КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Степень зависимости ряда признаков от наследственных факторов
I часть I. Психология детской одаренности глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
соотношение воздействия генотипических и средовых факторов стали выражать по-иному. Доля генотипа, по мнению исследователей, составляет 7 единиц, а доля среды — 3. Интересные данные получены и при изучении структуры самой среды и влияния ее отдельных элементов на развитие личности ребенка. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что уровень развития умственных способностей ребенка зависит преимущественно от внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя культурная среда, включающая и школьное обучение, выступает скорее как общий фон, на котором протекает интеллектуальное развитие. Следовательно, и главные воспитатели, более других ответственные за уровень развития умственных способностей ребенка, не школьные учителя или педагоги дополнительного образования, не телевидение и не глобальные компьютерные сети, а родители. Исследовалась также зависимость уровня развития специальных способностей (специальная одаренность) от генотипа. По данным аналогичных научных исследований, доля генотипа в развитии специальных способностей колеблется в интервале 40—50 %. Специалисты в области генетики Ф. Айала и Дж. Кай-гер, пользуясь «близнецовым» методом и обобщив сведения многих исследователей, приводят следующие данные. Таблица 2
Продолжение табл. 2
Данные приведенных выше исследований не следует рассматривать как окончательные результаты изучения генотипических и средовых воздействий на вариативность индивидуальных различий. Связано это с недостаточной проработанностью понятий «интеллект», «творческость» на концептуальном уровне, а также с возможными неточностями при их диагностике. Однако обнаруженное большинством исследователей преобладание генотипических факторов над факторами среды заслуживает доверия и внимания уже потому, что это результаты объективных, экспериментальных исследований. Проведены они разными людьми, в разных странах, в разное время, и при этом получены сходные данные. С точки зрения изучения проблемы одаренности особенно важны два момента, обычно отмечаемые учеными: • большинство методов психогенетики позволяет получить данные не о наследуемости той или иной изучаемой характеристики, а о роли наследственности в формировании ее индивидуальных различий;
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |