Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. Часть I. Психология детской одаренности




Юмор

Часть I. Психология детской одаренности

Творческое восприятие случайностей

В концепции одаренности известного американско-

0 психолога А. Танненбаума один из пунктов состав-

^яют так называемые случайные факторы — «оказаться

нужном месте в нужный час». Случайности потому

случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению

ходить пользу в непредвиденном стечении обстоя-

в ьсгв можно и нужно учиться. Это одна из черт чело-

Рьез ° ВЫСОКИМИ Умственными способностями. Это се-

Сф Но повышает шансы на успех практически во всех

Pax жизни. Многие научные открытия и изобретения




глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития



 


появились на свет благодаря счастливому стечению об­стоятельств. Биографии практически всех выдающихся людей содержат описания судьбоносных случайностей. Случайность часто давала возможность увидеть нечто такое, что никогда не стали бы искать преднамеренно. Правда, и со случайностью не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Известный фило­соф Ф. Ницше считал, что самое главное в любом откры­тии и изобретении создано за счет случайности, неожи­данности, но большинство людей не сталкиваются с та-; кой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле, считал он, является озарением, и с ним встречает­ся тот, кто готов к этой встрече.

Например, французский химик XIX века Бернард Куртуа работал в лаборатории, когда его кот, играя, столк­нул со стола две стоявшие рядом бутылки. В одной была серная кислота, в другой — спиртовой настой золы мор­ских водорослей. Жидкости смешались, выделив облако сине-фиолетового пара. Так был найден йод. Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген даже получил Нобе­левскую премию за открытие рентгеновского излучения, сделанное им совершенно случайно.

Случайность не спрогнозируешь, не создашь специ­ально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств — действительно дар. Удача при­ходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, «чем больше я рабо­таю, тем удачливее становлюсь».

Без способности обнаруживать несуразности, видеть
смешное в самых разных ситуациях, невозможно пред­
ставить творческого человека. Эта способность прояв­
ляется и формируется с детства. Она является свидетель­
ством одаренности и вместе с тем эффективным меха-*;
низмом психологической защиты. :,|


В разных странах проводились многочисленные се­рии психологических исследований, специально рассмат­ривавших проблемы соотношения коэффициента интел­лекта и юмора, уровня развития креативности и юмора. Исследователи говорят о наличии прямой корреляции. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и лег­ко можно обнаружить как их наличие, так и их отсут­ствие.

Творческие способности — безусловно, дар приро­ды. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда про­бьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Ода­ренность существует лишь в постоянном движении, в раз­витии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставать­ся на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продви­гаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает.

глава 3. Генотип, среда ' и действие механизмов развития

Когда мы говорим о детской одаренности, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влия­ний внешней среды. Вопрос о том, какова доля каждого из этих факторов и как происходит взаимодействие между ними, волнует исследователей с давних пор.

В отечественной профессиональной литературе и в обы­денном сознании в течение многих десятилетий «ученые °т коммунистической идеологии» стремились утвердить



глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития


 


в качестве неоспоримой истины мысль о том, что все здо­ровые дети одарены одинаково, что вундеркиндов и бес-;4 таланных детей создает окружение, или среда. И в этом они преуспели, несмотря на более чем очевидную со­мнительность этих идей, явно противоречащих и зако­нам генетики, и здравому смыслу.

В настоящее время специалистами в области генети*
ки открыто много интересных фактов, выявлены любо?-:
пытные закономерности, позволяющие диагностировать
и прогнозировать развитие живых организмов, основы­
ваясь на знании их генотипических особенностей. Эти
знания проливают свет и на характер зависимости ум­
ственных способностей человека от его генотипических;
особенностей. *

Естественно, что изучение этих проблем выходит заг рамки и психологии, и педагогики. Но все же попробую ем рассмотреть некоторые факты и закономерности, ко* торые интересны сами по себе и могут быть полезны в воспитании.

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, введем еще два специальных термина: «генотип» и «среда».

О генотипе и среде 4

Слово «генотип» образовано от двух греческих слов: genos — «происхождение» — и typos — «форма, образец». Генотипом называют генетическую конституцию, сово­купность генов, полученную от родителей. Иначе гово­ря, генотип — это информация, записанная в известных всем по курсу школьной биологии молекулах ДНК.

Все мы по собственному жизненному опыту знаем, что многое из того, что содержится в генотипе, очень устойчиво. И часто усилия внешнего окружения не в со­стоянии изменить то, что свойственно представителям данного рода.

Археологи, изучавшие жизнь и особенности внеш­него облика людей, живших много сотен лет тому назад


в Великом Новгороде, восстановив по останкам облик некоторых древних жителей, были буквально поражены их внешнему сходству с современными коренными жи­телями этих мест.

Именно благодаря проявлению генотипических осо­бенностей мы, наблюдая за знакомым человеком, можем заметить не только в его внешности, но и в его поведе­нии черты, объединяющие его с родителями, дедушка­ми, бабушками и другими родственниками. Какие-то из этих особенностей, безусловно, результат воспитания, но часто бывает и так, что приписать сходство воспитанию невозможно.

Так внучка, родившаяся после смерти своей бабуш­ки, может быть поразительно похожа на нее, причем не только внешне, но даже по особенностям поведения, по склонностям к тем или иным видам деятельности. На­верное, многим приходилось наблюдать, как мальчик, выросший без отца, часто даже к неудовольствию мате­ри также может быть поразительно на него похож не только чертами лица и особенностями телосложения, но и особенностями характера.

Под термином «среда» в педагогической и психоло­гической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. Этот комп­лекс делят обычно на макросреду и микросреду. К фак­торам макросреды, влияющим на процесс развития лич­ности, обычно относят особенности национальной куль­туры, специфику социально-политического устройства общества, географическую среду (климат, особенности рельефа местности и многое другое). К факторам мик­росреды относятся семья, школа, сверстники (друзья) — одним словом, все, что входит в понятие «ближайшее окружение». Эти факторы считаются наиболее мощны­ми средствами воздействия на процесс формирования личности.

Некоторые философы и педагоги прошлого даже считали, что именно среда и только среда обеспечивает Развитие. «Научить танцевать можно даже медведя...»,



часть I. Психология детской одаренности


глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития



 


«ребенок — „чистая доска", что на ней будет начерта­но...» и так далее.

С развитием генетики все дальше отступают «умо­зрительные» теории. Каждое новое открытие позволяет тоньше различить во многих внешних проявлениях че­ловеческой активности влияние и средовых, и геноти-

пических факторов.

Так, например, раньше считалось, что алкоголизм — не болезнь, а результат нравственной распущенности, безответственности, итог неправильного воспитания и неблагоприятных внешних обстоятельств. Утверждалось, что алкоголизм приобретается исключительно в течение жизни. Сейчас экспериментально доказано, что в осно­ве его, кроме негативных средовых воздействий, еще и генотипическая предрасположенность. Выявлены так­же гены, отвечающие за инстинкт материнства, гены, определяющие половую ориентацию, и многие другие.

Чем больше специалисты изучают генетику, тем боль­ше обнаруживают связей между генотипическими осо­бенностями и особенностями поведения, деятельности, уровнем развития человека в целом.

О действии генотипических и средовых факторов

Экспериментальные исследования влияния геноти­па и среды на различие в уровне умственного и психо­социального развития активно ведутся с начала XX века в рамках специальной науки — психогенетики.

Одним из основных методов исследования является предложенный еще в XIX веке Ф. Гальтоном «близнецо­вый» метод. Он используется для разграничения роли наследственности и среды в развитии различных при­знаков у человека.

Монозиготные (однояйцевые) близнецы, как извест­но, имеют полностью идентичный генотип. Это откры-


вает широкий простор для исследователей. Известно, что близнецов иногда разлучают. Происходит это, к счастью, очень редко, и в реальной жизни, а не только в индий­ских мелодрамах. Кроме этого метода используются, ко­нечно, и многие другие, но именно эти исследования наиболее информативны.

В психиатрии известен случай, когда близнецы, ниче­го не зная о существовании друг друга, примерно в одно и то же время поступили на военную службу, женились, развелись, в один и тот же год заболели психически и по­кончили жизнь самоубийством. Другой случай: близне­цы, также жившие много лет ничего не зная друг о друге, в один год приобрели собак одинаковых пород и назва­ли их одинаковыми кличками. Вероятно, это — случай­ность, но под ее прозрачным покровом проступает зако­номерность.

Кроме того, любопытны и интересны для исследова­телей результаты сопоставления особенностей психики братьев и сестер, родителей и детей и др.

Исследователи с давних пор пытались количественно определить, какова доля наследственных (генотипиче­ских) факторов и каков вклад факторов средовых в раз­витие умственных способностей. То есть насколько вы­дающийся интеллект, способность к творчеству зависят от наследственной предрасположенности, а насколько от внешнего окружения и воспитания.

Этот вопрос является фундаментальным для всех, кто связан с образованием. В прямой зависимости от того, как мы отвечаем на него, находится вся система наших педагогических мер.

По результатам ранних психогенетических исследо­ваний, проведенных в 20—30-х годах нашего столетия, генотипическим факторам отводилось в среднем 80 % и более. Специалисты считали, что уровень развития ум­ственных способностей лишь на 20 % может зависеть от среды.

В ходе дальнейших исследований представления об этом соотношении изменились. Позднее, уже в 80-х годах,

3 А. Савенков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.