Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные функции




Часть II. Детская одаренность 194 и домашнее образовательное пространство

К этому блоку мы относим задания, направленные на развитие познавательных функций, традиционно вы­деляемых в психологии: восприятия, внимания, памяти и др.

Восприятие представляет собой отражение предме­тов и явлений в совокупности свойств и частей при не­посредственном воздействии на органы чувств. Будучи необходимым этапом познания, восприятие тесно свя­зано с мышлением, памятью и вниманием. Это не пас­сивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс.

Задания, объединенные в данном блоке, ориентиро­ваны на формирование и развитие всех видов восприя­тия: предметов, движений, пространства, времени, лю­дей и отношений.

В ходе выполнения этих заданий ставится задача фор­мирования и развития таких умений, как: умение выяв­лять взаимосвязь ощущений и восприятия, понимать соотношение объективного и субъективного в воспри­ятии, — а также следующие характеристики восприя­тия: осмысленность и обобщенность, предметность и це­лостность, быстрота и правильность, избирательность, константность и т. п.

Наиболее простой пример задачи на развитие восприя­тия символических изображений представлен на рис. 19. Задание звучит просто: «Скажите, изображения каких предметов здесь нарисовал художник?»

Хорошее задание для развития восприятия речи — «устный лабиринт» (рис. 20). Кроме того, это задание тренирует способность преобразования словесных ин­струкций в графические образы. На рис. 20 представле­ны несложные схематические изображения. Их надо об­рисовать ребенку словами, объяснив ему задачу заранее, например: «Одна клетка вправо, одна вверх, одна влево, одна вниз». Если, следуя этой инструкции, вести ручкой


 

глава 8. Домашняя школа мышления

Рис. 19. Что здесь нарисовано?

по бумаге в клетку, получится квадрат. Упражнение су­щественно усложнится, если во время чтения условия Ребенок не будет рисовать, а построит диктуемое изоб­ражение в уме и только после того, как чтение будет закончено, нарисует его целиком.

Какую роль играет память в познавательной деятель­ности, известно всем. При разработке заданий для


 

 

часть II. Детская одаренность и домашнее образовательное пространство

 

Рис. 20. Примеры заданий для «устного лабиринта»

развития памяти в качестве исходного было принято по­ложение о том, что развитие способности сохранения прошлого опыта — одна из важнейших задач интеллек­туального и творческого развития. Развитие памяти долж­но сочетаться с совершенствованием умения использо­вать ее возможности в творческой деятельности.

Задания, представленные в этом блоке, ориентиро­ваны на развитие произвольной и непроизвольной па­мяти, а также различных ее видов (словесно-логической, образной, эмоциональной) и форм (кратковременной, долговременной).

Приведем несколько примеров. Для выявления и раз­вития словесно-логической памяти хорошим средством могут быть пересказы отрывков из произведений дет­ской литературы:

«Самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвостапочти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком дер-


глава 8. Домашняя школа мышления | 197

жать не может - так с головы вниз и стелются по земле Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и беше».

Игорь Акимушкин

В этом рассказе 10 формальных информационных единиц. После прочтения рассказа детям пдаается пересказать либо записать все, что запомнилосьСл ду ет обращать внимание на особенности запоминания

Для проверки и тренировки зрительной памяти мо­гут использоваться задания, представленные на рис. 21,

Рис. 21. Задание для развития зрительной памяти






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.