Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. Она относится к первому типу, ее звездная величина — 6




Она относится к первому типу, ее звездная величина — 6. Несовпадение дат объясняется тем, что год наблюде­ния вспышки (1006) соответствует приходу к Земле по­рожденных взрывом звезды фотонов, а год «пика рожде­ния одаренных» (1010) — приходу массивных частиц скорее всего протонов, скорость которых меньше.

Известно, что подавляющее большинство особей любой популяции рождается при среднем уровне фо­новой радиации и развивается до нормы. При этом не­большая часть особей рождается либо при повышен­ном, либо при пониженном уровне фоновой радиации. «Соответственно, у первых („передовики") оказывают­ся более выраженными новые черты, то есть они как бы более продвинуты по пути эволюции, — пишет Е. С. Ви­ноградов, — а у вторых („отстающие") более выражены старые черты, вплоть до атавизмов» (1989). Далее он вполне однозначно заявляет, что применительно к лю­дям «передовики» — это гении, а «отстающие» — де­билы.

Этот краткий обзор позволяет увидеть воздействие на генотип лишь незначительной части внешних, физи­ческих факторов, а через генотип и на результат разви­тия. Но если мы говорим, например, что уровень фоно­вой радиации и уровень умственных способностей но­ворожденного связаны между собой, то как определить, к какому из двух факторов следует отнести вызванные. изменения, к генотипическим или к срёдовым влияниям? Этот вопрос позволяет понять, что границы между воздействием генотипа и среды теоретически существу­ют, но сказать, где кончается реальное действие геноти­па и начинается действие среды, практически невозмож­но. В последние годы биологи и врачи все больше гово­рят о необходимости предупреждения и лечения болезней еще до рождения человека, о возможности вмешатель­ства в генотип. Это вызывает возражение и даже возму­щение борцов за ортодоксальную нравственность, но раз­витие науки остановить невозможно. А нравственные нормы не остаются неизменными.


 

II
 

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

Все это позволяет предположить, что опыты в
генной инженерии однажды станут нормал
ычным явлением. И никого уже в недалеком
vr не будет пугать даже клонирование человека.
Особое место в ряду рассматриваемых мер зани
многочисленные, построенные на разнообразном.

нале методики развития умственных способностей i в до_ подовой период. Их разработкой занимаются исследГ1ова. тели в разных странах, в нашей стране они мало» по_ пулярны, однако даже на уровне теории эту проб.лему нельзя считать периферийной. Активные поиски в: этом направлении, а соответственно, и яркие интересны^ на_ ходки, видимо, дело недалекого будущего.

Химические факторы,

или Можно ли стать гениальным

с помощью таблетки

Человек давно практикует употребление химических препаратов с целью повышения собст^-вен_ ных познавательных и творческих возможностей. Этот путь весьма опасен, но от него не отказываются ни -обы­ватели, ни специалисты. Так, например, О. де Баг-,ьзак (а вслед за ним и многие другие известные творцы) с этои целью в больших количествах употреблял кофе. Мь^огие пытались экспериментировать и с другими, более с^,пас_ ными веществами.

Американский биолог С. Замменгофф еще в н^чале

XX века вводил беременным крысам гормон роста ^ на_

Дежде добиться положительных качественных измен ении

физических возможностей животных. Но новорожде>|_1ные

кРысята не отличались по своим размерам и весу от счбык_

н°венных. Правда, их мозг оказался на 20 % богаче K^g.

Ньши клетками. И по результатам дальнейших од;ытов

тало ясно, что эти крысята «умнее», чем обычныеъ они

°Раздо быстрее обучались проходить лабиринт.


 

 

часть I. Психология детской одаренности

Этот эксперимент показывает, что возможности мозга человека также можно улучшить путем использования особых химических соединений. Известный российский психолог В. Леви еще в конце шестидесятых годов вы­сказал предположение, что движение к повышению эф­фективности функционирования мозга может пойти по этому пути (путь «химической перестройки»).

В. Леви представлял эту ситуацию так: методы усиле­ния мозга могут выглядеть до обыденности просто — жен­щинам, готовящимся стать матерями, будут давать сти­муляторы развития мозга плода; особые мозговые стиму­ляторы будут получать дети, подростки, юноши. Люди, вступающие во вторую половину жизни, будут получать вещества, препятствующие изнашиванию мозга... Еще че­рез некоторое время, может быть, появится возможность задавать мозгу нужные свойства, воздействуя особым об­разом прямо на генетический код половых клеток. Так может появиться поколение, умственное превосходство которого будет сказываться уже с первых дней жизни.

В современной медицине существует специальный термин «ноотропик», в переводе с греческого — «дей­ствующий на разум». В Бельгии был разработан лекар­ственный препарат ноотропил (пирацетам), способный воздействовать на когнитивные возможности человека. Авторы, проведя эксперименты на животных, утвержда­ют, что он даже способен оказывать регенеративное воз­действие на нервную систему.

Естественно, что существуют и другие линии возмож­ного прогресса человека. Одна из них представлена иде­ей о «машинном продолжении» человеческого мозга. Эта линия достаточно отработана современной фантастикой и состоит из нескольких ступеней: во-первых, слуги-машины сравняются со своими творцами-хозяевами, а во-вторых, превзойдут их. Потому что у них нет того биологического «мозгового потолка», которым все же ограничена психика человека.

Далее линия развития этих взаимоотношений преД" ставляется примерно такой: «паразитирование» на воз-


 

 

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

можностях машины, затем признание ее равноправия и, наконец, растворение в ней (идея «биороботов»). Ре­зультат — «человек как пройденный этап эволюции». Воз­можно ли это? Ответить на этот вопрос можно утверди­тельно.

Как действует механизм развития

Можно ли увеличить возможности мозга педагоги­ческим путем? Этот вопрос не относится к числу про­стых, однако современная наука дает на него положи­тельный ответ.

Развитие — это переход растущего организма на ка­чественно более высокую ступень. Этот переход зависит от «созревания», то есть развертывания внутренней, опре­деляемой генотипом, программы, и от «научения» — воздействия средовых факторов. Понимание и призна­ние значимости каждого из факторов не снимает вопро­са о том, как они взаимодействуют.

Поиски ответа на этот вопрос идут уже не первое столетие, и вариантов решения найдено множество. Мы не будем рассматривать те из них, что представляют толь­ко лишь исторический интерес. Это поле деятельности профессионалов, изучающих историю психологии и педа­гогики. Остановимся на тех теориях, которые легли в основу современных методик и технологий развития способностей ребенка.

Революционная теория

Сторонники этой теории на словах признают влия-

Ие генотипических факторов, но подчеркивают их ма-

лую значимость. Говоря о природных задатках, они на-

еРенно определяют те как анатомо-физиологические, что



часть I. Психология детской одаренности


глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития



 


уже само по себе должно указывать на сферу их действия.] Этими природными задатками, по мнению сторонников данного подхода, определяются лишь особенности внеш­него облика: рост, особенности фигуры, цвет глаз, тип

ВОЛОС И Т. П..;.; ';: •..,!,

Влияние генотипическмх факторов на особенности мышления и поведения, каю они считают, столь мало,, что практически может не учитываться. На этом осно­вании делается и главный педагогический вывод о том, что у любого человека независимо от его генотипиче­ских особенностей можно сформировать любые позна­вательные способности и поведенческие свойства. При­чем их развитие при правильном обучении и воспита­нии может быть доведено до любого уровня.

Несмотря на очевидную сомнительность этих уста­новок, данный подход к развитию имеет много после­дователей. Именно сторонники этого подхода настаи­вают на том, что все дети одарены, неодаренных детей нет, есть лишь те, кого неправильно обучали и воспи­тывали.

Функциональный подход

Модифицированным вариантом революционного под­хода является другой, называемый специалистами функ­циональным. Эта точка зрения преобладает в современ­ной отечественной педагогике, именно такой подход характерен для большинства наших психологов и педа­гогов.

Сторонники данной точки зрения не приемлют тер­мина «одаренность». Развивая революционный подход, они утверждают, что формирование и преобразование познавательных и других функций определяется в пер­вую очередь тем, как часто эти функции используются, насколько они оказываются востребованными в жиз­ни индивида. Чем больше требуется, например, функ­ция речи, чем чаще она используется, тем лучше речь


развивается; чем больше требуется, например, способ­ность бегать, тем выше уровень ее развития. Отсюда и идея о том, что для развития специальных способно­стей надо увеличивать количество занятий с ребенком этими видами деятельности. Хотим вырастить матема­тика — надо заниматься с ним математикой, по прин­ципу «чем больше, тем лучше», хотим вырастить музы­канта, художника, спортсмена — следует поступать ана­логично.

Но поклонники данной точки зрения живут не толь­ко в нашей стране. Американский психиатр и педагог Г. Доман, также относящийся к сторонникам данного подхода, добавляет еще одну идею. По его мнению, очень важно не только то, как часто функция эксплуатирует­ся, но и то, когда начата ее эксплуатация.

Он утверждает, что «чем раньше функция включена в использование, тем больших результатов можно до­стичь в ее развитии». Отсюда и родились его замеча­тельные методики обучения чтению детей полутора лет, обучения малышей иностранным языкам, энциклопеди­ческим знаниям и другие.

Эти методики дают прекрасные результаты, они за­служенно популярны и в нашей стране. Эти методики, безусловно, замечательная заслуга Г. Домана и сотруд­ников его института.

Но в нашей психологии и педагогике еще до появле­ния и распространения его книг была разработана идея «сенситивных периодов». Правда, эта идея хорошо была известна в народе еще раньше, до этих научных изыска­ний, что закреплено в ряде популярных изречений, на­пример «каждому овощу свое время».

Для каждого вида учебных занятий есть особый бла­гоприятный возрастной период. И то, что легко и есте­ственно усваивается в одном возрасте, может превратить­ся в непреодолимую преграду в другом. Например, осваи-вая родную речь в 1,5—2 года, любой ребенок способен параллельно изучить аналогичным образом любой ино­странный язык или несколько языков. Но с возрастом





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.