КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Психология детской одаренности. Она относится к первому типу, ее звездная величина — 6
Она относится к первому типу, ее звездная величина — 6. Несовпадение дат объясняется тем, что год наблюдения вспышки (1006) соответствует приходу к Земле порожденных взрывом звезды фотонов, а год «пика рождения одаренных» (1010) — приходу массивных частиц скорее всего протонов, скорость которых меньше. Известно, что подавляющее большинство особей любой популяции рождается при среднем уровне фоновой радиации и развивается до нормы. При этом небольшая часть особей рождается либо при повышенном, либо при пониженном уровне фоновой радиации. «Соответственно, у первых („передовики") оказываются более выраженными новые черты, то есть они как бы более продвинуты по пути эволюции, — пишет Е. С. Виноградов, — а у вторых („отстающие") более выражены старые черты, вплоть до атавизмов» (1989). Далее он вполне однозначно заявляет, что применительно к людям «передовики» — это гении, а «отстающие» — дебилы. Этот краткий обзор позволяет увидеть воздействие на генотип лишь незначительной части внешних, физических факторов, а через генотип и на результат развития. Но если мы говорим, например, что уровень фоновой радиации и уровень умственных способностей новорожденного связаны между собой, то как определить, к какому из двух факторов следует отнести вызванные. изменения, к генотипическим или к срёдовым влияниям? Этот вопрос позволяет понять, что границы между воздействием генотипа и среды теоретически существуют, но сказать, где кончается реальное действие генотипа и начинается действие среды, практически невозможно. В последние годы биологи и врачи все больше говорят о необходимости предупреждения и лечения болезней еще до рождения человека, о возможности вмешательства в генотип. Это вызывает возражение и даже возмущение борцов за ортодоксальную нравственность, но развитие науки остановить невозможно. А нравственные нормы не остаются неизменными.
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития Все это позволяет предположить, что опыты в нале методики развития умственных способностей i в до_ подовой период. Их разработкой занимаются исследГ1ова. тели в разных странах, в нашей стране они мало» по_ пулярны, однако даже на уровне теории эту проб.лему нельзя считать периферийной. Активные поиски в: этом направлении, а соответственно, и яркие интересны^ на_ ходки, видимо, дело недалекого будущего. Химические факторы, или Можно ли стать гениальным с помощью таблетки Человек давно практикует употребление химических препаратов с целью повышения собст^-вен_ ных познавательных и творческих возможностей. Этот путь весьма опасен, но от него не отказываются ни -обыватели, ни специалисты. Так, например, О. де Баг-,ьзак (а вслед за ним и многие другие известные творцы) с этои целью в больших количествах употреблял кофе. Мь^огие пытались экспериментировать и с другими, более с^,пас_ ными веществами. Американский биолог С. Замменгофф еще в н^чале XX века вводил беременным крысам гормон роста ^ на_ Дежде добиться положительных качественных измен ении физических возможностей животных. Но новорожде>|_1ные кРысята не отличались по своим размерам и весу от счбык_ н°венных. Правда, их мозг оказался на 20 % богаче K^g. Ньши клетками. И по результатам дальнейших од;ытов тало ясно, что эти крысята «умнее», чем обычныеъ они °Раздо быстрее обучались проходить лабиринт.
часть I. Психология детской одаренности Этот эксперимент показывает, что возможности мозга человека также можно улучшить путем использования особых химических соединений. Известный российский психолог В. Леви еще в конце шестидесятых годов высказал предположение, что движение к повышению эффективности функционирования мозга может пойти по этому пути (путь «химической перестройки»). В. Леви представлял эту ситуацию так: методы усиления мозга могут выглядеть до обыденности просто — женщинам, готовящимся стать матерями, будут давать стимуляторы развития мозга плода; особые мозговые стимуляторы будут получать дети, подростки, юноши. Люди, вступающие во вторую половину жизни, будут получать вещества, препятствующие изнашиванию мозга... Еще через некоторое время, может быть, появится возможность задавать мозгу нужные свойства, воздействуя особым образом прямо на генетический код половых клеток. Так может появиться поколение, умственное превосходство которого будет сказываться уже с первых дней жизни. В современной медицине существует специальный термин «ноотропик», в переводе с греческого — «действующий на разум». В Бельгии был разработан лекарственный препарат ноотропил (пирацетам), способный воздействовать на когнитивные возможности человека. Авторы, проведя эксперименты на животных, утверждают, что он даже способен оказывать регенеративное воздействие на нервную систему. Естественно, что существуют и другие линии возможного прогресса человека. Одна из них представлена идеей о «машинном продолжении» человеческого мозга. Эта линия достаточно отработана современной фантастикой и состоит из нескольких ступеней: во-первых, слуги-машины сравняются со своими творцами-хозяевами, а во-вторых, превзойдут их. Потому что у них нет того биологического «мозгового потолка», которым все же ограничена психика человека. Далее линия развития этих взаимоотношений преД" ставляется примерно такой: «паразитирование» на воз-
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития можностях машины, затем признание ее равноправия и, наконец, растворение в ней (идея «биороботов»). Результат — «человек как пройденный этап эволюции». Возможно ли это? Ответить на этот вопрос можно утвердительно. Как действует механизм развития Можно ли увеличить возможности мозга педагогическим путем? Этот вопрос не относится к числу простых, однако современная наука дает на него положительный ответ. Развитие — это переход растущего организма на качественно более высокую ступень. Этот переход зависит от «созревания», то есть развертывания внутренней, определяемой генотипом, программы, и от «научения» — воздействия средовых факторов. Понимание и признание значимости каждого из факторов не снимает вопроса о том, как они взаимодействуют. Поиски ответа на этот вопрос идут уже не первое столетие, и вариантов решения найдено множество. Мы не будем рассматривать те из них, что представляют только лишь исторический интерес. Это поле деятельности профессионалов, изучающих историю психологии и педагогики. Остановимся на тех теориях, которые легли в основу современных методик и технологий развития способностей ребенка. Революционная теория Сторонники этой теории на словах признают влия- Ие генотипических факторов, но подчеркивают их ма- лую значимость. Говоря о природных задатках, они на- еРенно определяют те как анатомо-физиологические, что часть I. Психология детской одаренности глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
уже само по себе должно указывать на сферу их действия.] Этими природными задатками, по мнению сторонников данного подхода, определяются лишь особенности внешнего облика: рост, особенности фигуры, цвет глаз, тип ВОЛОС И Т. П..;.; ';: •..,!, Влияние генотипическмх факторов на особенности мышления и поведения, каю они считают, столь мало,, что практически может не учитываться. На этом основании делается и главный педагогический вывод о том, что у любого человека независимо от его генотипических особенностей можно сформировать любые познавательные способности и поведенческие свойства. Причем их развитие при правильном обучении и воспитании может быть доведено до любого уровня. Несмотря на очевидную сомнительность этих установок, данный подход к развитию имеет много последователей. Именно сторонники этого подхода настаивают на том, что все дети одарены, неодаренных детей нет, есть лишь те, кого неправильно обучали и воспитывали. Функциональный подход Модифицированным вариантом революционного подхода является другой, называемый специалистами функциональным. Эта точка зрения преобладает в современной отечественной педагогике, именно такой подход характерен для большинства наших психологов и педагогов. Сторонники данной точки зрения не приемлют термина «одаренность». Развивая революционный подход, они утверждают, что формирование и преобразование познавательных и других функций определяется в первую очередь тем, как часто эти функции используются, насколько они оказываются востребованными в жизни индивида. Чем больше требуется, например, функция речи, чем чаще она используется, тем лучше речь развивается; чем больше требуется, например, способность бегать, тем выше уровень ее развития. Отсюда и идея о том, что для развития специальных способностей надо увеличивать количество занятий с ребенком этими видами деятельности. Хотим вырастить математика — надо заниматься с ним математикой, по принципу «чем больше, тем лучше», хотим вырастить музыканта, художника, спортсмена — следует поступать аналогично. Но поклонники данной точки зрения живут не только в нашей стране. Американский психиатр и педагог Г. Доман, также относящийся к сторонникам данного подхода, добавляет еще одну идею. По его мнению, очень важно не только то, как часто функция эксплуатируется, но и то, когда начата ее эксплуатация. Он утверждает, что «чем раньше функция включена в использование, тем больших результатов можно достичь в ее развитии». Отсюда и родились его замечательные методики обучения чтению детей полутора лет, обучения малышей иностранным языкам, энциклопедическим знаниям и другие. Эти методики дают прекрасные результаты, они заслуженно популярны и в нашей стране. Эти методики, безусловно, замечательная заслуга Г. Домана и сотрудников его института. Но в нашей психологии и педагогике еще до появления и распространения его книг была разработана идея «сенситивных периодов». Правда, эта идея хорошо была известна в народе еще раньше, до этих научных изысканий, что закреплено в ряде популярных изречений, например «каждому овощу свое время». Для каждого вида учебных занятий есть особый благоприятный возрастной период. И то, что легко и естественно усваивается в одном возрасте, может превратиться в непреодолимую преграду в другом. Например, осваи-вая родную речь в 1,5—2 года, любой ребенок способен параллельно изучить аналогичным образом любой иностранный язык или несколько языков. Но с возрастом
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |