КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть III. Детская одаренность и школьное обучение. глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения
глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения
Профильная дифференциация: обучение талантливых детей Идея профильных школ довольно популярна во всем мире, несмотря на давно выявленные и трудно преодолимые проблемы. Теоретической основой данного педагогического подхода стали теории, недооценивающие представление об одаренности как интегративной личностной характеристике, отрицающие возможность количественного определения уровня одаренности и опирающиеся лишь на качественную ее характеристику. В последнее время этот способ дифференциации обучения потерял значительную часть своих сторонников, что связано с изменениями, проявившимися в последнее время на уровне философии образования. Как известно, прежде предполагалось, что основная задача образовательной системы — выявить до начала обучения либо на его ранних этапах основные способности индивида с тем, чтобы соответственно им скорректировать характер обучения. Это рассматривалось как оптимальный путь к максимальной, в том числе и творческой, отдаче. Высокий результат, достигнутый благодаря верно определенным и развитым способностям, будет содействовать формированию высокой самооценки, адекватной «Я-концепции» и наконец все это вместе будет содействовать тому, что индивид принесет обществу максимум пользы. Это представление, еще существующее на периферии философии образования, активно вытесняется другим, более соответствующим современному представлению о месте человека в мире, о его отношениях с обществом и государством. «Человек для общества», как отмечают психологи Р. М. Грановская и Ю. С. Крижанская, уступает место «человеку для себя». И усилия передовых педагогов направляются теперь на развитие прежде всего тех способностей, которые требуются человеку для успешного продвижения к целям, которые он поставил себе сам. lt В специальных исследованиях замечено, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. Естественно в данном случае и предположение, что одаренные, оказавшись в ситуации подобного совпадения способностей и интересов, могут добиться не просто значительных, а выдающихся результатов. Классно-урочная форма организации обучения и развитие детской одаренности Понятия «обучение», «школа», «урок», «класс» для многих из нас связаны неразрывно. Объясняется это тем, что в современной российской школе, как и много лет назад, основной и практически единственной формой организации учебной деятельности остается классно-урочная. О том, как она содействует и как препятствует развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка, написано множество книг и статей. Еще ее основоположник, великий чешский педагог, священник Я. А. Коменский считал, что различие способностей есть не что иное, как отступление от естественной гармонии или недостаток ее. «Наш метод... — писал он о созданной им классно-урочной форме организации учебной деятельности —...приспособлен к средним способностям, чтобы сдерживать наиболее даровитых и подгонять вялых». Педагоги в разные времена, особенно в начале XX века, много критиковали классно-урочную систему и активно разрабатывали альтернативные формы организации обучения. В их трудах постоянно подчеркивается мысль о том, что классно-урочная система, являясь продуктом средневековой церковной, монастырской школы,
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |