Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности эмоционального развития




Соревновательность

Часть I. Психология детской одаренности

деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточ­ности.

Соревновательность, конкуренция — важный фак­тор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе раз­личных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Источник склонности к соревновательности у ода­ренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко диффе­ренцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным фор­мам взаимодействия со сверстниками. Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи посто­янно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными деть­ми. Причем особенно ценен опыт не побед, а пораже­ний. Не случайно данное обстоятельство закреплено и в известном народном изречении: «За одного битого двух небитых дают».

В качестве одной из основных особенностей разви­тия эмоциональной сферы одаренного ребенка большин­ство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувстви-


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

тельность, уходящая корнями в особенности интеллек­туального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в ко­личестве и силе восприятия окружающих явлений и со­бытий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чув­ствуют, они способны следить за несколькими явления­ми сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Спо­собность улавливать то, что осталось незамеченным дру­гими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, дей­ствия могут оказывать сильное воздействие на одарен­ного ребенка, в то время как его «нормальные» сверст­ники относятся к ним равнодушно.

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого раз­вития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей — способность на­слаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Дей­ствительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.