КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Радиостимуляция е
I часть I. Психология детской одаренности • признание факта генотипической обусловленности Что может повлиять на генотип? Наследование признаков, как отмечают генетики, не имеет прямого характера, оно опосредовано многими факторами. Какие факторы способны повлиять на генотип таким образом, чтобы его программа было измене-^ на? От чего это может зависеть? Внезапные скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа специалисты в области генетики называют мутациями. Факторы, вызывающие мута-: ции, — мутагенами. Мутагены бывают трех категорий: • физические (радиация, электромагнитное излучение, • химические; • биологические (бактерии и вирусы).
О действии физических факторов Интересные факты, свидетельствующие о влиянии солнечной радиации, атмосферного давления и других природных явлений на рождение выдающихся людей, обнаружил в своих исследованиях русский ученый Е. С. Виноградов. Рассмотрим некоторые из полученных им данных. О губительном действии радиации на организм человека написано много книг и статей, и научных, и популярных, и художественных. Но всегда ли радиация враг?
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития Воздействию разнообразных ионизирующих излучений, человек, как и все живое на Земле, подвергается постоянно. Оно и образует так называемый естественный радиационный фон. Складывается этот фон из двух основных составляющих: космической радиации (космические лучи) и изотопного излучения (гамма-излучение радиоактивных элементов, рассеянных в окружающей среде). Еще в начале XX века ученые обнаружили способность ионизирующих излучений вызывать мутации (изменения) генов («мутагенный эффект»). Позже в исследованиях Г. Т. Меллера, Н. В. Тимофеева-Ресовского, М. Демереца, К. Штерна, Дж. Ли, М. Дельбрюка и многих других были выявлены основные радиобиологические зависимости от индуцированных мутаций. Было доказано, в частности, что биологическое действие ионизирующих излучений зависит от их интенсивности. Слишком малая и слишком большая интенсивность отрицательно влияют на развитие живых организмов. При этом было замечено, что при умеренно превышающем фоновую уровне ионизирующей радиации живые существа развиваются ускоренно и их жизнестойкость повышается. Применительно к человеку наиболее сильное положительное действие стимулирующее облучение оказывает тогда, когда оно приурочено к ключевым моментам жизни организма: зачатию, рождению, половому созреванию. В эти моменты развития происходит больше всего «включений» и «переключений» генетических программ. В ходе эмпирических исследований живых организмов было выявлено, что особенно усиливается то главное качество организма, на выработку которого была направлена эволюция. И поскольку главным направлением эволюции человека можно считать совершенствование его мозга, то, следовательно, можно предположить, что оптимальное облучение, в особенности в отмеченные выше периоды жизни, должно приводить к улучшению умственных задатков. Это гипотетическое утверждение
70 часть I. Психология детской одаренности глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
именуется «лучевой гипотезой». Она, как асе гипотезы, не бесспорна. Поэтому рассмотрим факты, ее подтверж- дающие.:.< • Л! Кислородный эффект» .. Специалисты по радиобиологии утверждают, что биологическое действие ионизирующей радиации усиливается с повышением концентрации кислорода в организме. Этот принцип лег в основу открытого южноафриканскими врачами и используемого в настоящее время в разных странах метода ранней стимуляции умственных способностей детей. В ходе наблюдений было замечено, что у женщин, получавших во время беременности кислород, рождались дети, заметно опережавшие сверстников по уровню и темпам умственного развития. И наоборот, проявление гипоксии (нехватка кислорода в организме) в этот период у женщин приводило к прямо противоположному результату. Следует учитывать, что содержание кислорода в организме увеличивается с ростом атмосферного давления. Поэтому в дни, когда давление повышено, действие фоновой радиации усиливается.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |