КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И домашнее образовательное пространство. Часть II. Детская одаренность
Часть II. Детская одаренность Г глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении
Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность ученого, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности. Вряд ли кто-то станет оспаривать эти утверждения. Но на практике мы обычно недооцениваем значимость детских исследований и часто сами, как правило, из «добрых побуждений» пресекаем исследовательскую активность детей. Например, возмущаемся тем, что в результате исследовательской работы разобрана до последнего винтика дорогая игрушка, пострадали бытовые приборы, книги или мебель, в итоге исследования дна лужи возле дома промочены ноги, а сам исследователь простужен. Многие из нас считают все это баловством и искренне не понимают, что будущий исследователь рождается не в тридцать лет, обучаясь в аспирантуре, а гораздо раньше того времени, когда мы впервые поведем его в детский сад. Дезориентируют нас и некоторые педагогические мифы. Например, принято считать, что прежде чем заниматься собственными исследованиями, надо долго и нудно изучать все, что до тебя сделали другие. История открытий и изобретений говорит о том, что все это совсем не так, но мифы живучи и их способность действовать на умы людей удивительна. Обучение и исследовательская активность ребенка Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Потому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд. Более того, многие учителя склонны утверждать, что это нормально, что так и должно быть. Так учили нас, так учились вы, так мы учим их... И лишь отдельные мечтатели говорят об «учении с увлечением», о какой-то принципиально другой школе — «школе радости». Школе, где интересно учиться, где радостным является прежде всего основной вид деятельности ребенка — учение. А может ли учение быть интересным и радостным? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто — обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовывать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Но решение это не доведено до уровня практического использования в массовой школе. Происходит это потому, что под обучением принято понимать нечто совсем иное. Совсем по-другому могут и должны обстоять дела 8 Домашнем обучении. Тем более, что нам нет никакой необходимости дублировать школу. Нас никто не торо-Пит. Никто не диктует нам, чему и как учить. А потому
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |