КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Психология детской одаренности. Часть I. Психология детской одаренности
Юмор Часть I. Психология детской одаренности Творческое восприятие случайностей В концепции одаренности известного американско- 0 психолога А. Танненбаума один из пунктов состав- ^яют так называемые случайные факторы — «оказаться нужном месте в нужный час». Случайности потому случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению ходить пользу в непредвиденном стечении обстоя- в ьсгв можно и нужно учиться. Это одна из черт чело- Рьез ° ВЫСОКИМИ Умственными способностями. Это се- Сф Но повышает шансы на успех практически во всех Pax жизни. Многие научные открытия и изобретения глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
появились на свет благодаря счастливому стечению обстоятельств. Биографии практически всех выдающихся людей содержат описания судьбоносных случайностей. Случайность часто давала возможность увидеть нечто такое, что никогда не стали бы искать преднамеренно. Правда, и со случайностью не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Известный философ Ф. Ницше считал, что самое главное в любом открытии и изобретении создано за счет случайности, неожиданности, но большинство людей не сталкиваются с та-; кой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле, считал он, является озарением, и с ним встречается тот, кто готов к этой встрече. Например, французский химик XIX века Бернард Куртуа работал в лаборатории, когда его кот, играя, столкнул со стола две стоявшие рядом бутылки. В одной была серная кислота, в другой — спиртовой настой золы морских водорослей. Жидкости смешались, выделив облако сине-фиолетового пара. Так был найден йод. Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген даже получил Нобелевскую премию за открытие рентгеновского излучения, сделанное им совершенно случайно. Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств — действительно дар. Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, «чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь». Без способности обнаруживать несуразности, видеть В разных странах проводились многочисленные серии психологических исследований, специально рассматривавших проблемы соотношения коэффициента интеллекта и юмора, уровня развития креативности и юмора. Исследователи говорят о наличии прямой корреляции. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и их отсутствие. Творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает. глава 3. Генотип, среда ' и действие механизмов развития Когда мы говорим о детской одаренности, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Вопрос о том, какова доля каждого из этих факторов и как происходит взаимодействие между ними, волнует исследователей с давних пор. В отечественной профессиональной литературе и в обыденном сознании в течение многих десятилетий «ученые °т коммунистической идеологии» стремились утвердить глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
в качестве неоспоримой истины мысль о том, что все здоровые дети одарены одинаково, что вундеркиндов и бес-;4 таланных детей создает окружение, или среда. И в этом они преуспели, несмотря на более чем очевидную сомнительность этих идей, явно противоречащих и законам генетики, и здравому смыслу. В настоящее время специалистами в области генети* Естественно, что изучение этих проблем выходит заг рамки и психологии, и педагогики. Но все же попробую ем рассмотреть некоторые факты и закономерности, ко* торые интересны сами по себе и могут быть полезны в воспитании. Для того чтобы разобраться в этих вопросах, введем еще два специальных термина: «генотип» и «среда». О генотипе и среде 4 Слово «генотип» образовано от двух греческих слов: genos — «происхождение» — и typos — «форма, образец». Генотипом называют генетическую конституцию, совокупность генов, полученную от родителей. Иначе говоря, генотип — это информация, записанная в известных всем по курсу школьной биологии молекулах ДНК. Все мы по собственному жизненному опыту знаем, что многое из того, что содержится в генотипе, очень устойчиво. И часто усилия внешнего окружения не в состоянии изменить то, что свойственно представителям данного рода. Археологи, изучавшие жизнь и особенности внешнего облика людей, живших много сотен лет тому назад в Великом Новгороде, восстановив по останкам облик некоторых древних жителей, были буквально поражены их внешнему сходству с современными коренными жителями этих мест. Именно благодаря проявлению генотипических особенностей мы, наблюдая за знакомым человеком, можем заметить не только в его внешности, но и в его поведении черты, объединяющие его с родителями, дедушками, бабушками и другими родственниками. Какие-то из этих особенностей, безусловно, результат воспитания, но часто бывает и так, что приписать сходство воспитанию невозможно. Так внучка, родившаяся после смерти своей бабушки, может быть поразительно похожа на нее, причем не только внешне, но даже по особенностям поведения, по склонностям к тем или иным видам деятельности. Наверное, многим приходилось наблюдать, как мальчик, выросший без отца, часто даже к неудовольствию матери также может быть поразительно на него похож не только чертами лица и особенностями телосложения, но и особенностями характера. Под термином «среда» в педагогической и психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. Этот комплекс делят обычно на макросреду и микросреду. К факторам макросреды, влияющим на процесс развития личности, обычно относят особенности национальной культуры, специфику социально-политического устройства общества, географическую среду (климат, особенности рельефа местности и многое другое). К факторам микросреды относятся семья, школа, сверстники (друзья) — одним словом, все, что входит в понятие «ближайшее окружение». Эти факторы считаются наиболее мощными средствами воздействия на процесс формирования личности. Некоторые философы и педагоги прошлого даже считали, что именно среда и только среда обеспечивает Развитие. «Научить танцевать можно даже медведя...», часть I. Психология детской одаренности глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
«ребенок — „чистая доска", что на ней будет начертано...» и так далее. С развитием генетики все дальше отступают «умозрительные» теории. Каждое новое открытие позволяет тоньше различить во многих внешних проявлениях человеческой активности влияние и средовых, и геноти- пических факторов. Так, например, раньше считалось, что алкоголизм — не болезнь, а результат нравственной распущенности, безответственности, итог неправильного воспитания и неблагоприятных внешних обстоятельств. Утверждалось, что алкоголизм приобретается исключительно в течение жизни. Сейчас экспериментально доказано, что в основе его, кроме негативных средовых воздействий, еще и генотипическая предрасположенность. Выявлены также гены, отвечающие за инстинкт материнства, гены, определяющие половую ориентацию, и многие другие. Чем больше специалисты изучают генетику, тем больше обнаруживают связей между генотипическими особенностями и особенностями поведения, деятельности, уровнем развития человека в целом. О действии генотипических и средовых факторов Экспериментальные исследования влияния генотипа и среды на различие в уровне умственного и психосоциального развития активно ведутся с начала XX века в рамках специальной науки — психогенетики. Одним из основных методов исследования является предложенный еще в XIX веке Ф. Гальтоном «близнецовый» метод. Он используется для разграничения роли наследственности и среды в развитии различных признаков у человека. Монозиготные (однояйцевые) близнецы, как известно, имеют полностью идентичный генотип. Это откры- вает широкий простор для исследователей. Известно, что близнецов иногда разлучают. Происходит это, к счастью, очень редко, и в реальной жизни, а не только в индийских мелодрамах. Кроме этого метода используются, конечно, и многие другие, но именно эти исследования наиболее информативны. В психиатрии известен случай, когда близнецы, ничего не зная о существовании друг друга, примерно в одно и то же время поступили на военную службу, женились, развелись, в один и тот же год заболели психически и покончили жизнь самоубийством. Другой случай: близнецы, также жившие много лет ничего не зная друг о друге, в один год приобрели собак одинаковых пород и назвали их одинаковыми кличками. Вероятно, это — случайность, но под ее прозрачным покровом проступает закономерность. Кроме того, любопытны и интересны для исследователей результаты сопоставления особенностей психики братьев и сестер, родителей и детей и др. Исследователи с давних пор пытались количественно определить, какова доля наследственных (генотипических) факторов и каков вклад факторов средовых в развитие умственных способностей. То есть насколько выдающийся интеллект, способность к творчеству зависят от наследственной предрасположенности, а насколько от внешнего окружения и воспитания. Этот вопрос является фундаментальным для всех, кто связан с образованием. В прямой зависимости от того, как мы отвечаем на него, находится вся система наших педагогических мер. По результатам ранних психогенетических исследований, проведенных в 20—30-х годах нашего столетия, генотипическим факторам отводилось в среднем 80 % и более. Специалисты считали, что уровень развития умственных способностей лишь на 20 % может зависеть от среды. В ходе дальнейших исследований представления об этом соотношении изменились. Позднее, уже в 80-х годах, 3 А. Савенков
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |