Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. большинство детей теряют свою «лингвистическую ге­ниальность»




большинство детей теряют свою «лингвистическую ге­ниальность». И когда мы в школе начинаем изучать ино­странный язык, большинству детей уже не дано достичь высоких результатов в овладении им. Время ушло!

Аналогично научить читать ребенка от 1,5 до 3-х лет может легко, «играючи», любая заботливая мама (по спе­циальным методикам), а для того, чтобы научить читать шести- или семилетнего, нужен уже учитель-профессио­нал, и будут слезы и нервы.

Всеобщее признание идеи существования «сенситив­ных периодов развития» не привело, как обычно бывает в нашем отечестве, к серьезным прикладным разработ­кам. А вот американцы создали на основе этой идеи ряд интересных образовательных технологий.

Причем подчеркнем — предложенные Г. Доманом методики доведены до уровня педагогических техноло­гий, то есть разработаны настолько детально и подроб­но, что позволяют пользователю тратить минимум вре­мени и сил на подготовку и обдумывание.

Эволюционная теория

Одно из главных значений слова «эволюция» — «раз­вертывание». Основная идея сторонников данного под­хода сводится к тому, что становление психики и пове­дения человека есть результат постепенного, эволю­ционного преобразования, развертывания генетически заложенных в организме возможностей (задатков).

И скорость (темп) развития, и его конечный предел (результат) заранее заложены в генотипе. Эта генетиче­ская программа постепенно «разворачивается» при взаи­модействии организма с внешней средой. Именно бла­годаря этой генетической запрограммированности из детеныша обезьяны нельзя вырастить человека, даже в том случае, если его поместить в те же условия, в кото­рых обычно развивается ребенок. По этой же причине не удается вырастить из волчонка охотничью собаку,


 

 

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

из лося — вьючное животное, из тигра или рыси — боль­шого домашнего кота.

Добиться таких значительных изменений в результа­тах развития можно лишь путем вмешательства в саму генетическую программу, но этим занимается уже не педагогика или психология, а генная инженерия.

Итак, сторонники данного подхода считают, что раз­витие — результат созревания организма по программе, определяемой генотипом. Внешние, средовые воздей­ствия могут либо замедлить, либо ускорить этот про­цесс, но добиться результатов развития, которые потен­циально не предусмотрены генотипом, невозможно.

Эта теория, как видим, менее оптимистична, чем пре­дыдущая. Она заставляет внимательнее относиться к ге-нотипическим особенностям. И мысль о том, что ко­нечным итогом развития может быть только то, что было заложено в виде задатков в генотипе и не более того, безусловно, представляется справедливой.

Все это было бы замечательно, если бы мы умели определять то, что заложено в генотипе конкретной личности. На этом основании можно было бы опреде­ленно говорить о потолке развития конкретного чело­века и строить прогноз возможного развития ребенка. Но вот проблема: мы этого делать не умеем, и более того, не очень непонятно, сумеем ли когда-нибудь в бу­дущем.

Периодически в специальной и популярной лите­ратуре приходится сталкиваться с эмоциональными вы­сказываниями представителей самых разных наук и ви­дов деятельности о том, что человек использует возмож­ности собственного мозга на 10—20 %. Продолжают расти мировые спортивные рекорды. Эти утверждения, постро­енные на разрозненных фактах, указывают лишь на об­щую тенденцию, говорят нам, что возможности челове­ка очень велики, но они не могут указать границы раз­вития.

Всем этим обусловлена меньшая популярность эволю­ционной теории в отечественной педагогике и психологии


 

 


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.