Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. направленности (доминирующей мотивации) лично­сти




направленности (доминирующей мотивации) лично­сти. Изучалась также и сфера физического развития ре­бенка.

Участие детей в диагностике собственной одаренно­сти на'этом этапе сводилось к выполнению тестовых заданий.

Собранная таким образом информация позволяла со­здать представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

В ходе исследования были попытки провести на ее основе переформирование состава классов, однако даль­нейшая работа показала нецелесообразность подобного подхода. Несмотря на кажущуюся всесторонность обсле­дования, информация часто была недостаточно достовер­на, но самое важное то, что данная информация, какой бы всесторонней она ни казалась, не позволяет постро­ить надежный прогноз развития, что делает бессмыслен­ным сам процесс селекции детей.

Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагно­стической схеме ориентирован на уточнение, конкрети­зацию полученной на этапе поиска информации. Ак­цент переносится с разовых обследований на занятия по специальным программам, направленным на развитие продуктивного мышления (уроки «Творческое мышле­ние»), развитие психосоциальной сферы (уроки «Чело­век и общество») и физической.

Таким образом, у первоклассников эксперименталь­ных классов в расписании учебных занятий появляется несколько специальных, дополнительных учебных пред­метов: «Творческое мышление», «Человек и общество» и «Валеология».

В результате дети оказываются включенными в спе­циальные занятия, направленные на их психосоциаль­ное, интеллектуально-творческое и физическое разви­тие с параллельной целью диагностического обследова­ния. Подчеркнем, что эти занятия были обязательными для всех первоклассников. Возможность выбора предо­ставлялась ребенку только во втором классе.


 

 

глава 4. О диагностике детской;одаренности

Периодически в ходе этих занятий (обычно под ви­дом самостоятельных и контрольных работ) проводились индивидуальные и коллективные обследования детей с использованием широко известных психодиагности­ческих методик для психологов (Дж. Равен, Е. П.-Тор-ране и др.). Систематичность, долговременность этой работы призвана служить дополнительной гарантией до­стоверности полученной информации о ребенке.

Этап самостоятельной оценки. Во втором классе всем участвовавшим в экспериментальной работе детям было предложено посещать эти специальные занятия добро­вольно. И как показали дальнейшие исследования, же­лание ребенка продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к по­вышенным интеллектуальным нагрузкам, по свидетель­ству многих ученых, — одна из важных отличительных черт одаренного ребенка.

Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему заня­тия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообраз­ности для себя дополнительных интеллектуальных на­грузок. Таким образом он сам участвует в оценке соб­ственной одаренности.

Анализ данных, полученных на первых двух этапах работы, показал, что основная масса детей, решивших продолжать занятия, имеет высокий уровень развития ло­гического и творческого мышления (о чем свидетельству­ют данные, полученные из вышеперечисленных источ­ников: от практических психологов, учителей, родителей).

Общее количество детей, самостоятельно выбравших продолжение занятий, в наших условиях колебалось в ин­тервале 17—23 % от общего числа детей, входивших в со­став экспериментальных классов.

При этом на всех экспериментальных площадках были зафиксированы случаи добровольного продолжения за­нятий детьми, не показавшими высокого уровня разви­тия на всех предыдущих этапах (правда, большая часть этих детей периодически блестяще справлялась с отдель­ными заданиями развивающих программ).


92 часть I. Психология детской одаренности :

Если для объяснения этого явления обратиться к кон­цепции одаренности, то несложно понять, что эти дети из трех основных компонентов одаренности на данном временном отрезке своей жизни в силу каких-то не очень ясных пока причин не могут продемонстрировать высо­кий уровень по параметрам «выдающиеся способности» (в данном случае продуктивное мышление) и «творче-скость», но показывают высокий уровень мотивации (склонность к содержательной стороне данной деятель­ности), что, конечно же, очень существенно прежде все­го в плане будущего развития.

При этом упоминавшаяся выше система одномомент­ного, разового обследования — традиционная схема вы­явления одаренных детей — таких детей обнаружить не в состоянии.

Этап заключительного отбора. Основываясь на дан­ных, полученных в ходе работы из четырех источников (родители, учителя, психологи и сами дети), мы получи­ли информацию, которая позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основани­ем для построения прогноза развития каждого из них. Эта информация, в свою очередь, является более надеж­ным основанием для дифференциации (определения ребенка в специальный класс или школу для одарен­ных) или индивидуализации обучения.

В завершение этого описания отмечу одно очень важ­ное обстоятельство. Добровольные занятия по специаль­ной программе (начиная со второго класса) проводились таким образом, что любой ребенок мог к ним подклю­читься на любом уровне.

При этом в ходе исследования было обнаружено, что в среднем 18,7—21,4% из числа подключившихся к спе­циальным занятиям значительно позже начала второго года обучения в школе достигали в дальнейшем уровня развития, характерного для одаренных детей. И только фактическая открытость данной схемы позволила им проявить себя.


глава 4. О диагностике детской одаренности 93

Методики диагностики

детской одаренности для родителей

Как самостоятельно получить информацию об уров­не одаренности ребенка? О направленности выявленной одаренности? Попробуем ответить на эти далеко не праз­дные для настоящих родителей вопросы.

В этой главе мы рассмотрим ряд адресованных роди­телям диагностических методик. К числу наиболее из­вестных относятся две методики, разработанные в нача­ле XX века.

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.