КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть III. Детская одаренность и школьное обучение. глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения
глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения
досками и другими подручными средствами, дети имели возможность заниматься математикой, изобразительной деятельностью, изучать природу, заниматься конструированием, логическими играми и другими учебными делами. Все материалы и оборудование находились в полном распоряжении детей. При этом было предусмотрено, чтобы часть материалов, находящихся в определенных мини-центрах, имела универсальный характер. Они могли быть использованы в других целях. И конечно, кроме того, каждый ребенок имел свой рабочий ящик, где он мог хранить личные книги, результаты собственных исследований и другие ценные для него вещи. Об этих ценных вещах стоит сказать отдельно. Многие педагоги справедливо отмечают, что богатый выбор дидактических материалов, книг и игр способствует развитию мышления и воображения ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению, учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы. Все это, безусловно, так и есть, но особую ценность для детских исследований, а следовательно, и для творческого развития ребенка имеют никому не нужные предметы. Это обычно лоскутки ткани, бумага, кусочки дерева, опавшие листья, камушки, гайки, болтики и много других ценнейших вещей, которыми бывают переполнены карманы юных исследователей. Эти предметы часто служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов. Их сбор и хранение сопряжены с рядом неудобств, однако мы убедили педагогов в необходимости их использования в образовательной деятельности. В полном соответствии с идеями разработчиков этой формы организации обучения мы предусмотрели наличие нескольких укромных уголков, где ребенок может уединиться, обдумать собственные планы, просто почитать, посмотреть книги или поработать. Данная форма организации учебной деятельности предполагает, что имеющиеся в помещении мебель и обо- рудование должны быть пригодны к различного рода трансформациям. Все, что находилось в помещении, в ходе работы не только переставлялось с места на место, но и часто превращалось в нечто иное, приобретая в сознании детей несвойственные предметам функции. Так, например, в нащей работе нередко диван на некоторое время мог превратиться в замечательный пароход, а конструкция из стульев и столов — в космический корабль, студенческую аудиторию, конструкторское бюро, научный или художественный музей. Свободный выбор ребенком предмета собственных занятий возможен только в отсутствие строгого расписания. Ребенок сам решает, как долго ему заниматься избранной деятельностью. Это зависит от его потребностей и желаний. На работу ребенка в выбранном мини-центре может уйти несколько часов, целый учебный день или даже неделя. Главное в данном случае — и за этим пристально следили педагоги, — чтобы ребенок заканчивал свою работу, доводил дело до логического завершения, не бросал начатое на полпути. Педагог, свободно передвигаясь по помещению, внимательно наблюдает за детьми, помогает им советами, наводящими вопросами, иногда показывает образцы действий, направляет деятельность детей. В его задачи входит научить детей рационально и продуктивно использовать учебное время, уважать собственный и чужой труд. По окончании занятий дети подробно докладывали педагогу о результатах своей работы. Стимулирование и саморегуляция учебной деятельности в этих условиях осуществлялась в основном за счет любознательности детей и ее постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного окружения ребенка. Важным стимулирующим фактором, как было отмечено в исследовании, является также деловое общение, взаимодействие детей друг с другом. Дети могли произвольно группироваться и перегруппировываться в соответствии с общими целями и интересами. 264 часть III. Детская одаренность и школьное обучение Таким образом, взаимный обмен информацией между детьми не только не исключается, а напротив, становится необходимым. Тесный контакт друг с другом, обмен идеями и способами их воплощения, так же как в описанной выше коллективной форме организации обучения, позволяет включать и активно использовать взаимное обучение, что существенно повышает продуктивность учебно-исследовательской работы. Как мы уже отмечали, занятия при этой форме организации учебной деятельности не предполагают наличие традиционных строгих, обязательных программ. Обучение ведется на основе использования технологий исследовательского обучения. Тематический диапазон занятий в этих условиях разнообразен и необычайно широк. Тематика детских учебных исследований в нашем варианте определялась набором самих мини-центров и их информационными возможностями. Одна из главных отличительных черт нашего способа программирования содержания при этом организационном подходе — то, что тематика детских исследований умело и тонко направляется педагогом. В организационной системе «класс-лаборатория» одним из основных исходных положений является то, что сами дети способны с помощью учителя определять направление, объем, темп и средства своего обучения. Задача педагога — помочь каждому ребенку приобрести базовые знания, умения и навыки. Последние и служат задаче расширения индивидуального опыта ребенка, который является основой для проведения детьми дальнейших собственных учебных исследований. Исследования французских педагогов, разрабатывавших проблему педагогической эффективности данной формы организации учебной деятельности в «материнских школах» Франции начала XX века, свидетельствуют о том, что чаще всего дети посещают уголки «творческих видов деятельности»; старшие дошкольники больше любят заниматься письмом и выполнять математические задания (О. Декроли, С. Френе, Н. Сауссойс и др.).
глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения В нашей работе эта закономерность в целом подтвердилась, но буквально бросилось в глаза другое. В эмпирическом исследовании довольно быстро проявилась одна особенность этой формы организации обучения: она весьма эффективна для одаренных дошкольников и мало пригодна для остальных детей. Одаренные любознательны, они заинтересованно и упорно работали в самых разных предметных мини-центрах при минимуме стимулирующих влияний со стороны педагогов. Но совсем иначе в этих условиях вели себя дети, которых к разряду одаренных отнести нельзя. В этой системе большинство из них, образно говоря, терялись. Довольно быстро изучив, что в каком мини-центре содержится, они, как правило, теряли к этому интерес и сосредотачивались где-то на относительно свободном пространстве. Далее они обычно находили для себя какую-нибудь относительно примитивную игру и начинали однообразно катать машинки, бегать друг за другом или, в лучшем случае, играть в незамысловатые настольные игры. При отсутствии внешней стимуляции и относительно жесткого регулирования их деятельности со стороны педагога эти дети работают малопродуктивно. Это наблюдение подтверждает отмеченное рядом исследователей положение о том, что явление интеллектуальной инициативы — свойство только одаренных детей. Для ребенка, которого мы можем назвать условно «средним», это не характерно. Вероятно, поэтому ставшая привычной для наших детских садов «жизнь по звонку» (подобная школьной) для этих детей действительно более продуктивна, чем возможность обучаться самостоятельно на основе проведения собственных исследований. Но дальнейшая работа показала, что у значительной части этих детей удается развить способность к саморегуляции своей учебно-исследовательской деятельности. Однако сформировать эту способность удалось не у каждого ребенка. И все это потребовало больших творческих усилий, буквально «высшего пилотажа» со стороны педагогов. Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Влияние родителей на развитие детской одаренности без всякого преувеличения можно считать решающим. Убедительно доказывают это и многочисленные исследования, и образовательная практика. Важность родительских усилий в наше время возрастает. И происходит это потому, что система домашнего образования из довеска к основному обучению, желательного, но не очень обязательного в прошлом, превращается в сферу, где в основном и ведется формирование личностных качеств и творческих способностей. В последние годы наметилась тенденция снижения доли средней школы в основном, общем объеме образования. Становится все более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не обеспечивает ребенка гарантией того, что уровень полученного им основного образования достаточен для дальнейшего обучения и творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Иначе говоря, большинство родителей все более осознает, что так называемый основной учебный процесс является необходимым, но далеко не достаточным условием дальнейшего успешного образования и реализации личности. Это заставляет искать дополнительные возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. В него в наше время входят и услуги репетиторов, и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений. Но главной составляющей этой системы является работа самих родителей и по собственному обучению своего ребенка, и по выстраиванию той самой индиви- дуальной траектории развития, о которой так много говорят в последнее время специалисты. Важно понимать, что эти перемены связаны не только с осложнением экономической ситуации. Главные из них не зависят от субъективных желаний влиятельных представителей социальной элиты и даже от объема финансовых потоков, направляемых в сферу образования. Происходящее следует рассматривать как глубинный, объективно развивающийся процесс. Связано это с ростом реальной потребности в неординарных творческих личностях. Основное образование никогда эту задачу не решало так, как это следовало бы делать. Не случайно к нему в последнее время все более прочно приклеивается термин «стандарт». Уже сейчас человек, рассчитывающий на некий усредненный образовательный уровень, может ограничиться основным образованием. Если же он хочет стать высоким профессионалом, то ему (и, естественно, его родителям) уже с детских лет стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо. Проблема, заявленная в заглавии этой книги, столь многогранна и сложна, что никого не удивит признание автора о том, что задача ее полного, всестороннего рассмотрения даже не ставилась. Мы обозначили круг основных задач, которые следует решать, и показали, как они могут решаться в условиях домашней образовательной деятельности. При этом естественно, что за пределами обсуждения оказались многие важные вопросы. Оправдывает этот подход по меньшей мере три обстоятельства. Во-первых, вряд ли вообще может быть создана такая книга, автор которой, не колеблясь, решился бы заявить, что изложил проблему полностью и дал ответы на все вопросы; во-вторых: в деле, которого мы коснулись, многие вопросы по-прежнему не только пока остаются без ответа, но еще не осознаны, не поняты и даже не поставлены; и в-третьих, значительная часть относящихся к данной теме проблем рассмотрена в работах других авторов. И каждая такая работа приближает нас к истине. ОГЛАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА 1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за 2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способно 3. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и 4. Дружинин В. Н, Психология общих способностей. СПб., 1999. 5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М., 6. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М., 1993. 7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред.
8. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школеЛ 9. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить
10. Стернберг Р. Отточите свой интеллект. Минск, 1998. 11. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы ис 12. Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002. 13. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реаль 14. Яковлева Е. Л, Психология развития творческого потен-; Введение................................................................ 3 ЧАСТЬ I. Психология детской одаренности.............................. 5 Глава 1. Что такое детская одаренность............... 5 Глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития.............................................. 29 Глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития.......................................................................... 61 Глава 4. О диагностике детской одаренности...... 84 Глава 5. Можно ли прогнозировать развитие......... 117 ЧАСТЬ II. Детская одаренность и домашнее образовательное пространство............................................... 131 Глава 6. О программировании домашних образовательных усилий........................................... 131 Глава 7. Основные факторы развития...................... 148 Глава 8. Домашняя школа мышления...................... 171 Глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении........................................... 203 ЧАСТЬ III. Детская одаренность и школьное обучение............................................................................................ 231 Глава 10. Чему учить, или Содержание образования и умственное развитие ребенка................................ 231 Глава П. Детская одаренность и проблемы организации обучения............................................ 247 Заключение.............................................................. 266 Литература......................................................... 268 Издательство «У-Фактория» представляет: Проект «Психология детства» Серия «Практикум» Научно-популярное издание САВЕНКОВ Александр Ильич
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |