Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности




Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Правила выбора темы

И домашнее образовательное пространство

Часть II. Детская одаренность


глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении



 


Как выбрать тему исследования

Все темы для исследовательской работы детей мож­но условно объединить в три основные группы:

• фантастические — ориентированные на разработку
несуществующих, фантастических объектов и явле­
ний;

• эмпирические — предполагающие проведение соб­
ственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические — ориентированные на работу по изу­
чению и обобщению фактов, материалов, содержащих­
ся в разных источниках: то, что можно спросить у дру­
гих людей; то, о чем можно прочитать в книгах, и др.

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Назовем их условно прави­лами выбора темы исследования.

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увле­кать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной осно­ве. Желание что-либо исследовать возникает тогда, ко­гда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы — сложная, но вполне ре­шаемая педагогическая задача.

Подвести ребенка к принятию идеи, в работе с кото­рой он максимально реализуется как исследователь, рас­кроет лучшие стороны своего интеллекта, получит но­вые полезные знания, умения и навыки — задача слож­ная, но без ее решения эта работа теряет смысл.


На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в данный момент его развития тема — результат, находящийся на грани между первым и вто­рым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим вы­бором».

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном слу­чае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека — сверхчувстви­тельности к проблемам. Способность находить необыч­ные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и на хорошо известные, объекты отличает истинного твор­ца от посредственного, творчески не развитого человека. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, це­ленаправленно работать в одном направлении, у стар­шего дошкольника невысока, ограниченна она и у млад­шего школьника.

Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, построй­ка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить ис­следование на одном дыхании на практике очень слож­но. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опы­ты не требовали длительного времени.

Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать: * Возможный уровень решения. Естественно, что пробле­ма должна соответствовать возрастным особенностям


часть II. Детская одаренность •




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.