КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И домашнее образовательное пространство. детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеются в виду формулировка и отбор материала для решения
детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеются в виду формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Учимся выдвигать гипотезы Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений». Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей — важные мыслительные навыки, обеспечивающие, в конечном счете, прогресс в любой сфере. Рассмотрим кратко, как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берется проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источниками которых являются наблюдения, предшествующие эксперименты (их обычно называют пилотажными), размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное,
глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем, и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень, например для детских исследований вполне могут подойти такие: почему светит солнце? почему играют котята? почему попугаи могут разговаривать? Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез — основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем в ходе мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска — всего того, без чего движение к новому невозможно. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение — давайте вместе подумаем: почему поют птицы? (почему появляются почки на деревьях? почему течет вода? почему дует ветер?). Какими могут быть гипотезы: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных? А может быть, У них желание петь появляется от избытка жизненных сил? Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае °на может быть такой: «Птицы поют, потому что они подают таким образом сигналы внеземным цивилизациям». часть II. Детская одаренность и домашнее образовательное пространство глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении
Гипотезы, предположения, а также различные, в т. ч. провокационные, идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: • может быть; • предположим; • допустим; • возможно; • что если... Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. 1. При каких условиях каждый из этих предметов бу • деревянный брусок; • велосипедная шина; • молоток;
• пирожное; • игрушечный автомобиль.
2. Как вы думаете, почему котята любят играть? Пред 3. В предыдущей главе, в разделе, посвященном за
• птицы стали громче петь; • Дима стал совсем серьезным; • милицейский вертолет весь день кружил над доро • автомобиль одиноко стоял на обочине; • медведь зимой не заснул, а бродил по лесу; • друзья поссорились.
4. Что произойдет, если каждый человек сможет по 5. Рыба плещется в пруду. Сделайте два самых ло 6. Представьте, что воробьи стали размером с боль Поиск и предложение возможных вариантов решения Исследовательская работа — дело серьезное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные необычные идеи и учиться их разрабатывать. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные, и нестандартные, альтернативные. Четко их классифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив без эмоций — как и подобает исследователю — эффективность каждого способа. Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических, приобретает черты фантастической.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |