Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство




Язык познания

И домашнее образовательное пространство

и действовать одновременно в каждом из направлений; умение быстро переключаться с одного вида деятельно­сти на другой и т. п.

Примеры заданий, направленных на развитие вни­мания, представлены на рис. 24 и 25. На рис. 24 надо, внимательно посмотрев на изображение, выявить несо­ответствия, ошибки, допущенные художником. На рис. 25 требуется сравнить изображение птицы и ее отражения и найти различия.

Рис. 24. Найди ошибки и несоответствия

Этот блок — интегрированный, он объединяет раз­ные задачи по формированию и развитию познаватель­ной сферы ребенка. Включенные в него задания направ­лены в первую очередь на формирование таких умений, как: умение добывать информацию; умение проводить самостоятельное исследование; умение делать сравнения, давать оценки; умение давать определения понятиям. Сюда же входят, например, умение аргументированно


Рис. 25. Найди различия




часть II. Детская одаренность


глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении



 


доказывать правильность точки зрения в соответствии с законами логики; способность действовать в уме, в час­тности составлять четкий план умственных действий; умение формулировать и высказывать суждения; умение делать умозаключения.

Приведем примеры нескольких заданий из этого бло­ка. Например, важная задача — уметь давать определения понятиям. Это требует четкости и стройности мышления, умения выделять и фиксировать существенные признаки предметов и явлений. Полезность таких заданий особенно ощущается в обучении, где неизбежно приходится осваи­вать большое количество разных определений.

Но научиться этому, как показывает опыт, очень труд­но. Поэтому в качестве первичного упражнения по раз­витию этих умений можно использовать обычные загад­ки. Предлагая ребенку загадки, следует рассматривать их не как простую забаву, а акцентировать собственное внимание и внимание ребенка на том, что загадка — это часто определение понятия «наоборот».

Хорошим упражнением могут стать попытки дать определения каким-либо хорошо знакомым предметам, например карандашу, пальто, автомобилю и др. Для этого потребуется выделить наиболее важные отличительные признаки предмета и выбрать самые главные, наиболее существенные. Эта работа может иметь и прикладной характер. Например, составить кроссворд. Если для раз­гадывания кроссвордов необходима лишь эрудиция, то для их составления требуется еще и умение давать опре­деления понятиям.

Другим примером задания, относящегося к этому блоку, может служить задача: «Вырази мысль другими словами». Ребенку предлагается простая фраза, напри­мер: «Завтра будет хорошая погода» или «Скорость дви­жения гоночного автомобиля зависит от мастерства пи­лота-водителя» и т. п. Это простое задание учит умению свободно оперировать словами.

Постепенным усложнением содержания фраз мож­но добиться более высокого овладения этой способно-


стью. Известно, что чем лучше знаешь то, о чем гово­ришь, тем легче это выразить другими словами. Совер­шенствование этой способности приводит к лучшему пониманию информации, заключенной в тех или иных словах.

Важно помнить, что способность выражать мысли другими словами сходна со способностью переводить их на другой язык. В данном случае это может быть язык другой возрастной или даже социальной группы. Напри­мер, задание для подростков: выразите одну и туже мысль на молодежном сленге, языком научной работы и др.

В этом блоке должны располагаться задачи, ориен­тированные на развитие таких умений, как: видеть про­блемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятию; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаклю­чения; структурировать материал, работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи. Развитию этих важ­ных умений посвящена следующая глава данного раз­дела.

глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении

Исследовательская практика детей

Путей развития интеллектуально-творческого потен­циала личности ребенка существует много, но собствен­ная исследовательская практика, бесспорно, один из са­мых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые цен-ные и прочные знания — не те, что усвоены путем вы-УЧивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе соб-СТвенных творческих изысканий.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.