КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Психология детской одаренности. большинство детей теряют свою «лингвистическую гениальность»
большинство детей теряют свою «лингвистическую гениальность». И когда мы в школе начинаем изучать иностранный язык, большинству детей уже не дано достичь высоких результатов в овладении им. Время ушло! Аналогично научить читать ребенка от 1,5 до 3-х лет может легко, «играючи», любая заботливая мама (по специальным методикам), а для того, чтобы научить читать шести- или семилетнего, нужен уже учитель-профессионал, и будут слезы и нервы. Всеобщее признание идеи существования «сенситивных периодов развития» не привело, как обычно бывает в нашем отечестве, к серьезным прикладным разработкам. А вот американцы создали на основе этой идеи ряд интересных образовательных технологий. Причем подчеркнем — предложенные Г. Доманом методики доведены до уровня педагогических технологий, то есть разработаны настолько детально и подробно, что позволяют пользователю тратить минимум времени и сил на подготовку и обдумывание. Эволюционная теория Одно из главных значений слова «эволюция» — «развертывание». Основная идея сторонников данного подхода сводится к тому, что становление психики и поведения человека есть результат постепенного, эволюционного преобразования, развертывания генетически заложенных в организме возможностей (задатков). И скорость (темп) развития, и его конечный предел (результат) заранее заложены в генотипе. Эта генетическая программа постепенно «разворачивается» при взаимодействии организма с внешней средой. Именно благодаря этой генетической запрограммированности из детеныша обезьяны нельзя вырастить человека, даже в том случае, если его поместить в те же условия, в которых обычно развивается ребенок. По этой же причине не удается вырастить из волчонка охотничью собаку,
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития из лося — вьючное животное, из тигра или рыси — большого домашнего кота. Добиться таких значительных изменений в результатах развития можно лишь путем вмешательства в саму генетическую программу, но этим занимается уже не педагогика или психология, а генная инженерия. Итак, сторонники данного подхода считают, что развитие — результат созревания организма по программе, определяемой генотипом. Внешние, средовые воздействия могут либо замедлить, либо ускорить этот процесс, но добиться результатов развития, которые потенциально не предусмотрены генотипом, невозможно. Эта теория, как видим, менее оптимистична, чем предыдущая. Она заставляет внимательнее относиться к ге-нотипическим особенностям. И мысль о том, что конечным итогом развития может быть только то, что было заложено в виде задатков в генотипе и не более того, безусловно, представляется справедливой. Все это было бы замечательно, если бы мы умели определять то, что заложено в генотипе конкретной личности. На этом основании можно было бы определенно говорить о потолке развития конкретного человека и строить прогноз возможного развития ребенка. Но вот проблема: мы этого делать не умеем, и более того, не очень непонятно, сумеем ли когда-нибудь в будущем. Периодически в специальной и популярной литературе приходится сталкиваться с эмоциональными высказываниями представителей самых разных наук и видов деятельности о том, что человек использует возможности собственного мозга на 10—20 %. Продолжают расти мировые спортивные рекорды. Эти утверждения, построенные на разрозненных фактах, указывают лишь на общую тенденцию, говорят нам, что возможности человека очень велики, но они не могут указать границы развития. Всем этим обусловлена меньшая популярность эволюционной теории в отечественной педагогике и психологии
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |