Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. Часть II. Детская одаренность




Часть II. Детская одаренность

 

вся наша учебная работа может и должна строиться на основе взаимных потребностей, интересов и личных желаний. Рассмотрим, как это можно делать практи­чески.

Общие методические рекомендации

«Исследовательское обучение» в домашних условиях может выглядеть (для ребенка) и как какое-то специаль­ное действие, и как естественное продолжение вашего постоянного общения с ним.

Любой ребенок, как мы уже отмечали, вовлечен в ис­следовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смот­реть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариу­ме, изучать поведение синицы за окном, проводить опы­ты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Ваша задача — помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Первое время эта помощь потребуется на всех эта­пах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении мате­риала, и при доведении всего дела до логического завер­шения. Для того чтобы разобраться в методической сто­роне, кратко рассмотрим несколько общих вопросов.

Какой может быть исследовательская практика детей

В современной педагогике по степени самостоятель­ности ребенка выделяется три уровня реализации «ис­следовательского обучения».


глава 9. Учебные исследования

в домашнем обучении | 207

Первый и самый простой — когда взрослый ставит проблегму, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит найти ребенку само­стоятельно.

Второй уровень — проблему ставит взрослый, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне еще допускается коллективный поиск.

На третьем — высшем — уровне постановка пробле­мы, поиск методов ее исследования и разработка реше­ния осуществляются ребенком самостоятельно.

Даже дошкольники, как показали наши исследова­ния, способны работать на любом из этих уровней. Боль­шие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности.

Если рассматривать структуру учебного исследова­ния ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбеж­но включает в себя следующие основные этапы:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы ис­
следования);

• выдвижение гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов реше­
ния;

• сбор материала;

• обобщение полученных данных;

• подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);

• защита проекта.

Мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и да­же пугает. Но поверьте, эти страхи и сомнения рассеи­ваются сразу, как только начинается реальная исследо­вательская работа.

В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов, но внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это суще­ственно обеднит процесс, а следовательно, и педагоги­ческий результат работы. Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.