Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Степень зависимости ряда признаков от наследственных факторов




I часть I. Психология детской одаренности


глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития



 


 

соотношение воздействия генотипических и средовых факторов стали выражать по-иному. Доля генотипа, по мнению исследователей, составляет 7 единиц, а доля сре­ды — 3.

Интересные данные получены и при изучении струк­туры самой среды и влияния ее отдельных элементов на развитие личности ребенка. Экспериментальные иссле­дования свидетельствуют о том, что уровень развития умственных способностей ребенка зависит преимуще­ственно от внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя культурная среда, включающая и школьное обучение, выступает скорее как общий фон, на котором протекает интеллектуальное развитие.

Следовательно, и главные воспитатели, более других ответственные за уровень развития умственных способ­ностей ребенка, не школьные учителя или педагоги до­полнительного образования, не телевидение и не гло­бальные компьютерные сети, а родители.

Исследовалась также зависимость уровня развития специальных способностей (специальная одаренность) от генотипа. По данным аналогичных научных исследо­ваний, доля генотипа в развитии специальных способ­ностей колеблется в интервале 40—50 %.

Специалисты в области генетики Ф. Айала и Дж. Кай-гер, пользуясь «близнецовым» методом и обобщив сведе­ния многих исследователей, приводят следующие данные.

Таблица 2

 

Признак Наследуемость (%)
  Телосложение 0,81
  Рост в положении сидя 0,76
  Вес 0,78

Продолжение табл. 2

 

i Признак Наследуемость (%)
  Головной индекс 0,75
•5 •Ментальный возраст по А. Бине 0,65
  IQ по А. Бине 0,68
  IQ по Отису 0,80
  Вербальные способности 0,68
  Арифметические способности 0,12
  Способности к естественным наукам 0,34
  Способности к истории и литературе 0,45
  Орфографические способности 0,53

Данные приведенных выше исследований не следует рассматривать как окончательные результаты изучения генотипических и средовых воздействий на вариативность индивидуальных различий. Связано это с недостаточной проработанностью понятий «интеллект», «творческость» на концептуальном уровне, а также с возможными не­точностями при их диагностике.

Однако обнаруженное большинством исследователей преобладание генотипических факторов над факторами сре­ды заслуживает доверия и внимания уже потому, что это результаты объективных, экспериментальных исследова­ний. Проведены они разными людьми, в разных странах, в разное время, и при этом получены сходные данные.

С точки зрения изучения проблемы одаренности осо­бенно важны два момента, обычно отмечаемые учеными: • большинство методов психогенетики позволяет полу­чить данные не о наследуемости той или иной изучае­мой характеристики, а о роли наследственности в фор­мировании ее индивидуальных различий;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.