КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Психология детской одаренности. по сравнению с предыдущей
по сравнению с предыдущей. Но популярность — явление «Вероятностная» теория ' <;)о Сторонники данной теории, вероятно, ближе всего к истине. Они утверждают, что влияние генотипа не является фатальным. Но при этом результат развития не может быть полностью произвольным, свободным от влияния генотипа. Результат развития есть итог взаимодействия гено-типических и средовых факторов. Но сам по себе этот результат зависит не столько от генотипа или среды, сколько от их случайного, непредсказуемого взаимодействия в каждый момент развития. Практически речь идет о случайном, не поддающемся прогнозированию стечении обстоятельств. Потому-то, утверждают сторонники данной точки зрения, трудно предсказать, какой эффект даст та или иная генетическая программа в разные моменты развития, в разных средовых условиях. Другая важная мысль сторонников этого подхода заключается в том, что результат развития зависит от не столько от генотипа или среды, сколько от того, что получено на предыдущих этапах развития. Иначе говоря, достигнутое на предыдущих этапах развития — фундамент будущих достижений. И особенно важно то, что упущенное на одном этапе развития может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнимо, но с существенными потерями. И тут уместно вспомнить идею сенситивных периодов развития. Например, если ребенка не научить говорить в возрасте 1,5—2,5 года, то впоследствии, например в возрасте 5—6 лет, он этому может уже никогда не научиться. Даже если мы справимся с поставленной задачей, то наша недоработка и упущенное время будут ска-
глава 3. Генотип, среда и действие : • •.. механизмов развития зываться в дальнейшем. Причем чем позже мы начнем учить ребенка говорить, тем больше это будет сказываться на уровне развития речи. Все рассмотренные теории являются попытками объяснить сущность проблемны развития. Как вищм, ни одна не может быть признана в качестве абсолютно верной, каждая из них приоткрывает нам определенную грань этого сложного явления. Поэтому необходимо учитывать все особенности, высказанные сторонниками каждой точки зрения. С момента рождения или даже зачатия ребенка генотип и среда, образно говоря, сливаются в единую линию развития. И дальше уже очень сложно понять, где сказывается влияние генотипа, а где среды. В современной науке принято считать, что психика человека во многих своих проявлениях имеет врожденный характер, то есть определяется генотипом. Но неизвестно, каковы реальные потенциальные возможности, заложенные в генотипе. Неясно также и то, каков будет результат их взаимодействия со средой в каждый из моментов развития. Статистика, на которую пытались традиционно опереться в поисках ответов на эти вопросы, позволяет сделать выводы, которые могли бы быть сделаны и без всяких исследований: у людей психически больных больные родственники и дети встречаются чаще, чем у здоровых. Там, где только ограниченная часть населения может обеспечить своим детям хорошее образование, от среды зависит очень многое, но в условиях, когда образование становится общедоступным, вперед выходят наследственные факторы. Именно они начинают в первую очередь определять будущее человека. часть I. Психология детской одаренности глава 4. О диагностике детской одаренности Без информации об общем уровне психического развития и индивидуальных особенностях одаренности ребенка невозможно правильно выстроить процессы воспитания и образования. С этими проблемами мы обычно обращаемся к специалистам — психологам, педагогам, врачам. К их мнению обязательно надо прислушиваться. Однако в любом случае надо помнить, что главные, кто ответственен и за диагностику, и за развитие, — родители. Потому и не следует выводы специалистов воспринимать как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибиться (особенно в прогнозе развития), и, кроме того, информация, на основе которой делается оценка, должна быть комплексной. Во всем мире при диагностике детской одаренности используются сведения, получаемые из многих источников: от врачей, психологов, педагогов, родителей и самих детей. И для каждой из этих групп участников образовательного процесса создаются свои диагностические методики. Медицинских методик довольно много, но они всегда были делом сугубо специальным. В настоящее время в нашей стране публикуется довольно много методик для психологов. И лишь методики для педагогов и родителей, равно как и для самих детей (типа «познай свои способности»), продолжают оставаться педагогической экзотикой. В этой главе мы постараемся осветить именно эту сторону проблемы, чем попытаемся хотя бы частично восполнить существующий пробел. Основное внимание сосредоточим на методиках для родителей, а также покажем, как могут быть включены в этот процесс сами дети. глава 4. О диагностике детской одаренности 85 Но у большинства действующих диагностических методик есть одна особенность: их основная часть направлена на выявление уровня одаренности детей, поступающих в школу, и школьников. Диагностические методики для малышей разрабатываются меньше, Оценка уровня психического развития ребенка в раннем детстве базируется в основном на специально организованном, опирающемся на возрастные нормативы наблюдении. Естественно, что ни у кого нет столько возможностей для наблюдения за ребенком, как у родителей. Постоянное общение позволяет наблюдать за поведением и деятельностью ребенка в разных ситуациях, следить за динамикой его развития. Именно поэтому родители должны быть особенно чувствительны к проявлению первых ростков одаренности. О методиках диагностики для психологов и педагогов За более чем столетнюю историю развития психодиагностики специалистами разработано огромное количество методик для оценки детской одаренности. К числу наиболее популярных относятся методики диагностики интеллекта — А. Бине, Д. Векслера, Дж. Равена; творческих способностей — Д. Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, Е. П. Торренса и многие другие. Методики для педагогов принципиально отличаются от методик для психологов. Они в большинстве своем направлены не столько на количественную оценку, сколько на выявление качественных сторон детской одаренности. Обе группы диагностических методик позволяют хорошему, опытному специалисту получить довольно точные сведения об уровне развития интеллектуальных, творческих способностей ребенка, о его мотивационно-потребностной сфере и других характеристиках.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |