Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. по сравнению с предыдущей




по сравнению с предыдущей. Но популярность — явление
преходящее, а потому нам надо прислушаться к основ­
ным доводам данной теории. •,:•;

«Вероятностная» теория ' <;)о

Сторонники данной теории, вероятно, ближе всего к истине. Они утверждают, что влияние генотипа не явля­ется фатальным. Но при этом результат развития не мо­жет быть полностью произвольным, свободным от влия­ния генотипа.

Результат развития есть итог взаимодействия гено-типических и средовых факторов. Но сам по себе этот результат зависит не столько от генотипа или среды, сколько от их случайного, непредсказуемого взаимодей­ствия в каждый момент развития.

Практически речь идет о случайном, не поддающем­ся прогнозированию стечении обстоятельств. Потому-то, утверждают сторонники данной точки зрения, труд­но предсказать, какой эффект даст та или иная генети­ческая программа в разные моменты развития, в разных средовых условиях.

Другая важная мысль сторонников этого подхода за­ключается в том, что результат развития зависит от не столько от генотипа или среды, сколько от того, что по­лучено на предыдущих этапах развития. Иначе говоря, достигнутое на предыдущих этапах развития — фунда­мент будущих достижений. И особенно важно то, что упущенное на одном этапе развития может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнимо, но с существенными потерями.

И тут уместно вспомнить идею сенситивных перио­дов развития. Например, если ребенка не научить гово­рить в возрасте 1,5—2,5 года, то впоследствии, например в возрасте 5—6 лет, он этому может уже никогда не на­учиться. Даже если мы справимся с поставленной зада­чей, то наша недоработка и упущенное время будут ска-


 

 

глава 3. Генотип, среда и действие : • •.. механизмов развития

зываться в дальнейшем. Причем чем позже мы начнем учить ребенка говорить, тем больше это будет сказы­ваться на уровне развития речи.

Все рассмотренные теории являются попытками объяснить сущность проблемны развития. Как вищм, ни одна не может быть признана в качестве абсолютно вер­ной, каждая из них приоткрывает нам определенную грань этого сложного явления. Поэтому необходимо учи­тывать все особенности, высказанные сторонниками каж­дой точки зрения.

С момента рождения или даже зачатия ребенка ге­нотип и среда, образно говоря, сливаются в единую линию развития. И дальше уже очень сложно понять, где сказывается влияние генотипа, а где среды. В со­временной науке принято считать, что психика челове­ка во многих своих проявлениях имеет врожденный характер, то есть определяется генотипом. Но неизвест­но, каковы реальные потенциальные возможности, за­ложенные в генотипе. Неясно также и то, каков будет результат их взаимодействия со средой в каждый из мо­ментов развития.

Статистика, на которую пытались традиционно опе­реться в поисках ответов на эти вопросы, позволяет сде­лать выводы, которые могли бы быть сделаны и без всяких исследований: у людей психически больных больные род­ственники и дети встречаются чаще, чем у здоровых. Там, где только ограниченная часть населения может обеспе­чить своим детям хорошее образование, от среды зави­сит очень многое, но в условиях, когда образование ста­новится общедоступным, вперед выходят наследствен­ные факторы. Именно они начинают в первую очередь определять будущее человека.


 

часть I. Психология детской одаренности

глава 4. О диагностике детской одаренности

Без информации об общем уровне психического раз­вития и индивидуальных особенностях одаренности ре­бенка невозможно правильно выстроить процессы вос­питания и образования. С этими проблемами мы обыч­но обращаемся к специалистам — психологам, педагогам, врачам.

К их мнению обязательно надо прислушиваться. Однако в любом случае надо помнить, что главные, кто ответственен и за диагностику, и за развитие, — родите­ли. Потому и не следует выводы специалистов воспри­нимать как окончательный, не подлежащий обжало­ванию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибиться (особенно в прогнозе развития), и, кроме того, информация, на основе которой делается оценка, долж­на быть комплексной.

Во всем мире при диагностике детской одаренности используются сведения, получаемые из многих источ­ников: от врачей, психологов, педагогов, родителей и са­мих детей. И для каждой из этих групп участников обра­зовательного процесса создаются свои диагностические методики.

Медицинских методик довольно много, но они все­гда были делом сугубо специальным. В настоящее время в нашей стране публикуется довольно много методик для психологов. И лишь методики для педагогов и родите­лей, равно как и для самих детей (типа «познай свои способности»), продолжают оставаться педагогической экзотикой.

В этой главе мы постараемся осветить именно эту сторону проблемы, чем попытаемся хотя бы частично восполнить существующий пробел. Основное внимание сосредоточим на методиках для родителей, а также по­кажем, как могут быть включены в этот процесс сами дети.


глава 4. О диагностике детской одаренности 85

Но у большинства действующих диагностических методик есть одна особенность: их основная часть на­правлена на выявление уровня одаренности детей, по­ступающих в школу, и школьников. Диагностические методики для малышей разрабатываются меньше,

Оценка уровня психического развития ребенка в ран­нем детстве базируется в основном на специально органи­зованном, опирающемся на возрастные нормативы на­блюдении. Естественно, что ни у кого нет столько воз­можностей для наблюдения за ребенком, как у родителей.

Постоянное общение позволяет наблюдать за пове­дением и деятельностью ребенка в разных ситуациях, следить за динамикой его развития. Именно поэтому родители должны быть особенно чувствительны к про­явлению первых ростков одаренности.

О методиках диагностики для психологов и педагогов

За более чем столетнюю историю развития психоди­агностики специалистами разработано огромное коли­чество методик для оценки детской одаренности. К чис­лу наиболее популярных относятся методики диагно­стики интеллекта — А. Бине, Д. Векслера, Дж. Равена; творческих способностей — Д. Б. Богоявленской, Дж. Гил­форда, Е. П. Торренса и многие другие.

Методики для педагогов принципиально отличают­ся от методик для психологов. Они в большинстве своем направлены не столько на количественную оценку, сколь­ко на выявление качественных сторон детской одарен­ности.

Обе группы диагностических методик позволяют хо­рошему, опытному специалисту получить довольно точ­ные сведения об уровне развития интеллектуальных, творческих способностей ребенка, о его мотивационно-потребностной сфере и других характеристиках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.