Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радиостимуляция е




I часть I. Психология детской одаренности

• признание факта генотипической обусловленности
уровня умственного развития не означает признания
невозможности воспитания и развития под влияни­
ем средовых факторов. '

Что может повлиять на генотип?

Наследование признаков, как отмечают генетики, не имеет прямого характера, оно опосредовано многими факторами. Какие факторы способны повлиять на гено­тип таким образом, чтобы его программа было измене-^ на? От чего это может зависеть?

Внезапные скачкообразные и при этом стойкие изме­нения в структуре генотипа специалисты в области гене­тики называют мутациями. Факторы, вызывающие мута-: ции, — мутагенами. Мутагены бывают трех категорий:

• физические (радиация, электромагнитное излучение,
давление, температура и т. д.);

• химические;

• биологические (бактерии и вирусы).

 

О действии физических факторов

Интересные факты, свидетельствующие о влиянии солнечной радиации, атмосферного давления и дру­гих природных явлений на рождение выдающихся лю­дей, обнаружил в своих исследованиях русский ученый Е. С. Виноградов. Рассмотрим некоторые из полученных им данных.

О губительном действии радиации на организм че­ловека написано много книг и статей, и научных, и по­пулярных, и художественных. Но всегда ли радиация враг?

 

 

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

Воздействию разнообразных ионизирующих излуче­ний, человек, как и все живое на Земле, подвергается постоянно. Оно и образует так называемый естествен­ный радиационный фон. Складывается этот фон из двух основных составляющих: космической радиации (косми­ческие лучи) и изотопного излучения (гамма-излучение радиоактивных элементов, рассеянных в окружающей среде).

Еще в начале XX века ученые обнаружили способ­ность ионизирующих излучений вызывать мутации (из­менения) генов («мутагенный эффект»). Позже в иссле­дованиях Г. Т. Меллера, Н. В. Тимофеева-Ресовского, М. Демереца, К. Штерна, Дж. Ли, М. Дельбрюка и мно­гих других были выявлены основные радиобиологиче­ские зависимости от индуцированных мутаций. Было доказано, в частности, что биологическое действие иони­зирующих излучений зависит от их интенсивности.

Слишком малая и слишком большая интенсивность отрицательно влияют на развитие живых организмов. При этом было замечено, что при умеренно превышающем фоновую уровне ионизирующей радиации живые суще­ства развиваются ускоренно и их жизнестойкость повы­шается.

Применительно к человеку наиболее сильное поло­жительное действие стимулирующее облучение оказы­вает тогда, когда оно приурочено к ключевым моментам жизни организма: зачатию, рождению, половому созре­ванию. В эти моменты развития происходит больше всего «включений» и «переключений» генетических программ.

В ходе эмпирических исследований живых организ­мов было выявлено, что особенно усиливается то глав­ное качество организма, на выработку которого была направлена эволюция. И поскольку главным направле­нием эволюции человека можно считать совершенство­вание его мозга, то, следовательно, можно предположить, что оптимальное облучение, в особенности в отмеченные выше периоды жизни, должно приводить к улучшению умственных задатков. Это гипотетическое утверждение

 


70 часть I. Психология детской одаренности


глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития



 


именуется «лучевой гипотезой». Она, как асе гипотезы, не бесспорна. Поэтому рассмотрим факты, ее подтверж-

дающие.:.< • Л!

Кислородный эффект»

..

Специалисты по радиобиологии утверждают, что био­логическое действие ионизирующей радиации усилива­ется с повышением концентрации кислорода в организ­ме. Этот принцип лег в основу открытого южноафри­канскими врачами и используемого в настоящее время в разных странах метода ранней стимуляции умствен­ных способностей детей.

В ходе наблюдений было замечено, что у женщин, получавших во время беременности кислород, рожда­лись дети, заметно опережавшие сверстников по уров­ню и темпам умственного развития. И наоборот, прояв­ление гипоксии (нехватка кислорода в организме) в этот период у женщин приводило к прямо противоположно­му результату.

Следует учитывать, что содержание кислорода в орга­низме увеличивается с ростом атмосферного давления. Поэтому в дни, когда давление повышено, действие фо­новой радиации усиливается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.