Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство




Часть I. Психология детской одаренности

лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в дан­ном случае — особенность возрастного развития. Он пре­одолевается со временем.

Несколько легче одаренным ребенком преодолевает­ся моральный и коммуникативный эгоцентризм, осно­вой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способ­ности к метапознанию.

Сложность преодоления познавательного эгоцентриз­ма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптими­стичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные спо­собности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по пре­одолению эгоцентризма у одаренных детей. В зрелом возрасте это свойство приводит к крайне негативным последствиям.

По справедливому утверждению американского пси­холога К. Тэкэкс, свойственная одаренным неспособ­ность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарова­нию, желчности и мизантропии, которые убивают по­тенциальных лидеров.

Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но справедливо ли обратное утверж­дение? Всегда ли творец является лидером? К сожале­нию, мы должны признать, что нет. Правда, нельзя не заметить, что в современном мире возрастает важность коллективного творчества. А это требует от творца, же­лающего добиться заметных результатов, не только уме­ния работать в команде, но и способности быть ли­дером.

В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Осно-


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

вываясь на подобном наблюдении, многие исследовате­ли выделяют в качестве одной из важных черт одарен­ных детей — склонность командовать другими детьми. Об этом часто с волнением и трепетом говорят родите­ли, интуитивно понимая ценность данных особенностей своего ребенка. Но стоит только рассмотреть это явле­ние более внимательно, как выявляется довольно слож­ная картина.

Наблюдения, проведенные нами в ходе эксперимен­тальной работы с детьми, позволяют сделать заключе­ние о том, что проявляемые таким образом организа­торские способности одаренного ребенка в большинстве случаев имеют несколько иную природу, чем у взросло­го. Они обычно основываются не на суггестивных воз­можностях (способности воздействовать на других лю­дей), не на умении настоять на своем и даже не на спо­собности ладить с другими детьми. Правда, отмечу, что все эти способности могут проявляться у одаренного ре­бенка, но тогда мы можем говорить о специальной «ли­дерской» одаренности.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мыш­ления. Он лучше других представляет себе наиболее эф­фективный характер развития игровых действий, про­гнозирует возможные ошибки и несоответствия игрово­го поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.

Это проявляется довольно отчетливо на уровне стар­шего дошкольного возраста. У младших школьников ситуация несколько изменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, пред­почитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (тем­перамента), следствием которых является не стремление Утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.