Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход к реализации непрерывного образования




B.Н. Ахренов,

заместитель министра образования

Правительства Московской области,

канд. пед. наук

М одернизация образования

ний и навыков на одном из уровней профессионального

образования (постоянное повышение своей профессио(

нальной квалификации). Необходимость непрерывно(

го образования по горизонтальной траектории вытекает

из быстрой девальвации приобретенных знаний и уме(

ний. По специальностям, связанным с новыми инфор(

мационными и другими передовыми технологиями,

девальвация знаний, умений и навыков происходит

очень быстро. За 3–4 года вносятся большие измене(

ния в информационные системы или происходит пол(

ное их обновление: одни системы заменяются другими,

более совершенными.

Одним из возможных методов проектирования не(

прерывного образования является моделирование. При

моделировании, как правило, определяют модель дея(

тельности специалиста и модель его подготовки. Модель

деятельности представляет собой описательный аналог

деятельности будущего специалиста, ее основные харак(

теристики, условия труда, необходимые знания, умения

и личностные качества. Модель подготовки есть отраже(

ние деятельности специалиста в учебном процессе: со(

держание образования, формы и методы обучения,

формы связи обучения с производством. Разрабатыва(

емые ранее автономно, эти две модели все более и бо(

лее сближаются в современных исследованиях. Стало

очевидным, что разработка модели деятельности спе(

циалиста является неотъемлемой частью разработки мо(

дели подготовки.

В процессе профессионального становления чело(

век проходит несколько уровней профессионального об(

разования. Исследователи отмечают, что при переходе

из одной педагогической системы в другую меняются

все их компоненты: цели, содержание, методы обуче(

ния, педагоги. Постоянным компонентом остается

сам человек, последовательно переходящий из одной пе(

дагогической системы в другую.

Происходящие в настоящее время в системе среднего

и высшего профессионального образования иннова(

ционные процессы позволяют оптимизировать профес(

сионально(образовательные программы, построенные

по блочно(модульному принципу, в ссузах (профили(

рованные группы, индивидуальные планы и т.п.) и в

вузах (планы ускоренного обучения, индивидуальные

планы для выпускников ссузов).

Преемственность как основной принцип непрерыв(

ного образования – сложное явление. Можно выделить

несколько видов преемственности:

❖ структурная (преемственность образовательных

структур);

❖содержательная (преемственность содержания сту(

пеней профессионального образования);

❖ процессуальная (преемственность форм и мето(

дов обучения).

Структурная преемственность, или преемствен(

ность образовательных структур, реализуется с помо(

щью согласования учебных планов и программ учебных

дисциплин и практической подготовки. Каждому из

уровней профессионального образования соответствует

целая образовательная структура со своими видами учеб(

ных заведений.

Содержательная преемственность обеспечивается по(

средством согласования содержания образования на

уровнях среднего и высшего профессионального обра(

зования.

Процессуальная преемственность представляет со(

бой преемственность форм и методов обучения. Так, для

студентов колледжей лекционная форма занятий явля(

ется непривычной. Преемственность в формах обуче(

ния может быть достигнута путем введения на старших

курсах ссузов лекционных и семинарских занятий, а так(

же практических работ исследовательского характера.

Комплекс связей включает в себя преемственность

в структуре учебных планов и программ, в содержании

учебных дисциплин, в видах учебных занятий, в содер(

жании практик. Все формы реализации структурной

преемственности можно подразделить на законода(

тельные и диагностические. Законодательной формой

является Закон РФ «Об образовании», который регла(

ментирует переход с одного уровня профессионально(

го образования на другой, а также гарантирует такую

возможность. К организационным формам реализации

преемственности можно отнести порядок проведения

выпускных государственных экзаменов, защиту диплом(

ных проектов и работ, проведение вступительных эк(

заменов (правила приема в ссузы и вузы), порядок и

правила перевода из одного учебного заведения в дру(

гое и т.д.

Нам думается, целесообразно вернуться к прошлому

опыту отбора абитуриентов в вузы, когда выпускники

ссузов имели определенные преимущества по сравне(

нию со всеми остальными абитуриентами в том случае,

если они поступали на ту же специальность, по кото(

рой обучались в ссузе.

Организация государственных экзаменов в ссузах,

а также проведение защит дипломных работ и проектов

в целом ориентировано не только на эффективную ра(

боту по профессии, но и на дальнейшее продолжение

обучения. Это обстоятельство является весьма сущест(

венным для реализации структурной преемственности

профессионального образования.

Система среднего профессионального образования

не должна иметь своей главной и определяющей целью

поступление всех выпускников в вузы. Цель – подго(

товка квалифицированных специалистов для выполне(

ния профессиональных функций определенного уровня.

Но обеспечение возможности продолжения профессио(

нального образования для каждого из выпускников ссу(

зов – обязательная составляющая этой цели.

Диагностические формы должны реализовываться

через разработку общих характеристик специальности,

которые должны иметь единое основание и для сред(

него, и для высшего профессионального образования.

Экзаменационные требования к итоговым экзаменам

в ссузах должны быть согласованы с экзаменационны(

ми требованиями для поступающих в вузы.

Преемственность содержания профессионального

образования может быть реализована в учебной лите(

ратуре, в методических пособиях и материалах к учеб(

ным занятиям, в оборудовании лабораторий и объектов

производственной практики преподавателей ссузов и

СПО 6’2009 3

М одернизация образования

вузов. Для обеспечения обоснованных и эффективных

связей в содержании профессиональной подготовки не(

обходимо создание совместных методических изда(

тельских комиссий из преподавателей родственных

специальностей ссузов и вузов. Опыт преподавателей

ссузов может быть полезен с точки зрения реализации

принципов доступности и последовательности. Для ко(

ординации такой работы может быть создана совместная

цикловая или предметная комиссия по направлению,

специальности или учебному предмету.

Единство объектов практики создает предпосылки

для реализации преемственности профессиональной

подготовки. Целесообразно создание совместной ме(

тодической комиссии по производственной практике,

под руководством которой удалось бы наиболее эф(

фективно использовать опыт и знания преподавателей

ссузов и вузов, а также руководителей практики от

предприятий.

Преемственность процесса обучения на различных

этапах системы многоуровневого профессионального

образования реализуется в методах обучения и в различ(

ных видах учебной деятельности. Использование мето(

да проблемного обучения в учебном процессе среднего

специального учебного заведения создает хорошую ба(

зу для дальнейшей успешной учебно(исследовательской

работы студентов вузов [2, с. 25].

Развивая идею непрерывности образования, A.M. Но_

виков в качестве системообразующего фактора рас(

сматривает его целостность, а также интеграцию всех

образовательных подсистем и процессов. Принципами

непрерывного образования, по его мнению, являются:

❖ базовое образование, являющееся основой для

дальнейшего движения человека в образователь(

ном пространстве по всем возможным векторам;

❖многоуровневость образовательных программ, т.е.

введение образовательных программ многих уров(

ней и ступеней;

❖дополнительность (взаимодополнительность) ба(

зового и последипломного образования: доподго(

товка и переподготовка специалиста для работы

на конкретном рабочем месте, формирование са(

мосознания личности, периодическое изучение

(освоение) новинок науки, техники, технологии,

развитие неформального образования взрослых;

❖ маневренность образовательных программ, не(

пременным условием которой является создание

технологий «стыковки» содержания образова(

тельных программ разных профилей, уровней и

ступеней;

❖преемственность образовательных программ – со(

здание сквозных стандартов образования всех

уровней и ступеней, сквозного содержания обра(

зовательных программ;

❖ интеграция образовательных структур, суть

которой заключается в переводе нормативно(

правовой базы образования с образовательных уч(

реждений на образовательные программы,

развитии интегративных образовательных уч(

реждений (многоуровневых, многопрофильных и

многофункциональных), создании единого регио(

нального и единого федерального образователь(

ного пространства;

❖ гибкость в организации форм образования (обу(

чения): развитие очной, заочной, вечерней форм

обучения, открытого образования (обучения),

экстерната и т.д. [3, с. 267–269].

Система, основанная на таких принципах, способ(

на обеспечивать любому члену нашего общества равные

права на получение образования любого уровня. Эффек(

тивность развития сотрудничества образовательных

учреждений, реализующих систему непрерывного про(

фессионального образования, имеет ряд положитель(

ных моментов:

❖ активизируется познавательный интерес студен(

тов к процессу обучения, повышается их успевае(

мость;

❖ формируются новые качества личности – само(

стоятельность, ответственность, трудолюбие;

❖ появление возможности продолжать учебу в вузе

дает мощный стимyл к учебе;

❖повышается конкурс в образовательные учрежде(

ния СПО;

❖ появляется возможность реализовать на ступени

СПО методы и технологии обучения, свойствен(

ные высшей школе, и через это интенсифициро(

вать процесс обучения;

❖ успеваемость выпускников СПО повышается до

уровня успеваемости выпускников общеобразо(

вательной школы;

❖ взаимосвязи с ссузами позволяют формировать

весьма качественный контингент студентов вузов;

❖ прием в вузы выпускников СПО позволяет внед(

рить в высшие школы новые технологии обучения,

отказаться от сообщения студентам первичных

профессиональных знаний;

❖наличие у выпускников ссузов определенных (ис(

ходных) профессиональных знаний позволяет

сократить срок подготовки специалистов в вузе.

За основу деятельности Министерства образования

Московской области по управлению качеством подго(

товки специалистов в подведомственных учреждениях

высшего и среднего профессионального образования

взят принцип последовательного совершенствования

непрерывной системы профессионального образования,

включая последипломное и дополнительное профессио(

нальное образование.

Начиная с 2000 г. в Московской области ведется рабо(

та по формированию сети многоуровневых образователь(

ных учреждений СПО гуманитарно(экономического и

технического профилей на базе учреждений начально(

го профессионального образования. Такие ссузы наря(

ду с реализацией программ СПО успешно продолжают

подготовку высококвалифицированных рабочих по про(

фессиям НПО. Министерство считает необходимым со(

хранение в них контингента обучающихся по программам

НПО от 30 до 50%. Сейчас в Московской области восемь

таких образовательных учреждений.

Перспективными направлениями взаимодействия

учреждений профессионального образования всех уров(

ней, обеспечивающими современное качество непре(

4 СПО 6’2009

П роблемы и перспективы

Рассматривая формирование конкурентоспособ(

ности студентов как процесс продвижения в развитии

и преобразовании самой личности, мы с неизбежнос(

тью обращаемся к проблеме факторов, определяющих

данный процесс. При этом в назывном порядке пред(

ставим классические факторы процесса формирования

личности и конкретизируем ведущие факторы, повы(

шающие эффективность формирования конкурентоспо(

собности студентов как субпроцесса целостного

развития обучаемых.

В Советском энциклопедическом словаре понятие

«фактор» (от лат. factor – делающий, производящий) опре(

делено как причина, движущая сила какого(либо процес(

са, явления, определяющая его характер или отдельные

его черты [1, с. 1401]. Факторы развития и воспитания

личности многие ученые определяют классической

триадой: наследственность (природные задатки), среда ________________и

воспитание и ранжируют факторы воспитания и разви(

тия личности на внешние и внутренние, относя к внеш(

ним влияние среды. Другая группа авторов (М.Е. Дуранов,

В.И. Жернов, О.В. Лешер) выделяют социальные, соци(

ально(педагогические, педагогические, психолого(педа(

гогические и психологические факторы:

❖ социальные – общественный и государственный

строй, общественные организации, семья, требо(

вания общества к личности;

❖социально(педагогические – типы учебных заве(

дений, педагогические организации, объединения

молодежи учебного характера, требования к обу(

чающимся;

СПО 6’2009 5

рывного профессионального образования, является со(

трудничество учреждений начального, среднего и выс(

шего профобразования в части интеграции содержания

реализуемых ими образовательных программ, а также

учреждений НПО и СПО по реализации на ассоциатив(

ной или договорной основе сопряженных учебных пла(

нов подготовки высококвалифицированных рабочих и

специалистов со средним специальным образованием.

Достаточно серьезные наработки в системе образо(

вания Московской области имеются по реализации

непрерывной подготовки специалистов в системе

«СПО–ВПО». Практически все ОУ СПО имеют договоры

о сотрудничестве с вузами, педагогические колледжи тес(

но взаимодействуют с областными пединститутами и

МГОУ. Московский областной педагогический колледж

и Московский областной музыкально(педагогический

колледж, кроме того, заключили соглашения с федераль(

ными вузами – Московским государственным открытым

университетом им. М.А. Шолохова и Московским

педагогическим государственным университетом. Техни(

кумы и колледжи гуманитарно(экономического и тех(

нического профилей также тесно взаимодействуют с

ведущими вузами страны: Московский областной гума(

нитарный колледж кроме федеральных учреждений

ВПО наладил плодотворную совместную деятельность

с Институтом экономики и права МГОУ; Московский об(

ластной автомобильно(дорожный колледж – с МАДИ;

Орехово(Зуевский бизнес(колледж – с негосударствен(

ным ОУ ВПО МИРБИС.

В условиях стремительного обновления знаний и ди(

намичных изменений современной жизни, интеграции

в европейское образовательное пространство опыт об(

разовательных учреждений, реализующих многоуров(

невую подготовку квалифицированных кадров по

сопряженным учебным планам, требует дальнейшего

изучения и научного обобщения. Важно, чтобы систе(

ма непрерывного образования приобрела более гибкий

и динамичный характер, помогла человеку учиться в те(

чение всей жизни, выбирать индивидуальную траекто(

рию образования и формы обучения. Системный

подход к развитию непрерывного образования должен

обеспечить преемственность образовательных стандар(

тов и программ различных уровней общего и профес(

сионального образования, поддержание качества

трудовых ресурсов на необходимом уровне.

Литература

1. Байденко В.И. Образовательный стандар. Новго(

род, 1999.

2. Лопухова Т.В. Преемственность среднего профес(

сионального образования в многоуровневой системе:

Метод. пособие. Казань, 1998.

З. Новиков A.M. Российское образование в новой эпо(

хе / Парадоксы наследия, векторы развития. M., 2000.

4. О развитии образования в Российской Федерации.

Доклад Госсовета России // Официальные документы

в образовании. № 14 (226) май 2006.

ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.