КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познавательные функции
Часть II. Детская одаренность 194 и домашнее образовательное пространство К этому блоку мы относим задания, направленные на развитие познавательных функций, традиционно выделяемых в психологии: восприятия, внимания, памяти и др. Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Будучи необходимым этапом познания, восприятие тесно связано с мышлением, памятью и вниманием. Это не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс. Задания, объединенные в данном блоке, ориентированы на формирование и развитие всех видов восприятия: предметов, движений, пространства, времени, людей и отношений. В ходе выполнения этих заданий ставится задача формирования и развития таких умений, как: умение выявлять взаимосвязь ощущений и восприятия, понимать соотношение объективного и субъективного в восприятии, — а также следующие характеристики восприятия: осмысленность и обобщенность, предметность и целостность, быстрота и правильность, избирательность, константность и т. п. Наиболее простой пример задачи на развитие восприятия символических изображений представлен на рис. 19. Задание звучит просто: «Скажите, изображения каких предметов здесь нарисовал художник?» Хорошее задание для развития восприятия речи — «устный лабиринт» (рис. 20). Кроме того, это задание тренирует способность преобразования словесных инструкций в графические образы. На рис. 20 представлены несложные схематические изображения. Их надо обрисовать ребенку словами, объяснив ему задачу заранее, например: «Одна клетка вправо, одна вверх, одна влево, одна вниз». Если, следуя этой инструкции, вести ручкой
Рис. 19. Что здесь нарисовано? по бумаге в клетку, получится квадрат. Упражнение существенно усложнится, если во время чтения условия Ребенок не будет рисовать, а построит диктуемое изображение в уме и только после того, как чтение будет закончено, нарисует его целиком. Какую роль играет память в познавательной деятельности, известно всем. При разработке заданий для
Рис. 20. Примеры заданий для «устного лабиринта» развития памяти в качестве исходного было принято положение о том, что развитие способности сохранения прошлого опыта — одна из важнейших задач интеллектуального и творческого развития. Развитие памяти должно сочетаться с совершенствованием умения использовать ее возможности в творческой деятельности. Задания, представленные в этом блоке, ориентированы на развитие произвольной и непроизвольной памяти, а также различных ее видов (словесно-логической, образной, эмоциональной) и форм (кратковременной, долговременной). Приведем несколько примеров. Для выявления и развития словесно-логической памяти хорошим средством могут быть пересказы отрывков из произведений детской литературы: «Самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста — почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком дер- глава 8. Домашняя школа мышления | 197 жать не может - так с головы вниз и стелются по земле Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и беше». Игорь Акимушкин В этом рассказе 10 формальных информационных единиц. После прочтения рассказа детям пдаается пересказать либо записать все, что запомнилосьСл ду ет обращать внимание на особенности запоминания Для проверки и тренировки зрительной памяти могут использоваться задания, представленные на рис. 21, Рис. 21. Задание для развития зрительной памяти
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |