность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее — все это созда­ет хорошую базу для понимания мотивов поведения дру­гих людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойстве­нен одаренному ребенку в меньшей степени, чем «нор­мальным» детям, и преодолевается он легче.

Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психо­лог Ж. Пиаже много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на ме­сто слушающего.

Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его продолжить. Рас­сказ был очень коротким: «Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную игру — он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья...»

Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер... бабушка этого мальчика... его се­стра... его папа или мама... и т. д.

Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неиз­менными. Иная картина наблюдается у одаренных де­тей, они легче встают на позицию другого человека.

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребен­ка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и ре­ально проявляется только в познавательной сфере. Где °пять-таки одаренный ребенок думает об окружающих





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.