Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. Социальная автономность




Социальная автономность

Социальная автономность очень близка самостоя­тельности и нередко приводит к трудностям во взаимо­отношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции твор­чески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития


окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одарен*! ных детей к традиционному обучению. Они редко быва4 ют отличниками, а порой и вовсе не считаются хороши^ ми учениками. Занятия в традиционном стиле, ориени тированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтерес-? ными. А к их исследовательским порывам наше образо­вание, как правило, не готово. Результатом во многих; случаях становится скрытый или явный конфликт с пе­дагогами.

Учителя Нильса Бора, росшего в либеральной Дании, с пониманием и любовью относились к его оригиналь­ной манере мыслить (позже современники называли Бора «одним из наиболее свободных от предрассудков физи­ков»). Преподаватель мог с невозмутимым юмором про­комментировать грохот, доносившийся из школьной ла­боратории: «Ничего страшного. Это Бор». Повезло в дан­ном отношении и Александру Сергеевичу Пушкину, которому в лицее прощали нелады с математикой, при­знавая его яркий поэтический дар. А вот Альберт Эйн­штейн чувствовал себя очень неуютно и показывал не­важные результаты, пока учился в прусской гимназии казарменного типа. Но как только он переехал в Швей­царию, где школы отличались более терпимым и уважи­тельным отношением к учащимся, сразу стал одним из лучших учеников.

Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного и младше­го школьного возрастов, не следует отождествлять с ин­теллектуальным и нравственным нигилизмом. Много­численные исследования их «нормальных» сверстников свидетельствуют о том, что этот возрастной период — период ярко проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим. Подражательность многих дей­ствий и высказываний в эти годы традиционно считается


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

важным условием умственного развития. Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность к вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внут­ренне принять внешние требования, — все это создает благоприятные условия для обогащения и развития пси­хики.

Впечатлительность, внушаемость, склонность и спо­собность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренно­му ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него ха­рактерна относительная свобода от общепринятых огра­ничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. Кроме того, как отмечает известный психолог Н. С. Лейтес, сама подражательность в начальном уче­нии, в условиях неизбежной недостаточности некото­рых знаний, оказывается в немалой мере творческой; она требует интуиции, импровизации, непрестанной умствен­ной инициативы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.